ВАЗ 2115 является последним звеном в семействе Samara и наследует его линейку двигателей. ЭБУ двигателя и соответствующие датчики DMRE соответственно аналогичны. Совместимость расходомеров зависит от типа ЭБУ и выглядит следующим образом:
- Двигатель ВАЗ 2111 — ДМРВ 0 280 218 004 (устаревший) или 0 280 218 037, экологический стандарт Евро-2;
- ВАЗ 21114 — 0 280 218 116, экологический стандарт Евро-2;
- ДВС ВАЗ 211183 — 0 280 218 116, экологический стандарт Евро-3.
Экология не связана с типом расходомера, выбросы устанавливаются настройками ЭБУ.
Как работает
Датчик массового расхода воздуха информирует ЭБУ о массовом расходе воздуха, который изменяется в зависимости от угла наклона дроссельной заслонки (именно поэтому прибор находится рядом с дроссельной заслонкой).
После обработки информации ЭБУ дает форсункам команду на впрыск определенного количества топлива. Это гарантирует, что двигатель всегда работает эффективно и экономично.
Автомобиль ВАЗ 2115 FMRV Конструкция проста и надежна: прецизионный резистор задает опорное сопротивление, сопряженное с переменным резистором из платиновой проволоки в мостовой схеме. Значение переменного резистора изменяется при изменении температуры. Оба датчика находятся в воздушном потоке. Переменный резистор нагревается под действием точно отрегулированного напряжения. Чтобы компенсировать охлаждение, значение напряжения постоянно изменяется для обеспечения заданной температуры.
Показания напряжения (сигнал с датчика массового расхода воздуха ВАЗ) анализируются ЭБУ и по калиброванному графику определяется объем (точнее, масса) воздуха в кг в единицу времени.
Что произойдет, если ДМРВ неисправен
ЭБУ будет получать неверные данные о массе воздуха. В результате — потеря мощности и крутящего момента (эти параметры у автомобилей ВАЗ не очень высокие), а также увеличение расхода топлива.
Признаком неисправности ДМРВ является отсутствие или неправильное значение информационного сигнала с клеммы 5 разъема датчика. В случае отказа датчика сначала наблюдается чрезмерная индикация (до 25%), а затем полная потеря информации. Это приводит к появлению следующих симптомов:
- На холодном двигателе обороты превышены как минимум на треть;
- при резком сбросе газа обороты сначала поддерживаются на одном уровне, а затем медленно снижаются;
- расход топлива значительно увеличивается;
- автомобиль может заглохнуть сразу после запуска;
- потеря ускорения и тяги под нагрузкой.
Причины появления неисправностей
В 90 % случаев датчики загрязняются.
- Некачественный (не сертифицированный) или плохо установленный воздушный фильтр пропускает пыль в канал датчика прибора контроля давления воздуха;
- При эксплуатации автомобиля во время дождя или при движении по лужам капли воды могут попасть во впускной коллектор;
- Если система вентиляции картера неисправна (повреждены шланги, сломан клапан), капли масла могут попасть в воздушный канал.
Загрязненный датчик можно очистить или даже промыть.
Важно: Избегайте механического воздействия (щетки, тампоны) и использования агрессивных средств (ацетон, бензин).
Если загрязнение незначительное, достаточно выдуть его сжатым воздухом. Если воздушная «атака» не помогает, используйте специальный очиститель карбюратора и спрей для расширительного клапана.
Перед сборкой дайте расходомеру высохнуть на открытом воздухе.
Как самостоятельно проверить расходомер на ВАЗ 2115
- Если на приборной панели горит лампочка «Check Engine», ошибки в коде OBD можно определить с помощью автосканера. Однако такое оборудование не всегда легкодоступно.
- Предварительную проверку можно провести, просто отсоединив разъем расходомера и сравнив поведение двигателя с ДМРВ и без него. После отсоединения неисправного датчика поведение автомобиля должно ухудшиться. Неисправный расходомер при отсоединении не изменит поведение двигателя.
- Наконец, достаточно тщательная проверка мультиметром. Это осуществляется в два этапа. Сначала, при отключенном разъеме, проверяется питание устройства. От ЭБУ на вывод 2 должно подаваться 12 В, а на вывод 4 — 5 В. Измерения проводятся относительно земли при включенном зажигании и выключенном двигателе. Затем измеряется напряжение сигнала датчика на подключенном разъеме в состоянии холостого хода (зажигание включено, двигатель не работает). Для этого используйте относительно точный мультиметр, способный измерять напряжение с точностью до 1/100 доли вольта.