Тормозная система МАЗ

Автомобиль оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также устройствами подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневмоприводом и выходами для подачи сжатого воздуха к другим потребителям.

Рабочая тормозная система является основной системой и предназначена для замедления и остановки автомобиля во время движения. В приводе тормозных механизмов установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов. Наряду с системой АБС установлена ​​система противоскольжения (ПБС).

Стояночная тормозная система предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки в течение неограниченного времени.

Запасная тормозная система предназначена для замедления автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей тормозной системы. Его функции выполняет исправный рабочий контур или стояночная тормозная система. При отсутствии сжатого воздуха в рабочей тормозной системе аккумуляторы энергии парковочной системы не работают до тех пор, пока стояночный тормоз не будет включен с помощью рычага управления в кабине водителя.

Вспомогательная тормозная система предназначена для замедления автомобиля на затяжных спусках по горным дорогам.

 

Движение автомобиля при давлении воздуха в цепях срабатывания пневматических тормозов ниже 0,55 МПа, т.е должны погаснуть индикаторы аварийного давления воздуха в этих цепях, см ниже.

Номинальное давление в контурах системы 0,65-0,85 МПа.

  • Схемы тормозных систем МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).
  • Противобуксовочная система ведущих колес (ПБС) МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).
  • Схема АБС МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).
  • Условные обозначения выключателей и индикаторов управления МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).
  • Схемы МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Индикация тормозной системы.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

1 — Главный сигнализатор (аварийный.

2 – Контрольный индикатор неисправности тормозной системы.

3 — Индикатор давления в заднем контуре пневмопривода тормозов

4 — Индикатор давления в переднем контуре пневмопривода тормозов.

5 — Индикатор аварийного контроля давления воздуха в заднем контуре.

6 — Индикатор контроля аварийного давления воздуха в переднем контуре.

Стрелки 3 и 4 показывают давление сжатого воздуха в переднем и заднем контурах в данный момент времени:

  •  Стрелка в зоне красных делений — давление в системе (ресиверах) ниже, загораются контрольные индикаторы 1, 2, 5 и/или 6.
  •  Стрелка в районе белых делений: давление в системе в норме.

Внимание!

Начинать движение разрешается, только если погасли лампы 1, 2.

Рабочая тормозная система.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля, управление которыми осуществляется нажатием на педаль 1. Чем сильнее давление, тем интенсивнее торможение.

Механизмы привода пневматические с раздельным торможением передних и задних колес.

Когда рабочая система тормозит тягач, одновременно тормозится и полуприцеп (прицеп).

Во избежание преждевременного выхода из строя регулятора давления с адсорбентом нужно внимательно следить за герметичностью пневмосистем автомобиля.

Стояночные и запасные тормозные системы.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Стояночная тормозная система совмещена с запасной и воздействует на тормозные механизмы заднего моста с помощью пружинных энергоаккумуляторов. При выпуске воздуха из аккумулятора энергии тормозные механизмы тормозятся усилием пружин.

Системы управляются рычагом 1 в кабине водителя.

При торможении тягача парковочной системой (запасной) одновременно тормозится и полуприцеп (прицеп).

Внимание!

Всегда включайте стояночный тормоз после остановки! При необходимости дополнительно зафиксируйте автомобиль противооткатными упорами, чтобы предотвратить его скатывание.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Поставьте автомобиль на стояночный тормоз.

  • Переместите рычаг управления 1 вниз, пока он не зафиксируется (положение III). Загорается индикатор 3.

Рычажное управление замком.

  • Переместите рычаг вверх, не снимая фиксатор рычага 2. Рычаг должен оставаться на месте.

Внимание!

Контроль фиксации рычага в положении III обязателен.

Отпустите стояночный тормоз.

  • Потяните защелку 2 к рукоятке рычага и переместите рычаг вверх из положения III в положение II, после чего рычаг автоматически вернется в положение I. Индикатор 3 гаснет.

Контрольная проверка удержания автопоезда на склоне.

  • Установите ручку 1 в положение III, как описано выше
  • В этом положении нажмите на рукоятку в направлении стрелки и переведите ее в положение IV.
  • После этого автопоезд не должен двигаться по склону.
  • При наличии в движении автопоезда следует установить дополнительные упоры под колеса автомобиля и полуприцепа и проверить, как описано выше. Если эти действия не привели к положительному результату, следует найти другое парковочное место.

Стояночный тормоз в режиме экстренного торможения.

Этот режим используется при полном или частичном выходе из строя рабочей тормозной системы.

  • Удерживайте рычаг управления 1 в любом промежуточном нефиксированном положении от I до II. С увеличением угла поворота рычага увеличивается интенсивность торможения. Индикатор 3 горит в течение всего периода торможения.
  • При отпускании рычага он автоматически возвращается в положение I. Индикатор 3 гаснет.

Вспомогательная тормозная система.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Вспомогательная тормозная система (ретардер или моторный тормоз) включает щиток моторного тормоза, установленный за турбокомпрессором

Внимание!

Применяйте моторный тормоз на скользкой или обледенелой дороге из-за возможности заноса или соскальзывания.

Включение.

  • Нажмите и удерживайте переключатель 1 левой ногой. Торможение автомобиля обеспечивается на все время удерживания переключателя.

Топливо не подается в двигатель при торможении двигателем. Чтобы предотвратить непреднамеренную остановку двигателя, ниже 1100 об/мин тормоз двигателя автоматически отключается.

Использование торможения двигателем при торможении в зависимости от погодных условий и загрузки автомобиля предотвращает быстрый износ колесных тормозных колодок.

Антиреверсивные остановки.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Извлечение/фиксация металлических упоров.

  • Поднимите защелку 2, пока она не выйдет из зацепления, и освободите ее, повернув на 180 °.
  • Снимите противооткатный упор 1 с кронштейна 3.
  • Установите пробку в обратном порядке.

Использовать.

  • Установите бамперы под колеса 4 на стороне качения автомобиля.

Внимание!

При использовании пластикового бампера необходимо проверить состояние противоскользящего элемента (пластины) и его крепление. Если крюки пластины изношены до 2 мм (макс.), пластину необходимо заменить.

Аварийное растормаживание тормозного цилиндра с подпружиненным энергоаккумулятором.

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Для закрепления прицепа неисправного автомобиля без подачи воздуха в его тормозную систему необходимо отвернуть стяжные болты 1 толкателей цилиндра энергоаккумулятора (см ось автомобиля).

Антиблокировочная система тормозов (АБС — ABS).

Тормозная система МАЗ 5340М4, 5550М4, 6312М4 (Мерседес, Евро-6).

Проверять.

Тормоза с АБС предотвращают блокировку колес автомобиля при торможении, обеспечивая контроль над автомобилем и курсовую устойчивость до его полной остановки. Чтобы обеспечить минимальный тормозной путь, полностью выжимайте педаль тормоза независимо от дорожных условий.

В зависимости от комплектации автомобиля система АБС может иметь дополнительные функции:

  • ASR — противобуксовочная система.
  • EBL — электронный регулятор тормозного усилия, предназначенный для автоматического регулирования тормозного усилия на основе перераспределения нагрузки между осями и интенсивности торможения автомобиля.
  • ESC — это функция стабилизации автомобиля, состоящая из двух подфункций:
  • Контроль траектории — функция, которая с учетом физических тяговых возможностей поддерживает выбранную водителем траекторию движения автомобиля в случае недостаточной или избыточной поворачиваемости за счет выборочного подтормаживания колес. В случае с автопоездом функция помогает поддерживать траекторию движения прицепа в зависимости от траектории движения тягача;
  • Функция опрокидывания транспортного средства — это функция, минимизирующая возможность опрокидывания транспортного средства и обеспечивающая устойчивость одиночного транспортного средства или автопоезда с учетом предельных физических возможностей тяги. При угрозе опрокидывания система автоматически затормозит вагон (автопоезд) до безопасной скорости.

В связи с тем, что дополнительные функции ASR, EBL, ESC реализованы на базе системы ABS, неисправности ABS ограничивают или прерывают работу всех функций.

Особенности эксплуатации автомобиля с АБС.

  • Тормоза с АБС не работают на скорости ниже 7-10 км/ч.
  • Включение межосевого и колесного дифференциалов накладывает ограничения на работу ABS.
  • Когда активированы тормоза с АБС:
  • Модуляторы стравливают воздух.
  • Ретардер или моторный тормоз автоматически деактивируются.
  • Тормозная ABS не компенсирует ошибки вождения (например, слишком близкое расстояние до впереди идущего автомобиля, несоответствующую дорожным условиям скорость или превышение скорости при движении по кривой) за счет сокращения тормозного пути).
  • АБС имеет встроенную систему контроля и диагностики, которая постоянно (при включении и во время движения) следит за исправностью элементов системы и электрических цепей, поэтому не требует специального обслуживания.

Диагностика системы АБС осуществляется по шине CAN, через диагностический разъем OBD2 (слева внизу контроллера).

Во избежание негативного воздействия коррозии на модуляторы АБС рекомендуется периодически производить их продувку во время статического испытания системы. Для этого нажмите на педаль тормоза и поверните ключ зажигания в положение «прибор». Система на короткое время выпустит воздух через модуляторы.

АБС контролирует и контролирует.

1 — Индикатор, сигнализирующий о неисправности АБС трактора.

2 — Индикатор неисправности АБС прицепа/полуприцепа.

3 — Индикатор неисправности в соединении с АБС прицепа.

4 — переключатель режимов работы АБС.

5 — сигнализатор неисправности ESP.

6 — Индикатор работы ретардера.

Внимание!

Включение индикаторов 1, 2, 3 свидетельствует о неисправности или отключении АБС, что вызывает изменение поведения автомобиля при торможении. Поэтому следует быть осторожным за рулем, т.к. При торможении колеса могут заблокироваться, и эффективность торможения может снизиться.

Проверка работоспособности АБС трактора после включения зажигания.

Внимание!

Если после включения зажигания в положении «ПРИБОР» индикатор 1 не загорается, то он неисправен.

  • Перед включением зажигания убедитесь в надежности соединения коммутационных устройств (тросов, разъемов), сигнализации, датчиков и электромагнитных клапанов.
  • После переключения зажигания в положение «ИНСТРУМЕНТЫ» загорается индикатор 1.
  • Если АБС исправна, индикатор 1 гаснет через 2-3 с. Если нет, то он остается включенным все время.
  • Запустите двигатель и нормализуйте давление в контурах, 690 — 820 кПа. Нажмите на педаль тормоза. При этом тормозные механизмы должны работать (см. «Схема принципиальная тормозного привода»), в системе не должно быть подсоса воздуха.
  • Начни двигаться.
  • После отладки в системе АБС, ее перенастройки или при первоначальной установке АБС индикатор 1 перестает светиться только при скорости автомобиля выше 7-10 км/ч.

Если в системе возникает временная неисправность — низкое напряжение, пропадание питания и т.п., признаки которой затем исчезают, электронный блок записывает эту ошибку в память и при повторном включении (зажигание в положение «ПРИБОРЫ») передает эту ошибка в категорию «пассивная», выключение индикатора 1 в начале движения

В случае постоянной и активной неисправности в системе — электрических цепях одного из элементов (датчиков, модуляторов и т.п.), либо цепях управления, электронный блок отключает подачу питания на соответствующие модуляторы и на тормоз система (или нерегулируемый контур АБС тормозной системы) работает нормально (от тормозного крана), а ошибка (вид и место неисправности) автоматически записывается в энергонезависимую память блока

Если при повторном включении индикатор не гаснет, а скорость более 7-10 км/ч, то необходимо проверить установку датчиков на колесных узлах, провести проверку системы контроля с анализом возможных неисправностей или обратитесь на СТО для устранения неисправности.

Режимы АБС.

  • Основной режим: переключатель 4 не нажат. Применяется для асфальтобетонных подкладок.
  • Внедорожный режим: переключатель 4 нажат, АБС разрешает частичную блокировку колес. Используется при торможении в гористой местности (с горы), на дороге, покрытой гравием или рыхлым снегом.

Проверка режимов работы АБС трактора, эффективности торможения.

Проверка эффективности торможения проводится перед выездом после длительной стоянки автомобиля, замены тормозных колодок или ремонта тормозной системы:

Основной режим.

  • Приведите машину в движение, см выше.
  • Переключатель 4 не нажат.
  • Разгоняйте автомобиль до скорости 35 — 45 км/ч и резко тормозите на поверхности с высоким (асфальт) и низким (мокрый асфальт, снег, лед) коэффициентом сцепления).
  • Колеса не должны быть заблокированы (кратковременная блокировка допускается на скорости менее 15 км/ч).
  • Торможение автомобиля должно происходить с заданной эффективностью (на сухом асфальте 5 м/с2).
  • В режиме циклического выпуска сжатого воздуха из тормозных камер должен быть слышен характерный звук модуляторов (см. «Схема тормозной системы”).
  • После торможения получите обратную связь о эффективности торможения.
  • При повторном включении в положение «инструменты» индикатор 1 должен работать в штатном режиме.

Внедорожный режим.

  • Тест аналогичен тесту основного режима, но с нажатым переключателем 4. При этом индикатор 1 горит постоянно, а система АБС работает с кратковременной блокировкой колес.

Внимание!

Внедорожный режим активируется на время теста или при движении по дорожному покрытию, отличному от асфальтобетонного. В противном случае этот режим необходимо отключить.

Проверка работоспособности АБС прицепа/полуприцепа после перевода зажигания в положение «ИНСТРУМЕНТЫ» (при наличии).

Внимание!

Если после включения зажигания в положение «ИНСТРУМЕНТЫ» индикаторы 2 и/или 3 не загораются, то они не исправны.

  • При включении зажигания загорается индикатор 2.
  • Если АБС прицепа/полуприцепа работает, индикатор 2 гаснет при движении со скоростью выше 7 км/ч.
  • Если индикатор 2 горит постоянно, то неисправна АБС на прицепе/полуприцепе и для проверки необходимо обратиться на СТО МАЗ.

ABS контроль соединения прицепа/полуприцепа.

  • Если АБС прицепа/полуприцепа подключена к автомобилю, то после включения зажигания в положение «ИНСТРУМЕНТЫ» индикатор 3 гаснет примерно через 4 секунды.
  • Если АБС прицепа/полуприцепа не подключена к автомобилю, индикатор 3 горит постоянно. Следует проверить подключение ABS к прицепу/полуприцепу.
  • Если буксируемый прицеп/полуприцеп не оборудован АБС, индикатор горит постоянно.

Внимание!

Прицеп/полуприцеп, без АБС, тормозит нормально. Поэтому колеса прицепа/полуприцепа могут заблокироваться при торможении.

Система курсовой устойчивости (ESC).

  • После включения зажигания в положение «ИНСТРУМЕНТЫ» загорается индикатор 5.
  • Если система ESC исправна, индикатор 5 гаснет после превышения скорости 7 км/ч. Если нет, то он остается включенным все время.
  • В случае работы ESP индикатор 5 мигает в течение всего времени работы функции.
  • ESC может использовать моторный тормоз или ретардер для торможения. В этом случае загорится индикатор 6 тормоза-замедлителя.

Внимание!

На автомобилях с ESC в пневматической тормозной системе могут использоваться петлевые маршруты воздуховодов из-за требований к функции устойчивости. При плановом техническом обслуживании и ремонте не допускается изменять длины, сечения и маршруты прокладки пневмотормозных трубок. Регулировку тормозных механизмов необходимо проводить строго на СТО МАЗ. Несоблюдение этих требований приводит к ухудшению устойчивости и управляемости автомобиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector