Регулятор холостого хода ВАЗ 2107

Отказы двигателя ВАЗ 2107 на холостом ходу встречаются довольно часто. А если речь идет о силовом агрегате с распределенным впрыском, то очень часто причиной таких проблем является неисправность регулятора холостого хода (IAC). Именно об этом мы и поговорим в этой статье.

Регулятор (датчик) холостого хода ВАЗ 2107

Регулятор холостого хода обычно называют датчиком, хотя он таковым не является. Дело в том, что датчики занимаются измерительной аппаратурой, а регуляторы — исполнительной. Другими словами, он не собирает информацию, а выполняет команды.

Предназначение

Дроссельная заслонка — это компонент системы питания двигателя с диффузным впрыском, который регулирует объем воздуха, поступающего во впускной коллектор (ресивер) при закрытой дроссельной заслонке. По сути, это простой клапан, который открывает байпасный воздушный канал на заранее определенную величину.

Устройство РХХ

Регулятор холостого хода представляет собой шаговый двигатель, состоящий из статора с двумя обмотками, ротора с магнитом и поршневого штока с подпружиненным клапаном (запорный конец). При подаче напряжения на первую обмотку ротор поворачивается на определенный угол. При наложении на второй завод он повторяет его движение. Поскольку шток имеет резьбу на своей поверхности, он перемещается вперед-назад при вращении ротора. За один полный оборот ротора шток делает несколько «шагов», перемещая наконечник.

Проектирование регулятора холостого хода

1 — клапан; 2 — корпус регулятора; 3 — обмотка статора; 4 — ведущий винт; 5 — вывод обмотки статора; 6 — шарикоподшипник; 7 — корпус обмотки статора; 8 — ротор; 9 — пружина

Принцип действия

Работой устройства управляет электронный блок (контроллер). Когда зажигание выключено, шток дроссельной заслонки полностью выдвинут вперед, так что перепускное отверстие полностью перекрыто и воздух в воздушный резервуар вообще не поступает.

При запуске двигателя электронный контроллер, основываясь на информации от датчиков температуры и частоты вращения коленчатого вала, подает определенное напряжение на регулятор, который, в свою очередь, открывает перепускной порт. По мере нагрева привода и снижения оборотов электронный блок уменьшает поток воздуха в коллектор через VTC, стабилизируя работу привода на холостом ходу.

Электрическая схема IAC

Работой регулятора управляет электронный блок управления.

При нажатии на педаль акселератора воздух поступает через главный канал корпуса дроссельной заслонки в воздушный резервуар. Обходной канал отключен. Для определения правильного количества «шагов» электродвигателя генераторной установки электронный блок дополнительно использует информацию от датчиков положения дроссельной заслонки, расхода воздуха, положения коленчатого вала и частоты вращения.

В случае дополнительной нагрузки на двигатель (включение вентиляторов радиатора, отопителя, кондиционера, обогрева заднего стекла) контроллер с помощью регулятора открывает резервный воздуховод для поддержания мощности привода и предотвращения провисания и рывков.

Где находится регулятор холостого хода на ВАЗ 2107

Ограничитель холостого хода расположен в корпусе дроссельной заслонки. Само устройство крепится к задней части впускного коллектора двигателя. Регулятор можно найти, посмотрев на жгут проводов, который подключается к его разъему.

Положение регулятора холостого хода

Дроссельная заслонка расположена в корпусе дроссельной заслонки

Регулирование холостого хода в карбюраторных двигателях

В карбюраторных приводах ВАЗ 2107 холостой ход обеспечивается экономайзером, исполнительным устройством которого является электромагнитный клапан. Клапан установлен в корпусе карбюратора и управляется специальным электронным блоком. Электронный блок получает данные о частоте вращения двигателя от катушки зажигания и о положении дроссельной заслонки в первичной камере карбюратора от контактов регулятора количества топлива. После обработки этих данных устройство включает или выключает клапан. Электромагнитный клапан основан на электромагните с запорной иглой, которая открывает (закрывает) отверстие в топливной форсунке холостого хода.

Признаки неисправности РХХ

Индикаторами, указывающими на неисправность регулятора холостого хода, являются:

  • неустойчивый холостой ход (двигатель глохнет, захлебывается при отпускании педали акселератора);
  • снижение или повышение холостого хода двигателя (плавающие обороты)
  • Снижение производительности привода, особенно при дополнительной нагрузке (включение вентиляторов отопителя, радиатора, обогрева заднего стекла, ходовых огней и т.д.).
  • Трудности с запуском двигателя (двигатель запускается только при нажатии на педаль акселератора).

Однако обратите внимание, что аналогичные симптомы могут наблюдаться и в других датчиках, например, положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха или положения коленчатого вала. Кроме того, контрольная лампа «CHECK ENGINE» на приборной панели не загорается, если неисправен клапан холостого хода, поэтому код неисправности двигателя не может быть считан. Единственный выход — тщательно проверить устройство.

Проверка электрической цепи регулятора холостого хода

Перед диагностикой регулятора важно проверить его цепь, так как причиной прекращения работы может быть обычный обрыв провода или неисправность электронного регулятора. Для диагностики цепи достаточно мультиметра с возможностью измерения напряжения. Процедура выполняется следующим образом:

  1. Поднимите капот, найдите жгут проводов датчика на дроссельном узле.
  2. Отсоедините колодку жгута проводов
    . Блок разъемов IAC
    Каждый трос дроссельной заслонки имеет маркировку.
  3. Включите зажигание.
  4. Включите мультиметр в режиме вольтметра с диапазоном измерения 0-20 вольт.
  5. Подключите минусовой щуп прибора к заземлению автомобиля, а плюсовой щуп, в свою очередь, к контактам «A» и «D» на колодке жгута проводов.
    Проверьте цепь регулятора холостого хода
    Напряжение между землей и контактами A, D должно составлять приблизительно 12 В.

Напряжение между землей и каждым проводом должно соответствовать напряжению бортовой сети, т.е. примерно 12 В. Если оно ниже или напряжение вообще отсутствует — необходимо провести диагностику проводки и электронного контроллера.

Диагностика, ремонт и замена регулятора холостого хода

Для проверки и замены самого регулятора необходимо разобрать дроссельный узел и отсоединить от него блок. Инструменты и ресурсы, которые вам понадобятся:

  • Отвертка с крестообразным наконечником;
  • Плоская отвертка;
  • круглогубцы с круглым носом;
  • торцевой гаечный ключ или торцевая головка 13 мм
  • мультиметр с возможностью измерения сопротивления;
  • штангенциркуль (можно использовать линейку)
  • чистой сухой тканью;
  • Дозаправляемая охлаждающая жидкость (макс. 500 мл).

Демонтаж дроссельного узла и снятие РХХ

Чтобы снять корпус дроссельной заслонки, выполните следующие действия:

  1. Поднимите капот, отсоедините минусовой кабель от аккумулятора.
  2. С помощью шлицевой отвертки подцепите конец троса дроссельной заслонки и снимите его со «штифта» педали дроссельной заслонки.
  3. На блоке дроссельной заслонки с помощью круглогубцев отсоедините фиксатор сектора привода дроссельной заслонки.
    Отсоедините пружинный зажим
    Отсоедините фиксатор с помощью плоскогубцев с игольчатым носом или отвертки.
  4. Поверните сектор против часовой стрелки и отсоедините конец кабеля.
    Снимите крышку троса дроссельной заслонки
    Чтобы отсоединить конец кабеля, поверните шкив против часовой стрелки.
  5. Снимите пластиковую крышку с конца кабеля.
  6. Ослабьте кабель на кронштейне с помощью двух гаечных ключей 13 мм.
    Ослабленное крепление троса дроссельной заслонки
    Чтобы ослабить кабель, ослабьте обе гайки.
  7. Вытяните трос из отверстия в кронштейне.
    Отсоедините кабель
    Вытяните веревку из отверстия в кронштейне, чтобы снять
  8. Отсоедините жгут проводов от разъемов дроссельной тяги и датчика положения дроссельной заслонки.
  9. Используя крестовую отвертку или круглогубцы (в зависимости от типа зажимов), ослабьте зажимы на штуцерах впуска и выпуска охлаждающей жидкости. Снимите зажимы. Может вытечь небольшое количество охлаждающей жидкости. Вытрите пролитое вещество сухой чистой тканью.
    Снятие шланга с впускного и выпускного отверстий охлаждающей жидкости
    Зажимы можно ослабить с помощью отвертки или плоскогубцев (круглогубцев).
  10. Аналогичным образом ослабьте хомут и снимите шланг с патрубка вентиляции картера.
    Снятие шланга с отверстия сапуна картера
    Штуцер вентиляции картера расположен между впускным и выпускным трубопроводами охлаждающей жидкости.
  11. Ослабьте зажим на разъеме воздухозаборника с помощью крестовой отвертки. Снимите трубу коллектора с корпуса дроссельной заслонки.
    Снятие вентиляционной решетки
    Воздушная труба крепится с помощью червячной муфты.
  12. Аналогичным образом ослабьте хомут и снимите шланг паров топлива со штуцера на корпусе дроссельной заслонки.
    Отсоединение шланга отвода паров топлива
    Ослабьте хомут, чтобы снять шланг улавливания паров
  13. Ослабьте гайки (2 шт.) крепления дроссельного узла к впускному коллектору с помощью торцевого ключа или головки 13 мм.
    Снятие дроссельного узла
    Дроссельная заслонка крепится к коллектору с помощью двух шпилек и гаек
  14. Снимите корпус дроссельной заслонки и прокладку со шпилек коллектора.
    Отсоедините дроссельный узел
    Установите прокладку между дроссельным узлом и коллектором.
  15. Снимите пластиковую втулку, которая регулирует поток воздуха из коллектора.
    Удаление пластиковой втулки
    Пластиковая втулка конфигурирует воздушный поток внутри коллектора
  16. Используя крестовую отвертку, открутите два винта, крепящие регулятор к корпусу дроссельной заслонки.
    Снятие регулятора холостого хода
    Регулятор крепится к корпусу дроссельной заслонки двумя винтами
  17. Осторожно снимите регулятор, стараясь не повредить резиновое уплотнительное кольцо.
    Регулятор холостого хода снят
    На соединении между BCD и дроссельным узлом имеется резиновое уплотнительное кольцо.

Видео: снятие и чистка дроссельного узла на ВАЗ 2107

Как проверить регулятор холостого хода

Чтобы проверить регулятор холостого хода, сделайте следующее

  1. Включите мультиметр в режиме омметра с диапазоном измерения 0-200 Ом.
  2. Подключите щуп к контактам A и B регулятора. Измерьте сопротивление. Повторите измерения для клемм C и D. Сопротивление между этими контактами должно составлять 50-53 Ом, если регулятор находится в хорошем состоянии.
    Проверьте обмотки регулятора
    Сопротивление между соседними парными проводами должно составлять 50-53 Ом.
  3. Установите прибор в режим измерения максимального предельного сопротивления. Выполните измерение сопротивления между клеммами A и C и после B и D. Сопротивление в обоих случаях должно стремиться к бесконечности.
  4. С помощью штангенциркуля измерьте выступ запорного штифта регулятора относительно монтажной плоскости. Этот показатель не должен превышать 23 мм. Если оно больше, необходимо отрегулировать положение штока. Для этого подключите один провод (от плюсовой клеммы аккумулятора) к клемме D, а другой провод (от земли) кратковременно подключите к клемме C, имитируя импульсное напряжение от электронного блока управления. Повторите измерение, когда стержень достигнет максимального свеса.

Если величина сопротивления между указанными штифтами не соответствует заданным значениям или шток выдвигается более чем на 23 мм, регулятор холостого хода подлежит замене. Бессмысленно пытаться отремонтировать устройство. Если в обмотке статора имеется обрыв или короткое замыкание, что является причиной изменения сопротивления между клеммами, регулятор не подлежит ремонту.

Проверьте регулировку холостого хода

Шток должен быть удлинен на 23 мм.

Чистка регулятора холостого хода

Если сопротивление в порядке и длина щупа правильная, но щуп не двигается при подаче напряжения, можно попробовать почистить устройство. Проблема может заключаться в заклинивании червячного механизма, который перемещает стилус. Для его очистки можно использовать антикоррозийную жидкость, например WD-40 или аналогичную.

Нанесите жидкость на сам стержень в том месте, где он входит в корпус регулятора. Однако не переусердствуйте: не заливайте его внутрь устройства. Через полчаса возьмите стебель и осторожно покрутите его из стороны в сторону. Затем проверьте его работу, подключив провода от батареи к контактам D и C, как описано выше. Если шток регулятора начинает двигаться, устройство можно использовать снова.

Видео: чистка РХХ

Как выбрать РХХ

При покупке нового регулятора особое внимание следует обратить на производителя, так как от этого зависит качество детали, а следовательно, и срок ее службы. В России регуляторы холостого хода для автомобилей ВАЗ с инжекторами выпускаются под каталожным номером 21203-1148300. Эти изделия практически универсальны, так как подходят к «семеркам» и всем «Самарам» и десяткам семейства ВАЗ.

На ВАЗ 2107 устанавливались стандартные регуляторы производства ОАО «Пегас» (Кострома) и КЗТА (Калуга). В настоящее время регуляторы KZTA считаются самыми надежными и долговечными. Стоимость такой детали в среднем составляет 450-600 рублей.

Установка нового регулятора холостого хода

Чтобы установить новый регулятор холостого хода,:

  1. Покройте уплотнительное кольцо тонким слоем моторного масла.
  2. Установите регулятор холостого хода в корпус дроссельной заслонки и закрепите его двумя винтами.
  3. Установите собранный узел дроссельной заслонки на шпильки коллектора и закрепите его гайками.
  4. Подсоедините шланги охлаждающей жидкости, вентиляции картера и паров топлива. Закрепите кабельными стяжками.
  5. Установите воздушный шланг и закрепите его кабельными стяжками.
  6. Подсоедините жгуты проводов к регулятору и датчику положения дроссельной заслонки.
  7. Подсоедините трос привода дроссельной заслонки.
  8. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и при необходимости долейте ее.
  9. Подсоедините аккумулятор и проверьте работу двигателя.

Как видите, в конструкции и процессе проверки и замены регулятора холостого хода нет ничего сложного. В случае неисправности вы должны быть в состоянии решить проблему без посторонней помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector