Обзор вариатора Nissan Qashqai

 

линоременные вариаторы широко используются во многих автомобилях Nissan, в том числе и в кроссовере Qashqai. Такая коробка обеспечивает высокий КПД, а также недорога в производстве, что положительно сказывается на стоимости автомобиля. Однако эксплуатация и техническое обслуживание вариаторов имеют ряд важных особенностей, о которых речь пойдет ниже.

Устройство и принцип работы

Вариатор Nissan Qashqai имеет внутреннее название CVT (Continuously Variable Transmission, трансмиссия с бесступенчатым передаточным отношением) и производится японской компанией Jatco. В автомобилях Кашкай старой модели J10 применялся клиноременный вариатор RE0F10A или JF011E; обновленный вариатор JF016E устанавливается на новый Qashqai J11. Основное отличие заключается в передаточном числе главного крутящего момента (6,466 и 6,386 соответственно) и диапазоне передаточных чисел (2,349 — 0,394 и 2,631 — 0,378 соответственно).

В конструкции такой коробки два независимых шкива, установленных на подшипниках и снабженных двумя конусами каждый, причем узкие стороны конусов расположены друг напротив друга. Один шкив соединен с коленчатым валом двигателя, второй шкив на валу, идущем к картеру дифференциала. Крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя через гидротрансформатор. Между шкивами установлен стальной ламинарный ремень, с помощью которого передается крутящий момент. Для передачи крутящего момента на ведомый вал используется планетарная передача. Ремень может перемещаться по боковой поверхности конусов, постоянно меняя передаточное отношение.

Валы CVT Nissan Qashqai в сборе с приводным ремнем

В состоянии покоя ремень находится на ведущем шкиве при минимальном диаметре (конусы раздвигаются), а на ведомом шкиве при максимальном диаметре (конусы сближаются). Изменение расстояния между конусами осуществляется шаговым двигателем и датчиком скорости, установленным в корпусе клапана.

Обзор вариатора Nissan QashqaiПоложение конусов в начале Обзор вариатора Nissan QashqaiПоложение конусов на максимальной скорости

Схемы расшифровки:

  1. Стационарный конический шкив приводного вала.
  2. Подвижный конический шкив.
  3. Подвижный конический шкив ведомого вала.
  4. Стальной ремень.
  5. Фиксированный конический шкив.
  6. Планетарная передача со встроенным многодисковым тормозом.

От ведущего вала с помощью пары червячных передач вращение передается на дифференциал. По мере разгона передаточное число изменяется для поддержания наиболее благоприятных оборотов двигателя с точки зрения динамики и расхода топлива. Для изменения направления движения в конструкции вариатора используется многодисковый тормоз.

На следующей диаграмме показано, как работает современный привод. Красные стрелки указывают направление крутящего момента двигателя.

Схема вариатора

Расшифровка схемы:

  1. Приводной вал.
  2. Цепь привода масляного насоса (возможно от пары шестерен).
  3. Преобразователь крутящего момента.
  4. Дифференциал.
  5. Стальной ремень вариатора.
  6. Конусы выходного вала.
  7. Ведомый вал.
  8. Планетарный редуктор.
  9. Конусы карданных валов.

Важнейшим показателем эффективности любой трансмиссии является диапазон мощностей, представляющий собой соотношение между высшей и низшей передачами в коробке. В современных многоступенчатых АКПП значение диапазона не превышает 9 единиц, в то время как последние образцы CVT позволяют получить значение порядка 12 единиц.

Сколько служит вариатор?

Из-за двух случаев массовых отказов вариаторов Nissan Qashqai они приобрели репутацию крайне ненадежных агрегатов с ограниченным ресурсом. Первые проблемы были на автомобилях 2012 года выпуска с 1,6-литровым атмосферным двигателем. Причиной стала не доработанная кинематическая схема вариатора для небольшого мотора. Вторая проблема возникла в 2014 году на новом Nissan Qashqai J11 из-за новой прошивки блока управления. Вышло две версии прошивки PM463 и PM551, которые исправили ситуацию. По состоянию на 2014 год завод дает гарантию на вариаторы Nissan Qashqai на 100 тысяч километров пробега. В свою очередь компания Jacto, поставляющая данные агрегаты Nissan, дает гарантийный пробег в 120 тыс км.

Дальнейшая эксплуатация машин показала, что вариатор достаточно надежен и спокойно работает без ремонта более 200 тыс км. Судя по отзывам владельцев, двигатель Кашкая подвергается капитальному ремонту раньше, чем регулярно обслуживаемый вариатор.

Основные неисправности

В силу конструктивных особенностей привода все неисправности можно разделить на механические и электронные. При возникновении проблем в электронных блоках управления на комбинации приборов загорается сигнальная лампа. При электронных ошибках вариатор блокируется в фиксированном положении, что позволяет добраться до места ремонта на автомобиле.

Электронные проблемы включают в себя:

  • выход из строя блоков управления коробкой;
  • выход из строя шагового двигателя;
  • заедание электромагнитных клапанов магистрали.

Основной причиной механических проблем в Кашкае являются нерегулярная замена масла и неровная работа коробки передач в условиях бездорожья и низких температур. Как правило, при механических проблемах коробка не переходит в аварийный режим при включенном индикаторе в комбинации приборов. Исключением является перегрев масла в коробке.

Механические проблемы Nissan Qashqai CVT:

  • загрязнение масляного радиатора, расположенного перед радиатором ОЖ и последующий перегрев масла в коробке;
  • рывки при разгоне автомобиля – признак грязи под клапаном масляного насоса;
  • проскальзывание ремня на конических поверхностях с образованием большого количества сколов;
  • износ и гул подшипников вала вариатора.

Видео с описанием типичных проблем с вариатором (от carosokin).

Устранение проблем

Неисправности в электронике коробки определяются при компьютерной диагностике. Некоторые ошибки случайны и не возникают после перезагрузки. Для устранения других необходимо вмешательство в механическую часть вариатора для ремонта и замены комплектующих. Большинство возникающих механических поломок можно устранить своими руками, но только с частичной или полной разборкой корпуса.

Если устройство не подлежит ремонту, возможно, его необходимо заменить. Пока вариатор находится на гарантии, его без проблем можно поменять на официальном сервисе Nissan. В случае окончания гарантии сам привод и работы по установке и адаптации будут достаточно дорогими.

Обслуживание

Для увеличения срока службы привода необходимо своевременно проводить техническое обслуживание. Все необходимые работы можно выполнить на СТО или самостоятельно.

Замена масла

Замена масла проводится по инструкции в среднем через 60 тысяч километров. Но для большей надежности коробки срок службы масла необходимо сократить вдвое. Оригинальное масло Nissan CVT Fluid NS-2 (код заказа KLE52-00004, для замены требуется 8 литров).

Поскольку при замене сливается только 2/3 объема масла, замену можно повторить. Такое мероприятие желательно проводить на машинах с большим пробегом. Вторая замена увеличивает количество свежего масла примерно до 80%.

После замены на Ниссан первого поколения, например в 2008 году, необходимо сбросить данные в блоке управления коробки датчиков старения масла. Обнуление осуществляется с помощью диагностических сканеров NIssan Consult III или Launch X431 Diagun. Пренебрежение этим моментом приведет к тому, что насос вариатора будет работать с более высоким давлением.

Замена масла на Кашкай-2

Автомобили 2013, 2014, 2015, 2016 и 2022 годов относятся ко второму поколению Nissan Qashqai, в конструкции вариатора которого произошли некоторые изменения. В коробке используется более новое масло Nissan CVT Fluid NS-3 (оригинальный код KE909–99943), для полной замены требуется 12 литров.

Вы также можете сбросить счетчик старения масла. Хотя в новых версиях сервисной литературы Ниссан указано, что показания этого счетчика не влияют на работоспособность коробки.

Замена фильтра

В коробке установлены два фильтра: многоразовый фильтр грубой очистки (артикул 31728-1XZ0D), устанавливаемый в нижней части привода, и одноразовый бумажный фильтр (артикул 31726-1XF00) для тонкой фильтрации. Замена фильтра тонкой очистки возможна только при демонтаже картера двигателя, поэтому его замену целесообразно совмещать с заменой масла в картере. Фильтр грубой очистки редко нуждается в замене, в основном при сильном повреждении фрикционов (прогорели).

Замена ремня

Замена ремня – очень сложная и трудоемкая операция, которую может провести самостоятельно только опытный специалист. Работы по замене ремня можно выполнить, не снимая кузов с автомобиля. Покупая ремешок, имейте в виду, что единственный поставщик детали — Bosch».

Короткий алгоритм замены выглядит следующим образом:

  1. Слейте масло и снимите масляный поддон.
  2. Снимите крышку со стороны привода.
  3. Снимите гидравлический блок в сборе.
  4. Снимите трансмиссионный и ведомый валы вместе с ремнем со второй половины корпуса вариатора.
  5. Затем выдвиньте конусы на валах на максимальное расстояние и снимите хомут.
  6. Установите новый ремень и соберите его.

Правила эксплуатации

Вариатор Ниссан Кашкай требует определенных правил при вождении автомобиля:

  • вы должны ехать плавно, избегая резких ускорений и торможений;
  • не пытайтесь раскачивать застрявшую машину. Привод должен полностью остановиться и только после этого можно переключаться в другой режим;
  • при работе силового агрегата на холостом ходу необходимо плавно переключать режимы коробки передач;
  • избегать постоянной езды на высоких скоростях;
  • не буксировать другие транспортные средства или прицепы;
  • предотвращения проскальзывания колеса.

Плюсы и минусы

Основными преимуществами вариатора являются:

  • общее обеспечение благоприятных режимов работы двигателя;
  • в отличие от обычного ступенчатого автомата, вариатор не оказывает ударной нагрузки на двигатель при переключении на пониженную передачу для резкого ускорения;
  • за счет плавного регулирования скорости обеспечиваются хорошие показатели топливной экономичности;
  • с работающим вариатором Кашкай практически не буксует на скользком или песчаном полу.

Однако наряду с положительными сторонами у вариатора есть и слабые стороны:

  • сложность и относительно высокая стоимость обслуживания коробки;
  • невозможность использования вариатора на мощных двигателях (более 200 л.с.);
  • не подходит любителям агрессивной езды;
  • привод оснащен сложной электронной системой с большим количеством датчиков и разъемов, поэтому выход хотя бы одного из них переводит коробку в аварийный режим;
  • для ремонта коробки следует использовать только оригинальные масла и запчасти.

Но при соблюдении всех правил эксплуатации вариатор Ниссан Кашкай покажет себя как безотказный и надежный агрегат.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector