Ремонт рулевого редуктора ВАЗ 2106

Система рулевого управления вашего автомобиля всегда должна быть в исправном состоянии. Безопасная эксплуатация вашего автомобиля напрямую зависит от его исправности. При малейших признаках неисправности его необходимо диагностировать, а затем отремонтировать или заменить, что вы можете сделать своими руками.

Рулевой механизм ВАЗ 2106

«Шестерка» оснащена рулевым механизмом червячного типа с передаточным числом 16,4. Он состоит из следующих компонентов:

  • рулевое колесо;
  • рулевой вал;
  • червячная передача;
  • рулевое управление. Рулевая колонкаОдним из основных компонентов рулевого механизма является рулевая колонка

Читайте также: Передаточные числа редуктора автомобилей МаЗ.

Рулевая колонка ВАЗ 2106

Основной задачей рулевой колонки является передача вращательного движения от рулевого колеса к передним колесам. Агрегаты, используемые на ВАЗ 2106, конструктивно идентичны. Механизм крепится к левому боковому элементу тремя винтами. На верхней крышке есть винт, который используется для регулировки зазора между валом и червяком. Регулировка зазора необходима, если в механизме имеется большой люфт. Коробка передач и рулевое колесо соединены через промежуточный вал, который посажен на шлицы, препятствующие его вращению.

Устройство рулевой колонки

Сепаратор рулевого механизма несет червячный вал на двух подшипниках, не имеющих внутреннего кольца. Вместо внутреннего кольца на концах вала червяка используются специальные канавки. Необходимый зазор в подшипниках устанавливается с помощью шайб, которые находятся под нижней крышкой. Выход червячного вала из корпуса уплотняется манжетным уплотнением. На шлицевой стороне вала имеется углубление для винта, соединяющего червячный вал с рулевым валом. Червяк входит в зацепление со специальным валом, расположенным на оси и вращаемым подшипником. Вал сошки на выходе из корпуса также уплотнен манжетным уплотнением. Она позволяет установить сошку в определенном положении.

Рулевая колонкаРулевой механизм ВАЗ 2106 состоит из следующих компонентов: 1. боковая тяга; 2. левый кулак; 3. внутреннее ушко боковой тяги; 4. сошка; 5. пружинная шайба шарового пальца; 6. пружина вкладыша; 7. шаровой палец; 8. вкладыш шарового пальца; 9. Защитный колпачок шарового пальца; 10. Центральная тяга; 11. Маятниковый рычаг; 12. Муфта регулировки боковой тяги; 13. Нижняя шаровая опора передней подвески; 14. Нижний рычаг передней подвески; 15. Правый поворотный кулак; 16. Верхний поворотный кулак; 17. Правый рычаг рулевого кулака; 18. Кронштейн маятникового рычага; 19. Втулка оси маятникового рычага; 20. О-образное кольцо на втулке вала маятникового рычага; 21. Вал маятникового рычага; 22. Правая часть; 23. Крышка маслозаливной горловины; 24. Накладки рулевого вала; 25. Рулевой вал; 26. Рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя; 27. Рулевое колесо 28. Выключатель звукового сигнала; 29. Рычаг переключателя указателей поворота; 30. Рычаг переключателя фар; 31. Регулировочный винт; 32. Червяк; 33. Подшипник червяка; 34. Вал червяка; 35. Сальник; 36. Картер рулевого механизма; 37. Втулка вала сошки; 38. Сальник вала рулевого механизма; 39. Вал оси рулевого механизма; 40. Нижняя крышка корпуса рулевого механизма; 41. Регулировочные прокладки; 42. Ось ролика; 43. Упорная шайба вала; 44. Двойной рожковый вал; 45. Верхняя крышка корпуса рулевого механизма; 46. Пластина регулировочного болта; 47. Заклепка крепления пластины и фланца кронштейна; 48. Болт крепления пластины и фланца кронштейна; 49. Кронштейн крепления рулевого вала; 50. Выключатель зажигания; 51. Верхняя опорная труба рулевого вала; 52.

Рулевой механизм на шестой модели «Жигулей» работает следующим образом:

  1. Водитель поворачивает рулевое колесо.
  2. Удар передается через вал на червячный элемент, который уменьшает число оборотов.
  3. При вращении червя двойной спинной вал перемещается.
  4. На валу с двойной спинкой находится рычаг, который приводит в действие рулевые тяги.
  5. Рулевое управление воздействует на поворотные кулаки, которые поворачивают передние колеса в нужную сторону и на нужный угол.

Неполадки рулевой колонки

Неисправность рулевых тяг можно распознать по характерным симптомам:

  • скрип;
  • играть;
  • …скрип; …люфт; …утечка смазки.

Если возникли какие-либо из этих проблем, не ждите слишком долго, прежде чем ремонтировать колонку.

Скрипы в колонке

Если возникают скрипы, они могут быть вызваны следующими причинами

  • чрезмерный люфт в подшипниках ступицы. Для устранения проблемы необходимо отрегулировать зазор или заменить подшипники;
  • ослабление штифтов рулевой тяги. Решение — затянуть гайки;
  • большой люфт между маятником и втулками. Неисправность может быть устранена путем замены втулок;
  • Изношенные подшипники червячного вала могут проявляться в виде скрипа при вращении колес. Проблема решается регулировкой зазора в подшипниках или их заменой;
  • Поворотные рычаги ослаблены. Решение заключается в том, чтобы затягивать гайки, когда колеса установлены прямо.

Течь масла

Утечка смазки из рулевой трубки на «классике» — обычное явление. Он вызывается следующими факторами:

  • Повреждение (износ) сальника на сошке или валу червяка. Проблема решается заменой сальников;
  • Ослабление болтов крепления крышки картера. Утечки можно устранить, затянув болты по диагонали, чтобы обеспечить герметичность соединения;
  • Повреждение прокладки под крышкой картера. Необходимо снять крышку и заменить прокладку.

Утечка маслаОдин из способов избавиться от течи масла при сохранении сальников — обработать крышку коробки передач герметиком

Тугое вращение руля

Причин жесткого рулевого управления может быть несколько:

  • неправильная регулировка развала-схождения передних колес. Чтобы устранить проблему, вам необходимо посетить мастерскую и выполнить эту работу;
  • Деформация деталей в системе рулевого управления. Рулевые тяги обычно деформируются из-за их низкого положения и механических воздействий, например, при наезде на препятствие. Деформированные рулевые тяги следует заменить;
  • Неправильный зазор между роликом и червяком. Необходимый люфт регулируется с помощью специального винта;
  • Слишком тугая гайка на маятнике. Решение — слегка ослабить крепеж.

Ремонт рулевой колонки

Ремонт коробки передач, как и любого другого устройства, требует подготовки инструментов и соблюдения пошаговых инструкций.

Демонтаж

Необходимые инструменты включают:

  • Отвертка 17 и 30 мм;
  • длинную, прочную отвертку;
  • ломик;
  • молоток;
  • рукоятка трещотки;
  • стандартный гаечный ключ 17. Инструменты для ремонтаДля демонтажа рулевого механизма вам понадобится стандартный набор инструментов

Процедура демонтажа устройства состоит из следующих шагов:

  1. Выверните болт, удерживающий вал и рулевую колонку. Выверните болт вала из рулевой колонкиРулевая колонка соединена с промежуточным валом болтом диаметром 17 мм.
  2. Открутите и снимите шплинты, затем открутите гайки, крепящие тяги к стяжным шпилькам.
  3. Постучите по тяге молотком, чтобы извлечь штифты тяги. Снятие шатунаПосле ослабления гаек отсоедините тягу от тягового стержня.
  4. Открутите крепление механизма к боковой части, предварительно сняв левое переднее колесо. Крепление к боковому элементуСнимите левое переднее колесо и открутите гайки, крепящие шестерню к лонжерону.
  5. Чтобы предотвратить проворачивание болтов, используйте гаечный ключ с внутренней стороны. Крепежные винтыЧтобы удерживать болты с противоположной стороны, используйте гаечный ключ.
  6. Потяните колонку в сторону и извлеките ее из-под капота. Удаление колонныПосле снятия крепежа извлеките рулевую колонку из-под капота.

Как разобрать

Разборка производится для осмотра и ремонта деталей. Требуются следующие инструменты:

  • большая торцевая головка 30 мм;
  • Гаечный ключ или торцевая головка 14 мм;
  • Съемник сошек с шестерней;
  • Плоская отвертка;
  • Молоток;
  • Тиски.

Процедура состоит из следующих шагов:

  1. С помощью гаечного ключа ослабьте гайку, крепящую сошку к валу, а затем зажмите шестерню в тисках. Прикрепление сошкиС помощью гаечного ключа 30 мм ослабьте гайку крепления шаровой опоры сцепления.
  2. Снимите шаровой стержень сцепления с вала с помощью экстрактора. Съемник штокаВверните съемник и с его помощью снимите шаровой стержень сцепления с вала.
  3. Открутите крышку маслозаливной горловины и слейте смазку в подходящую емкость.
  4. Открутите гайку, удерживающую регулировочный стержень, и снимите шайбу. Гайка регулировочного болтаРегулировочный болт удерживается гайкой, открутите ее.
  5. С помощью гаечного ключа 14 мм открутите фитинг на верхней крышке и снимите ее. Верхняя крышкаЧтобы снять верхнюю крышку, открутите 4 винта
  6. Извлеките ролик и ось сошки из корпуса. Вал и ось сошкиВытащите маховик и вал шкива из коробки передач
  7. Снимите крышку червячного вала, ослабив крепеж. Крышка шнекаЧтобы снять крышку червячного вала, ослабьте соответствующие крепления и снимите деталь, включая уплотнения.
  8. Выбейте вал червяка и снимите его вместе с подшипниками. Вал шнекаВыбейте вал червяка молотком и извлеките его вместе с подшипниками из корпуса.
  9. Извлеките сальник из отверстия вала, подцепив его плоской отверткой. Снимите упаковкуСнимите сальник коробки передач, вытащив его отверткой.
  10. Снимите червячный подшипник и выбейте наружное кольцо с помощью подходящей коронки. Снимите клеткуДля снятия наружного кольца подшипника вам понадобится подходящая проставка.

Ремонт узла

Детали промываются в дизельном масле или парафине для удаления дефектов. Затем проверяется состояние вала червяка и ролика. На них не должно быть никаких повреждений. Шарикоподшипники узла должны вращаться свободно и без заеданий. Детали подшипника должны быть в нормальном состоянии, т.е. не иметь износа, забоин и других дефектов. Трещины в корпусе редуктора недопустимы. Если обнаружен износ деталей, их необходимо заменить на исправные. Сальники необходимо заменять при каждой работе с колонной.

Сборка

Трансмиссионное масло наносится на внутренние компоненты перед сборкой, и этот процесс состоит из следующих этапов:

  1. Слегка постучите молотком по прецептору, чтобы вдавить внутреннее кольцо шарикоподшипника в корпус механизма. Нажмите на звонокИспользуйте кусок трубы соответствующего диаметра, чтобы запрессовать внутреннее кольцо подшипника в корпус.
  2. Установите сепаратор вместе с шариками на кольцо подшипника и снова соберите червяк.
  3. Установите сепаратор наружного шарикоподшипника на вал и установите наружное кольцо. Размещение кольцаПосле установки червячного вала и наружного подшипника запрессуйте наружное кольцо.
  4. Установите уплотнение и крышку.
  5. Вставьте новые сальники и смажьте их трущиеся поверхности смазкой Литол-24.
  6. Установите на место червячный вал.
  7. Используя регулировочные прокладки, выберите момент затяжки 2-5 кгс*см.
  8. Установите ось сошки.
  9. Соберите коробку передач в обратном порядке.

Видео: разборка и сборка рулевого механизма ВАЗ

Масло в рулевой колонке

Чтобы уменьшить трение между деталями внутри узла, картер заполняется смазкой. В «Жигулях» для данного продукта используется масло марки GL5 или GL4 с вязкостью SAE80-W90. Однако некоторые автовладельцы используют «ТАД-17» вместо современных смазочных материалов. В рулевую колонку заливается 0,2 литра масла.

Заправка масла для рулевого механизмаВ рулевой механизм «Жигулей» заливается 200 г масла GL5 или GL4 с классом вязкости SAE80-W90

Замена масла

В автомобиле ВАЗ 2106, как и в других «классиках», рекомендуется менять смазку рулевого механизма раз в 20-40 000 км. Более частые замены — это просто пустая трата времени и денег. Если вы заметили, что масло сильно потемнело, а рулевое управление становится тяжелее при поворотах, необходимо как можно скорее заменить смазку. Необходимые инструменты:

  • 1 гаечный ключ 8 мм;
  • 2 Шприц с большим объемом;
  • Трубка или шланг небольшого диаметра;
  • Подходящий контейнер для сбора отработанного масла.

Работа сводится к следующим этапам:

  1. Открутите заглушку на коробке передач.
  2. Наденьте трубку на шприц и с ее помощью извлеките старую смазку, вылив ее в контейнер. Старое маслоУдалите старую смазку из рулевой колонки с помощью шприца.
  3. С помощью нового шприца наберите новое масло и залейте его в коробку передач. Масло в шприцеВозьмите новую смазку и добавьте ее в коробку передач
  4. Установите пробку на место и устраните все утечки.

При заливке масла рекомендуется покачать рулевое колесо, чтобы воздух вышел из картера.

Видео: замена смазки в рулевой колонке «Жигулей»

Проверка уровня

Опытные владельцы «классических» автомобилей утверждают, что масло из коробки передач подтекает даже при установке нового механизма, поэтому периодическая проверка уровня совсем не будет лишней. Чтобы определить уровень смазки, выполните следующие действия:

  1. Протрите поверхность узла тканью.
  2. Открутите крышку топливного бака. Заправочная пробкаОткрутите крышку топливного бака гаечным ключом на 8 мм.
  3. Опустите в отверстие чистую отвертку или другой подходящий инструмент и проверьте уровень смазки. Нормальный уровень находится чуть ниже края крышки топливного бака. Проверка уровняДля проверки уровня масла в коробке передач можно использовать отвертку или другой подходящий инструмент.
  4. Если уровень ниже необходимого, доведите его до нормы и закрутите пробку.

Регулировка люфта рулевой колонки

Регулировка становится необходимой после ремонта или при наличии большого люфта при повороте рулевого колеса. Если в механизме имеется большой люфт, колеса будут отставать от движения рулевого колеса. Для регулировки требуются следующие инструменты

  • отвертка с плоским наконечником;
  • 19 мм гаечный ключ.

Выровняйте рулевое колесо по центру, а затем выполните следующие действия:

  1. Открутите гайку на верхней части рулевого механизма с помощью ключа на 19 мм. Открутите гайкуРегулировочный шток закреплен гайкой и должен быть откручен.
  2. Снимите стопорную шайбу.
  3. Используя плоскую отвертку, поверните шток механизма на 180˚ по часовой стрелке. Регулировка воспроизведенияПоверните шток поршня по часовой стрелке на 180˚ с помощью плоской отвертки.
  4. Поверните передние колеса по часовой стрелке и против часовой стрелки. Процедура завершена, если люфт отсутствует. В противном случае поворачивайте шток так, чтобы люфт был как можно меньше и руль можно было повернуть без особых усилий или люфта.
  5. После регулировки установите шайбу и затяните гайку.

Видео: регулировка люфта рулевой колонки на «классике»

Маятник ВАЗ 2106

Маятниковый рычаг или просто маятник — это деталь, соединяющая рулевую тягу и рулевой механизм. Он расположен под капотом симметрично рулевому механизму и установлен на правой продольной стойке.

Маятник ВАЗ 2106Рычаг управления предназначен для синхронного поворота колес при повороте рулевого колеса

Замена маятника

Как и другие детали автомобиля, рычаг управления подвержен износу и может потребовать ремонта или замены. Есть несколько предупреждающих признаков того, что с этим устройством возникли проблемы:

  • При движении по неровному дорожному покрытию слышен стук;
  • Большой люфт в рулевом колесе.

Если маятник поврежден, для поворота рулевого колеса может потребоваться приложить значительное усилие.

Следует отметить, что перечисленные выше симптомы могут возникнуть не только при дефекте маятника, но и при ослаблении узла или чрезмерной затяжке регулировочной гайки.

Как снять

Для демонтажа необходимы следующие инструменты

  • Набор гаечных ключей или кольцевой гаечный ключ;
  • экстрактор шариковых шпилек.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Снимите правое переднее колесо.
  2. Открутите штифты тяг от рычага управления. Зажимные штифтыОткрутите гайки, крепящие штифты тяг к рычагу управления.
  3. Снимите штифты тяг с рычага управления с помощью съемника.
  4. Открутите болт маятника от лонжерона. Поворотный механизм в сбореМаятник крепится к боковой части двумя болтами.
  5. Выкрутите нижний болт сразу, а верхний болт вместе с механизмом. Снятие маятникаВыкрутите сначала нижний, а затем верхний винт вместе с маятником.
  6. После ремонта или замены рычага управления установите его в обратном порядке.

Ремонт маятника

Ремонт путем замены втулок или подшипников (в зависимости от конструкции).

Замена втулок

Выполните ремонт с помощью следующих инструментов:

  • 19 мм гаечный ключ;
  • порок;
  • Новые кусты;
  • Смазка «Литол-24».

Порядок ремонта следующий:

  1. Зажмите маятник в тисках. Удалите штифт и открутите зажимной элемент. Регулировочная гайкаЧтобы открутить регулировочную гайку, зажмите маятник в тисках.
  2. Снимите шайбу. Маленькая шайбаПод гайкой находится маленькая шайба, которая снимается.
  3. Снимите большую шайбу с помощью отвертки. Большая стиральная машинаБольшую шайбу можно снять, ослабив ее отверткой.
  4. Снимите узел втулки и уплотнения. Втулка и уплотнениеСнимите втулку и уплотнительное кольцо с вала.
  5. Втяните кронштейн и снимите второе уплотнение. Кронштейн шарнирного соединенияОткиньте кронштейн и снимите второе уплотнительное кольцо
  6. Отсоедините и снимите второй гермоввод с помощью отвертки. Второй рукавОткрутите вторую втулку с помощью плоской отвертки.

Дефектовка и сборка

После демонтажа рычага управления проверьте состояние всех компонентов. Ось и поперечина не должны иметь дефектов (следов износа, деформации). Втулки подвержены износу при большом пробеге. Поэтому их необходимо заменить на новые. Кронштейн не должен иметь трещин и других повреждений. Соберите маятник в обратном порядке, нанеся Литол-24 на ось маятника и его отверстие. Регулировочная гайка должна быть затянута так, чтобы сошка вращалась при приложении к ее концу усилия в 1-2 кг. Для определения силы используется динамометр.

Видео: замена втулок маятникового рычага на «классике»

Замена подшипников

При увеличении пробега подшипники в опорах начинают заедать и клинить, что требует их замены. Из инструментов вам понадобится тот же список, что и в предыдущем случае, только вместо втулок вам понадобятся подшипники. Ремонт состоит из следующих этапов:

  1. Зажмите деталь в тисках и ослабьте регулировочную гайку, но не до конца. Откручивание гайкиЗажмите маятник в тисках и ослабьте гайку, но не до конца.
  2. Поместите маятник в тиски так, чтобы ось была свободна, затем ударьте молотком по ослабленной гайке.
  3. Полностью ослабьте гайку и снимите шарнир вместе с маком и нижним подшипником. Вал маятникаОслабьте гайку и снимите ось вместе с наконечником штока и нижним подшипником.
  4. Ослабьте гайку, удерживающую соединительную штангу в тисках. Ось в тискахЗажмите ось в тисках, чтобы ослабить гайку, удерживающую соединительную тягу.
  5. Снимите подшипник. Демонтаж подшипникаСнимите старый подшипник с вала.
  6. Выбейте верхний подшипник с помощью подходящего приспособления. Выбивной подшипникДля снятия верхнего подшипника вам понадобится соответствующая проставка.
  7. Очистите корпус маятника от грязи и старой смазки и запрессуйте подшипники в обратном порядке, используя деревянную проставку.
  8. Затяните гайки на оси.

При сборке маятника отрегулируйте подшипники так, чтобы они вращались свободно, но без люфта.

Видео: ремонт маятника на подшипниках ВАЗ 2101–07

Для ремонта рулевого механизма в ВАЗ «шестерка» можно использовать набор гаражных инструментов, состоящий из молотка, гаечных ключей и отверток. Работа не требует специальных знаний и навыков. Ознакомившись с пошаговой инструкцией, ремонт может выполнить даже неопытный мотоциклист. Самое главное — быть внимательным при осмотре деталей и сборке механизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector