Датчики, информирующие контроллер, не должны его обманывать — только в этом случае процессы в цилиндрах будут протекать гладко, двигатель будет развивать достаточную мощность, не расходуя лишнего топлива и не нанося большого вреда окружающей среде. Один из этих датчиков измеряет количество воздуха, поступающего в цилиндры, и генерирует соответствующий сигнал на контроллер.
Это может быть датчик абсолютного давления (MAP-датчик) или датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Последнее мы видим на многих автомобилях, в том числе и на автомобилях ВАЗ.
Неисправный ДМРВ, естественно, приводит к различным неисправностям двигателя — рывкам, зависаниям, затрудненному запуску и т.д. — Неправильная оценка количества воздуха, потребляемого цилиндрами, оказывается примерно такой же, как засорение жиклеров хрестоматийного карбюратора. Но иногда «вычислить» неисправность расширительного клапана нелегко даже с помощью серьезного диагностического оборудования. В таких случаях многие поступают традиционно: заменяют подозрительное устройство на заведомо неисправное — но только если новое устройство той же модели. Дело в том, что на автомобилях ВАЗ встречаются разные ДМРВ, в зависимости от года выпуска и типа контроллера.
Первым из них был частотно-регулируемый ДМРВ системы управления GM. Он также использовался на отечественном «январском» аналоге 4-й серии (Фото 1). Автомобили с такой конфигурацией попали на конвейер ненадолго — вместо частотного датчика стоял аналог Bosch HFM-5 — его номер 0280218004 (фото 2). Он не является взаимозаменяемым с GM — разъемы и точки крепления отличаются. Немецкий датчик является съемным и состоит из двух частей — корпуса и измерительного элемента.
Последний крепится в корпусе с помощью двух винтов с «потайными» головками. В настоящее время необходимый инструмент можно приобрести в магазинах запчастей. Измерительный элемент — вещь компактная, а стоит дорого — от 1 300 рублей в Москве. Убрав этот элемент из нового автомобиля, они с тем же успехом заменят его подделкой, и единственное, что из этого получится, — «личное сожаление» покупателя автомобиля. На рынке полно таких «DMRV без кейса»….. Не стоит покупать измерительный элемент без корпуса: он может быть бракованным или неправильной модели. Bosch поставляет на продажу датчики только в собранном виде в традиционной желтой картонной коробке. Помните, что магазин может отказаться принять обратно купленный DMV «плохой системы», если водитель не предоставит справку из сервиса, а ее не так просто получить. Оставьте ненужное дорогое устройство в качестве сувенира.
Третий вариант — 037. (Здесь речь идет о последних трех цифрах в обозначении) Это развитие датчика 004 от Bosch. Этот датчик стоит в большинстве автомобилей ВАЗ, представленных сегодня на дорогах, включая Niva и Chevrolet Niva. Внешне 004 и 037 практически неотличимы — достаточно взглянуть на номер (фото 3). Недавно на изделиях появилась дополнительная маркировка: теперь номера есть и на корпусе, и на измерительном элементе — они должны совпадать. Основное различие находится внутри расширительного клапана. На фото 4 справа виден датчик 037. У него другая конструкция чувствительного элемента, с характерным вырезом (при покупке имеет смысл снять разъем и заглянуть внутрь).
Но теперь есть новая система управления, Bosch-M7.9.7, которая имеет свою собственную 116, GDVM. Он не взаимозаменяем со своими предшественниками, хотя корпус у него одинаковый. Чтобы избежать путаницы, первоначально на корпусе был помещен зеленый круг (фото 5). Номера указаны как на корпусе, так и на измерительном элементе (фото 6). Последнее определяет назначение этого DMRV — дизайн был снова изменен (фото 7).
ДМРВ производства Siemens VDO нельзя путать с «бошевским».
Его нельзя заменить «бошевским», но по этой причине Siemens VDO редко встречается на рынке.
FAQ по ДМРВ
Зачем нам нужен ПМВР?
ДМРВ расположен рядом с воздушным фильтром и используется для определения количества воздуха, поступающего в двигатель. Это показатель того, насколько хорошо работает двигатель.
Каковы симптомы отказа в управлении транспортным средством?
- Ошибка Check Engine;
- Повышенный расход топлива;
- Плохой горячий старт;
- Автомобиль начинает медленно разгоняться;
- Потеря мощности двигателя.
- И другие неисправности двигателя.
На автомобилях ВАЗ могут встречаться различные типы ДМРВ в зависимости от года выпуска и типа ЭБУ:
- Система управления GM частотой DMRV, которая использовалась в «Январе» 4 серии.
- Номер 1 был заменен на аналоговую модель Bosch HFM-5 — ее номер 0 280 218 004 и состояла она уже из двух частей: корпуса и датчика.
- Bosch 0 280 218 037 заменил 004 и имел датчик другой конструкции, с характерным углублением.
- Последний Bosch BMRV 0 280 218 116 имеет датчик температуры воздуха и используется в ЭБУ Bosch-M7.9.7 и не является взаимозаменяемым с тремя предыдущими. Отличительной особенностью является зеленая точка.
В некоторых магазинах можно приобрести ДМРВ без корпуса (измерительный элемент находится отдельно от патрубка). Да, привлекательная цена, но велика вероятность, что датчик окажется неисправным или не подойдет к вашему автомобилю.
Совместимость DMRV с VAZ показана в таблице (Источник ZaRulem):