В мае 1981 года белорусские конструкторы представили первый грузовик серии МАЗ 5432. В качестве силового агрегата используется двигатель ЯМЗ-238 F V8 (14,86 л, мощность — 280 л.с.). Грузоподъемность автомобиля составляла около 20 тонн, а полная масса – 30-34 тонны (на автопоезде). Новинка отличалась от своих предшественников просторным салоном с увеличенным спальником, оснащением и внедрением поперечного стабилизатора на передней подвеске.
Кабина
Салон трактора просторный, рассчитан на водителя и пассажира. Кабина МАЗ 5432 на рессорах может наклоняться при помощи гидроцилиндра. В некоторых модификациях он оснащен дополнительными амортизаторами, предназначенными для стабилизации при движении по неровным дорогам. Водительское сиденье на пружинах, регулируется по индивидуальным нормам роста и веса человека.
Две койки расположены за сиденьями. Дополнительный приток воздуха обеспечивает откидной люк в крыше кабины. На приборной панели установлено большое количество датчиков, контрольных индикаторов и сигнализаторов, что позволяет легко следить за состоянием машины. В этой серии грузовиков именно дизайн кабины считается прорывом в обеспечении максимального комфорта водителя.
Модификации
На базе рассматриваемого тягача было выпущено рекордное количество модификаций «СуперМАЗ.
Версия МАЗ 54323 с колесной формулой 4*2 получила турбированный дизель ЯМЗ-238Б. V-образный двигатель оснащен 8 цилиндрами (рабочий объем — 14 865 куб см, мощность — 330 лошадиных сил, скорость — 2 тыс./мин). Запуск двигателя облегчается электрофакельным устройством. Имеется сухой фильтрующий элемент с регулятором засорения и многорежимным регулятором скорости. Насос низкого давления качает топливо.
Трактор оснащен двухдисковым сцеплением с механическим приводом, периферийными пружинами и пневматическим серводвигателем. Коробка передач МАЗ 5432 3 имеет 4 ступени, понижающую передачу, 8 передних и 2 задних скорости. Переключение передач осуществляется телескопическим приводом, установленным на коробке передач. Задний мост с бездисковыми колесами выполняет важную трансмиссионную функцию.
Рессорная подвеска с продольными полуэллипсами укомплектована передним и задним амортизаторами устойчивости. Барабанные тормоза взаимодействуют с двухконтурным пневматическим приводом. Сзади камеры размещены аккумуляторы энергии пружинного типа. Стояночный тормоз представляет собой конструкцию пневмозамедлителя силового агрегата, а специальный предохранитель предотвращает замерзание конденсата.
Другие модификации МАЗ 5432
Среди прочих вариантов рассматриваемой версии имеются следующие модификации:
- МАЗ 543205. Основные обновления коснулись седельно-сцепного устройства (его высота стала варьироваться от 1,29 до 1,4 м) и силового агрегата (стал соответствовать Евро 2). Расход топлива на 100 км изменился незначительно. В обновленной модели он составил 31 литр при скорости 60-80 км/ч;
- Серийный 543208 — вариант с усовершенствованным двигателем ЯМЗ, мощностью 400 л.с;
- Комбинированный вариант белорусского трактора и силового агрегата MAN (КПП – 16 ступеней, мощность двигателя – 360 л.с);
- МАЗ 5432С — модель разрабатывалась для участия в кольцевых гонках (мощность: 700-1300 л.с).
Еще по теме: Шведский грузовик и шведская руда
Технические характеристики МАЗ 54323
Основные технические характеристики седельного тягача приведены в таблице:
МАЗ 54323
Тип двигателя | ЯМЗ-2386, мощность — 300 л с |
Контроль | ЯМЗ-238А (8 ступеней.) |
Приостановка | Пружинный тип |
Шины | 11.00R20 (300R508) |
Расход топлива (л/км) | 32/100 (при скорости 60-70 км/ч) |
Максимум. Скорость (км/ч) | 100 |
Объем топливного бака (л) | 300 |
В следующей таблице показаны другие характеристики:
Характеристики МАЗ 54323
Длина/ширина/высота (м) | 5,95-5,98/2,5/3,160 |
Колесная база (м) | 3,55 |
Разгон автопоезда до 60 км/ч | 60 секунд |
Тормозной путь (с 60 км/ч) | 37,7 метра |
Привод | Задний |
Дорожный просвет (см) | 28 |
Масса автомобиля с оборудованием (т) | 7 |
Масса загруженного автопоезда (т) | 35,6 |
Звуковая сигнализация
Автомобили МАЗ5432 оборудованы сигналами двух типов:
- Звуковой сигнал расположен на крыше кабины, управляется кнопкой на переключателе справа под рулевым колесом. После срабатывания электрического клапана сжатый воздух поступает в сигнал, после чего высокочастотный и низкочастотный звуковой сигнал издает громкий звук;
- Электрическая сигнализация состоит из высоких и низких тонов. Активируется ручкой на подрулевом контроллере.
Кроме того, в системе сигнализации задействовано шумовое реле, сообщающее о падении давления и засорении масляного и воздушного фильтров. Ниже представлена схема установки контактной сети и ее электрического резервирования.
Руководство по эксплуатации
Стоит отметить, что электрическая схема грузовика для всех модификаций стандартная на 254 вольта. Полное устройство седельного тягача доступно для изучения в руководстве по эксплуатации и ремонту МАЗ 5432.
Тюнинг
Тюнинг МАЗ 5432 чаще всего заключается в замене изношенных элементов и внешнем стайлинге. Ниже приведены некоторые рекомендации по модернизации автомобиля и выдержки из личного опыта владельцев седельных тягачей.
Сломанное сиденье ремонтируется следующим образом:
- Вместо родных нейлоновых роликов установлены аналоги из обработанного железа;
- Регулируется пружинный торсион, меняется амортизатор (если он сломан);
- После этой модификации ездить намного комфортнее даже по ухабам и проселкам.
Еще по теме: Карьерные самосвалы
Рессоры демпфирующей балки кабины можно заменить на версию КамАЗ. Для этого потребуются следующие шаги:
- Хомут для посадки задней части кабины, замок и рычаг управления снимаются;
- Кронштейны крепления зажима отсоединяются от рамы;
- Вырезав нишу под правую защелку, нужно подогнать верхнюю часть скоб замка;
- Нижняя часть амортизатора крепится к раме защелками с пружинными фиксаторами в кабине;
- В раме размечаются и сверлятся отверстия, чтобы удерживать всю конструкцию.
После установки обновленного салона и сидений поездки стали более плавными и комфортными.
Дополнительно специалисты советуют соорудить крышу с пластиковым верхом, утеплить салон, а внутреннюю обивку обновить бархатным или кожзамовым вариантом. Также вы можете покрасить кабину в оригинальный цвет, если хотите подчеркнуть индивидуальность.
Каталог отзывов
Ниже приведены отзывы владельцев, которые отметили сильные и слабые стороны МАЗ 5432.
Сергей сделал следующий комментарий:
«Я езжу на автомобилях серии 54323 более 10 лет. К достоинствам отношу следующее:
- Недорогая цена фильтров позволяет заправляться где угодно;
- Все запчасти в свободном доступе;
- Отремонтировать машину можно самостоятельно даже в полевых условиях, обладая минимальными навыками;
- Адекватные тормоза и надежный двигатель.
Что касается минусов, то они тоже есть:
- Холодная кабина требует дополнительного утепления;
- Слабые кроссы;
- Довольно быстро вышла из строя турбина (заменена на «чешку»).
Комментарии Антона Воронежского:
«Передний бампер состоит из трех элементов, что ослабляет его боковые стенки. Двигатель надежный, сцепление ни разу не подвело, салон просторный и комфортный. Из недостатков я бы выделил слабенькую печку и недолговечный компрессор. Исходя из общих впечатлений, хочется сказать, что МАЗ надежный, неприхотливый и недорогой в ремонте автомобиль».
В заключение следует отметить, что МАЗ 5432 до сих пор активно эксплуатируется, ценится водителями, в первую очередь, за слаженную работу силового агрегата и тормозной системы.