Минимальная ширина дороги для двухстороннего движения

В этой статье мы обсудим, какую ширину полос должна иметь дорога в соответствии со стандартами.

Некоторые водители ошибочно полагают, что существует единый показатель, которому должны соответствовать абсолютно все дороги. Однако это не так. Существует несколько факторов, влияющих на размер дорожек. Именно о них пойдет речь сегодня:

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенностью этого документа является то, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных дорог смешанного назначения (построенных на срок эксплуатации менее пяти лет), фермерских дорог, городских улиц и зимних дорог.

Обратите внимание, что в документе речь идет именно о городских улицах, а не о застроенных территориях. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются разные термины — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И здесь важно не запутаться.

Именно в городских районах ГОСТ не применяется. То есть, например, в городе, который является населенным пунктом, дорожки должны быть спроектированы в соответствии с этим документом.

Ширина полосы движения, мКатегория дорогиОписание
4,5VОднополосная дорога. По этим дорогам можно добраться до отдаленных деревень с небольшим населением.
3,75IA, IB, II (с 2 дорожками)IA, IB, IB — широкие дороги (4 и более полос) с центральной полосой. Это самые быстрые дороги в России.
II (2-полосная) — двухполосная дорога без разделительной полосы. Это самый распространенный тип дорог вне населенных пунктов.
3,5II (с 4 полосами движения), IIIII (4-полосная) — четырехполосная дорога с разделительной полосой или без нее.
III — это двухполосная дорога без пересечений уровней и трамвайных путей (только виадуки).
3IVДвухполосная дорога, которая может пересекать трамвайные или железнодорожные пути.

Обратите внимание, что размеры полос в ГОСТе сильно отличаются (3 — 4,5 метра). И легковой автомобиль легко поместится на такой полосе, поскольку даже самые большие внедорожники имеют ширину всего около 2 метров.

Еще раз напоминаю, что эти размеры не относятся к городским улицам.

Ширина полосы движения в городе

Размеры городских полос регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планирование и развитие городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, мТип дороги и ее описание
4Пешеходная магистраль регионального значения, 2 полосы движения.
3,75Магистральная дорога, 4-8 полос
Городская магистральная дорога непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5Доступная магистральная дорога, 2-6 полос.
Городская магистральная дорога с регулируемым транспортным потоком, 4-8 полос.
Автомагистраль с регулируемым движением, 2-4 полосы.
Улицы и дороги местного значения научных, промышленных и коммунальных районов, 2-4 полосы.
Второстепенные дороги, 1 полоса.
3Улицы и дороги местного значения в жилых районах, 2-3 полосы движения.
Местные улицы и дороги — парковые, 2 полосы.
2,75Главные дороги, 2 полосы.

Таким образом, ширина полос движения в городских районах (от 2,75 до 4 м) в среднем меньше, чем на других дорогах.

Что делать с полосами неправильного размера?

Обратите внимание, что иногда на дорогах встречаются полосы, ширина которых не соответствует норме. В таких случаях следует ориентироваться на дорожную разметку на проезжей части, а не на теоретические значения. Ведь в случае аварии сотрудники дорожной полиции и судья будут смотреть на фактическое, а не теоретическое состояние проезжей части.

Однако в некоторых случаях имеет смысл «исправить» неправильную дорожную разметку на проезжей части.

Например, за пределами населенного пункта я столкнулся с дорожкой, которая постепенно сужалась до ширины около 1,5 метров. Очевидно, что автомобили не могли поместиться на такой полосе и вынуждены были частично съезжать с нее.

Если вы сталкивались с чем-то подобным на практике, проблему можно решить. И это не очень сложно. Все, что вам нужно сделать, это написать в местную организацию, занимающуюся содержанием дорог. Труднее всего найти эту организацию, потому что каждый регион имеет свое название.

Тем не менее, если вы столкнулись с трудностями на этом этапе, просто напишите обращение в местную администрацию (город, округ, префектуру и т.д.). В теле обращения вы можете указать следующее:

Сплошная линия разметки проведена возле дома № 18 по улице Ленина в городе Москве. Ширина крайней правой полосы движения (направление — внутрь) составляет 2,24 м, и это значение не соответствует требованиям СНиП 2.07.01-89.

Я прошу исправить организацию дорожного движения на этом участке (установить новые знаки).

Такое обращение — хороший способ устранить недостатки в организации дорожного движения.

Ширина грунтовой дороги является одним из наиболее важных параметров, влияющих на транспортный поток, наряду с типом покрытия, величиной уклона и радиусом поворота. Обычно она составляет от двух до девяти метров, при этом чем больше ожидаемый трафик, тем больше должна быть ширина выравнивания, чтобы им можно было удобно пользоваться.

Следует также помнить, что грунтовые дороги всех категорий быстро ухудшаются при интенсивном движении. Продолжительность этого процесса зависит от типа почвы и степени ее влажности. Чем шире дорога, тем дольше при прочих равных условиях она будет разрушаться. С другой стороны, небольшая однополосная дорога может довольно быстро прийти в негодность.

Разновидности и типы дорог

Существуют три основные категории дорог:

  • Категория I — дороги шириной 33 м с интенсивностью движения более 100 автомобилей в час;
  • Категория II — дороги шириной 22 м, по которым движется от 15 до 100 автомобилей в час;
  • Категория III — дороги шириной 19 м с интенсивностью движения до 15 автомобилей в час.

Все дороги также можно разделить на 7 основных типов:

  • Автомагистрали: дороги с асфальтовым или цементобетонным покрытием. Толщина этих тротуаров может достигать полуметра. Количество полос движения в каждом направлении на дорогах этого класса варьируется от двух до пяти, а ширина дороги — от 15 до 56 м.
  • Улучшенные автомагистрали: Эти дороги имеют жесткое основание и покрытие из асфальта, цементобетона, клинкера или брусчатки. Ширина проезжей части составляет не менее шести метров, чтобы автомобили могли двигаться в два ряда. Интенсивное движение на таких дорогах возможно в любое время года.
  • Автомагистрали: Основание дороги делается из песка, камня или твердой земли, на которую укладывается асфальт, а также гравия, щебня и шлака, которые подвергаются вяжущей обработке. Ширина тротуара обычно находится в пределах шести метров. Этого достаточно для того, чтобы встречные автомобили могли пропускать друг друга на шоссе. Транспортные средства могут пользоваться этими дорогами круглый год.
  • Неасфальтированные улучшенные дороги: Дороги этой категории представляют собой участки с твердым основанием и без покрытия. Основание может быть улучшено гравием, щебнем или песком, а для придания дороге прочности и долговечности обычно используется вяжущее вещество. Такие дороги требуют регулярного обслуживания. Эти дороги могут использоваться легкими и средними транспортными средствами большую часть года.
  • Неклассифицированные (сельские) грунтовые дороги: неклассифицированные, грунтовые дороги. Они обычно используются в качестве соединительных дорог между небольшими населенными пунктами или служат для выезда из них на главную дорогу. Подвижность сельской дороги во многом зависит от свойств почвы, ее влажности и климатических условий. Их ширина обычно не превышает пяти метров, но может достигать 7-9 метров.
  • Полевые и лесные дороги: Это местные дороги, пригодные для нерегулярных перевозок. Обычно они используются в сезон лесозаготовок или полевых работ. Ширина не превышает пяти метров.
  • Караванные и посылочные пути: они могут представлять собой основные маршруты передвижения в малонаселенных районах, особенно в горных или пустынных районах. Такие тропы пригодны только для пешеходного движения.

Таким образом, грунтовые дороги занимают промежуточное положение между автомагистралями и тропами по всем параметрам, включая ширину.

Двухполосные и однополосные грунтовые дороги

Грунтовые дороги различаются по количеству полос и их ширине. Последние определяются в зависимости от размера транспортных средств, которые будут по ним ездить. Стандартный вариант — двухполосная грунтовая дорога, в большинстве случаев достаточно ширины от 5 до 9 метров. Тогда две машины всегда смогут проехать, и дорога будет дольше оставаться в рабочем состоянии из-за того, что на квадратный метр дороги приходится меньше нагрузки.

Читайте также: Кто получает штраф за вырубку леса — заказчик или подрядчик?

Однако строительство такой широкой дороги обходится довольно дорого. Поэтому часто однополосные грунтовые дороги шириной до 7 м строятся в тех случаях, когда на трассе не ожидается интенсивного движения транспорта. Следует также помнить, что если ширина дороги составляет от 9 до 4 метров, то через каждые 300-400 метров вдоль трассы должны быть ровные расширенные площадки — переходы для встречного движения.

Если, например, вы собираетесь построить дорогу прямо к своим воротам, и вы единственный, кто будет ею пользоваться, достаточно одной полосы грунтовой дороги шириной до двух метров.

Профиль любой категории дорожного покрытия можно разделить на три основных участка, которые в сумме составляют всю ширину дороги:

  • Осевая линия дороги — расположена посередине дорожного полотна, это самая высокая точка дорожного полотна;
  • Набережная — расположена вблизи и чуть ниже осевой линии дороги;
  • Откос — самая низкая точка дорожного полотна непосредственно перед кюветом.

Используйте грейдер для создания профиля. Изогнутое лезвие облегчает создание необходимого уклона. Чем шире выравнивание, тем меньше должен быть угол наклона, и, следовательно, уклон в профиле участка должен быть круче.

Выбор ширины грунтовой дороги

Решение о том, сколько полос должна иметь дорога, должно приниматься исходя из предполагаемой интенсивности движения и бюджета. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Более широкие полосы движения сложнее построить, и они обойдутся значительно дороже, но зато обеспечат максимальный сервис для автомобилистов, позволяя им разъехаться без остановки или замедления. На дорогах с одной проезжей частью вы должны останавливаться на перекрестках.

Более широкие дороги также дороже в обслуживании. Для поддержания дороги в хорошем состоянии необходимо регулярно проводить работы по техническому обслуживанию, такие как срезание колеи, грейдирование для отвода воды из дорожного полотна и очистка кюветов, чтобы влага как можно быстрее уходила из дорожной насыпи.

Однако, поскольку широкое дорожное полотно дольше сохраняет свои свойства, так как каждый квадратный метр широкой проезжей части подвергается меньшей нагрузке, затраты на его содержание, скорее всего, будут сопоставимы с затратами на ремонт узкой дороги. Они могут даже оказаться меньше. Поэтому узкий тротуар дешевле в строительстве, но требует больше внимания в процессе эксплуатации и может оказаться более дорогим в обслуживании.

При подготовке к строительству грунтовой дороги важно учитывать не только ширину самого ездового слоя, но и ширину дрен — боковых канав, которые необходимы для перехвата и перенаправления влаги из ездового слоя. Если дорога строится на крутом склоне, то боковая водопропускная труба размещается только на возвышенной стороне, а общая ширина дороги, включая дренажную систему, уменьшается.

Водопропускные трубы

Водопропускные трубы используются во всех типах дорожного строительства, включая грунтовые дороги. Они проходят перпендикулярно направлению проезжей части и обеспечивают эффективный дренаж дорожной насыпи. Как правило, водопропускные трубы устанавливаются там, где протекают ручьи или небольшие реки. В некоторых случаях, особенно при строительстве автомагистралей и усовершенствованных шоссе, трубы большого диаметра используются там, где можно организовать дренажную систему и подземные переходы.

При строительстве небольшой грунтовой дороги, где нецелесообразно строить мосты, водопропускные трубы являются отличным выбором. Они также являются единственным вариантом для маршрутов с небольшой высотой подконструкции, т.е. для большинства грунтовых дорог. При строительстве такой водопропускной трубы важно правильно выбрать ее длину с учетом ширины проезжей части и ее категории.

В идеале она должна быть не менее чем на четыре метра длиннее ширины дороги. Например, если ширина дороги составляет 9 метров, длина трубы должна быть 13 метров. Вы можете использовать цельную трубу или использовать наборную конструкцию из нескольких частей. Например, железобетонные водопропускные трубы производятся в виде секций длиной от одного до четырех метров.

Обозначение грунтовых дорог на карте

Изображение улучшенной грунтовой дороги на карте сопровождается указанием добавки, которая была использована для укрепления грунта при ее строительстве, а также ширины трассы. Однако ширину необходимо подписывать только в тех местах, где проезд возможен только по самой грунтовой дороге — лес, болота и подобные территории.

Если грунтовая дорога проходит по малонаселенной и труднодоступной местности, ее изображение на карте может сопровождаться уточняющими подписями, описывающими ее проходимость. Например: «Движение автомобилей возможно с июня по октябрь со скоростью до 50 км/ч». На карте также должны быть показаны дорожные развязки, автостоянки и придорожные объекты.

Выбор правильной ширины для каждой категории грунтовых дорог очень важен для комфортной и бесперебойной работы на протяжении всего срока службы. Если вы собираетесь делать дорожное полотно самостоятельно, особое внимание следует уделить тому, какое это будет дорожное полотно. При этом следует учитывать предполагаемую интенсивность движения и срок службы трассы.

Если позволяет бюджет, предпочтительнее двухполосная дорога шириной не менее семи метров. Если у вас ограниченные средства, вы можете выбрать одну полосу шириной от двух до пяти метров. Однако имейте в виду, что такая дорога быстрее изнашивается и чаще требует ремонта, поэтому в итоге вы можете потратить больше денег, чем на более широкую грунтовую дорогу.

Почему определяется такой параметр, как ширина полосы движения? ГОСТ определяет размеры для различных типов дорог для размещения транспортного потока. Существуют четкие рекомендации о том, какими должны быть размеры дорожек на различных типах дорожного покрытия. Также были приняты стандарты для дорожной разметки, колеи и общей ширины шоссе. Автомобилисты могут найти эту информацию полезной, поскольку у них есть шанс доказать свою невиновность в ДТП, если стандарты не соблюдаются.

От чего зависит ширина полосы автомобильной дороги

Ширина проезжей части дороги в населенном пункте или за городом зависит от следующих факторов:

Важность автодороги (федеральная/республиканская/местная); Расположение дороги (городская, пригородная); Количество полос; Ограничение скорости.

Например, ширина двухполосной дороги, согласно ГОСТу, может отличаться от стандартов для 8 полос. И тот же параметр, допустимый для окружной дороги, не подходит для автомагистрали.

Классификация дорог

Согласно действующим нормам, ширина дороги по ГОСТу должна соответствовать типу дороги. Это необходимое условие для обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому во время приемки дороги после нанесения разметки необходимо измерить размеры, чтобы убедиться, что они соответствуют принятым стандартам.

Ширина дороги по ГОСТу в населенном пункте зависит от типа построенной магистрали. Различают следующие типы:

  • 4/8-полосные (с обеих сторон) магистрали для высокоскоростного движения (до 130 км/ч); аналогичные городские магистрали (с ограничением скорости до 100 км/ч);
  • 2/6-полосные (с обеих сторон) магистрали (ограничение скорости до 80 км/с и регулирование транспортного потока);
  • городские дороги с аналогичным ограничением скорости и регулированием транспортного потока (от 4 до 8 полос);
  • 2/4-полосные транспортные и пешеходные дороги с обязательным бордюром (значение — районное, ограничение скорости — 70 км/ч);
  • Подъездные улицы/дороги к промышленным и/или транспортным предприятиям (для крупных транспортных средств);
  • Обычные дороги с минимальной шириной, разрешенной законом: Вторичные для периферийных населенных пунктов, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых районах.

Ширина дорожной полосы ГОСТ

Минимальное значение ширины тротуара составляет 3 метра (для дорожных работ допускается 2,75 метра). Это значение подходит для обычных дорог с приемлемой минимальной шириной. Ширина дороги по ГОСТу в населенном пункте обычно составляет 3,5 метра. Маршруты, описанные в пунктах 1 и 2, не должны быть короче 3,75 м.

Очень важным параметром является ширина проезжей части. Неслучайно ГОСТ установлен именно на эти значения. Безопасность дорожного движения напрямую зависит от правильной дорожной разметки с учетом действующих стандартов. Их нарушение запрещено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector