Девятка успела наделать много шума среди людей: в 1990-х на ней ездили «бандиты», в 2000-х — подростки, но даже в наше время этих машин хоть отбавляй. Изначально, в 1993 году, на ВАЗ 2109 был установлен карбюраторный двигатель, но прогресс не стоит на месте, и в конце 1990-х годов в двигатель была установлена «девятка», что положительно сказалось на его производительности.
Хорошо известно, что для правильной и надежной работы двигателя с инжекторами необходимо большое количество датчиков и «мозг» для управления всем этим. В автомобиле ВАЗ 2109 имеется множество датчиков, и все они взаимосвязаны.
В этой статье речь пойдет о датчиках инжекторной системы на автомобиле ВАЗ 2109, а именно об их назначении, расположении и признаках неисправности.
- Электронный блок управления двигателем
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Датчик скорости
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Датчик детонации
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Датчик расхода воздуха
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Датчик положения дроссельной заслонки
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Регулятор холостого хода
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Датчик положения коленчатого вала
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Расположение
- Признаки неисправности:
- Видео
Электронный блок управления двигателем
Блок управления двигателем отвечает за работу практически всего автомобиля. В этой части рассчитываются сотни процессов и обрабатываются все показания датчиков, установленных в автомобиле. Многие называют ЭБУ «компьютером», и с этим невозможно не согласиться. Считывая информацию с датчиков, он обрабатывает данные и управляет работой двигателя, регулируя подачу топлива и воздуха в камеру сгорания.
Расположение
ЭБУ расположен в автомобиле ВАЗ 2109 под панелью для ног переднего пассажира. Это можно увидеть, заглянув под панель, устройство закрыто специальной пластиковой крышкой.
Признаки неисправности:
Отказы датчиков чаще всего вызваны неисправностью ИС, например, сгоревшей дорожкой или неисправным радиокомпонентом, что может привести к отказу одного из цилиндров и т.д. Неисправность ЭБУ довольно сложно определить по симптомам, поскольку все они похожи на неисправность одного из датчиков, поэтому выявить неисправность можно только с помощью диагностики, разборки или замены на заведомо исправный неисправный блок.
Датчик скорости
Перевод девятицилиндрового автомобиля на инжекторный двигатель позволяет измерять скорость не механически, а с помощью специального датчика, который считывает обороты передачи и отправляет данные в ЭБУ. Затем ЭБУ обрабатывает показания датчиков и посылает сигналы на спидометр.
Расположение
Датчик скорости ВАЗ 2109 расположен на корпусе коробки передач, его можно увидеть, заглянув под термостат, рядом с щупом коробки передач вы найдете этот датчик.
Признаки неисправности:
- Спидометр не работает;
- Спидометр неправильно показывает скорость;
- Одометр не работает;
Датчик детонации
Датчик детонации в девятке используется для улавливания детонации в двигателе, вызванной некачественным топливом. Эти детонации могут привести к серьезным повреждениям двигателя, если их вовремя не устранить, поэтому на помощь приходит датчик детонации. Он улавливает детонацию, посылает сигнал в ЭБУ, и ЭБУ регулирует момент зажигания, тем самым уменьшая количество детонаций в двигателе.
Расположение
Расположенный в центре блока, датчик детонации можно увидеть между цилиндрами 2 и 3.
Признаки неисправности:
- Стучащие звуки;
- Потеря динамики транспортного средства;
- Высокий расход топлива;
Датчик расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ, является, пожалуй, самым известным и наиболее узнаваемым из всех датчиков в автомобиле. Его задача заключается в подсчете воздуха, поступающего в двигатель. Подсчет воздуха необходим для составления топливно-воздушной смеси в правильных пропорциях.
Расположение
Находится на ДМРВ ВАЗ 2109 на впускном рукаве между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра.
Признаки неисправности:
- Холостой ход колеблется;
- Автомобиль плохо тянет;
- Двигатель самопроизвольно глохнет;
Датчик положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки измеряет угол открытия дроссельной заслонки. Это показание необходимо для правильного определения подачи воздуха в двигатель. Датчик положения дроссельной заслонки работает в тандеме с датчиком положения дроссельной заслонки и датчиком положения дроссельной заслонки. Поскольку датчик относится к реостатному типу, т.е. изменяет свое сопротивление при каждом открытии дроссельной заслонки, он довольно часто выходит из строя.
Расположение
Расположен на дроссельной заслонке ВАЗ 2109.
Признаки неисправности:
- Плавающие обороты от 500 до 2500 об/мин;
- Двигатель плохо запускается;
- Отсутствие холостого хода;
Регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода представляет собой двигатель постоянного тока с клапаном на валу. Этот клапан закрывает канал в дроссельной заслонке и тем самым открывает или закрывает подачу воздуха на холостом ходу. BCD работает только на холостом ходу, при открытой дроссельной заслонке он не участвует.
Расположение
Расположен на задней стороне корпуса дроссельной заслонки регулятора холостого хода ВАЗ 2109.
Признаки неисправности:
- Скорость холостого хода можно изменять;
- Двигатель светится на холостом ходу;
Датчик положения коленчатого вала
Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) является одним из основных датчиков в системе автомобиля. Если он неисправен, двигатель даже не запустится. Он считывает положение коленчатого вала и определяет верхнюю мертвую точку поршня. Это необходимо для того, чтобы ЭБУ понимал, когда посылать сигнал искры в камеру сгорания конкретного цилиндра.
Расположение
Расположенный в ДПКВ ВАЗ 2109 рядом со шкивом привода генератора, датчик можно найти, заглянув за масляный фильтр, рядом с ним находится датчик коленчатого вала.
Признаки неисправности:
- Двигатель не запускается;
- Нет искры;
- Свечи зажигания горят;
- Двигатель заклинивает;
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Для измерения температуры охлаждающей жидкости на автомобиле ВАЗ 2109 используется специальный датчик, с помощью которого можно определить температуру охлаждающей жидкости и отрегулировать состав топливной смеси. Датчик изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры жидкости и передает показания в ЭБУ, а тот посылает сигналы форсункам, чтобы они подавали нужное количество топлива для прогрева автомобиля.
Расположение
Находится на ВАЗ 2109 в корпусе термостата, найти его можно, сняв банку воздушного фильтра.
Признаки неисправности:
- Двигатель не запускается;
- Двигатель не запускается в горячем состоянии;
- Повышенный расход топлива;