Датчик включения вентилятора является компонентом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 2181, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.
Датчик включения (выключения) вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Назначение датчика включения вентилятора
Датчик на вентиляторе в системе охлаждения карбюраторного двигателя должен включать и выключать вентилятор в зависимости от температуры охлаждающей жидкости на радиаторе.
Расположение на автомобиле
Датчик включения вентилятора ввинчивается в резьбовое отверстие на правой (по направлению движения) стороне радиатора.
Расположение датчика вентилятора на радиаторе
Устройство датчика включения вентилятора
Корпус датчика изготовлен из латуни или бронзы. Это удлиненный цилиндр с гайкой в верхней части, резьбой в середине и плоской поверхностью в нижней части. Соединение между датчиком и нагревателем уплотняется алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет две клеммы: одна подает ток (минус), другие выходы идут на реле вентилятора (113.3747) в монтажной коробке (также минус). Внутри корпуса выходы имеют два контакта. Также внутри корпуса находится биметаллическая пластина (прикреплена к нижней стороне), при нагревании она меняет свою кривизну и замыкает контакты.
Принцип действия датчика включения вентилятора
В ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г.в. с установкой блока предохранителей 17.3722 (предохранители пальчикового типа).
Датчик включения вентилятора устанавливается в гнездо минусового провода, ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. Когда температура в радиаторе системы охлаждения повышается до 99±3º C, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной и через них протекает электрический ток (минус) на реле в монтажном блоке. От реле ток (уже плюсовой) идет к электродвигателю вентилятора на радиаторе и включает его.
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 года выпуска с монтажными блоками 2114, реле удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыве минусового провода, но идущего непосредственно к вентилятору. Температура замыкания контактов одинакова.
Если температура в радиаторе опускается ниже 93±3ºC, биметаллическая пластина размыкает контакты, двигатель вентилятора отключается от электропитания.
Неисправности датчика включения вентилятора
Если датчик выходит из строя, охлаждающая жидкость (антифриз, соль) начинает закипать, что можно увидеть в расширительном бачке. Датчик вентилятора редко выходит из строя, так как в нем практически нечему ломаться. Это может быть вызвано плохим качеством изготовления или механической деформацией. Если возникли проблемы с выключателем вентилятора на радиаторе, сначала проверьте электрические соединения. Отсоедините оба провода от датчика и соедините их вместе. Включите зажигание. Если вентилятор запускается — неисправен датчик включения/выключения. Если этого не происходит, неисправность следует искать в других компонентах цепи.
Также возможно, что вентилятор радиатора не выключается при включении. Почти всегда виноват датчик.
Применяемость датчика включения вентилятора
В системе охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099 установлен датчик ТМ 108 с маркировкой «99-94» на корпусе. Он работает как через реле в монтажном блоке на автомобилях до 1998 года выпуска, так и без реле на автомобилях более поздних годов выпуска. Его также можно приобрести у различных брендов.
Примечания и дополнения
- В инжекторном двигателе ВАЗ 21083, 21093, 21099 включением вентилятора охлаждения управляет блок управления (ЭБУ), который анализирует показания датчика температуры.
- В системе охлаждения карбюраторных и инжекторных двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099 имеется еще один датчик температуры. Это индикатор температуры на приборной панели (TM 106). Он работает только для индикатора температуры.