Тольяттинский автогигант выпускает первое семейство переднеприводных ВАЗов («Спутник» и «Самара») ровно 20 лет. За прошедшие годы автомобили несколько эволюционировали.
Например, карбюратор был заменен на инжектор, была изменена система зажигания. На автомобилях первого и второго поколения, даже без ЭБУ, устанавливался датчик Холла, что доставляло немало нервов владельцам ВАЗов. Ниже мы расскажем, где находится датчик Холла, каковы симптомы его неисправности и как его проверить и заменить.
Принцип работы
Датчик халла в линейке ВАЗ — это тип датчика, определяющий момент искрообразования при бесконтактном зажигании. На валу барабана находится диск, имеющий 4 зубца. Когда диск вращается, соленоидный элемент в датчике измеряет импульсы на зубцах и посылает сигнал на коммутатор. С коммутатора импульсный ток поступает на катушку, а с катушки усиленное напряжение 22-25 кВ (ток высокого напряжения) подается на свечи зажигания.
Признаки и причины неисправности
За годы эксплуатации автомобиля ВАЗ 2108-2109 датчик Холла изнашивается. В результате двигатель автомобиля начинает работать неравномерно или вообще отказывается запускаться. Непросто понять, что проблема заключается в зажигании. Здесь даже специалисты сервисных мастерских часто ошибаются.
Многие водители начинают искать причину и заменяют запасную часть методом «тыка и тыка». Они покупают, свечи, провода ввода/вывода, топливные фильтры, катушки, коммутаторы и т.д. Только после установки нового диджея все приходит в норму. Большинство владельцев ВАЗ 2109, после значительных проблем с датчиком Холла, открыто делятся симптомами его неисправности:
- Двигатель капризничает при запуске или вообще отказывается запускаться.
- Происходят холостые и плавающие обороты.
- Во время движения может произойти сильная детонация.
- Иногда двигатель может заглохнуть.
Наиболее распространенной причиной неисправности является окисление контактов в электрической розетке. Вы можете переставить разъем, и автомобиль будет ехать заметно лучше. Проблемы также могут быть вызваны ослаблением болтов, крепящих датчик к цилиндру. Просто затяните их снова. Иногда причиной неисправности является короткое замыкание в самом тахере.
Где установлен
Датчик Холла расположен внутри распределителя зажигания (трамблера). Магнитный элемент крепится к опорной плите, под направляющей крышкой, двумя винтами. Он подключен к клеммной колодке с 3 красными, зелеными и черными проводами (плюс, импульс и минус), которая крепится 1 винтом на выходе из корпуса распределителя. Расположение (распиновка) проводов осуществляется в таком порядке.
Какой выбрать
Независимые эксперты и сервисные мастерские советуют покупать оригинальный датчик Холла для ВАЗ 2109. Вот заводской номер: 21080-3706800-00. Если у дилера нет оригинала на складе или долго ждать заказ через интернет, то можно купить аналог.
Таблица 1. Цены и номера датчиков холла ВАЗ 2108-21099
Производитель | Номер | Стоимость в рублях. |
---|---|---|
LADA | 21080-3706800-00 | 590 |
АВТОВАЗ | 21080370680082 | 240 |
ГАЛАНТ | GLSS133 | 230 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА | 21080370680000 | 195 |
АВТОВАЗ | 21080370680001 | 190 |
REMCOM | RK02008 | 150 |
Продукция фабрики может иметь различные окончания в цифрах, например, 1, 2, 3 и так далее. Это не подделки. Перед вами продукт, произведенный на дочернем предприятии автомобильного гиганта из Тольятти.
Как проверить
Проверить новый или б/у датчик Холла для ВАЗ 2108-2109 можно 3 наиболее распространенными способами: подключение другого датчика Холла, диагностика с помощью мультиметра и метод моделирования.
- Для самого простого метода вам понадобится новый или подержанный FC. Отсоедините кабель питания от датчика на барабане и подключите его к отдельному диффузору. Снимите центральный провод с крышки распределителя зажигания и поднесите его к земле, чтобы увидеть искру. Включите зажигание. Используя нож или тонкую отвертку, перемещайте ее из стороны в сторону внутри магнитного элемента, имитируя действие экрана. Если искра есть, то неисправен Dj, если нет, то неисправен он.
- Для этого метода вам понадобится мультиметр, который следует заменить вольтметром. Если диагностика проводится вне автомобиля, необходим источник питания. Это может быть 6-вольтовая мотоциклетная батарея, 9-вольтовая коронная батарея или лабораторное устройство, которое можно заставить работать от низкого напряжения 4-9 В, чтобы не испортить DX. Выход датчика имеет 3 контакта. Они расположены в таком порядке: + / 0 / — (плюс, импульс и минус). Подключите плюс и минус от источника питания. Возьмите минусовой щуп мультиметра и приложите его к земле. Вставьте плюсовой контакт тестера в центральный вывод «0». Если провести отверткой или ножом внутри датчика из стороны в сторону, имитируя экран, напряжение на дисплее тестера должно измениться от 0,4 В до 11 В. Если это так, то это означает, что датчик работает.
- Есть еще один способ проверить датчик Холла на автомобиле ВАЗ 2109 (карбюратор), но без мультиметра. Это так называемый метод моделирования. Он используется при отсутствии другого датчика зажигания. Процесс заключается в следующем: отсоедините блок питания от датчика. Затем отсоедините средний высоковольтный провод от цилиндра и подайте его на заземление двигателя, чтобы увидеть искру. Затем перемкните клеммы «3» и «6» на коммутаторе и посмотрите, нет ли искры. Если он мигает, то неисправен датчик, а если нет, то проблема кроется в другом месте (провода, коммутатор и т.д.).
Замена
Вы должны быть готовы к ремонту «сделай сам». Рекомендуется хорошо освещенный гараж, а для снятия деталей вам понадобится простой набор инструментов: маркер, гаечный ключ на 10 мм, крестовая отвертка и плоская отвертка. Мы рассмотрим пример замены датчика Холла на автомобиле ВАЗ 2109 со снятием барабана. Пошаговый процесс выглядит следующим образом:
- Заблокируйте автомобиль на передаче или на ручном тормозе.
- Отсоедините минусовую клемму на аккумуляторе.
- Отсоедините высоковольтные провода, пометив маркером, какой из них находится на месте.
- Снимите шланг вакуумного регулятора.
- Отсоедините кабель питания от датчика Холла.
- Открутите гайку крепления верхнего барабана и кронштейн жгута проводов.
- Открутите нижние и задние крепежные гайки.
- Отметьте положение распределителя маркером, чтобы его можно было установить на место, не сдвигая слишком далеко и не мешая регулировке угла опережения зажигания.
- Сдвиньте распределитель вправо по шпилькам.
- Отнесите его на хорошо освещенный верстак.
- Ослабьте винты на крышке распределителя и снимите ее.
- Снимите заслонку и пластиковый пыльник.
- Выверните соединительный болт.
- Выкрутите винты опорной плиты.
- Снимите вакуумный корректор (2 винта).
- Снимите розетку и жгут проводов.
- Снимите опорную пластину датчика.
- Выкрутите два крепежных винта на датчике и снимите датчик.
- Установите новый датчик.
- Выполните сборку в обратном порядке.
При разборке цилиндра рекомендуется очистить его с помощью: очистителя инжектора, бензина или ацетона. Проще всего очищать детали узкой малярной кистью. Очень внимательно проверьте крышку распределителя зажигания. На его корпусе не должно быть трещин, а контакты и карбон должны быть в хорошем состоянии.
Заключение
Датчик Холла на ВАЗ 2108-2109, в большинстве случаев, является неремонтопригодным устройством. Поэтому проще сразу заменить его, не выясняя причину поломки. Тем более что стоимость нового датчика Холла по карману любому автовладельцу. Детонации, рывки и запаздывания — все это симптомы неисправности датчика. Не стоит сразу же бежать в магазин за свечами и проводами. Сначала проверьте тахометр с помощью тестера или мультиметра.