F1 — F16 — Предохранители
F1-Омыватель фар: момент переключения, контакты реле Омыватель фар — клапан
F2- Реле указателей поворота и сигнальных ламп аварийной сигнализации
F3- Стоп-сигнал — салонный свет
F4- Элемент обогрева заднего стекла, реле (контакты) для гнезда лампы прикуривателя
F5- Вентилятор охлаждения двигателя — электродвигатель Звуковой сигнал с реле
F6-Электрический выключатель ветрового стекла с реле
F7-Вентилятор обогревателя лобового стекла — очиститель лобового стекла — электродвигатель Очиститель заднего стекла — мотор-редуктор Очиститель заднего стекла — реле времени Электромагнитный клапан реле лобового и заднего стекла Электромотор системы охлаждения двигателя — реле (катушка) Обогрев заднего стекла — реле (катушка) Контрольная лампа обогрева заднего стекла Освещение перчаточного ящика
F8-Левая боковая противотуманная фара
F9-Правая противотуманная фара
F10-Левый габаритный фонарь
F11-отражатель — правая сторона
F12-Правая фара
F13-Луч света — левый боковой отражатель
F14-Длинные лучи — левая фара, контрольная лампа
F15-правая ближняя фара
F16-сигнал поворота, указатель поворота и предупреждающий сигнал об опасности Режим работы стеклоочистителя (мотор-редуктор и реле) Альтернатор — обмотка возбуждения Контрольные лампы Уровень тормозной жидкости, давление масла, дроссель карбюратора, стояночный тормоз Указатель температуры охлаждающей жидкости Указатель уровня топлива, Резерв контрольной лампы Вольтметр F1 — F20 — Запасные предохранители K1 — Реле омывателя фар K2 — Реле сигнала поворота и аварийного света K3 — Реле стеклоочистителя ветрового стекла K4 -… Реле стоп-сигналов Реле управления фарами и задними фонарями K5 — Реле света фар K6 — Реле звукового сигнала K7 — Реле обогрева заднего стекла K8 — Реле дальнего света K9 — Реле ближнего света.
- Монтажный блок с предохранителями на ВАЗ 2109 (схема)
- Схемы
- Отличия
- БП старого образца
- Реле
- БП нового образца
- Реле
- Демонтаж и замена
- Предохранители ВАЗ 2109: где находятся, замена
- Описание предохранителей
- Схема расположения, распиновка
- Обозначения и маркировка монтажного блока реле
- Признаки неисправности предохранителей
- Замена предохранителей на ВАЗ 2109
- Причины преждевременного выхода из строя предохранителей
Монтажный блок с предохранителями на ВАЗ 2109 (схема)
Блоки предохранителей, устанавливаемые на старых и модернизированных версиях автомобилей ВАЗ 2109, служат для объединения всех электрических проводов.
Основная задача БП — предотвратить выход из строя электрооборудования, установленного в автомобиле.
Схемы
Всю линейку автомобилей ВАЗ 2109 можно условно разделить на две ветви — выпущенные до 1998 года и выпущенные после 1998 года.
Старые автомобили оснащены блоками предохранителей, обозначение которых — 17.3722. Этот блок питания состоит из корпуса и инженерной пластины. Проводные контакты, предохранители и реле припаяны к плате.
В более новых версиях модели 9, появившихся в 1998 году, блок питания имеет обозначение 2114-3722010-60. Здесь уже стоят предохранители.
Если говорить о блоках предохранителей, то фактор используемой системы впрыска топлива — карбюратор или инжектор — не играет никакой роли. PSU будут отличаться только годом выпуска автомобиля. Поэтому монтажные блоки карбюратора и инжектора одинаковы.
Необходимый монтажный блок также располагается везде одинаково — в пространстве под капотом перед сиденьем водителя почти под ветровым стеклом.
Отличия
Есть ли различия между старой и новой версиями БП? Конечно. Далее:
- Детали ЭБУ маркируются по-разному;
- Предохранители имеют разные номиналы;
- В новом БП нет реле вентилятора охлаждения и реле омывателя заднего стекла.
БП старого образца
Рассмотрим блоки питания старого типа, которые до сих пор довольно часто встречаются на автомобилях ВАЗ 2109. Причем, как мы уже говорили, как с инжекторными, так и с карбюраторными двигателями.
Номер предохранителя | Текущая сила | Цепь, которая защищает |
F1 | 10А | Запасной предохранитель |
F2 | 10А | Индикаторные лампы, выключатель аварийного освещения (в аварийном режиме), сигнальные лампы аварийного освещения |
F3 | 10А | Задний стоп-сигнал, освещение салона |
F4 | 20А | Элемент обогрева заднего стекла, контакты выключателя обогрева заднего стекла, гнездо прикуривателя |
F5 | 20А | Сирена, выключатель сирены |
F6 | 30А | Запасной предохранитель |
F7 | 30А | Мотор вентилятора отопителя, мотор омывателя ветрового стекла, реле вентилятора радиатора, реле обогревателя заднего стекла, контрольная лампа обогревателя заднего стекла, лампа освещения перчаточного ящика |
F8 | 7,5А | Запасной предохранитель |
F9 | 7,5А | Запасной предохранитель |
F10 | 7,5А | Левый габаритный фонарь |
F11 | 7,5А | Правая сигнальная лампа |
F12 | 7,5А | Правая фара ближнего света |
F13 | 7,5А | Левая фара ближнего света |
F14 | 7,5А | Левая фара дальнего света, контрольная лампа дальнего света |
F15 | Правая фара | |
F16 | 15А | Сигнальные лампы и реле аварийного освещения (в режиме индикатора), сигнальная лампа, лампа заднего хода, двигатель коробки передач и реле стеклоочистителя, контрольная лампа давления масла, контрольная лампа ручного тормоза, контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости, контрольная лампа уровня топлива, резервная лампа, вольтметр |
ПГУ 17.3722
Реле
Помимо идентификации предохранителей, полезно знать, какой номер реле в блоке двигателя отвечает за ту или иную функцию.
Номер реле | Функция |
1 | Функция стеклоочистителя ветрового стекла |
2 | Работа двигателя омывателя заднего стекла |
3 | Безотказная работа указателей поворота и сигнальной лампы |
4 | Защита от отказа двигателя стеклоочистителя ветрового стекла |
5 | Помогает определить, находится ли лампа в рабочем состоянии |
6 | Защита от перенапряжения обогревателя заднего стекла |
8 | Лампы дальнего света |
9 | Лампы ближнего света фар |
11 | Управляет вентилятором охлаждения двигателя. Если это реле выходит из строя, повышается риск перегрева двигателя |
12 | Система кик-старт |
Старый блок питания
БП нового образца
Здесь блок-схема электрической системы изложена несколько иначе, но она имеет большее значение для владельцев ВАЗ 2109, так как большинство девяток, сохранившихся в эксплуатации до наших дней, являются модернизированными версиями.
Схема применима как к карбюраторным, так и к инжекторным двигателям.
Номер предохранителя | Номинальный ток | Электрическая цепь, отвечающая за |
1. | 8А | Запасной предохранитель |
2. | 8А | Запасной предохранитель |
3. | 8А | Запасной предохранитель |
4. | 16А | Электрическая схема катушки реле вентилятора радиатора, выключателя и двигателя отопителя |
5. | 3А | Аварийный выключатель, выключатель индикатора, выключатель указателя поворота, выключатель фонаря заднего хода, выключатель фонаря заднего хода, тахометр, вольтметр, указатель уровня бензина, указатель уровня бензина, указатель температуры масла, сигнальная лампа давления масла, сигнальная лампа тормоза, выключатель гидравлического тормоза, выключатель ручного тормоза |
6. | 8А | Выключатель и лампочка для стоп-сигнала, освещения салона |
7. | 8А | Лампа освещения номерного знака, лампа управления габаритными огнями, лампа обогревателя и держателя прикуривателя, лампа освещения перчаточного ящика, выключатель и лампа освещения приборной панели |
8. | 16А | Сирена, выключатель сирены, двигатель вентилятора радиатора |
9. | 8А | Левая сигнальная лампа, левая задняя сигнальная лампа |
10. | 8А | Правая сигнальная лампа, Задняя правая сигнальная лампа, Выключатель противотуманной фары, Контрольная лампа противотуманной фары |
11. | 8А | Выключатель и переключатель указателей поворота, Лампа указателя поворота, Лампа аварийного сигнала |
12. | 16А | Прикуриватель, гнездо для переносной лампы |
13. | 8А | Водительский свет для правой фары |
14. | 8А | Левая фара дальнего света, контрольная лампа дальнего света |
15. | 8А | Правая фара ближнего света |
16. | 8А | Левая фара ближнего света |
Реле
Что касается реле в новом блоке для ВАЗ 2109, то их распиновка выглядит следующим образом.
Номер реле. | Его функция |
К1 | Двигатель омывателя заднего стекла не будет работать без него |
К2 | Отвечает за работу контрольных и предупредительных ламп |
К3 | Поддерживает работу стеклоочистителей ветрового стекла |
К4 | Защита ламп стоп-сигналов и габаритных огней автомобиля |
К5 | Поддерживает работу фар дальнего света |
К6 | Поддерживает работу системы омывателя фар. |
К7 | Защищает электромотор ветрового стекла, если он установлен на автомобиле. |
К8 | Рожок или просто рожок |
К9 | Защита от перенапряжения вентилятора охлаждения двигателя |
К11 | Обогреватель заднего стекла |
К12 | Обеспечивает работу ближнего света |
Необходимо не только понять, где находится предохранитель или реле, но и знать, как заменить неисправный компонент.
Демонтаж и замена
При возникновении неисправности первое, что необходимо сделать, — проверить ответственный предохранитель.
На практике извлечение и утилизация предохранителя или реле, которые больше не пригодны к эксплуатации, не представляет сложности. Для этого вам необходимо:
- Поднимите капот и отсоедините «минус» от аккумулятора. Поскольку вы работаете с блоком предохранителей, отвечающим за электрическую систему, автомобиль на этом этапе должен быть обесточен;
- Найдите блок предохранителей. Он расположен в пространстве под капотом напротив сиденья водителя непосредственно под ветровым стеклом. Сверху устройство закрыто пластиковой крышкой. Чтобы снять его, просто сожмите фиксаторы по бокам;
- Снимите крышку и посмотрите на ее заднюю часть. Существует электрическая схема, на которой показано расположение каждого предохранителя, реле или автоматического выключателя. Просто найдите компонент, отвечающий за неисправное оборудование, в соответствии с приведенными выше таблицами;
- Извлеките предохранитель. Во всех жгутах проводов есть специальные клещи. Не извлекайте предохранители вручную. Извлеките реле легким рывком вверх-вниз;
- Замените неисправный компонент.
Неисправность предохранителя определяется по расплавленной нити. Это плавкие элементы, которые плавятся и замыкают контакты, защищая оборудование от воздействия чрезмерного напряжения.
Вот и все, осталось только заменить элемент блока предохранителей, закрыть крышку, вставить обратно клемму аккумулятора и проверить, что оборудование работает.
Предохранители ВАЗ 2109: где находятся, замена
В отличие от ВАЗ 2110, Lada Priora, Lada Granta, блок предохранителей ВАЗ 2109 устанавливается на заводе в моторном отсеке.
Месторасположение выбрано не самым удачным образом.
Очень часто монтажный блок заливается водой, контакты клемм окисляются, изоляционный слой на проводах высыхает. В плохую погоду водителю приходится лезть под капот и искать неисправный компонент. Это особенно неприятно зимой, в мороз, снег и лед.
На автомобиле ВАЗ 2110 эта неисправность устранена. Блок предохранителей (далее — БП) перенесен в салон, под приборную панель с левой стороны.
Описание предохранителей
При систематической эксплуатации автомобиля, под воздействием погодных условий, предохранители часто выходят из строя, перегреваются и деформируются.
Для восстановления работоспособности автомобиля необходимо заменить предохранители (далее «модули») на новые. Процесс «восстановления» не сложен, но требует внимательности со стороны ремонтника. Неправильная установка может привести к повреждению электрической системы автомобиля.
ВАЗ 2109, как и старшие модели, имеет 16 модулей и 12 реле-выключателей. Так обстоит дело в ГПУ старого типа. В ГПУ новой попытки, после 1998 года, количество также остается прежним, хотя мастера уменьшают количество на три модуля.
- Блоки питания старого типа имеют обозначение 17.3722, конструктивно состоят из пластикового корпуса, инженерной платы с распаянными типовыми проводами, реле;
- Блоки питания нового типа: 3722010-60, конструкция в виде пластикового корпуса с предустановленными предохранителями.
Внимание водителям!!! Существует заблуждение, что тип системы впрыска топлива влияет на модель БП. Монтажные блоки одинаковы для карбюратора и инжектора.
Расположение: под капотом, левая сторона, под ветровым стеклом.
Схема расположения, распиновка
Наименование / сила тока (A) | Номера деталей / для чего они используются |
---|---|
F1 (10) | Бронирование |
F2 (10) | Сигнальные огни, аварийные огни, опасные огни |
F3 (10) | Стоп-сигнал, внутреннее освещение ВАЗ 2109 |
F4 (20) | Заднее стекло с подогревом, прикуриватель |
F5 (20) | Зуммер |
F6 (30) | Зарезервировано |
F7 (30) | Вентилятор, омыватель ветрового стекла, реле включения радиатора, обогреватель заднего стекла, контрольная лампа, подсветка перчаточного ящика |
F8 (7,5) | Зарезервировано |
F9 (7,5) | Зарезервировано |
F10 (7,5) | Левосторонние лампы |
F11 (7,5) | Правые боковые фары |
F12 (7,5) | Фары с ближним светом (справа) |
F13 (7,5) | Фары с ближним светом (слева) |
F14 (7,5) | Левая фара DS |
F15 (10) | Правая фара LS |
F16 (10) | Индикатор фар, бензонасос |
Обозначения и маркировка монтажного блока реле
Номер | Реле, ответственное за |
---|---|
Р1 | Стеклоочистители ветрового стекла |
Р2 | Омыватель заднего стекла |
Р3 | Реле индикаторной лампы, реле светофора |
Р4 | Мотор стеклоочистителя ветрового стекла |
Р5 | Контрольные лампы приборной панели (высокая панель) |
Р6 | Защита от перенапряжения |
Р7 | Защита ламп дальнего света |
Р8 | Защита ламп дальнего света |
Р9 | Вентилятор системы охлаждения |
Р10 | Клаксон |
Р11 | Бронирование |
Р12 | Бронирование |
Цена нового БП от 2000 рублей, одной части предохранителя от 100 рублей, комплекта 350 — 450 рублей, в зависимости от производителя.
В евророзетках сила тока предохранителей увеличилась на 0,5 ампера. Вместо старых 7,5 ампер они устанавливают 8,0 ампер. Помните об этом при выборе, покупке расходных материалов при ремонте, замене в ВАЗ 2109 (8, 16 клапанов).
Признаки неисправности предохранителей
- Модуль изменил цвет, на поверхности видны черные точки — нагар;
- На приборной панели в моторном отсеке горит индикатор неисправности;
- Когда двигатель работает, зажигание включено и аккумулятор заряжен, некоторые механизмы не работают или неисправны;
- В салоне ощущается запах гари, плавится место, где расположен монтажный блок;
- Модули горячие на ощупь.
Замена предохранителей на ВАЗ 2109
Подготовительный этап:
- Пластиковый пинцет для извлечения модуля;
- Тряпки;
- Дополнительное освещение, если работы выполняются в темное время суток.
Последовательность операций:
- Расположите автомобиль по периметру ремонтной зоны;
- Выключите двигатель, откройте капот;
- Освободите крепежные элементы, снимите зажимы аккумулятора;
- С левой стороны под ветровым стеклом находится монтажный блок, снимите пластиковую крышку;
- Посмотрите на внутренней странице, где приведена схема расположения предохранителей. Найдите неисправный блок по точному номеру или по визуальным признакам;
- Удалите его пинцетом, установите на его место новый, установите крышку.
В блоках питания старого образца определить неисправный модуль сложнее, поскольку необходимо поочередно вынимать каждый предохранитель.
По окончании запустите двигатель, проверьте правильность работы систем.
Причины преждевременного выхода из строя предохранителей
- Естественным фактором является продолжительность работы предохранителей без промежуточного профилактического обслуживания;
- Проникновение влаги, конденсация, окисление клемм, высыхание изоляционного слоя, нарушение цепи электропитания;
- Внешние механические повреждения, авария, удар, столкновение;
- Деформация крыла автомобиля, ветрового стекла, нанесение повреждений монтажному блоку;
- Короткое замыкание в цепи электропитания;
- Прямое воздействие ультрафиолетовых лучей.
Внимание водителям!!! Неисправный предохранитель не всегда является причиной неисправности механизма. Часто повреждается силовой кабель, окисляются клеммы, ослабевает контакт, изнашиваются узлы. Не забудьте провести визуальную диагностику, чтобы оценить состояние автомобиля и рассчитать нужное количество расходных материалов.
При соблюдении рекомендаций производителя по эксплуатации срок службы предохранителя составляет 40 000 км. Если у вас возникли трудности с установкой, обратитесь за помощью к сертифицированному мастеру, автоэлектрику.