Передний сальник двигателя ВАЗ 2101-2107 используется для предотвращения утечки моторного масла в месте крепления шкива привода вспомогательных агрегатов к кривошипной части. Хотя уплотнительный фланец изготовлен из высококачественной фторкаучука, со временем его рабочая кромка изнашивается, и в зазор просачивается смазка. Сегодня мы поделимся с вами методом замены переднего сальника коленчатого вала ВАЗ «классика». С работой справится даже начинающий водитель, ведь для этого даже не нужно снимать крышку привода ГРМ с двигателя.
Когда и почему меняют передний сальник
Производитель рекомендует заменять передний сальник коленчатого вала двигателя ВАЗ 2101-2107 через каждые 150 000 км пробега. На практике, однако, это также необходимо делать чаще. Ускоренный износ уплотнительного элемента и появление утечки моторного масла вызваны следующими причинами
- Несоосность уплотнения сальника при установке;
- Потеря эластичности из-за перегрева двигателя;
- Увеличенное радиальное биение шкива системы сцепления;
- Использование неподходящего моторного масла;
- Износ моторного масла на ступице шкива коленчатого вала.
Кроме того, мы не исключаем закалку манжеты вследствие естественного старения и возможность производственного брака — к сожалению, качество деталей для заднеприводных моделей ВАЗ оставляет желать лучшего.
Не заметить повреждение уплотнительного элемента невозможно — вращающийся шкив распределяет масло перед двигателем и по всему моторному отсеку. Но не стоит полагать, что такая неисправность приведет только к смазке узлов и снижению уровня смазки. Если оно попадет на ремень генератора и другие резиновые детали, моторное масло может быстро вывести их из строя.
Обратите внимание, что другой фактор — повышенное давление газов в картере — также может спровоцировать утечку через сальники двигателя. По этой причине убедитесь, что система вентиляции двигателя чистая.
Пошаговая инструкция
Из-за ограниченного пространства между передней частью двигателя и радиатором трудно протолкнуть новый сальник без перекоса. По этой причине специалисты рекомендуют заменять уплотнительный элемент при снятой передней крышке двигателя. Конечно, делать это на верстаке гораздо удобнее, но здесь есть свои подводные камни. На практике после такого удаления трудно уплотнить линию масляного поддона, к тому же вы рискуете сорвать резьбу в хрупкой дюралевой крышке.
По этой причине мы рекомендуем более распространенный и менее трудоемкий метод замены поврежденного сальника непосредственно на двигателе. Эта работа потребует от вас внимания и заботы. Все манипуляции удобнее проводить на домкрате, эстакаде или в смотровой яме.
- Затяните ручной тормоз и установите рычаг переключения передач на четвертую передачу.
- Отсоедините силовые зажимы и снимите аккумулятор с автомобиля.
- Используя торцевую головку «17» и длинный гаечный ключ, ослабьте самоконтрящуюся гайку, крепящую генератор к регулировочной планке.
- Поместите ломик или такую же отвертку между генератором и правым подрамником (продольным элементом) и используйте его как рычаг, чтобы подтолкнуть генератор к блоку цилиндров. Это ослабит клиновой ремень и снимет его с двигателя.
- Двигаясь под автомобилем, снимите крыло и крышку масляного поддона.
- Открутите храповую гайку с помощью специального накидного ключа ’38’. В некоторых случаях арматура застревает настолько, что колеса невозможно заблокировать даже с помощью ножного тормоза. В этом случае механики рекомендуют снять стартер и с помощью сильной отвертки заблокировать маховик. Чтобы ослабить заклинившую гайку, гаечный ключ можно удлинить с помощью подходящей трубки.
Обратите внимание, что на валу коленчатого вала имеется правая резьба, поэтому откручивайте трещотку против часовой стрелки.
- Снимите шкив коленчатого вала. Для этого используйте монтажный шпатель, обрызгивая деталь с разных сторон и используя инструмент как рычаг. Однако не переусердствуйте, так как чрезмерное нажатие может привести к растрескиванию передней крышки двигателя.
- Чтобы подстраховаться, убедитесь, что в вашем арсенале есть съемник. Это позволит вам легко и безопасно снять даже плотно прилегающие детали.
- Очистите переднюю часть крышки, сальник и его посадочное место, иначе грязь попадет в двигатель при снятии уплотнительного элемента.
- Наклонившись к седлу сальника, открутите корпус прочной отверткой с широким лезвием. Постучите по рукоятке инструмента, чтобы снять поврежденную деталь.
- Перед установкой новой набивки протрите посадочное место сальника, чтобы облегчить сборку. Если поврежденный герметик выходит слишком легко, это означает, что посадочное место в крышке распределительного вала изношено. Нанесите слой автомобильного герметика на боковую сторону нового уплотнения, чтобы обеспечить герметичность в будущем.
- Аккуратно установите сальник на место. Убедитесь, что он не перекручивается и прилегает к сиденью заподлицо.
- Используя подходящий ключ (даже ключ с трещоткой, если он достаточно толстый), осторожно постучите молотком по герметику.
- Внимательно осмотрите шкив коленчатого вала. Если рабочая поверхность сильно изношена, утечка масла не будет устранена заменой сальника. В этом случае необходимо заменить соответствующую деталь.
- Перед установкой шкива смажьте внутренние и внешние поверхности его ступицы моторным маслом. Смазка облегчит установку детали на коленчатый вал и, прежде всего, предотвратит преждевременный износ уплотнительной кромки в первые несколько минут работы двигателя.
- Поверните шкив, чтобы совместить паз шпонки с пазом коленчатого вала. Потяните деталь, вдавливая ее до тех пор, пока втулка не поместится внутри сальника.
- Накрутите гайку с трещоткой до упора от руки и затяните ее гаечным ключом. Момент затяжки не должен превышать 101,3-125,64 Н×м (10,34-12,8 кгс×м), как рекомендовано производителем.
- Установите на место и натяните многоручьевой зубчатый ремень. Обратите внимание, что чрезмерное натяжение приводит к ускоренному износу подшипников генератора и насоса системы охлаждения. Прогиб ремня между насосом и коленчатым валом составляет 12 — 17 мм при давлении около 10 кгс-м.
- Затяните крепежную гайку на генераторе.
- Установите аккумулятор и подключите его к бортовой сети автомобиля. На этом ремонт завершен.
Для замены сальника коленчатого вала не требуется ни специальных знаний, ни дорогостоящих инструментов. Работу можно выполнить своими руками, затратив 1-2 часа. При небольшом уходе вы сможете надолго забыть о протечках масла и содержать моторный отсек в чистоте.