В двигателях ВАЗ 2101-2107 классической серии механизм ГРМ (цепь ГРМ) приводится в движение двухрядной цепью. Компонент имеет достаточно длительный срок службы — не менее 100 000 км пробега. При появлении симптомов критического износа рекомендуется заменить весь цепной привод, включая шестерни. Процедура трудоемкая, но несложная — опытный моторист справится с этой задачей без проблем.
- Кратко о конструкции привода
- Назначение и характеристики цепи
- Видео: определение степени износа шестерён ГРМ
- Инструкция по замене
- Инструмент и условия ведения работ
- Предварительная разборка
- Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106
- Снятие и установка новой цепи
- Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07
- Можно ли укорачивать растянутую цепь
Кратко о конструкции привода
Для того чтобы самостоятельно заменить цепь и сопутствующие компоненты, необходимо знать конструкцию этой части силового агрегата. Механизм привода распределительного вала двигателя ВАЗ 2106 состоит из следующих частей:
- маленькая ведущая звездочка установлена на коленчатом валу;
- большую шестерню;
- большая верхняя звездочка прикручена к торцу распределительного вала;
- двухрядная цепь ГРМ;
- челюсть натяжителя, поддерживаемая разводным стержнем;
- направляющая цепи — металлическая пластина с износостойким диском;
- штифт ограничителя биения — ограничитель цепи установлен рядом с нижней звездочкой.
Более старые версии «шестерки» были оснащены механическим натяжным поршнем, в котором шток втягивается пружиной. Обновленная версия оснащена гидравлическим цилиндром.
Цепь ГРМ должна быть натянута при работающем двигателе, иначе натяжение приводит к чрезмерному износу и набеганию цепи на зубья звездочки. Полукруглый башмак, поддерживающий деталь с левой стороны, отвечает за натяжение.
За звездочкой распределительного вала (в направлении вращения) устанавливается направляющая пластина, которая прижимается к цепному приводу. Чтобы деталь не соскакивала с нижней звездочки, рядом с ней устанавливается ограничитель — металлический стержень, ввинченный в блок цилиндров, — для предотвращения чрезмерного растяжения.
Карданная передача расположена в передней части двигателя и закрыта алюминиевой крышкой, в которой находится передний сальник коленчатого вала. Нижняя поверхность крышки опирается на поддон картера — на эту особенность следует обратить внимание при разборке агрегата.
Назначение и характеристики цепи
Цепной механизм ГРМ двигателя ВАЗ 2106 решает 3 задачи:
- Вращает распределительный вал, который открывает впускные и выпускные клапаны в головке блока цилиндров.
- Запускает масляный насос через промежуточную шестерню.
- Передает вращение на вал распределителя зажигания.
Длина и количество звеньев главного компонента привода — цепи — зависит от типа приводного устройства. В шестые модели «Жигулей» производитель устанавливал три разновидности двигателей с рабочим объемом 1,3, 1,5 и 1,6 литра. Двигатель ВАЗ 21063 (1,3 л) имеет ход поршня 66 мм, версии 21061 (1,5 л) и 2106 (1,6 л) — 80 мм.
Следовательно, цепи двух размеров используются на приводных агрегатах с разным рабочим объемом:
- Двигатель 1,3 литра (ВАЗ 21063) — 114 ссылок;
- Двигатели 1,5-1,6 л (ВАЗ 21061, 2106) — 116 ссылок.
Как проверить длину цепи при покупке, не пересчитывая звенья? Растяните его на всю длину, положив две части вплотную друг к другу. Если оба конца выглядят одинаково, вы имеете дело с 116-звенной цепью для длинноходных двигателей (1,5-1,6 л). На короткой цепи для ВАЗ 21063 одно крайнее звено будет поворачиваться под другим углом.
Цепной привод медленно растягивается в процессе эксплуатации автомобиля. Деформации металлических звеньев не происходит — это вызвано истиранием соединений отдельных звеньев, люфтом и провисанием. В пределах 1-2 втулок износ небольшой, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение детали в целом.
Как распознать неисправность и степень износа цепи:
- Первым симптомом является шум, исходящий из-под клапанной крышки. В тяжелых случаях шум превращается в громкий скрежет.
- Снимите клапанную крышку и проверьте совпадение меток на звездочке распределительного вала и шкиве коленчатого вала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается смещение на 10 мм или более, то деталь определенно растянута.
- Подтяните цепь, запустите двигатель и повторно отрегулируйте метки. Если деталь значительно удлинилась, вышеуказанные меры не сработают — удлинения привода недостаточно для выбора зазора.
- Сняв клапанную крышку, проверьте состояние направляющей цепи. Иногда перенапряженный цепной привод просто отрывает свою накладку или всю деталь. Фрагменты металла и пластика попадают в масляный картер.
Однажды, при диагностике двигателя «шестерки», мне пришлось наблюдать следующую картину: вытянутая цепь не только сорвалась с направляющей, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки блока цилиндров. Дефект частично затронул уплотнительную поверхность клапанной крышки, но трещин и утечек моторного масла не было.
Цепь, растянутая на 1 см и более, может перескочить на 1-4 звена на звездочках. Если какой-либо компонент перескочил секцию, синхронизация нарушена — двигатель сильно вибрирует при любых условиях, значительно теряет мощность и часто глохнет. Прострелы в карбюраторе или выхлопной трубе являются очевидным симптомом. Попытки отрегулировать зажигание и подачу топлива безуспешны — двигатель продолжает «трястись».
Когда цепь перемещается на 2-4 зуба, приводное устройство отключается и не запускается снова. В худшем случае поршень ударяется о колодки клапанов из-за большого смещения фаз газораспределения. Следствием этого является разборка и дорогостоящий ремонт двигателя.
Видео: определение степени износа шестерён ГРМ
Инструкция по замене
Для установки новой цепи ГРМ необходимо приобрести комплект запасных частей и расходных материалов:
- Двухрядная цепь, соответствующая типу двигателя;
- 3 звездочки — две большие и одна маленькая (продаются в комплекте);
- Башмак натяжителя;
- Пластина натяжителя ремня;
- прокладка крышки переднего привода;
- высокотемпературный силиконовый герметик.
Если при диагностике неисправности вы обнаружили утечку масла под шкивом коленчатого вала, стоит приобрести новый сальник, встроенный в переднюю крышку. Деталь легко заменить при снятии шестерни привода ГРМ.
Почему рекомендуется заменить все компоненты привода, включая коробку передач:
- Зубья звездочки также износились за долгое время, в течение которого цепь была растянута;
- накладки на направляющей шине и натяжителе также износились по той же причине;
- эта операция ремонта занимает много времени, и ее нецелесообразно повторять из-за каждого изношенного компонента привода.
Инструмент и условия ведения работ
Из специальных инструментов вам понадобится накидной ключ 36 мм для откручивания гайки (трещотки), удерживающей шкив коленчатого вала. Поскольку трещотка утоплена в пазу, ее гораздо труднее захватить гаечным ключом.
Остальной набор инструментов выглядит следующим образом
- Набор гаечных и торцевых ключей с трещоткой и воротком;
- плоские отвертки — обычная и усиленная отвертка;
- монтажная шпаклевка;
- комбинированные плоскогубцы;
- молоток;
- ветошь; защитные перчатки.
Удобнее всего производить замену цепи ГРМ на яме в гараже. В крайнем случае подойдет открытая площадка, но тогда вам придется лечь на землю под автомобилем, чтобы снять блок.
Предварительная разборка
Цель подготовительного этапа — обеспечить легкий доступ к передней крышке силового агрегата и клапанному механизму. Что необходимо сделать:
- Припаркуйте автомобиль на смотровой яме и поставьте его на ручной тормоз. Дайте двигателю остыть до 40-50°C для облегчения снятия.
- Спуститесь в канаву и снимите крышку поддона картера. Сразу же открутите 3 передних болта, соединяющих масляный поддон с торцевой крышкой, ослабьте гайку на нижнем креплении генератора.
- Откройте капот и снимите коробку воздушного фильтра, прикрепленную к карбюратору.
- Отсоедините трубку над клапанной крышкой. Отсоедините выключатель стартера и трос штанги акселератора.
- Снимите клапанную крышку, открутив крепежные винты с помощью гаечного ключа на 10 мм.
- Отсоедините разъем электрического вентилятора охлаждения.
- Открутите и выньте 3 винта, крепящие электрический вентилятор охлаждения к основному радиатору, вытащите устройство из отверстия.
- С помощью накидного ключа открутите гайку на кронштейне крепления генератора. С помощью ломика сдвиньте корпус в сторону двигателя, ослабьте и снимите приводной ремень.
Помимо этих частей, можно снять и другие компоненты, такие как аккумулятор и основной радиатор. Эти шаги не являются необходимыми, но улучшат доступ к цепному поезду.
На этом этапе хорошо бы очистить как можно больше грязи и остатков масла с передней части двигателя. Снятие крышки ГРМ откроет небольшое отверстие в масляном поддоне, через которое могут попасть инородные частицы.
Снятие «шестого» инжектора производится аналогичным образом, только гофрированный трубопровод, ведущий к дроссельной заслонке, трубопроводы вентиляции картера и адсорбер должны быть сняты вместе с корпусом воздушного фильтра.
Видео: снятие электровентилятора и радиатора ВАЗ 2106
Снятие и установка новой цепи
При первом снятии цепного привода распределительного вала строго соблюдайте последовательность действий:
- Ослабьте храповую гайку гаечным ключом 36 мм. Чтобы ослабить его, зафиксируйте шкив с помощью подходящего инструмента — ломика, тяжелой отвертки или трубного ключа.
- Снимите шкив с коленчатого вала, надавив на каждую сторону плоской отверткой.
- Ослабьте 9 болтов крепления передней крышки, используя гаечный ключ 10 мм. С помощью отвертки отделите его от посадочного фланца и отложите в сторону.
- Отогните края стопорных шайб на болтах, крепящих две большие звездочки. Используя гаечный ключ на конце коленчатого вала и удерживая механизм на месте, ослабьте эти болты другим 17-мм гаечным ключом.
- Совместите метку на верхней шестерне с выступом на постели распределительного вала.
- Снимите натяжитель и поршень с шестерней, сняв два динамометрических ключа 10 мм каждый.
- Наконец, ослабьте болты и снимите две звездочки, осторожно потянув цепь вниз.
- Открутите упор и снимите цепь и маленькую нижнюю звездочку, не потеряв ни одного ключа. Открутите лапку натяжителя.
Во время разборки вы можете столкнуться с ситуацией, когда перетянутая цепь повредила или сломала направляющую цепи и мусор попал в картер. В идеале их можно удалить, разобрав отстойник. Но поскольку масляный насос оснащен сеткой и в картере всегда скапливается мусор, проблема не критична. Вероятность того, что остатки деталей будут препятствовать поступлению масла, практически равна нулю.
При замене цепи на «шестерке» моего отца я имел несчастье уронить в картер свободный кусок пластикового стабилизатора. Попытки вытащить его через узкое отверстие оказались безуспешными, кусок остался в отстойнике. Результат: после ремонта отец проехал более 20 000 км и сменил масло, пластик до сих пор находится в картере.
Установите новые детали и выполните сборку в следующем порядке:
- Очистите прилегающие поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров, накрыв картер ветошью.
- Опустите новую цепь в отверстие головки цилиндра и закрепите ее ломиком, чтобы она не выпала.
- Поскольку вы проверяли синхронизацию по цепи, паз на коленчатом валу должен совпадать с меткой на стенке цилиндра. Аккуратно установите малую звездочку и установите цепь.
- Установите новый натяжитель цепи, стопорный штифт и лапку натяжителя. Прикрутите промежуточное и верхнее кольца цепи.
- Установите поршень и с помощью пружинного механизма затяните цепной привод. Проверьте положение всех меток.
- Нанесите герметик на фланец блока цилиндров и прикрутите крышку и прокладку.
Сборка производится в обратном порядке. После установки шкива рекомендуется повторно проверить метки выравнивания. Гребень на фланце шкива должен совпадать с длинной полосой на передней крышке.
Видео: как правильно менять цепь на ВАЗ 2101—07
Можно ли укорачивать растянутую цепь
Теоретически, такая операция вполне возможна — достаточно выбить шплинт одного или нескольких звеньев и заново соединить цепь. Почему такой ремонт практикуется крайне редко:
- Трудно оценить степень удлинения детали и количество удаляемых звеньев.
- Существует большая вероятность того, что после операции метки не совпадут на 5-10 мм.
- Изношенная цепь будет растягиваться дальше и вскоре снова начнет дребезжать.
- Истертые зубья звездочек позволяют звеньям легко соскакивать, когда цепь снова вытягивается.
Экономическая целесообразность не менее важна. Набор запасных частей не настолько дорог, чтобы тратить время и силы на попытки отремонтировать деталь путем ее укорачивания.
Замена привода цепи ГРМ займет у опытного механика около 2-3 часов. Среднему мотоциклисту потребуется в два раза больше времени, не считая непредвиденных поломок. Выделите часть своего выходного дня на ремонт и выполните работу без спешки. Не забудьте выровнять синхронизацию и убедиться, что механизм правильно собран перед запуском двигателя.