Датчики ВАЗ 2115

Двигатели с впрыском управляются не механически, а электронно с помощью бортового компьютера. Для того чтобы система могла получать информацию о состоянии отдельных компонентов машины, многие из них оснащаются специальными датчиками. Эти устройства появились на автомобилях ВАЗ после оснащения их инжекторными двигателями. ВАЗ 2115 не является исключением. Датчики, их назначение, неисправности описаны в этой статье.

Схема расположения датчиков

Датчики под капотом ВАЗ 2115 расположены следующим образом.

Датчики под капотом ВАЗ 2115

1. датчик фаз; 2. датчик температуры охлаждающей жидкости; 3. датчик детонации; 4. датчик давления масла; 5. датчик кислорода; 6. датчик положения коленчатого вала; 7. датчик скорости; 8. датчик холостого хода; 9. датчик массового расхода воздуха; 10-11. датчик уровня топлива; 12. датчик уровня дизельного топлива; 13. датчик положения дроссельной заслонки.

Датчики, их назначения и неисправности

Давайте теперь подробно поговорим о каждом датчике, проанализируем, где они расположены и как выглядят.

Холостого хода (РХХ)

Устройство расположено в корпусе дроссельной заслонки. Это небольшая индукционная катушка с иглой в центре. В зависимости от показаний контроллера на обмотку катушки подается напряжение, и игла выдвигается на определенное расстояние в сторону поворота дроссельной заслонки, регулируя тем самым поток воздуха. Он используется для корректировки оборотов холостого хода.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода

Не существует индикатора, который отвечает за этот датчик. Поэтому при отказе устройства следует ожидать следующих «симптомов»:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу или при переключении передачи;
  • «Плавающие, нестабильные обороты на холостом ходу»;
  • Не повышайте обороты, когда двигатель не прогрет.

Для замены датчика отключите питание машины, полностью отсоедините дроссельный узел, а затем снимите датчик, отсоединив сначала клеммы, питающие датчик. Замените старый датчик на новый и установите дроссельный узел на место.

Детонации (ДД)

Датчик детонации расположен между цилиндрами в двигателе автомобиля и реагирует на детонацию топлива внутри цилиндра. По сути, это пьезоэлектрический элемент. Когда бензин детонирует, датчик преобразует возникающие вибрации в электрическую энергию. В бортовой компьютер посылается ток, сигнализирующий о детонации топлива. Затем автоматически регулируется опережение зажигания.

Датчик детонации

Датчик детонации

Если этот тип датчика выходит из строя, топливо начинает детонировать в двигателе. Чтобы проверить работоспособность прибора, отсоедините его от крепления гаечным ключом, подключите к вольтметру и постучите по нему. Если на вольтметре появляется напряжение, то устройство работает, если нет, то оно неисправно.

Чтобы заменить устройство, выкрутите его из розетки гаечным ключом, отсоедините от него клеммы и установите новое устройство.

Кислорода (Лямбда-зонд)

Кислородный зонд, также известный как лямбда-зонд, расположен в выхлопной трубе вблизи стыка цилиндров. Он измеряет количество кислорода в выхлопных газах и окружающем воздухе. Он работает только при работающем двигателе, так как для его работы необходимо прогреть двигатель. Когда молекулы кислорода попадают на датчик, в нем возникает электрический ток, который передается на блок управления. Бортовой компьютер использует показания датчика для регулирования подачи кислорода в цилиндры двигателя.

Лямбда-датчик

Лямбда-датчик

Если датчик выходит из строя, возникают следующие последствия:

  • Нестабильный расход бензина: то больше, то меньше;
  • «Нестабильный расход бензина: то больше, то меньше; — Нестабильные обороты холостого хода;
  • Резкое падение мощности при ускорении.

Чтобы заменить датчик, обесточьте автомобиль, отсоедините провода от устройства, открутите его гаечным ключом и замените новым.

Положения коленвала (ДПКВ)

Он регулирует воспламенение горючей смеси в цилиндрах в зависимости от положения коленчатого вала. Это положение определяется путем считывания электромагнитного импульса с шестерни электрогенератора. Сам датчик находится в непосредственной близости.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала

Симптомами неисправного устройства являются:

  • Неустойчивый холостой ход;
  • «Накатка оборотов»;
  • Потеря энергии;
  • Проблемы при запуске двигателя.

Дома вы можете проверить датчик с помощью мультиметра в режиме омметра. Сопротивление на контактах устройства должно составлять от 500 до 700 Ом. Если оно значительно отличается от этого значения, датчик неисправен.

Для замены датчика отключите напряжение в электросистеме автомобиля, отсоединив аккумулятор, отсоедините электрические контакты от устройства, затем выкрутите крепежный винт, снимите датчик и установите новый.

Положения распределительного вала (ДПРВ)

Этот датчик, также известный как датчик положения распределительного вала, считывает данные с распределительного вала. Он делает это с помощью специальной шестерни, установленной на валу, у которой не хватает двух зубьев. Этот датчик необходим для регулировки угла зажигания в бортовом компьютере.

Датчик положения распределительного вала

Датчик положения распределительного вала

Если это устройство неисправно, обороты холостого хода становятся неустойчивыми, а расход топлива двигателя увеличивается.

Датчик расположен на левой стороне двигателя, рядом с воздушным фильтром. Перед его заменой отсоедините жгут проводов автомобиля. Затем открутите крепежный винт датчика, снимите его, отсоедините контактную клемму, а затем установите новое устройство.

Температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно GTC) расположен между головкой блока цилиндров и термостатом. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает показания на бортовой компьютер. Эта информация используется для автоматической регулировки скорости вентилятора охлаждения и интенсивности работы насоса охлаждающей жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Предупреждающие признаки неисправности могут включать:

  • Самопроизвольное включение вентилятора даже при холодном двигателе;
  • Повышенный расход топлива;
  • Трудности с запуском двигателя в горячем состоянии;
  • Перегрев двигателя;
  • Индикатор на приборной панели не соответствует фактической температуре двигателя.

Вы можете проверить датчик, погрузив его в нагретую охлаждающую жидкость и измерив сопротивление на контактах с помощью мультиметра. Перед этим измерьте температуру жидкости термометром, а затем сравните показания термометра и омметра. Если сопротивление датчика составляет 600-700 Ом при температуре 50-60 градусов, он неисправен; если оно значительно отличается от этих цифр, устройство неисправно.

Для замены датчика необходимо отсоединить проводку автомобиля, слить охлаждающую жидкость, отсоединить датчик от проводки, выкрутить его из гнезда и установить новое устройство.

Датчик фаз

Он отвечает за поочередный впрыск бензина в цилиндры. В нормальном режиме работы форсунки открываются поочередно. В случае неисправности он перестает подавать сигналы на бортовой компьютер, и начинается впрыск бензина в два цилиндра одновременно.

Фазовый датчик

Фазовый датчик

Незначительное увеличение расхода бензина примерно на 10% указывает на неисправность. Кроме того, выхлопные газы становятся менее чистыми и содержат больше токсичных загрязняющих веществ. Кроме того, при запуске двигателя на приборной панели загорается лампочка «check engine».

Однако точно определить, неисправен датчик или нет, без использования специальной техники невозможно, поэтому диагностировать неисправность можно только на СТО.

Датчик расположен на головке блока цилиндров. Перед его заменой необходимо обесточить автомобиль, отсоединив аккумулятор. Для замены датчика его необходимо открутить гаечным ключом и заменить новым, который предварительно смазывается герметиком и подключается к проводке автомобиля.

Положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Поскольку автомобиль ВАЗ 2115 имеет инжекторный двигатель, в котором педаль дроссельной заслонки не связана напрямую с дроссельной заслонкой, которая управляется электроникой, для регулирования подачи топлива используется датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Этот датчик, по сути, является потенциометром. Он имеет три контакта. Один из них заземлен, второй подключен к +5 В, а третий, подвижный, соединен с дроссельной заслонкой. При изменении положения дроссельной заслонки сопротивление датчика изменяется. Эти данные считываются бортовым компьютером, и в зависимости от них подача топлива уменьшается или увеличивается.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки

Признаками неисправности ДПДЗ являются:

  • Слишком высокие обороты на холостом ходу;
  • Снижение мощности двигателя;
  • Толчки и рывки при нажатии на педаль акселератора.

ДПДЗ расположен непосредственно на дроссельной трубке, к которой он крепится двумя винтами. Чтобы заменить его, их необходимо выкрутить и вставить на их место новое устройство. Еще лучше заменить пенопластовую прокладку между патрубком и датчиком. Замена производится при условии отсутствия тока в проводке.

Температуры

Датчик температуры ВАЗ 2115 построен так же, как и ДТЭЖ, и работает по тому же принципу. Однако, в отличие от щупа, это устройство расположено в головке блока цилиндров. Здесь он измеряет температуру охлаждающей жидкости.

Датчик температуры

Датчик температуры

Если он неисправен, могут возникнуть следующие симптомы:

  • Проблемы с запуском двигателя (независимо от температуры окружающей среды);
  • Неустойчивый холостой ход двигателя;
  • Повышенный расход бензина;
  • Индикаторная лампочка на приборной панели.

Чтобы заменить датчик, выкрутите его из гнезда и поместите туда новое устройство. Перед этим отключите автомобиль от электричества и слейте охлаждающую жидкость.

Скорости (Холла)

На автомобиле ВАЗ 2115 установлен электронный датчик скорости. Этот датчик также известен как датчик Холла. Датчик Холла основан на принципе Холла, который заключается в том, что если полупроводник, несущий постоянный ток, поместить в магнитное поле, то из-за разности потенциалов в полупроводнике генерируются дополнительные электрические импульсы. Эти данные поступают в спидометр автомобиля и преобразуются в показания скорости.

Датчик скорости

Датчик скорости

Датчик расположен на коробке передач. Если это не удается:

  • Спидометр работает неправильно или не работает вообще;
  • Скорость на холостом ходу не стабильна.

Замена датчика очень проста. Отключите напряжение от электрической системы автомобиля, открутите гаечным ключом неисправное устройство, отсоедините контакты и вставьте на его место новое устройство.

Уровня топлива

Этот датчик показывает, сколько осталось бензина. Он состоит из поплавка и переменного резистора. Поплавок, прикрепленный к резистору, плавает в топливе и опускается или поднимается при изменении уровня топлива. Это также изменяет сопротивление резистора. Эта информация передается на приборную панель и бортовой компьютер.

Датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива

Если датчик неисправен, загорается сигнальная лампа пустого бака, а указатель уровня топлива показывает неверную информацию.

Чтобы заменить устройство:

  • Снимите нижнюю подушку заднего сиденья и отодвиньте в сторону обшивку багажника;
  • Выкрутите болты, удерживающие крышку топливного бака на месте;
  • Отсоедините жгут проводов от датчика;
  • Снимите датчик;
  • Замените датчик на новый и подключите его к жгуту проводов автомобиля.

Массового расхода воздуха (ДМРВ)

Этот прибор измеряет количество воздуха, потребляемого двигателем, и скорость реакции в цилиндрах, а бортовой компьютер использует его показания для определения пропорции, в которой следует смешивать топливо и воздух. Датчик расположен на шлейфе фильтра.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха

Неисправный датчик приводит к:

  • Повышенный расход бензина;
  • Снижение выходной мощности;
  • Ухудшение динамики автомобиля;
  • Вентилятор воздушного фильтра не работает должным образом;
  • На приборной панели загорается индикатор «check engine».

Чтобы заменить устройство, ослабьте хомут на патрубке, открутите винты, удерживающие датчик, отсоедините контакты от датчика и снимите его. Это следует делать при отключенном электрическом жгуте автомобиля. Затем на место снятого датчика устанавливается новый.

Выход из строя даже одного из датчиков, имеющихся на автомобиле ВАЗ 2115, может привести к неблагоприятным последствиям. Поэтому, если вы заметили один из «симптомов» их поломки, лучше не затягивать с заменой неисправного устройства. Это обеспечит комфортное и безопасное вождение и продлит срок службы вашего автомобиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector