Во время работы двигателя ВАЗ 2109 может происходить неоптимальное воспламенение бензовоздушной смеси. Это явление негативно сказывается на работе привода, создавая повышенные вибрации и вызывая паразитные нагрузки на цилиндро-поршневую группу и связанные с ней компоненты. Детонация постепенно разрушает двигатель внутреннего сгорания, приближая его к капитальному ремонту. Датчик детонации служит для своевременного обнаружения неоптимального сгорания. Он отслеживает вибрации и посылает соответствующие сигналы в ЭБУ, в соответствии с которыми корректируется работа двигателя.
Назначение датчика детонации
На ВАЗ 2109 используются два типа датчика детонации, в зависимости от используемого контроллера и года выпуска автомобиля. В более ранних автомобилях использовался одноконтактный резонансный счетчик.
Позже на ВАЗ 2109 Инжектор был установлен широкополосный ДД. Несмотря на различия в конструкции и принципе работы, датчики служат одной и той же цели: обнаружить в нужный момент возникновение детонации.
Широкополосный датчик детонации имеет форму тора. В его центре находится крепежное отверстие, через которое проходит шпилька. На боковой стороне датчика находится клеммная колодка. Он используется для подключения датчика к блоку управления двигателем.
Датчик резонанса имеет резьбу на одной стороне, что позволяет вкрутить его в отверстие шпильки. Поэтому данный тип датчика не требует дополнительного крепления.
Оба датчика детонации имеют датчик внутри корпуса, который может генерировать напряжение при вибрации. Резонансный МА способен работать в узкой полосе частот. Широкополосный собирает вибрации во время работы трансмиссии.
ЭБУ получает сигнал от KS. Модуль анализирует входящее напряжение, в частности, его амплитуду и частоту. При обнаружении отклонения от заданного диапазона ЭБУ понимает, что произошла отстройка. В этом случае работа двигателя корректируется в соответствии с запрограммированным алгоритмом и устраняется неоптимальное сгорание топливно-воздушной смеси.
Устранение детонационного сгорания снижает нагрузку на двигатель, что увеличивает срок его службы. Поэтому основная задача датчика детонации заключается в продлении срока службы двигателя путем своевременного обнаружения детонации.
Расположение датчика детонации на ВАЗ 2109
Датчик детонации на автомобиле ВАЗ 2109 установлен в передней части блока цилиндров двигателя. Широкополосный измеритель крепится либо с помощью болта, либо с помощью штифта и гайки. Сам резонансный KS непосредственно вкручивается в монтажное отверстие. Датчик расположен в месте, где детонация наиболее чувствительна.
Стоимость датчика
КС 211203855010-01 используется на ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» и характеризуется малой распространенностью. По этой причине его цена чрезвычайно высока. Зачастую за оригинальный товар приходится платить 1500-1700 рублей. Хорошим аналогом является General Motors 21120-3855010-01, цена которого составляет 1 600-2 000 рублей.
На ВАЗ 2109 с КП «Январь 5.1» используется широкополосный ДД 21123855020, его цена составляет 300-450 рублей. Хорошие аналоги проприетарного датчика можно найти в таблице ниже.
Таблица — Хорошие аналоги запатентованного датчика детонации ВАЗ 2109
Производитель | Статья | Ориентировочная цена, руб. |
---|---|---|
ZAZ | 183855 | 170-290 |
Fenox | SD10100O7 | 230-390 |
VOLVO | 183855 | 290-410 |
Bosch | 0 261 231 046 | 370-400 |
EPA | 550489 | 250-400 |
Методы проверки датчика детонации
Датчик детонации можно косвенно проверить, измерив его сопротивление. Нормальным считается значение от 1 до 10 мегаом. Если он выходит за пределы указанного диапазона, датчик необходимо заменить.
КС можно проверить с помощью мультиметра. Для этого необходимо поместить стилус на клеммы и слегка постучать по рабочей области. Если мультиметр не регистрирует никаких пиков напряжения, значит, КС неисправен.
ВАЗ 2109 с контроллерами «Январь 4.1» имеет одноконтактный датчик. Для проверки второй щуп мультиметра следует подключить к корпусу KS.
Самостоятельная замена резонансного датчика на ВАЗ 2109
Замена КШ на ВАЗ 2109 своими руками производится по инструкции, приведенной ниже.
- Отсоедините разъем.
- Открутите датчик.
- Снятие датчика детонации.
- Выполните сборку в обратном порядке.
Замена широкополосного датчика детонации на ВАЗ 2109
Чтобы самостоятельно заменить широкополосный датчик в автомобиле ВАЗ 2109, рекомендуется воспользоваться следующим пошаговым алгоритмом.
- Заблокируйте автомобиль с помощью ручного тормоза.
- Отсоедините клемму «минус» от аккумулятора, обесточив бортовую сеть автомобиля.
- Отсоедините разъем.
- Открутите гайку со шпильки.
- Отсоедините датчик детонации.
- Установите новый KS.