Десятое семейство тольяттинского автогиганта было оснащено инжекторными двигателями. Первые выпуски автомобилей имели 8-клапанные головки, а последующие выпуски — 16-клапанные головки. Оба двигателя были оснащены электронными блоками управления (далее ЭБУ). Главный блок управления собирает показания с нескольких датчиков и регулирует сбалансированную работу двигателя (далее ДВС). Датчик температуры на ВАЗ 2110 также отвечает за взаимодействие с ЭБУ, и в случае его неисправности загорается сигнал «Check Engine», который по-английски звучит как «Проверь двигатель». Ниже мы расскажем, где находится датчик температуры в автомобиле ВАЗ 2110 и как его проверить и заменить.
Примечание: На автомобиле ВАЗ 2110 с впрыском установлены два датчика охлаждающей жидкости. Один для стрелки на приборной панели и один для обмена данными с ЭБУ и включения вентилятора радиатора. Он известен как датчик охлаждающей жидкости. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.
Принцип работы
Механизм работы датчика температуры в семействе ВАЗ 2110-2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от температуры окружающей среды t°C. По сути, это электронный резистор с отрицательным температурным коэффициентом. То есть, чем ниже t°C, тем выше сопротивление устройства и наоборот.
Таблица 1 Рабочие температуры и параметры детектора
Температура, t°C | Сопротивление, Ом |
---|---|
100 | 177 |
40 | 1459 |
25 | 2796 |
0 | 9420 |
-20 | 28680 |
-40 | 100700 |
Показанные значения можно использовать для проверки датчика с помощью тестера. Об этом будет сказано ниже.
Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
Автомобили с инжекторами не имеют дроссельной заслонки (дросселя). ЭБУ обогащает или уменьшает количество топлива, используя значение температуры, полученное от датчика. ЭБУ также контролирует рабочую температуру двигателя и инициирует включение вентилятора в случае перегрева.
Причины и признаки неисправности
Сервисные мастерские утверждают, что в 90% случаев выход из строя датчика температуры на ВАЗе и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. В большинстве случаев внутренние контакты резистора нарушены. Как следствие, датчик посылает в ЭБУ ошибочные параметры, например, t° запуска двигателя 0°C. ЭБУ распознает, что двигатель холодный, и дает команду второму датчику, DDPV, уменьшить подачу воздуха, т.е. обогатить смесь. Именно поэтому прогретый двигатель начинает работать странно, «переключаясь» с запаздыванием. Вот следующие 3 наиболее распространенные причины неисправности датчиков:
- Корпус датчика негерметичен.
- Электрическая проводка оборвалась.
- Блок питания отсоединился.
В вышеуказанных случаях ЭБУ не видит указателя уровня топлива в системе и поэтому привлекает внимание водителя сигналом «Check Engine» на приборной панели. Работа автомобиля становится ненормальной:
- двигатель запускается с трудом и начинает глохнуть;
- обороты плавают даже при предварительном прогреве двигателя;
- Ощущается сильная детонация;
- питание пропадает.
Кроме того, увеличивается расход топлива, а из выхлопной трубы выходит темный дым. Это необходимо для диагностики. Для этого можно обратиться в автосервисный центр или установить специальное приложение на свой смартфон и приобрести адаптер Bluetooth.
Где стоит ДТОЖ
Все переднеприводные автомобили ВАЗ имеют поперечную установку двигателя. Если посмотреть вниз между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, можно увидеть, где находится индикатор дроссельной заслонки. Он интегрирован во фланцевое соединение охлаждающей жидкости и направлен в сторону движения, т.е. к радиатору. К нему подключается полоска с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, находится еще один датчик температуры охлаждающей жидкости. Он позволяет видеть уровень t°C на приборной панели. К этому устройству ведет 1 зелено-белый провод).
Какой датчик выбрать
Независимые эксперты автомобильной промышленности и сервисных мастерских придерживаются мнения, что лучше покупать оригинальные детали или фирменные аналоги. Последние выбираются по кодам в специальных программах подбора. Датчик температуры охлаждающей жидкости семейства ВАЗ 2110-2112 имеет серийный номер 21120-3851010-00. Иногда на наконечнике вместо 00 можно увидеть: 01, 02, 03, указывающие на то, что устройство изготовлено на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.
Таблица 2. Цена оригинального индикатора зажигания и его зарубежных аналогов
Производитель | Номер | Нет. Всего, руб. |
---|---|---|
GM АвтоВАЗ | 21120-3851010-00 | 250 |
Автоваз | 21120-3851010-82 | 165 |
Magneti marelli | 1719 16011 150 | 355 |
Hella | 6PT 009 107-271 | 735 |
Eps | 1.830.098 | 1080 |
Источники: autopiter.ru, exist.ru.
Вот интересный факт. Некоторые владельцы покупают для своих «десяток» исключительно запчасти иностранного производства. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрика и другие детали «оттуда» служат гораздо дольше.
Как проверить
История полна случаев, когда владелец ставит новую деталь, а она не работает. Поэтому, купив датчик температуры, рекомендуется измерить его сопротивление перед установкой на тот же ВАЗ или другой автомобиль. Для этого вам понадобится мультиметр (тестер). Включите его в омметр. При комнатной температуре (+23 °C, +25 °C) показания должны составлять около 2780 Ом (как в таблице 1). Если поместить детектор в стакан с кипящей водой (+100 °C), подержать некоторое время и снять показания, тестер должен показать 175-180 Ом. Это означает, что ваша покупка находится в хорошем состоянии. Вы можете установить его в своем автомобиле.
Замена
Перед началом ремонта необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для автомобиля следует выбрать ровную поверхность. Это можно делать в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, подготовьте инструменты: гаечные и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). Также вам понадобится вместительный медицинский шприц объемом 100-250 мл, трубка-капельница для него длиной 15-20 см и банка объемом 0,5-1 литр (чтобы не разлить антифриз/мусор). Порядок действий следующий:
- Подождите, пока двигатель полностью остынет.
- С помощью шприца откачайте охлаждающую жидкость (100-200 мл.) из расширительного бачка.
- Открутите минусовую клемму аккумулятора (гаечный ключ 10-13 мм).
- Открутите винт, удерживающий корпус воздушного фильтра (гаечный ключ 8 мм).
- Осторожно наклоните «горшок» вправо.
- Отсоедините кабель питания от датчика.
- Открутите датчик (гаечный ключ 19 мм).
- Очистите монтажную пластину от мусора.
- Вкрутите новый датчик зажигания.
Выполните сборку в обратном порядке. Не было необходимости использовать герметик, так как медное уплотнительное кольцо отлично зажимает и герметизирует соединение. Запустите двигатель. Проверьте его работу и осмотрите зону ремонта на предмет утечки толуола. Вся операция занимает 15-20 минут.
Где купить аксессуары для автомобиля
Автозапчасти и другие товары можно легко купить в автомобильных магазинах вашего города. Но есть и другой вариант, который также недавно получил серьезное обновление. Вам больше не придется долго ждать посылки из Китая: интернет-магазин Aliexpress ввел возможность доставки с перевалочных складов, расположенных в разных странах. Например, при оформлении заказа вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Заключение
Как видите, проверить и заменить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 (8-16 клапанов) самостоятельно смогут большинство автовладельцев. Если система ЭБУ указывает на наличие проблемы (Check Engine), не следует откладывать ремонт надолго. Вы можете обратиться в сервисный центр для диагностики или сделать это самостоятельно с помощью специального приложения. Для установки лучше выбрать оригинальный DTEJ, так как дешевые аналоги могут быстро выйти из строя.