Сегодня каждый автомобиль, независимо от его типа, оснащен специальной защитой для всех электрических систем. Такая защита называется предохранителем. Они устанавливаются таким образом, чтобы в случае короткого замыкания или неисправности система могла отключиться через предохранитель, тем самым защищая себя от выхода из строя. Предохранители используются в каждой электрической цепи, от маленькой лампочки до системы зажигания двигателя. Более важные моторные цепи оснащаются специальными реле, которые защищают различные насосы, электродвигатели и другие мощные источники потребления тока.
Предохранитель — это небольшая конструкция, состоящая из пластикового корпуса, внутри которого находится плавкий элемент. При коротком замыкании тонкий контакт под током плавится и прерывает электрический ток. Простейший электрический предохранитель представляет собой тонкую медную проволоку, вставленную в цепь. Если верхний предел тока питания превышен, контакт начинает плавиться и прерывает протекание тока. Здесь описаны все предохранители и реле для автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 с инжектором и карбюратором, старых и новых моделей.
Расшифровка предохранителей и реле инжекторных моделей
Модуль главного предохранителя 2114-3722010-60 расположен под передним вещевым отделением под капотом. Такое расположение обеспечивает быстрый доступ ко всем электрическим системам автомобиля.
Местонахождение устройства
Обратите внимание, что расположение модуля предохранителей может отличаться в зависимости от модели и года выпуска автомобиля. По умолчанию он расположен в правом верхнем углу капота, под ветровым стеклом. Монтажный блок выполнен из пластика в виде прямоугольной коробки. Для предотвращения случайного открытия ящик оснащен специальными защелками. Чтобы открыть модуль, разблокируйте две защитные ручки и поднимите верхнюю пластиковую крышку. Под крышкой находятся все основные реле управления и предохранители автомобиля.
На пластиковой крышке имеются специальные щипцы для быстрого извлечения предохранителя. С их помощью очень легко извлечь каждый компонент. Предохранитель можно извлечь, взявшись плоскогубцами за верхний край пластиковой крышки, а затем осторожно приподняв компонент.
На пластиковой верхней крышке также имеется полная схема цепи, на которой указаны все предохранители и реле и их сила тока (A).
Схема предохранителей и реле инжекторных моделей
Таблица 1 Разбивка предохранителей и реле 2114-3722010-60
№ | Ток, A | Описание предохранителя |
F1 | 10 | Задний противотуманный фонарь, лампа включения заднего противотуманного фонаря |
F2 | 10 | Индикаторные лампы и реле переключателей индикаторов. Система предупреждающих световых сигналов. Предупреждающий индикатор |
F3 | 7,5 | Системы освещения кабины и багажного отделения (лампа освещения кабины, багажного отделения, подсветка замка зажигания). Стоп-сигнал торможения, лампа подсветки бортового компьютера. Лампа проверки двигателя |
F4 | 20 | Управление обогревом заднего стекла. Подключаемая переносная лампа |
F5 | 20 | Реле для управления и включения сирены. Предохранитель и реле для включения двигателя системы охлаждения |
F6 | 30 | Управление и активация реле электрического стеклоподъемника |
F7 | 30 | Управление электродвигателем — система отопления, отопитель салона, омыватели ветрового стекла, омыватели фар. Лампа прикуривателя салона, лампа освещения перчаточного ящика. Выключатель обогрева заднего стекла. |
F8 | 7,5 | Выключатель правой противотуманной фары. |
F9 | 7,5 | Включите левую противотуманную фару |
F10 | 7,5 | Левая боковая подсветка кузова, выключатель подсветки маркера (на дисплее), подсветка номерного знака и днища, лампочки для выключателей, прикуриватель, рычаги управления отопителем. Выключатель освещения приборов. |
F11 | 7,5 | Правый кузовной габаритный фонарь |
F12 | 7,5 | Передняя правая фара ближнего света |
F13 | 7,5 | Передняя левая фара ближнего света |
F14 | 7,5 | Передняя левая фара дальнего света. Контрольная лампа горит. |
F15 | 7,5 | Передняя правая фара дальнего света. |
F16 | 15 | Реле для прерывателя индикатора, индикатора и ламп предупреждения об опасности. Реле и лампочка управления задним ходом, лампочка панели бортовых приборов, лампочка давления масла, включение ручного тормоза, уровень тормозной жидкости, заряд аккумулятора. Бортовой компьютер, обмотка генератора двигателя. |
F17-F20 | Запасные части | |
№ | Реле цепи | |
К1 | Цепь омывателя фар | |
К2 | Указатели поворота и сигнальные огни опасности К3 | |
К3 | Стеклоочистители ветрового стекла | |
К4 | Проверка работы стоп-сигналов и габаритных огней | |
К5 | Стеклоподъемники ветрового стекла | |
К6 | Устройство звукового оповещения | |
К7 | Заднее стекло с подогревом | |
К8 | Светофор | |
К9 | Фара ближнего света |
Современные предохранители различаются по цвету в зависимости от силы тока.
- 5A — коричневый
- 10A — красный
- 15A — синий
- 20A — желтый
- 30A — зеленый
Различие в цветах сделано для удобства использования и идентификации правильного предохранителя с нужным сопротивлением. Предохранители также доступны в черном, сером, фиолетовом, белом, оранжевом и других цветах. Все они отличаются количеством ампер, которое указано на каждом изделии.
Дополнительные предохранители поставляются производителем на каждое устройство. Они предназначены для быстрой замены перегоревшего компонента. Они расположены в нижней части модуля и обозначены F17, F18, F19, F20. Каждый сменный элемент отличается цветом и значением ампера.
Если один из электрических блоков в автомобиле вышел из строя, рекомендуется сначала проверить монтажный блок. Чтобы найти сгоревший элемент, полностью выключите двигатель и выньте ключ из замка зажигания. С помощью специальных щипцов аккуратно вытащите перегоревший модуль. Поднесите его к свету и проверьте на наличие повреждений цепи. Можно использовать предохранители большей силы тока, но только на короткий период времени.
Расшифровка предохранителей и реле блока 2114-3722010-18
Автомобили ВАЗ-2114, 2115, 2113 с карбюратором имеют некоторые отличия в модуле предохранителей.
Схема модуля предохранителей и реле старого типа
Таблица 2. предохранители и реле в блоке 2114-3722010-18
№ | Ток, A | Описание предохранителя |
F9 | 7,5 | Правый задний противотуманный фонарь |
F8 | 7,5 | Левый задний противотуманный фонарь |
F1 | 10 | Омыватели фар включены, контакты омывателя фар, клапан включения омывателя фар, контакты реле омывателя фар |
F7 | 30 | Омыватели фар включены, обмотка реле омывателя, реле обогрева, омыватель ветрового стекла, редуктор и таймер стеклоочистителя заднего стекла, клапаны переключателей переднего и заднего омывателей, реле системы охлаждения двигателя стартера (обмотка), реле обогрева заднего стекла, подсветка перчаточного ящика, контрольная лампа обогрева заднего стекла |
F16 | 15 | Индикаторные лампы и переключатель, фонари заднего хода, переключатель и реле омывателя ветрового стекла, обмотка генератора (при запуске), индикаторные лампы — тормозная жидкость, давление масла, дроссель карбюратора, ручной тормоз. Световой индикатор STOP, вольтметр и указатель температуры охлаждающей жидкости |
F3 | 10 | Кабина и задний стоп-сигнал |
F6 | 30 | Электрические стеклоподъемники, выключатель электрического стеклоподъемника |
F10 | 7,5 | Лампа освещения номерного знака, лампа под капотом, контрольная лампа приборной панели (наружное освещение), лампа приборной панели, лампа прикуривателя, лампа кронштейна обогревателя |
F5 | 20 | Включено реле вентилятора системы охлаждения (электродвигатель), зуммер. |
F10 | 7,5 | Левая передняя сигнальная лампа Левый задний торцевой габаритный фонарь |
F11 | 7,5 | Правый фонарь боковой разметки Правый задний торцевой габаритный фонарь |
F2 | 10 | Лампа для аварийных огней, сигналов поворота и реле аварийных огней. |
F4 | 20 | Обогрев заднего стекла, включенный обогреватель, переносная розетка, прикуриватель в салоне автомобиля |
F15 | 7,5 | Передний правый светофор |
F14 | 7,5 | Передний левый дальний свет Выключатель контрольной лампы |
F13 | 7,5 | Левый ближний свет |
F12 | 7,5 | Правосторонний светофор |
№ | Реле цепи | |
К1 | Цепь омывателя фар | |
К2 | Сигналы тревоги и индикаторы | |
К3 | Стеклоочистители ветрового стекла | |
К4 | Рабочее освещение | |
К5 | Электрические окна | |
К6 | Звуковой сигнал | |
К7 | Заднее стекло с подогревом | |
К8 | Светофор | |
К9 | Фара ближнего света |
Расшифровка дополнительного блока предохранителей и реле
Производитель автомобиля разработал вспомогательные предохранители для активации основных систем каждого автомобиля. Обычно они расположены в районе центральной консоли. Каждый вспомогательный блок состоит из нескольких важных реле и электрических предохранителей.
В данном конкретном случае ящик расположен слева от перчаточного ящика, за боковой обшивкой центральной консоли. Чтобы получить быстрый доступ к коробке, необходимо снять часть пластиковой защиты. Защита крепится с помощью винтов с крестообразной головкой, поэтому подготовьте подходящую отвертку.
Расположение дополнительного блока предохранителей и реле 2114, 2115, 2113 Дополнительный блок предохранителей в салоне автомобиля Схема вспомогательного устройства
Таблица 3. Расшифровка дополнительного блока предохранителей и реле
№ | Ток, А | Обозначение (предохранители) |
1 | 15 | Главное распределительное реле |
2 | 15 | Источник питания контроллера |
3 | 15 | Насос топливной системы |
№ | Назначение (реле) | |
К4 | Топливный насос | |
К5 | Охлаждающий вентилятор | |
К6 | Реле управления главной системой |
Существуют и другие возможные расшифровки.
Дополнительная идентификация блока предохранителей и реле
Реле:
1 — топливный насос;
2 — основной;
3 — вентилятор.
Предохранитель:
f1 — бензиновый насос;
f2 — главное реле;
f3 — ЭБУ (электронный блок управления).
Реле контроля тока присутствуют в конструкции многих автомобилей. Они предназначены для выполнения очень важной функции — включения и выключения важного электрооборудования и механических систем автомобиля. Говоря простым языком, это устройство, которое подает ток на нужный компонент.
Реле стартера, зажигания, задних противотуманных фонарей
Для быстрого осмотра и ремонта реле зажигания расположено под передней переборкой автомобиля, за рычагом открывания капота. Он расположен чуть ниже центральной приборной панели. Модуль закрыт пластиковой заглушкой, которую необходимо открыть для проверки работоспособности.
Реле стартера, зажигания, задних противотуманных фар
Помимо вышеуказанного реле, имеется аналогичное реле для задних противотуманных фар и реле для стартера.
Основная функция реле зажигания заключается в снижении нагрузки, приложенной к контактам. Когда двигатель запускается, реле отключает определенные электрические цепи в системе автомобиля. Эта система используется не только в инжекторных, но и в карбюраторных двигателях.
В случае неисправности или отказа в системе зажигания необходимо проконтролировать работу реле. Для этого откройте коробку и аккуратно извлеките необходимый компонент. Он крепится с помощью контактов в специальных пазах. Сначала проверьте, не окислены ли контакты, и при необходимости очистите их мягкой тканью или протрите специальной жидкостью.
Для проверки работы используйте простой мультиметр. Подключите его к входящим соединениям и проверьте цифры. Если при подаче тока короткого замыкания не происходит, это означает, что компонент не работает. Замена производится аналогичным образом. Используйте стандартный элемент с числом ампер, указанным на корпусе.
Реле передних противотуманных фар
Передние противотуманные фары не являются стандартным оборудованием модели и устанавливаются в стандартной комплектации. Само реле (для противотуманных фар) находится в моторном отсеке на левом крыле.
Реле для передних противотуманных фар
Важно: Для доступа к реле необходимо снять аккумулятор! Без выполнения этой манипуляции будет сложно извлечь и проверить его работоспособность.
Заменить неисправный компонент очень просто. С помощью крестовой отвертки (с короткой ручкой) выкрутите винт, крепящий реле к автомобилю, и проверьте, не неисправен ли этот компонент. Если он неисправен, купите новый и расположите все в обратном порядке.