Система охлаждения предназначена для поддержания оптимальной температуры двигателя автомобиля. Его основными компонентами являются каналы антифриза в блоке цилиндров, шланги, термостат, радиатор, а электрическая часть включает в себя переключатель вентилятора ВАЗ 2110, датчик температуры и электродвигатель с ротором, охлаждающим радиатор. Несвоевременное обнаружение неисправностей системы охлаждения может привести к перегреву двигателя и дорогостоящему ремонту.
LS 0108 Датчик включения вентилятора (TM-108)
Схемы включения
На инжекторных и карбюраторных двигателях ВАЗ 2110 датчик температуры ТМ-108 используется различными способами для управления включением и выключением двигателя вентилятора.
В карбюраторных двигателях он расположен на радиаторе с левой стороны автомобиля. Когда резьбовая часть, расположенная непосредственно в охлаждающей жидкости, нагревается, биметаллическая пластина изгибается и замыкает контакты. Напряжение от батареи через предохранитель подается на один контакт двигателя, другой контакт при срабатывании датчика соединяется с корпусом, приводя ротор в движение.
Датчик включения вентилятора (карбюратор ВАЗ 2110)
На карбюраторных инжекторах ВАЗ 2110, ТМ-108 находится рядом с термостатом, сигнал подается на электронный блок управления (ЭБУ). Управляющий сигнал от ЭБУ поступает на реле вентилятора системы охлаждения, которое управляет электродвигателем аналогично датчику двигателя карбюратора.
Выключатель вентилятора инжектора
Все двигатели имеют дополнительный индикатор в блоке цилиндров, сигнал которого используется для индикации температуры охлаждающей жидкости на панели салона.
Прежде чем пытаться самостоятельно отремонтировать переключатель вентилятора, рекомендуется хорошо знать систему охлаждения: http://vazweb.ru/desyatka/dvigatel/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya.html.
Вентилятор не включается
Возможных причин может быть несколько:
- Предохранитель. Предохранитель F7 в монтажном блоке, предохранитель на 20 ампер — отвечает за питание цепей электровентилятора и звукового сигнала — может быть неисправен;
- Термостат. Жидкость циркулирует только по малому кругу, радиатор и датчик не нагреваются, а вентилятор не включается. Проверьте, просто прощупав патрубки радиатора, которые должны быть теплыми при открытом термостате;
- Сенсор. На автомобиле ВАЗ 2110 с карбюратором проверить замкнутость контактов, если блок неисправен, то включится электровентилятор. При инжекторном двигателе необходимо отсоединить разъем, при других компонентах ЭБУ определит обрыв в цепи, он подаст постоянный сигнал на реле, которое обязательно включит электродвигатель охлаждения;
- Реле вентилятора системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ 2110. Отсоедините датчик, закоротите силовые контакты на реле, расположенном в дополнительном блоке предохранителей. Если все работало, проверьте обмотку управления: на одном контакте от главного реле всегда есть плюс, другой подключите к корпусу, пытаясь услышать щелчок срабатывания. Еще лучше просто временно заменить реле на заведомо исправное, чтобы проверить его;
- Электрический двигатель. При проверке отсоедините разъем и подайте напряжение непосредственно от аккумулятора, чтобы заставить ротор включиться.
Если все компоненты исправны, поищите обрыв в проводах, прощупывая их по одному. Также может быть плохой контакт между клеммами проводов реле и датчика и шасси автомобиля. Отказ ЭБУ будет наихудшим случаем, в этом случае сигнал с «ноги 46» обычно «плавает» и не достигает +12 В (выключено) и 0 (включено).
Статью о самостоятельной настройке термостата и его замене можно найти здесь: http://vazweb.ru/desyatka/ohlazhdenie/dorabotka-termostata.html
Вентилятор работает постоянно
Это более редкая неисправность, которая возникает в следующих случаях:
- Контакты датчика не размыкаются, загорается лампочка «Check Engine», в карбюраторе ВАЗ 2110 при отсоединении разъема отключается вентилятор;
- Неисправна проводка к устройству (только для инжектора);
- «Заклинило» реле в замкнутом положении.
Для устранения неисправности необходимо заменить неисправный компонент.
Проверка в домашних условиях
Иногда электродвигатель включается слишком поздно, когда температура антифриза уже высока. Это может быть вызвано неисправным клапаном в крышке радиатора или неправильным датчиком включения. Температуру срабатывания можно проверить в домашних условиях с помощью мультиметра и термометра.
После отсоединения электрического разъема открутите датчик гаечным ключом. Во избежание ожогов устройство следует снимать только при холодном двигателе, после слива антифриза. При сборке рекомендуется использовать новую медную уплотнительную шайбу и не прилагать слишком большого усилия при затяжке.
Тонкости замены антифриза подробно рассмотрены в этой статье: http://vazweb.ru/desyatka/ohlazhdenie/zamena-antifriza.html.
Температура врезания выгравирована на лицевой стороне наконечника и может составлять от 92 до 95 градусов. Для проверки подключите мультиметр в режиме измерения сопротивления и погрузите резьбовую часть в емкость с водой.
Нагревая воду и наблюдая за показаниями мультиметра, запишите на термометре момент включения и, после остывания, температуру выключения. Обычно это 92 и 87 градусов Цельсия. Если температура значительно отклоняется от нормы, особенно если она слишком низкая, устройство следует заменить.
Для улучшения охлаждения можно установить двойной вентилятор фирмы Niva. Существует две модификации размещения: за радиатором или перед ним.
Нагнетатель воздуха Нива 21214-1300024-43 (устанавливается перед радиатором)
Любой из вариантов может быть установлен на ВАЗ 2110 с минимальными изменениями при монтаже на месте. При параллельном включении электродвигателей потребляемый ток возрастает до 40 ампер, что требует замены проводки.
Всасывающий радиатор Нива (устанавливается за радиатором)
Следите за температурой двигателя. Если перегрев замечен слишком поздно, может произойти не только закипание антифриза и вынужденная остановка, но и более серьезные последствия: деформация головки блока цилиндров, заклинивание распределительного вала. Неисправности вентилятора системы охлаждения ВАЗ 2110 можно самостоятельно диагностировать, проверив термостат, двигатель, реле, срабатывание датчиков.