Датчик кислорода автомобиля ВАЗ 2114

Электронная система управления (блок управления) — это бортовой компьютер, который отслеживает текущие технические данные во время работы автомобиля.

За этим следит ряд устройств, называемых датчиками. Они считывают соответствующие показания и передают их в систему управления, которая корректирует работу двигателя.

Одним из таких устройств является датчик кислорода.

Датчик кислорода

Он расположен в выпускном коллекторе, перед каталитическим преобразователем.

Выхлопной коллектор

Определение

Датчик кислорода ВАЗ 2114 — это электронное устройство, контролирующее качество отработавших газов.

Его второе технически правильное название — лямбда-зонд. Он работает как неотъемлемая часть электронной системы управления.

На срок службы лямбда-зонда могут влиять:

  • условия эксплуатации;
  • качество топлива;
  • своевременное обслуживание;
  • наличие перегрева;
  • Непрерывная работа двигателя в критическом режиме;
  • Своевременное обслуживание и очистка зонда.

При нормальных условиях эксплуатации срок службы лямбда-зонда может достигать 7 лет. Как правило, за это время автомобиль может проехать до 150 000 км.

Назначение

Датчик кислорода ВАЗ 2114 предназначен для обнаружения кислорода в выхлопных газах и окружающем воздухе. Определяя его значение и передавая сигнал, электронная система управления обнаруживает неполное сгорание горючей смеси в двигателе.

Таким образом, лямбда-зонд может способствовать плавной и стабильной работе двигателя с постоянной производительностью при изменяющихся условиях эксплуатации.

Принцип действия

Он обнаруживает разницу между двумя значениями измерений и посылает соответствующий сигнал в электронную систему управления.

Лямбда-датчик ВАЗ 2114

Лямбда-датчик ВАЗ 2114 состоит из следующих компонентов:

  • жилье;
  • электрод
  • наружный электрод
  • внутренний электрод;
  • керамический изолятор. Расположен между электродами;
  • экран для защиты внешнего электрода от агрессивного воздействия дымовых газов;
  • соединительный разъем.

Внешний электрод изготовлен из платины, а внутренний — из циркония. Благодаря различным свойствам металлов, датчик может выполнять свою функцию.

Выхлопная система — самая горячая часть двигателя, поэтому компоненты лямбда-зонда термостойкие, чтобы предотвратить преждевременное повреждение.

Разъем для подключения лямбда-датчика и электронной системы управления имеет четыре контакта:

Разъем

Расположение контактов разъема и самого датчика кислорода ВАЗ 2114 следующее:

Расположение контактов датчика кислорода

Бортовой компьютер подает напряжение 0,45 В через контакт питания лямбда-зонда.

Также во время работы двигателя напряжение подается на электрический нагреватель.

При запуске двигателя бортовой компьютер не учитывает показания лямбда-зонда. Работа контролируется на основе показаний других датчиков: массового расхода воздуха и температуры двигателя, а также датчика открытия дроссельной заслонки.

Это происходит потому, что электрический нагреватель еще не нагрел кислородный датчик до рабочей температуры. Это составляет ± 350 °C.

Как только лямбда-датчик достаточно прогреется, он может объективно считывать необходимые параметры:

  • внешний электрод — параметры выхлопных газов;
  • внутренний электрод — параметры наружного воздуха.

Сигнал, передаваемый датчиком, представляет собой разницу между этими двумя значениями.

Сравнивая количество кислорода в выпускном коллекторе и снаружи, система определяет степень сгорания. Другими словами, задача датчика кислорода — обнаружить неполное сгорание топлива.

Обнаружение неполного сгорания топлива

Когда бортовой компьютер чувствует, что количество кислорода не соответствует норме, он вносит коррективы в другие компоненты системы (например, в топливную систему или зажигание, заставляя его включаться раньше или позже). Таким образом, он компенсирует отклонения в работе двигателя.

Ранее выпускаемые кислородные датчики на ВАЗ-2114 не имели функции саморазогрева. Производитель не дополнил конструкцию датчика электрическим нагревателем. Поэтому до тех пор, пока выхлопные газы не нагревали лямбда-зонд до рабочей температуры, бортовой компьютер учитывал показания других датчиков. Однако качество выхлопных газов значительно ухудшилось.

С утверждением новых правил дорожного движения, направленных на снижение загрязнения окружающей среды, производитель изменил конструкцию кислородного датчика и начал устанавливать электрические нагреватели. Как следствие, контроль и изменение качества выхлопных газов в автомобилях начались гораздо раньше, чем естественный прогрев двигателя.

Неисправности

Если система контроля качества выбросов выходит из строя, работа двигателя становится неэффективной.

Датчик кислорода ВАЗ 2114 является надежным компонентом электронной системы управления, но когда он выходит из строя, автовладельцы сталкиваются со следующими симптомами

  • Частое достижение температуры двигателя, превышающей рабочую температуру;
  • рывки во время погрузки;
  • повышенный расход топлива;
  • двигатель глохнет после повторного запуска или когда автомобиль разгоняется и переключается в нейтральное положение;
  • снижаются технические характеристики автомобиля (динамика, мощность);
  • На приборной панели загорается индикатор неисправности Check Engine;
  • изменения качества выхлопных газов (цвет, запах, количество);
  • Нерегулярная работа двигателя на холостом ходу (произвольное изменение оборотов).

Симптомы неисправности датчика кислорода ВАЗ 2114 должны стать причиной обращения в сервис или проведения самодиагностики.

Основные причины отказа кислородного датчика включают:

  • использование низкокачественного топлива;
  • Попадание влаги (например, утечка охлаждающей жидкости или плохая погода) на жгут проводов или разъем кислородного элемента;
  • Частый перегрев двигателя;Панель
  • Отсутствие периодического осмотра на предмет накопленных углеродистых отложений;
  • Сокращение срока службы из-за неблагоприятных условий эксплуатации.

Диагностика

Периодическое техническое обслуживание включает в себя ряд проверок и регулировок.

Перед самостоятельной проверкой лямбда-зонда необходимо знание конструкции двигателя и конкретно компонентов лямбда-зонда.

Диагностика включает два этапа: визуальный осмотр видимых компонентов и детальный осмотр со снятием датчика.

Визуальный осмотр включает в себя:

  • Осмотр электропроводки и соединений. Повреждения, оголенные провода или нестабильные штекерные соединения недопустимы.Проводка
  • Осмотр внешней стороны кислородной камеры на наличие твердых отложений или мусора.

Проверьте подробно:

Проверьте жгут проводов датчика кислорода ВАЗ 2114 с помощью мультиметра. Это позволит выявить проводимость и сопротивление проводов.

Мультиметр

Таким же образом можно проверить и бортовой компьютер. Сигнал, который он посылает на тестируемое нами устройство, составляет 0,45 В. Если проверка на работающем двигателе показывает отклонение от этого значения, необходимо провести диагностику бортового компьютера.

Чтобы проверить лямбда-зонд, выполните следующие действия

  • прогрейте двигатель до температуры 80-90 °C;
  • остановите двигатель;
  • подключите мультиметр к лямбда-зонду;
  • запустите двигатель и один раз поднимите обороты до 2500 об/мин;
  • Отсоедините вакуумный трубопровод от регулятора давления топлива;
  • Проверьте напряжение на кислородном датчике. Дальнейший процесс будет зависеть от того, сколько вольт он обеспечивает. 0,8 В или менее является индикатором неисправного лямбда-датчика. В этом случае необходимо заменить датчик кислорода ВАЗ 2114.

Чтобы проверить, обнаруживает ли датчик плохую топливную смесь, искусственно перекройте пути поступления воздуха в двигатель. Если показания мультиметра составляют 0,2 вольта или меньше, датчик работает правильно. Если показания отличаются, это свидетельствует о внутреннем дефекте.

Сервисные центры предлагают еще один вид диагностики. Для этого используется диагностический компьютер, подключенный к бортовому компьютеру автомобиля. Все текущие или прошлые неисправности хранятся в его истории.

Блокнот

Когда он обнаруживает неисправность в одной из систем автомобиля, он записывает ее и присваивает персональный код. Специалисту по техническому обслуживанию достаточно расшифровать этот код и предпринять необходимые корректирующие действия.

Ремонт

Электрическая проводка

Если причиной неисправности является повреждение электропроводки лямбда-зонда, отремонтируйте поврежденный участок или замените провод.

Провода

Разъем подключения

Если соединение окислено, переподключите его, очистив клеммы.

Разъем

Если разъем жгута проводов имеет механические повреждения, замените его.

Чистка устройства

Накопление сажи на корпусе кислородного элемента или на внешнем электроде кислородного элемента может привести к поломке. Чистка — это временная мера, и через некоторое время кислородный датчик ВАЗ 2114 все равно потребует замены.

Чтобы очистить его, замочите датчик кислорода ВАЗ 2114 в фосфорной кислоте или антикоррозийном препарате. Нагар должен сойти сам по себе. Принудительную очистку следует проводить предметами из мягкого материала. Не рекомендуется использовать твердые материалы (металлические щетки или наждачную бумагу).

Замена на новый

Если датчик поврежден и очистка его от отложений сажи не приводит к его нормальной работе, его следует заменить.

Замена лямбда-зонда ВАЗ 211 производится следующим образом:

  • Отсоединение проводки лямбда-зонда;
  • Извлечение датчика кислорода из выпускного коллектора;
  • Установка бездефектного датчика;
  • Подключение электропроводки.

После ремонта или замены кислородного датчика на автомобиле ВАЗ 2114 его работу следует проверить еще раз при запуске и прогреве двигателя до рабочей температуры.

Где купить аксессуары для автомобиля

Автозапчасти и другие товары можно легко купить в автомобильных магазинах вашего города. Но есть и другой вариант, который также недавно получил серьезное обновление. Вам больше не придется долго ждать посылку из Китая: интернет-магазин Aliexpress ввел возможность отправки с перевалочных складов, расположенных в разных странах. Например, при оформлении заказа вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».

Видео по теме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector