Ремонт Гбц ВАЗ

Ремонт головки блока цилиндров (ТСУ) — это вынужденная мера, связанная с неисправностью двигателя внутреннего сгорания. Симптомы неисправности:

  • Сжигание
  • Горение масла
  • Не запускается при первом включении
  • Двигатель не запускается
  • Из-за поломки клапана

Ремонт DHC выполняется после определения точной причины неисправности с помощью диагностики, как на карбюраторном двигателе, так и на инжекторе.

В автомобиле одна и та же неисправность может иметь разные причины. Если, например, двигатель пульсирует или подвывает, это не означает, что виновником является головка блока цилиндров. Ремонт — дорогостоящая операция, и первое, что необходимо определить, это.

  • правильно ли работают свечи зажигания, высоковольтные провода и катушка зажигания;
  • можно ли обслуживать топливные форсунки;
  • есть ли сигнал коммутатора на разъемах инжектора и катушки зажигания;
  • что бензонасос обеспечивает достаточное давление топлива в рампе.

Если в системе управления форсунками нет неисправностей, головку блока цилиндров можно отремонтировать.

Далее рассмотрим пример 8-клапанного двигателя автомобиля семейства ВАЗ: 2108, 2109, 2110, 2111, 2113, 2114, 2115, гранта, калина, приора основы ремонта головки блока цилиндров.

Процесс ремонта гбц

Демонтаж

В автомобилях с 8-ми цилиндровыми двигателями головки цилиндров одинакового типа и взаимозаменяемы. Следовательно, все механизмы выполняются с использованием одного и того же метода ремонта — независимо от модели автомобиля. Перед разборкой головки блока цилиндров необходимо провести общую подготовку автомобиля и инструментов. Первое необходимое действие — отсоединить бортовую электросистему от аккумулятора. Просто снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Второй шаг — работа по сливу охлаждающей жидкости из блока двигателя путем откручивания крышки, расположенной между третьим и четвертым цилиндрами. Нет необходимости сливать воду из радиатора.

Снимите корпус воздушного фильтра с резиновым шлангом, открутив хомут на дроссельном узле. Отсоедините топливопроводы от рейки инжектора.

трос дроссельной заслонки на дросселе

Отсоедините трос управления дроссельной заслонкой от дроссельного узла.

клапанная крышка ваз

Открутите две гайки крепления клапанной крышки и снимите клапанную крышку.  При сборке замените прокладку клапанной крышки на новую.

После общей подготовки приступайте непосредственно к снятию деталей и узлов, препятствующих окончательному подъему головки блока цилиндров из блока цилиндров.

дефлектор двигателя ваз

Ослабьте три болта крепления крышки ремня ГРМ и снимите крышку.

клеймо ВАЗ на распредвале

Установите поршень первого цилиндра в положение верхней мертвой точки, при этом метка шестерни распределительного вала должна совпадать с загнутым выступом на корпусе крышки.

держатель коленчатого вала ваз

Зафиксируйте положение коленчатого вала с помощью специальной гребенки через смотровое отверстие на кожухе маховика.

натяжитель ремня ваз

Открутите гайку, удерживающую натяжной ролик ремня ГРМ, и снимите его вместе с комплектом шайб.

ремень ваз

Снимите ремень со звездочки распределительного вала и насоса и отложите в сторону.

выкрутите винт из звездочки распределительного вала

Удерживая распределительный вал, выкрутите винт из шестерни и снимите его.

снять дефлектор коленчатого вала ваз

Открутите болты, крепящие дефлектор к корпусу головки блока цилиндров и блоку цилиндров, и снимите его вместе с насосом.

крышка со стороны распределительного вала

Затем открутите две гайки и болт с крышки со стороны распредвала и снимите ее, а также снимите корпус термостата на шпильках.

снятие дефлектора распредвала ваз

Открутите гайки, крепящие верхние крышки постелей распределительных валов. Снимите крышки и распределительный вал.

снятие впускного коллектора ваз

Открутите все гайки, удерживающие выпускной и впускной коллекторы, и отделите их от головки по направлению к ветровому стеклу.

болт крепления головки коробки ваз

Болты крепления головки блока цилиндров обычно выполняются ключом torx (Torx External). Головка такого болта имеет форму шестигранной звезды и используется для уменьшения его размеров.

Рассухаривание клапанов

механизм обратного клапана

Конструктивно стержень клапана в головке цилиндра направляется по направляющей, запрессованной в корпус головки цилиндра. Механизм клапана приводится в действие следующими компонентами: нижнее пружинное седло, фланцевая крышка, наружная пружина, внутренняя пружина, верхнее коническое седло, упорные блоки.

Открыватели клапанов ВАЗ

Узел подлежит разборке для дальнейших работ, связанных с заменой клапана или седла, выдавливанием направляющей втулки. Операцию разборки легко выполнить, если у нас есть устройство, называемое дескьюзером, или системой рычагов. Крайняя точка рычага прикреплена к опорной поверхности, а средняя часть упирается кольцом в верхнее седло пружины. Если надавить рычагом на седло пружины, конусообразные уплотнения становятся доступными и могут быть извлечены пинцетом.

В случае ручной выпрессовки, если нет инструмента, эту операцию можно выполнить постукиванием молотком, предварительно подобрав штифт по размеру верхнего седла пружины.

Замена направляющих

измерение биения

Направляющие клапанов необходимо заменить, если биение превышает допустимое значение, которое составляет не более 0,6 мм для выпускных клапанов и не более 0,4 мм для впускных клапанов.

Биение проверяется с помощью специального инструмента, состоящего из прочной опорной плиты, которая устанавливается на уже подготовленную на фрезерном станке поверхность головки. Подставка позволяет удерживать микрометр в нужном положении, перемещая его по вертикали и горизонтали. Поворачивая клапан, вставленный в направляющую в направлении движения оправки до упора, рабочая головка микрометра перемещается до соприкосновения с тарелкой клапана. Стрелка микрометра устанавливается на ноль поворотом шкалы и наклоном клапана в направлении движения штока микрометра. Показания стрелки не должны превышать 40 пунктов для впускного клапана и 60 пунктов для выпускного клапана.

замена направляющих ваз

Если пределы превышены, направляющая клапана выдавливается с помощью подходящего сгона и запрессовывается новая направляющая. Затем он обрабатывается с помощью разверток.

Следует отметить, что направляющая выпускного клапана имеет тепловой разрыв на внутренней поверхности по всей своей длине, а направляющая впускного клапана — только до половины своей длины.

Зенковка

При установке новой направляющей клапана ее ось в большинстве случаев не совпадает с осью седла. Чтобы восстановить центровку головки клапана и удержать ее на седле, она обрабатывается по краям специальными фрезами с тремя углами скоса

  • верхний угол коррекции — 300
  • угол наклона седла клапана — 450
  • нижний угол коррекции — 600

фрезы для зенкования седел

Набор фрез для зенкования впускных и выпускных клапанов и их хвостовиков можно приобрести у специализированных дилеров.

Притирка

Пара клапан-седло-клапан притирается для обеспечения герметичности. Притирка выполняется с помощью дрели, цангового рычага с возвратной пружиной или пневматического инструмента с набором присосок разных размеров. В качестве абразива используется смесь абразивного порошка и моторного масла или готовые притирочные пасты.

Перед притиркой необходимо смазать стержень клапана маслом и вставить клапан в направляющую клапана. Затем подготовьте ручку и, приподняв головку клапана над седлом, нанесите притирочный состав на кромку головки.

притирка клапанов

Притирка клапана к седлу осуществляется путем вращения вокруг оси клапана в сочетании с возвратно-поступательными движениями. Появление матовой серой полосы на фаске сиденья подтверждает качество притертых поверхностей.

Проверка герметичности

испытание на герметичность парафинового клапана

В конце операции притирки герметичность окончательно проверяется парафином при закрытых клапанах. Если после выдержки в течение 2-3 часов нет утечек парафина, головку цилиндра можно собирать. При обнаружении утечек повторите операцию притирки.

Замена маслосъемных колпачков

Замена вставок стержней клапанов является обязательной при ремонте головки блока цилиндров. Во время работы двигателя возможно, что крышка клапана может сойти с направляющей клапана в верхней части и соскользнуть на стержень клапана. Симптомами неисправности, связанной с масляным колпачком, являются дым из глушителя при ускорении и небольшое снижение уровня масла в картере. Если проблема возникает во время работы двигателя, клапанную крышку можно заменить, не снимая головку блока цилиндров с двигателя. Просто снимите клапанную крышку и извлеките распределительный вал.

снятие клапанных крышек

Снимите узел клапана, удалите пружины и с помощью специального инструмента (плоскогубцы, съемник, цанга) снимите поврежденные крышки клапанов.

установка клапанных крышек

Смажьте новые колпачки маслом и легкими ударами молотка запрессуйте их через специальный штифт в верхнюю часть направляющей.

регулировка зазора ваз

Соберите узел клапанов, распределительный вал и отрегулируйте зазоры клапанов в обратном порядке.

Замена прокладки гбц

Если прокладка головки блока цилиндров отремонтирована или повреждена, снимите головку с двигателя. Выровняйте рабочую поверхность шлифованием (эффективнее это делать на фрезерном станке). Очистите все следы старой прокладки с сопрягаемой поверхности блока цилиндров, выдуйте воздухом все частицы и пыль, а также резьбовые отверстия под болты крепления головки блока цилиндров.

Прокладка головки блока цилиндров ВАЗ

Установите новую прокладку на поверхность блока цилиндров и выполните сборку в обратном порядке.

Сборка гбц ваз

Приступайте к сборке головки блока цилиндров после тщательной продувки поверхности от посторонних веществ и частиц. Обратите особое внимание на чистоту внутренних поверхностей направляющих клапанов и каналов подачи масла на постели распределительного вала. Смажьте седла и уплотнения распределительного вала, стержни клапанов, толкатели и крышки клапанов моторным маслом.

Вставьте клапаны в направляющие клапанов (после притирки каждый клапан должен плотно прилегать к своему цилиндру). Сориентируйте головку цилиндра на столе, чтобы установить клапанные узлы, и вставьте нижние пружинные шайбы. Используя специальный ударный штифт, вдавите клапанные крышки и продолжите установку наружных и внутренних пружин. Установите верхние конусные шайбы на пружины и с помощью специального инструмента — выпрессовщика — установите стопорные заглушки.

Следующим этапом сборки является установка толкателей, которые, как и клапаны, вставляются строго по соответствующему цилиндру. Завершающим этапом сборки головки блока цилиндров является установка распределительного вала. Распределительный вал в сборе с уплотнением укладывается на свое место, а сверху устанавливаются крышки. В крайних точках контакта с поверхностью головки цилиндра предварительно наносится тонкий слой герметика. Крышки прикручиваются, и головка блока цилиндров готова к установке на двигатель.

Нужен ли мне масляный герметик распределительного вала? Этот вопрос часто задают начинающие механики. Резиновые детали не нуждаются в дополнительном герметике, если они хорошего качества.

Монтаж на блок цилиндров

продувка блока цилиндров

Перед установкой очистите и продуйте сжатым воздухом поверхность блока цилиндров от посторонних частиц, пыли, капель масла и топлива.

установка головки блока цилиндров ваз

Установите прокладку головки на поверхность блока цилиндров и аккуратно установите головку, проверяя ее положение относительно фиксирующих втулок.

Затем установите болты головки и затяните их динамометрическим ключом в 4 этапа:

  1. 20 Н*м.
  2. 85,7 Н*м
  3. 90°
  4. 90°

Ремонт Гбц ВАЗ

Диаграмма крутящего момента

Следующие шаги по сборке должны выполняться в порядке, обратном описанному выше процессу разборки.

Замена седел клапанов

Седла следует заменить, если они прогорели и потрескались, сильно разрушились (сжались) в головке цилиндра или неоднократно углублялись. Замена сидений производится на фрезерном станке. Поврежденное седло рассверливается фрезой и удаляется из седла. Затем, согласно технологическому процессу, голову помещают в духовку и нагревают до 120-150 градусов. Кольцеобразные заготовки сидений помещают в жидкий азот, чтобы снизить их температуру до минус 40 градусов. Охлажденные посадочные кольца устанавливаются в седло с помощью плоскогубцев и запрессовываются в корпус головки с легким постукиванием. Дальнейшая обработка фланцев раструба производится на фрезерном станке или вручную с помощью набора фрез.

Ремонт постели гбц

ремонт постели головки блока цилиндров

Если зазор на шейке головки блока цилиндров ненормально большой, необходимо отремонтировать шейку или спечь обработанные шейки распределительного вала. Эти операции доступны в мастерских со специализированным оборудованием.

Особенности ремонта головки блока цилиндров лада гранта

Двигатель автомобиля Lada Granta имеет различия с двигателем автомобиля Kalina. Головка блока имеет увеличенную на 1,2 мм высоту по сравнению с «Калиной». Это связано с изменением камеры сгорания. Установлены облегченные поршни. Ремень ГРМ, производимый компанией Gates, работает в диапазоне температур от минус 40 до плюс 40 градусов. Заявленный пробег ремня составляет до 200 000 километров.

металлические седла из глины granda

Главной особенностью ремонта головки блока цилиндров Гранта является использование металлокерамических седел. На автомобиле Калина, 2114 и т.д. используются чугунные патрубки, которые можно обработать вручную с помощью набора бытовых шаберов.

инструмент для зенкования седла granda

Обработка металлокерамических гнезд требует износостойких режущих инструментов. Для их эффективной шлифовки головка устанавливается на станок NEWENContour-BB, специально разработанный для высокоскоростной обработки седел и направляющих клапанов, с цифровым управлением или ручным управлением Neway.

Нужно ли шлифовать гбц при замене прокладки

Нужно ли шлифовать головку блока цилиндров при замене прокладки? Если прокладка головки блока цилиндров повреждена, ее необходимо заменить. Повреждение прокладки головки блока цилиндров не является беспроблемным, т.е. головка блока цилиндров могла перегреться и деформироваться в результате локальных изменений температуры или не была соблюдена рекомендуемая последовательность затяжки болтов. Рекомендуется шлифовка поверхности головки.

Надо ли протягивать гбц после замены прокладки

Затяжка крышки головки блока цилиндров выполняется в четыре этапа с помощью динамометрического ключа с интервалами между этапами в 30 минут. Первый момент затяжки составляет 20 Н*м, второй — 85,7 Н*м, третий — 900 и четвертый — 900. Повторная затяжка после определенного пробега, как это практикуется на двигателях УМЗ, не требуется.

Обкатка после замены клапанов

После замены клапанов и сглаживания микроскопических шероховатостей на деталях трения (если направляющие также заменяются), притирку проводят через 500 км пробега. В период обкатки важно не перегружать двигатель и следить за его температурой. Резкое увеличение максимальных оборотов двигателя, особенно на холостом ходу, недопустимо. После периода обкатки следует заново отрегулировать зазоры тепловых клапанов и проверить натяжение ремня ГРМ и генератора.

Неисправности после ремонта гбц или замены прокладки

Машина не заводится

Если после замены прокладки автомобиль не заводится, необходимо проверить свечи зажигания и давление топлива в системе ГРМ. Убедитесь, что через фитинг на воздушном баке, предназначенный для трубки вакуумного усилителя, не выходит воздух.

Двигатель троит

Как и в случае капитального ремонта головки, замена прокладки головки блока цилиндров предполагает разборку головки и, соответственно, отсоединение от разъемов, снятие высоковольтных линий, линий, подсоединенных к впускному коллектору (ресиверу) от вакуумного усилителя тормозов, адсорбера, регулятора давления топлива.

Если двигатель остановился после сборки головки блока цилиндров, необходимо проверить все электрические соединения и наличие воздухозаборника, а также тепловой зазор клапанов ГРМ. Восстановление после замены клапана обычно занимает до 500 км пробега, но может потребоваться коррекция тепловых зазоров после первого запуска.

Проблема горячего двигателя после ремонта также может быть временной, так как свечи зажигания могут быть влажными, а двигатель начинает работать ровно после нескольких запусков, после продувки и прогара.

Двигатель дымит

После замены прокладки двигатель дымит при повышении температуры. Такая ситуация вполне нормальна. Зола сливается, моторное масло при разборке попадает на поверхность двигателя, а в процессе прогрева двигателя все эти жидкости испаряются, вызывая дым.

После замены клапанов жрет масло

Замена клапанных крышек производится без разборки головки блока цилиндров. Дефектные колпачки клапанов могли быть установлены или повреждены во время опрессовки дефектным штоком.

После замены клапанов нет компрессии

После замены клапанов рекомендуется прогреть двигатель и измерить компрессию. Если компрессия в одном или нескольких цилиндрах низкая, следует проверить и отрегулировать зазоры в клапанах. Если нет компрессии во всех цилиндрах и она равна нулю, необходимо снять головку блока цилиндров для проверки целостности деталей газораспределительного механизма и, при необходимости, провести комплексный ремонт двигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector