Проверка датчика температуры ваз 2109

Для начала полезно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости установлен между головкой блока цилиндров и термостатом, в выпускном коллекторе.

Устройство и принцип действия

Сам регулятор температуры двигателя представляет собой терморезисторное устройство с отрицательным температурным коэффициентом. Само сопротивление можно измерить только при понижении или повышении температуры.

По мере нагрева приводного устройства в процессе работы значение сопротивления уменьшается; по мере остывания двигателя значение сопротивления увеличивается. Например, при рабочей температуре двигателя ВАЗ 2109 сопротивление составляет 180 Ом; если на улице мороз 40 градусов, то сопротивление составит 100700 Ом. На одной стороне датчика расхода инжектора ВАЗ 2109 расположены два контакта, а на другой — чувствительный элемент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.

Что касается принципа работы, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор через резистор. Поскольку он сам является термистором, напряжение, подаваемое с блока управления, немедленно изменяется в соответствии с температурой протекающего материала. Когда этот параметр падает, устройство анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. По мере прогрева привода объем бензина, поступающего в цилиндры, уменьшается.

Помимо запуска в соответствии с данными контроллера, ЭБУ также корректирует работу двигателя на холостом ходу. Таким образом, он самостоятельно принимает решение об обогащении топливной смеси при высоких и средних нагрузках на двигатель. Этот параметр может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.

В автомобиле с карбюратором есть два датчика температуры. Один активирует вентилятор, другой отвечает за отображение температуры на приборной панели.

Возможные неисправности

Существует несколько причин, по которым контроллер в автомобиле ВАЗ 21099 отказывается работать.

Почему же не работает датчик температуры?

  1. Внутри конструкции устройства имеется электрический контакт. Со временем этот контакт может просто отломиться или на нем могут образоваться трещины. Если внутри конструкции есть трещина, это может привести к полному разрушению. Другими словами, детектор просто перегорит. Если контакт нарушен, реле уровня охлаждающей жидкости может продолжать работать, но в результате отсутствия нормального контакта контроллер не будет передавать правильные данные об уровне охлаждающей жидкости.
  2. Плохая изоляция устройства. Если изоляция повреждена, в работе устройства могут возникнуть короткие замыкания. Как следствие, эти короткие замыкания могут привести к тому, что указатель уровня охлаждающей жидкости перегорит и потребует замены.
  3. Вблизи регулятора произошел обрыв провода. В результате разрыва регулятор не сможет запустить вентилятор, предназначенный для охлаждения энергоблока. Поэтому это приведет к перегреву двигателя и может даже закипеть (автор видео — техник-механик).

Как же автовладельцу понять, что dTC неисправен и его пора заменить?

Все, что вам нужно знать, — это основные признаки поломки, о которых мы поговорим ниже:

  1. Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может произвольно включиться в любой момент. В частности, водитель должен быть предупрежден, если вентилятор включается, когда двигатель не полностью прогрет. Обратите внимание, что вентилятор должен работать всегда, когда двигатель перегрет.
  2. Водителю будет трудно запустить прогретый двигатель. Система охлаждения предназначена для автоматического регулирования температуры, но в результате повреждения устройства она не может получить правильный сигнал.
  3. Если вы внимательно следите за эксплуатацией своего автомобиля, вы заметите увеличение расхода бензина. Увеличение расхода связано с тем, что при работе на горячем двигателе автомобиль просто перегружается.
  4. Если блок полностью неисправен, датчик будет показывать неправильный сигнал температуры на приборной панели. Для прогрева двигателя достаточно десяти минут езды. Если через десять минут температура не поднялась до оптимальной или если при запуске двигателя приборная панель показывает перегрев, это указывает на неисправность.

Проверка и замена ДТОЖ

Существует несколько вариантов диагностики устройства — во-первых:

  1. Вам необходимо подключить отрицательный щуп вольтметра к двигателю и включить зажигание.
  2. Используйте тестер, чтобы определить, какой параметр напряжения генерируется при работающем двигателе.
  3. Если датчик напряжения исправен, напряжение должно быть не менее 12 вольт при полностью заряженной батарее. Если показания ниже, устройство следует заменить или отремонтировать.

Второй способ диагностики:

  1. Вам потребуется перевести мультиметр в режим вольтметра — измерять в диапазоне от 100 Ом до 10 Ом. Также подготовьте термометр, который может измерять температуру выше ста градусов. Регулятор следует снять и погрузить в емкость с антифризом.
  2. Охлаждающую жидкость необходимо подогреть. По мере повышения температуры следите за показаниями термометра.
  3. Используя мультиметр, измерьте значения сопротивления датчика температуры охлаждающей жидкости при различных температурах. Сравните полученные показания с данными, приведенными в таблице выше.

Как произвести замену самостоятельно:

  1. Прежде всего, слейте всю охлаждающую жидкость из радиатора. Затем отсоедините минусовую клемму от аккумулятора, просто открутив гаечным ключом гайку и отсоединив ее.
  2. Далее отсоединяем жгут проводов, который подключается к датчику охлаждающей жидкости.
  3. С помощью гаечного ключа полностью открутите устройство. Далее вынимаем регулятор из его гнезда, как упоминалось выше, это выхлопной шланг головки блока цилиндров. На самом блоке есть резиновая прокладка, не потеряйте ее при снятии щупа, особенно если у вас новый датчик без прокладки.
  4. Затем установите новый регулятор на свое место в выхлопном шланге. С помощью гаечного ключа закрутите регулятор до упора. После установки и завинчивания подсоедините ранее отсоединенный жгут проводов к расходомеру охлаждающей жидкости. Последним этапом процесса является заливка антифриза обратно в радиатор и повторная установка отсоединенной отрицательной клеммы аккумулятора.

Видео «Наглядная инструкция по замене устройства»

Чтобы узнать, как заменить датчик самостоятельно в домашних условиях, смотрите видео ниже (автор Мустафа Муртазаев).

Система охлаждения отвечает за оптимальную температуру электростанции, при которой мощность достигает максимума. Он состоит из радиатора с рубашкой охлаждения и трубок, по которым циркулирует жидкость. Циркуляция обеспечивается насосом, приводимым в действие коленчатым валом.

Термостат также является частью системы и обеспечивает быстрый прогрев двигателя, закрывая трубку, ведущую к радиатору, при этом жидкость циркулирует только через рубашку охлаждения. Когда термостат достигает определенной температуры, он открывает трубку, после чего жидкость циркулирует по большому кругу, охватывающему радиатор.

Радиатор охлаждает нагретую жидкость. Чтобы жидкость быстрее охлаждалась, на радиатор устанавливается вентилятор, создающий дополнительный поток воздуха. Однако этот вентилятор работает не всегда и включается только тогда, когда температура охлаждающей жидкости превышает определенное значение.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости (LTC) подключен к системе для контроля температуры охлаждающей жидкости. Этот датчик выводится на приборную панель, чтобы дать водителю информацию о температуре двигателя.

Это не является основной функцией датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости передает показания температуры в ЭБУ, а ЭБУ затем регулирует подачу топлива в зависимости от температуры. Когда двигатель холодный, ЭБУ использует этот датчик для создания обогащенной смеси, а при прогреве регулирует топливную смесь до нормальной. На основании показаний этого датчика ЭБУ регулирует момент зажигания.

Поэтому этот датчик оказывает большое влияние на работу двигателя и расход топлива. Он также активирует вентилятор радиатора. В некоторых автомобилях для включения вентилятора используется отдельный датчик. Он может быть расположен либо рядом с датчиком зажигания, либо в радиаторе.

Конструкция, принцип работы

Этот датчик содержит термистор, или резистор, который изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры окружающей среды. Этот термистор помещен в металлический корпус с резьбой на нем. К этому корпусу присоединяется хвостовая часть, изготовленная из пластика. Эта деталь имеет контакты для подключения проводов. Один контакт положительный и идет от электронного блока, другой отрицательный и подключен к земле.

Чтобы термистор работал, к нему должно быть постоянно приложено напряжение 5 В. Это напряжение подается на него электронным блоком через резистор с фиксированным сопротивлением. Поскольку термистор RTD имеет отрицательный температурный коэффициент, при повышении температуры его сопротивление будет уменьшаться, а вместе с ним и приложенное к нему напряжение. Электронный блок рассчитывает температуру двигателя на основе этого падения напряжения, а также отображает ее на приборной панели.

Точное расположение этого датчика температуры в разных автомобилях отличается, но не значительно. Он может быть установлен в головке блока цилиндров рядом с корпусом термостата или на самом корпусе термостата. Он всегда располагается рядом с выходом, через который жидкость поступает в радиатор. Помещенный рядом с этой розеткой, он передает точные показания температуры.

Признаки неисправности датчика

Датчик температуры считается очень надежным благодаря своей относительной простоте. Однако и здесь могут возникнуть проблемы. Как правило, это ошибки калибровки, приводящие к снижению сопротивления и последующему нарушению работы электронного блока, поскольку он выполняет часть своих функций в зависимости от температуры двигателя.

Одним из наиболее очевидных признаков неисправного датчика температуры является то, что вентилятор не включается, когда температура превышает определенное значение. Но этот показатель не будет надежным, если есть два датчика — основной, который передает значение температуры на электронный блок, и вторичный, который отвечает за активацию вентилятора. Если вентилятор не включается, это указывает на повреждение, окисление проводки или отказ датчика, отвечающего за его работу.

В современных автомобилях на бортовом компьютере появляется ошибка, указывающая на то, что датчик температуры охлаждающей жидкости не работает должным образом. Однако сообщение о неисправности не всегда указывает на неисправный датчик. Часто проблемы с датчиками возникают из-за неисправной проводки или окисленных контактов.

Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости или поврежденная проводка приведут к чрезмерному расходу топлива, повышенному холостому ходу и детонации. Может случиться так, что после прогрева приводной блок не запускается должным образом. Самое худшее, что может произойти в результате неисправности этого датчика, — это перегрев приводного блока, что может привести к проворачиванию головки блока цилиндров.

Проверка датчика

Диагностика работоспособности датчика не представляет сложности. Однако перед проведением диагностики стоит проверить целостность проводки к датчику. Вы также можете проверить напряжение от блока управления. Для этого отсоедините жгут проводов от датчика и подключите его к вольтметру. Затем запустите двигатель и измерьте напряжение, поступающее на датчик, которое должно соответствовать 5 вольтам.

Для снятия, диагностики и замены датчика температуры вам понадобится не так уж много:

  • 19-миллиметровый гаечный ключ;
  • Мультиметр;
  • Поддон для охлаждающей жидкости;
  • Электрический чайник;
  • Термометр;

Перед снятием компонента слейте часть охлаждающей жидкости из системы. Нет необходимости сливать всю жидкость, так как она находится в верхней части двигателя, достаточно слить жидкость до уровня ниже положения датчика охлаждающей жидкости.

Затем жгут проводов отсоединяется от датчика. Выкрутите его из гнезда с помощью 19-миллиметрового гаечного ключа.

Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Вот еще кое-что, что может быть вам полезно:

Для тестирования датчика используется электрический чайник с термометром и мультиметром, переключенным в режим измерения сопротивления. Тест может быть проведен двумя способами.

  1. В первом методе рабочая часть датчика погружается в чайник с холодной водой, туда же помещается термометр. Можно использовать только электронный термометр, способный измерять высокие температуры. К самому датчику подключается мультиметр, а к нему — чайник. По мере повышения температуры воды сопротивление датчика будет уменьшаться. Например, при температуре воды +15 C сопротивление должно составлять 4450 Ом. При температуре +40 C показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Вода должна быть нагрета до 100 C. При этой температуре сопротивление должно составлять 177 Ом. Если значения отличаются, это означает, что датчик выдает неверную информацию.
  2. Второй способ подходит, если у вас нет термометра. Для измерения сопротивления датчик погружают в воду после ее закипания. Температура воды будет близка к 100 C. Этого вполне достаточно для проведения измерения. Когда рабочая часть датчика температуры опускается в кипящую воду, сопротивление должно быть чуть больше 177 Ом. Если разница слишком велика, датчик неисправен.

Читайте также: Принцип работы вакуумного регулятора

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости не подлежит перезарядке, поэтому в случае выхода датчика из строя просто замените его.

Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)

После приобретения нового датчика температуры рекомендуется сразу же проверить его указанными методами. Если все показания в порядке, он устанавливается на место снятого. Перед вкручиванием резьба обрабатывается герметиком.

После установки нового компонента к нему подключается кабель. Положение арматуры нельзя перепутать, так как на ней имеются специальные направляющие пазы. Затем охлаждающая жидкость в системе доводится до нормы. Затем убедитесь, что жидкость не вытекает через датчик, и запустите двигатель.

Если замена датчика не помогает и двигатель, например, продолжает перегреваться или не достигает нужной температуры, причина может заключаться в других компонентах системы. Термостат может быть неисправен, и жидкость постоянно циркулирует по малому или большому кругу.

Если вы заметили, что указатель температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 показывает неверное значение, необходимо его проверить. Указатель температуры охлаждающей жидкости предназначен для контроля температуры двигателя. Очевидно, что этот датчик не влияет на работу системы охлаждения автомобиля ВАЗ 2109. На работу системы охлаждения влияет термостат и датчик на радиаторе, который включает вентилятор охлаждения радиатора при температуре
радиатора, который включает вентилятор охлаждения радиатора при температуре выше 90 градусов. Датчик температуры охлаждающей жидкости предназначен только для индикации температуры двигателя на приборной панели вашего ВАЗ 2109. Однако и вам, как водителю, важно знать температуру вашего двигателя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости Ваз 2109 представляет собой термистор, который является электрическим компонентом, изменяющим свое сопротивление в зависимости от температуры. В руководстве по эксплуатации автомобиля ВАЗ 2109 сказано, что нужно снять датчик температуры, поместить его в стакан с водой известной температуры и измерить его сопротивление. Как всегда, разработчики пошли по самому сложному пути: чтобы снять датчик с двигателя, нужно залить тосол до уровня датчика (а это не так просто, учитывая, что нужно снять любой сливной шланг), проехать куда-то, чтобы нагреть воду для проверки, затем вернуться в машину, прикрутить датчик на место и снова залить тосол.

Вы можете сделать это гораздо проще: возьмите три резистора — один 600 Ом, другой 160 Ом, третий 100 Ом. Эти резисторы будут имитировать датчик температуры. Откройте капот, снимите фишку с датчика температуры и поднесите ее к аккумулятору. Вставьте резистор 600 Ом одним концом в общую землю батареи, другой конец наденьте на чип датчика.

Проверка датчика температуры ваз 2109

Приезжайте в салон и включите зажигание — стрелка указателя температуры должна показывать около 50 градусов.

Проверьте указатель температуры

Затем вставьте резистор 160 Ом вместо резистора 600 Ом — стрелка индикатора температуры должна показать 90 градусов.

Проверка указателя температуры Ваз 2109

Проверьте указатель температуры. Игла индикатора температуры должна указывать на 100 градусов выше, чем 100 Ом в третьем резисторе.

Если после подключения резисторов и их замены индикатор температуры показывает вышеуказанные показания (они могут немного отличаться), это означает, что провод от датчика к индикатору и сам индикатор исправны. Обратите внимание, что если вы едете на автомобиле более 10 минут, то есть двигатель определенно прогрет, но прибор не показывает температуру — значит у вас действительно неисправен датчик температуры и его нужно заменить, он стоит недорого, около 2-3 долларов и может быть куплен в любом автомобильном магазине.

Если вы подключите резисторы между землей и разъемом датчика, и стрелка останется на месте при включении зажигания, значит, проблема не в датчике. Вам необходимо проверить кабель от датчика к датчику и сам датчик температуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector