Владельцы ранних моделей «Жигулей» помнят и знакомы с проблемами, связанными с работой механического фаз газораспределения зажигания. Время от времени автомобиль начинал вести себя странно: глох на холостом ходу или внезапно начинал дергаться. В большинстве случаев причиной был сгоревший контакт механической цапфы. С появлением в ВАЗ-2106 электронного зажигания и датчика Холла эта проблема сразу же исчезла.
История датчика Холла
Датчик назван в честь американского физика Холла, который открыл эффект Холла в 1879 году. Его суть заключается в том, что металлическая пластина под действием постоянного тока, будучи помещенной в магнитное поле, получает разность потенциалов на своих краях. Изобретение нашло свое применение только в 1950-х гг. Все изменилось с наступлением эры полупроводников, в основе которых лежали редкоземельные элементы германий, индий и кремний. Это позволило производить мини-контроллеры, измеряющие характеристики электрического тока в магнитном поле, в том числе датчики Холла (ДХ) для электронного зажигания в автомобиле ВАЗ-2106.
Датчик Холла ВАЗ 2106:
Устройство
При переходе на бесконтактную систему зажигания (CVS) ствол был усовершенствован. Сам распределитель был переработан, добавлено коммутационное устройство — электронный регулятор зажигания. Крышка зажигания и бегунок остались прежними, но вместо резца появился датчик Холла, а также был установлен синхронизирующий стакан (диск с прорезями), соосный с валом.
Пластина синхронизации крепится двумя винтами к кронштейну подшипника под крышкой барабана. От него через разъем к коммутатору идут три провода: два из них — питание (+ и 0), а третий передает управляющий сигнал на коммутатор. Датчик состоит из двух частей: измерителя и магнита. Между ними проходит боковая часть вращающегося стакана с 4 вырезами (по числу цилиндров двигателя).
Расположение датчика:
Принцип работы ДХ
Распределительный вал входит в угловые зубья, которые, в свою очередь, соединяются с шестерней коленчатого вала. Изменение апертуры чашки, попадающей в «поле зрения» датчика, вызывает изменения в электромагнитном поле. Об этом сигнализирует пропорциональное изменение напряжения на сигнальном проводе, которое «предупреждает» коммутатор. Это, в свою очередь, синхронно подает ток высокого напряжения на центральный провод крышки замка зажигания, откуда он проходит через тапку и провода к свечам зажигания.
Эта бесконтактная система зажигания явно более совершенна, чем распределитель с прерывателем. Однако, по сравнению с современными электронными модулями зажигания, ЭПРА ВАЗ-2106 более подвержена отказам из-за наличия движущихся частей. Это наиболее распространенная причина неисправности системы зажигания.
ВАЗ 2106 LUJ:
Неисправности ДХ
Неисправности двигателя ВАЗ-2106 могут быть вызваны не только отказом ПЧ. Поэтому выявление причин неисправности проводится поэтапно, проверяя питание, состояние катушки, проводов, контактов и т.д. Только после исключения других причин можно определить, что датчик Холла неисправен.
Износ датчика Холла ВАЗ-2106 характеризуется следующими неисправностями:
- расход топлива резко возрастает;
- Двигатель глохнет и может заклинить во время движения;
- Двигатель не хочет запускаться.
После проверки всех возможных причин неисправности ДВС (двигателя внутреннего сгорания) необходимо перейти к проверке работоспособности датчика Холла.
Проверка ДХ
Существуют различные способы проверки датчика Холла на автомобиле ВАЗ-2106. Один из них самый простой и потребует двух человек, хотя, если вы обладаете необычайной ловкостью, можно обойтись и двумя руками. Метод состоит из следующих этапов:
- Отсоедините штекер от разъема тахометра.
- Отсоедините центральный кабель от крышки барабана и обнажите его конец, сдвинув защитный колпачок.
- Клеммы 3 и 2 разъема датчика замыкают кабель.
- Поднесите наконечник центрального кабеля к любой части двигателя внутреннего сгорания или кузова на расстояние 3-5 мм.
- Включите зажигание. В этот момент между наконечником кабеля и заземлением должна возникнуть электрическая искра.
Если искра отсутствует, это означает, что ПЧ следует заменить.
Читайте далее, чтобы узнать, как снять старый счетчик и установить новый.
Замена ДХ
Заменить датчик Холла может любой автовладелец, имеющий минимальный опыт работы с простыми инструментами, такими как отвертка и плоскогубцы. Чтобы установить новый датчик, выполните следующие действия:
- Отсоедините отрицательную клемму от аккумулятора и поставьте автомобиль на ручной тормоз.
- Открутив два пружинных фиксатора, снимите крышку цилиндра.
- Выньте штифт из оси, удерживающей шток вакуумного регулятора.
- Выкрутите два винта и снимите сам регулятор, освободив боковое отверстие в чаше распределителя зажигания.
- Выкрутите винты, удерживающие датчик hal и его разъем.
- Вытяните датчик и провода через отверстие.
- Установите новый датчик с проводами и разъемом.
- Повторите описанные выше действия в обратном порядке.
Извлечение датчика:
При покупке нового датчика Холла убедитесь, что он относится к ВАЗ-2106, так как датчики от других моделей ВАЗ не подойдут к кронштейнам. Избегайте датчиков неизвестных производителей. Дешевая покупка может привести к неприятностям в виде неожиданной остановки на дороге вашего автомобиля.