Датчик коленвала автомобиля ВАЗ 2109

Датчик форсунки коленчатого вала ВАЗ-2109 применяется на двигателях семейства 2111 Волжского автомобильного завода, оснащенных системой распределенного впрыска топлива. Его сигналы необходимы электронному блоку управления (ЭБУ) для синхронизации впрыска топлива форсунками и импульсов в системе зажигания с положением коленчатого вала двигателя.

Маркировка и взаимозаменяемость деталей

Двигатели с впрыском 2111 устанавливаются АвтоВАЗом с 1994 года на широкий ряд своих моделей с буквой i в обозначении:

  • 2108 и 21083;
  • семейство 2109 (включая 21093 и 21099);
  • 2114 и 2115;
  • 2110-2112.

Во всех этих автомобилях конструкция датчика коленчатого вала аналогична ВАЗ-2109, поэтому при покупке трудно запутаться.

Датчик коленчатого вала ВАЗ-2109

Деталь имеет заводской номер 2112-3847010-04. При наружной маркировке этот номер обычно не указывается, а указывается номер детали изделия. Это может варьироваться в зависимости от производителя, но чаще всего детали производства костромского завода «Пегас» имеют маркировку 30.3847 (191-3837).

Принцип действия

Датчик положения коленчатого вала двигателя ВАЗ-2109 (сокращенно ДПКВ) работает на основе эффекта электромагнитной индукции. Его устройство основано на сердечнике с небольшим постоянным магнитом, вокруг которого расположена обмотка из тонкого провода. Она расположена в непосредственной близости от шестерни, которая сидит на коленчатом валу двигателя, с зазором между краями зубьев от 0,8 до 1,2 мм. Попеременно попадая в магнитное поле сердечника, металлические компоненты шестерни взаимодействуют с ним. В результате в катушке возникает переменный электрический ток, параметры которого напрямую зависят от скорости вращения.

Принцип работы

Всего на шестерне 60 зубьев, но два из них срезаются при производстве. При каждом вращении вала этот зазор — проходя мимо датчика — создает импульс на диаграмме переменного тока его обмотки, который поступает в ЭБУ. Когда этот сигнал поступает в цепь, ЭБУ определяет, что два из четырех цилиндров прошли верхнюю мертвую точку. Затем ЭБУ инициирует впрыск и импульс зажигания.

Неисправности и диагностика

Из принципа работы, описанного выше, следует, что без получения опорного сигнала от пилота или при его искажении в цепи, контроллер не будет подавать команды на форсунки и свечи зажигания. Запуск и работа двигателя при такой неисправности невозможны.

Сам датчик прост и надежен, поэтому устранение неполадок следует начать с проверки электрических цепей: состояния проводов к компоненту и их изоляции, а также наличия контакта в клеммной колодке. Следующие симптомы могут быть причиной для поиска неисправностей:

  1. Двигатель запускается не сразу, а только после длительного прокручивания, особенно при низких температурах или высокой влажности.
  2. Мощность машины начинает снижаться после полного прогрева двигателя (10-15 минут после запуска).
  3. Снижение производительности, не связанное с дорожными условиями или качеством бензина. Двигатель может внезапно потерять мощность, а затем внезапно вернуться к нормальной работе. Контроллер зажжет лампочку ошибки Check Engine, которая самостоятельно погаснет, а затем снова загорится.
  4. Обороты двигателя колеблются спонтанно, а скорость холостого хода нестабильна.
  5. Заметно увеличивается расход топлива.

Снятие и установка датчика

Для диагностики и возможной замены датчика снимите его. Посмотрите на переднюю часть двигателя, чтобы определить, где находится деталь.

Установка и снятие датчиков

Ориентируйте его на ремень вентилятора на правой стороне ветрового стекла, который совмещен со шкивом ремня ГРМ. ДПКВ установлен на кронштейне формовки масляного насоса и закреплен одним болтом с ключом 10 мм. Осторожно отсоедините зажимную пластину, с помощью гаечного ключа или торцевой головки ослабьте болт и снимите деталь.

Проверка работоспособности

Электрик в оборудованной мастерской сможет проверить работоспособность датчика с помощью измерительного инструмента (мультиметра или осциллографа). Нормальным считается сопротивление обмотки 550-750 Ом.

В полевых условиях, когда приборы недоступны, опытные водители проверяют работоспособность ДПКВ с помощью «народного трюка»:

  1. Снимите датчик с двигателя, подсоедините его к разъему и положите в удобное место под капотом.
  2. Откройте дверь автомобиля так, чтобы шум бензонасоса был слышен спереди.
  3. Включите зажигание.
  4. Стальной инструмент (ключ) подается в магнит DPKV, который примагничивается к торцу детали.
  5. Резкое отведение ключа от датчика создает импульс тока в его катушке.
  6. Если компонент неисправен, контроллер должен обнаружить импульс и выдать команду на запуск бензонасоса, которая должна быть слышна.

ключ

После обнаружения неисправности датчик не подлежит ремонту и должен быть заменен. Всегда лучше иметь запасной, так как его цена составляет менее 300 рублей.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector