Замена цепи ГРМ ВАЗ 2106

В двигателях ВАЗ 2101-2107 классической серии механизм ГРМ (цепь ГРМ) приводится в движение двухрядной цепью. Компонент имеет достаточно длительный срок службы — не менее 100 000 км пробега. При появлении симптомов критического износа рекомендуется заменить весь цепной привод, включая шестерни. Процедура трудоемкая, но несложная — опытный моторист справится с этой задачей без проблем.

Кратко о конструкции привода

Для того чтобы самостоятельно заменить цепь и сопутствующие компоненты, необходимо знать конструкцию этой части силового агрегата. Механизм привода распределительного вала двигателя ВАЗ 2106 состоит из следующих частей:

  • маленькая ведущая звездочка установлена на коленчатом валу;
  • большую шестерню;
  • большая верхняя звездочка прикручена к торцу распределительного вала;
  • двухрядная цепь ГРМ;
  • челюсть натяжителя, поддерживаемая разводным стержнем;
  • направляющая цепи — металлическая пластина с износостойким диском;
  • штифт ограничителя биения — ограничитель цепи установлен рядом с нижней звездочкой.

Схема ГРМ ВАЗ 2101-2107

Более старые версии «шестерки» были оснащены механическим натяжным поршнем, в котором шток втягивается пружиной. Обновленная версия оснащена гидравлическим цилиндром.

Цепь ГРМ должна быть натянута при работающем двигателе, иначе натяжение приводит к чрезмерному износу и набеганию цепи на зубья звездочки. Полукруглый башмак, поддерживающий деталь с левой стороны, отвечает за натяжение.

За звездочкой распределительного вала (в направлении вращения) устанавливается направляющая пластина, которая прижимается к цепному приводу. Чтобы деталь не соскакивала с нижней звездочки, рядом с ней устанавливается ограничитель — металлический стержень, ввинченный в блок цилиндров, — для предотвращения чрезмерного растяжения.

Схема ГРМ ВАЗ 2106 с гидравлическим натяжителем

Карданная передача расположена в передней части двигателя и закрыта алюминиевой крышкой, в которой находится передний сальник коленчатого вала. Нижняя поверхность крышки опирается на поддон картера — на эту особенность следует обратить внимание при разборке агрегата.

Назначение и характеристики цепи

Цепной механизм ГРМ двигателя ВАЗ 2106 решает 3 задачи:

  1. Вращает распределительный вал, который открывает впускные и выпускные клапаны в головке блока цилиндров.
  2. Запускает масляный насос через промежуточную шестерню.
  3. Передает вращение на вал распределителя зажигания.

Длина и количество звеньев главного компонента привода — цепи — зависит от типа приводного устройства. В шестые модели «Жигулей» производитель устанавливал три разновидности двигателей с рабочим объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. Двигатель ВАЗ 21063 (1,3 л) имеет ход поршня 66 мм, версии 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) — 80 мм.

Двойная цепь на двигателе ВАЗ 2106

Следовательно, цепи двух размеров используются на приводных агрегатах с разным рабочим объемом:

  • Двигатель 1,3 литра (ВАЗ 21063) — 114 ссылок;
  • Двигатели 1,5-1,6 л (ВАЗ 21061, 2106) — 116 ссылок.

Как проверить длину цепи при покупке, не пересчитывая звенья? Растяните его на всю длину, положив две части вплотную друг к другу. Если оба конца выглядят одинаково, вы имеете дело с 116-звенной цепью для длинноходных двигателей (1,5-1,6 л). На короткой цепи для ВАЗ 21063 одно крайнее звено будет поворачиваться под другим углом.

Как проверить количество звеньев цепи на автомобиле ВАЗ 2106?

Цепной привод медленно растягивается в процессе эксплуатации автомобиля. Деформации металлических звеньев не происходит — это вызвано истиранием соединений отдельных звеньев, люфтом и провисанием. В пределах 1-2 втулок износ небольшой, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение детали в целом.

Как распознать неисправность и степень износа цепи:

  1. Первым симптомом является шум, исходящий из-под клапанной крышки. В тяжелых случаях шум превращается в громкий скрежет.
  2. Снимите клапанную крышку и проверьте совпадение меток на звездочке распределительного вала и шкиве коленчатого вала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается смещение на 10 мм или более, то деталь определенно растянута.Как проверить номера цепи ГРМ на автомобиле ВАЗ 2106
  3. Подтяните цепь, запустите двигатель и повторно отрегулируйте метки. Если деталь значительно удлинилась, вышеуказанные меры не сработают — удлинения привода недостаточно для выбора зазора.
  4. Сняв клапанную крышку, проверьте состояние направляющей цепи. Иногда перенапряженный цепной привод просто отрывает свою накладку или всю деталь. Фрагменты металла и пластика попадают в масляный картер.

Однажды, при диагностике двигателя «шестерки», мне пришлось наблюдать следующую картину: вытянутая цепь не только сорвалась с направляющей, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки блока цилиндров. Дефект частично затронул уплотнительную поверхность клапанной крышки, но трещин и утечек моторного масла не было.

Трещина направляющей цепи ГРМ на ВАЗ 2101-07

Цепь, растянутая на 1 см и более, может перескочить на 1-4 звена на звездочках. Если какой-либо компонент перескочил секцию, синхронизация нарушена — двигатель сильно вибрирует при любых условиях, значительно теряет мощность и часто глохнет. Прострелы в карбюраторе или выхлопной трубе являются очевидным симптомом. Попытки отрегулировать зажигание и подачу топлива безуспешны — двигатель продолжает «трястись».

Когда цепь перемещается на 2-4 зуба, приводное устройство отключается и не запускается снова. В худшем случае поршень ударяется о колодки клапанов из-за большого смещения фаз газораспределения. Следствием этого является разборка и дорогостоящий ремонт двигателя.

Видео: определение степени износа шестерён ГРМ

Инструкция по замене

Для установки новой цепи ГРМ необходимо приобрести комплект запасных частей и расходных материалов:

  • Двухрядная цепь, соответствующая типу двигателя;
  • 3 звездочки — две большие и одна маленькая (продаются в комплекте);
  • Башмак натяжителя;
  • Пластина натяжителя ремня;
  • прокладка крышки переднего привода;
  • высокотемпературный силиконовый герметик.

Комплект привода цепи ГРМ для моделей ВАЗ 2101-2107

Если при диагностике неисправности вы обнаружили утечку масла под шкивом коленчатого вала, стоит приобрести новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь легко заменить при снятии шестерни привода ГРМ.

Почему рекомендуется заменить все компоненты привода, включая коробку передач:

  • Зубья звездочки также износились за долгое время, в течение которого цепь была растянута;
  • накладки на направляющей шине и натяжителе также износились по той же причине;
  • эта операция ремонта занимает много времени, и ее нецелесообразно повторять из-за каждого изношенного компонента привода.

Критический износ ГРМ на ВАЗ 2106

Инструмент и условия ведения работ

Из специальных инструментов вам понадобится накидной ключ 36 мм для откручивания гайки (трещотки), удерживающей шкив коленчатого вала. Поскольку трещотка утоплена в пазу, ее гораздо труднее захватить гаечным ключом.

Ключ трещоточный 36 мм для 'Жигулей

Остальной набор инструментов выглядит следующим образом

  • Набор гаечных и торцевых ключей с трещоткой и воротком;
  • плоские отвертки — обычная и усиленная отвертка;
  • монтажная шпаклевка;
  • комбинированные плоскогубцы;
  • молоток;
  • ветошь; защитные перчатки.

Подъемник для замены цепи ГРМ для моделей 'Жигули'

Удобнее всего производить замену цепи ГРМ на яме в гараже. В крайнем случае подойдет открытая площадка, но тогда вам придется лечь на землю под автомобилем, чтобы снять блок.

Предварительная разборка

Цель подготовительного этапа — обеспечить легкий доступ к передней крышке силового агрегата и клапанному механизму. Что необходимо сделать:

  1. Припаркуйте автомобиль на смотровой яме и поставьте его на ручной тормоз. Дайте двигателю остыть до 40-50°C для облегчения снятия.
  2. Спуститесь в канаву и снимите крышку поддона картера. Сразу же открутите 3 передних болта, соединяющих масляный поддон с торцевой крышкой, ослабьте гайку на нижнем креплении генератора.Нижнее крепление генератора для классических моделей
  3. Откройте капот и снимите коробку воздушного фильтра, прикрепленную к карбюратору. Как снять воздушный фильтр на
  4. Отсоедините трубку над клапанной крышкой. Отсоедините выключатель стартера и трос штанги акселератора. Шток для протяжки привода акселератора ВАЗ 2101-2107
  5. Снимите клапанную крышку, открутив крепежные винты с помощью гаечного ключа на 10 мм. Как снять клапанную крышку на двигателе ВАЗ 2106
  6. Отсоедините разъем электрического вентилятора охлаждения.
  7. Открутите и выньте 3 винта, крепящие электрический вентилятор охлаждения к основному радиатору, вытащите устройство из отверстия.Места крепления электровентилятора ВАЗ 2106
  8. С помощью накидного ключа открутите гайку на кронштейне крепления генератора. С помощью ломика сдвиньте корпус в сторону двигателя, ослабьте и снимите приводной ремень. Как снять ремень генератора на автомобиле ВАЗ 6

Помимо этих частей, можно снять и другие компоненты, такие как аккумулятор и основной радиатор. Эти шаги не являются необходимыми, но улучшат доступ к цепному поезду.

На этом этапе хорошо бы очистить как можно больше грязи и остатков масла с передней части двигателя. Снятие крышки ГРМ откроет небольшое отверстие в масляном поддоне, через которое могут попасть инородные частицы.

Снятие «шестого» инжектора производится аналогичным образом, только гофрированный трубопровод, ведущий к дроссельной заслонке, трубопроводы вентиляции картера и адсорбер должны быть сняты вместе с корпусом воздушного фильтра.

Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106

Снятие и установка новой цепи

При первом снятии цепного привода распределительного вала строго соблюдайте последовательность действий:

  1. Ослабьте храповую гайку гаечным ключом 36 мм. Чтобы ослабить его, зафиксируйте шкив с помощью подходящего инструмента — ломика, тяжелой отвертки или трубного ключа. Как открутить трещотку на автомобиле ВАЗ 2106
  2. Снимите шкив с коленчатого вала, надавив на каждую сторону плоской отверткой. Как снять шкив с коленчатого вала
  3. Ослабьте 9 болтов крепления передней крышки, используя гаечный ключ 10 мм. С помощью отвертки отделите его от посадочного фланца и отложите в сторону.
    Как снять переднюю крышку двигателя автомобиля ВАЗ 2101-07
  4. Отогните края стопорных шайб на болтах, крепящих две большие звездочки. Используя гаечный ключ на конце коленчатого вала и удерживая механизм на месте, ослабьте эти болты другим 17-мм гаечным ключом. Как снять звездочку распредвала на автомобиле ВАЗ 2106?
  5. Совместите метку на верхней шестерне с выступом на постели распределительного вала. Как выставить метки цепи ГРМ на ВАЗ 21001-2106
  6. Снимите натяжитель и поршень с шестерней, сняв два динамометрических ключа 10 мм каждый. Снятие натяжителя цепи ГРМ в двигателе ВАЗ 2106
  7. Наконец, ослабьте болты и снимите две звездочки, осторожно потянув цепь вниз. Снятие цепного привода ГРМ ВАЗ 2106
  8. Открутите упор и снимите цепь и маленькую нижнюю звездочку, не потеряв ни одного ключа. Открутите лапку натяжителя.

Как снять звездочку цепи ГРМ с коленчатого вала автомобиля ВАЗ 2101-2107?

Во время разборки вы можете столкнуться с ситуацией, когда перетянутая цепь повредила или сломала направляющую цепи и мусор попал в картер. В идеале их можно удалить, разобрав отстойник. Но поскольку масляный насос оснащен сеткой и в картере всегда скапливается мусор, проблема не критична. Вероятность того, что остатки деталей будут препятствовать поступлению масла, практически равна нулю.

При замене цепи на «шестерке» моего отца я имел несчастье уронить в картер свободный кусок пластикового стабилизатора. Попытки вытащить его через узкое отверстие оказались безуспешными, кусок остался в отстойнике. Результат: после ремонта отец проехал более 20 000 км и сменил масло, пластик до сих пор находится в картере.

Установите новые детали и выполните сборку в следующем порядке:

  1. Очистите прилегающие поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров, накрыв картер ветошью.
  2. Опустите новую цепь в отверстие головки цилиндра и закрепите ее ломиком, чтобы она не выпала. Как установить новую цепь ГРМ на классические автомобили ВАЗ
  3. Поскольку вы проверяли синхронизацию по цепи, паз на коленчатом валу должен совпадать с меткой на стенке цилиндра. Аккуратно установите малую звездочку и установите цепь. Как правильно установить звездочку цепи ГРМ на автомобиле ВАЗ 2106
  4. Установите новый натяжитель цепи, стопорный штифт и лапку натяжителя. Прикрутите промежуточное и верхнее кольца цепи.
  5. Установите поршень и с помощью пружинного механизма затяните цепной привод. Проверьте положение всех меток. Как натянуть цепь ГРМ в двигателе
  6. Нанесите герметик на фланец блока цилиндров и прикрутите крышку и прокладку.

Сборка производится в обратном порядке. После установки шкива рекомендуется повторно проверить метки выравнивания. Гребень на фланце шкива должен совпадать с длинной полосой на передней крышке.

Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07

Можно ли укорачивать растянутую цепь

Теоретически, такая операция вполне возможна — достаточно выбить шплинт одного или нескольких звеньев и заново соединить цепь. Почему такой ремонт практикуется крайне редко:

  1. Трудно оценить степень удлинения детали и количество удаляемых звеньев.
  2. Существует большая вероятность того, что после операции метки не совпадут на 5-10 мм.
  3. Изношенная цепь будет растягиваться дальше и вскоре снова начнет дребезжать.
  4. Истертые зубья звездочек позволяют звеньям легко соскакивать, когда цепь снова вытягивается.

Экономическая целесообразность не менее важна. Набор запасных частей не настолько дорог, чтобы тратить время и силы на попытки отремонтировать деталь путем ее укорачивания.

Замена привода цепи ГРМ займет у опытного механика около 2-3 часов. Среднему мотоциклисту потребуется в два раза больше времени, не считая непредвиденных поломок. Выделите часть своего выходного дня на ремонт и выполните работу без спешки. Не забудьте выровнять синхронизацию и убедиться, что механизм правильно собран перед запуском двигателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector