Работы по регулировкам и ремонту КПП Маз-5551, 5335

Работы по регулировкам и ремонту КПП Маз-5551, 5335

На грузовики Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 устанавливается коробка передач ЯМЗ-236.

Коробка передач подходит для Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В процессе эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость в регулировке коробки передач при появлении различных признаков неисправностей.

Итак, если не включены IV и V передачи КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные включены, то необходимо следующее:

— нанести установочные метки на шток 10 (см рис. 53) и наконечник 8;

— ослабить стяжные болты наконечника тяги 9 и повернуть наконечник тяги 8 против часовой стрелки (если смотреть вдоль автомобиля) на 4-5°, что соответствует смещению одной метки относительно другой примерно на 1 мм;

— затяните стяжные винты 9 и проверьте зацепление шестерен.

При необходимости дополнительно поверните конец штока.

Если не включены I КПП и задняя передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, а остальные передачи включены, то порядок регулировки аналогичен описанному выше, за исключением того, что Наконечник 8 должен быть повернут по часовой стрелке (если смотреть по длине автомобиля).

1 — рычаг переключения передач; 2 — рычаг механизма переключения; 3 — ролик переключения передач; 4 — картер механизма дистанционного переключения передач; 5 — рычаг промежуточной передачи; 6 — палец; 7 — шарнирная серьга; 8 — упорный наконечник; 9 — стяжные болты; 10 — тяга; 11 — промежуточный механизм; 12 — стопорный болт; 13 — поперечный ролик.

Коснувшись рукоятки рычага 1 на панели приборов или крышке кабины, произведите следующую регулировку:

— установите рычаг 1 в нейтральное положение;

— отсоедините наконечник штока 10 от серьги 7 и убедитесь, что рычаг 2 находится в нейтральном положении. Вилка должна находиться в вертикальном положении и при угловом движении должно ощущаться сопротивление вращению;

— зафиксировать поперечный ролик 13 промежуточного механизма управления стопорным болтом 12, полностью ввернув его в коническое отверстие ролика;

— шипом 8, предварительно ослабив стяжные болты 9, отрегулируйте тягу 10 вдоль так, чтобы штифт 6 вошел в отверстие вилки шипа 8 и серьгу 7 свободно, без дополнительных движений произвести совмещение отверстий, и соедините шип с серьгой, затяните стяжные болты шипа;

— отверните стопорный болт 12 на пять оборотов и законтрите его гайкой.

Ремонт КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Установление причины и устранение неисправности в КПП КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 редко требует ее полной разборки.

В некоторых случаях для устранения неисправности можно ограничиться снятием крышки редуктора, для чего сначала снимается механизм дистанционного управления с редуктора.

Если детали, расположенные в картере коробки передач, нуждаются в замене или ремонте, их необходимо снять с автомобиля.

Для этого, прежде всего, слейте масло из коробки передач, отсоедините карданный вал от коробки передач, отсоедините трансмиссионную тягу сцепления от крышки рычага переключения передач и трансмиссионную тягу сцепления от рычага переключения передач и снимите дополнительную опору с коробка передач.

Поставив подъемную каретку под картер коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, прижать коробку, отвернуть болты крепления коробки к двигателю, отсоединить шток от ведущего вала от коробки, опустить коробку на тележку.

В дальнейшем для устранения каких-либо неисправностей или замены отдельных деталей достаточно разобрать коробку передач на отдельные узлы.

Для разборки редуктора рекомендуется установить его на опору с поворотной платформой.

Разборку коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 начинают со снятия механизма дистанционного переключения и верхней крышки коробки передач.

При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить прокладки.

Снимите крышку выжимного подшипника с карданного вала, предварительно отсоединив шланг смазки сцепления и выжимные пружины от вилки.

Снимите вал вилки выключения сцепления, предварительно отвинтив стяжной болт и повернув вал на 180°. В этом случае можно использовать легкий штрих.

С помощью универсального съемника снимите фланец приводного вала коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и болты съемника, крышку приводного вала в сборе с сальником и прокладкой.

Ударяя по приводному валу алюминиевым молотком и встряхивая его рукой, можно снять узел приводного вала с подшипником. Чтобы снять ведомый вал с картера, необходимо сначала снять крышку заднего подшипника и с помощью съемника снять задний подшипник с ведомого вала, предварительно сняв стопорное кольцо.

Ведомый вал коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 в сборе с шестернями вынимают из корпуса коробки плоскогубцами, снимая со шлицев шестерню 1-й передачи и шестерню заднего хода.

Промежуточный вал снимается таким же образом после снятия крышки заднего подшипника промежуточного вала, упорной шайбы и заднего подшипника промежуточного вала.

 

Затем с картера коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 снимают масляный насос и прокладку.

Для снятия редуктора с подшипниками и промежуточной втулкой из картера необходимо предварительно выпрессовать из картера вал шестерни заднего хода с помощью съемника.

Необходимость дальнейшей разборки редуктора определяется внешним осмотром.

Разборка приводного вала не представляет затруднений, так как после снятия кольцевой гайки с подшипника последний отжимается съемником.

При разборке ведомого и промежуточного валов коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо предварительно с помощью универсальных съемников спрессовать подшипники и снять стопорные стопорные кольца с подшипников и шестерен с специальные экстракторы.

Для дальнейшей разборки ведомого вала снимаются синхронизаторы передач IV и V. Для снятия с вала 5-й передачи из шлица вала вынимается стопорная шпонка.

Затем, повернув шлиц отверткой, снимите упорную шайбу V-образного зубчатого колеса.

Под давлением ведомого вала коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 через оправку и деревянный шарнир выпрессовываются втулки шестерни и синхронизатора, снимаются шестерни и синхронизаторы II и III передач.

Окончательная разборка промежуточного вала после снятия подшипников и стопорных колец производится также прессом или универсальным съемником.

Сначала запрессовывают шестерню привода промежуточного вала, затем запрессовывают шестерни V и III шестерен, снимают распорную втулку и, наконец, запрессовывают шестерню II шестерни.

Разборка крышки коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с механизмом переключения передач, а также маслонасоса коробки передач обычно не вызывает особых затруднений.

После снятия узла редуктора промойте детали керосином или дизельным топливом и продуйте их сжатым воздухом.

При внешнем осмотре выявляют трещины, изломы, обрывы резьбы, выкрашивание и поломку зубьев шестерен и другие повреждения.

При наличии трещин или поломки зубьев, а также повышенного износа зубьев шестерни заменяют.

Синхронизатор может ослабить посадку штифтов сцепления в каретке, износ конических колец, износ зубьев каретки и износ шлицев.

При откручивании сцепления на каретке синхронизатора КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 высверливают негодные штифты и на их место ставят новые с латунной приваркой. Место сварки зачищается.

Для определения степени износа бронзовых конических колец обойм синхронизатора используют конические поверхности соответствующих шестерен, входящих с ним в зацепление.

При надевании кольца на шестерню измерьте зазор между концом зуба и обоймой синхронизатора коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

Износ конического кольца считается в допустимых пределах, если зазор между передней гранью зуба и опорой составляет не менее 1,5 мм.

Износ зубьев каретки (вдоль) на стороне переключения допускается до 8 мм.

Трещины в обойме синхронизатора заваривать не допускается.

Сборка узлов, а также окончательная сборка коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 производится в обратном порядке.

При этом следует максимально использовать детали набора.

Это особенно важно для передач, работающих в условиях тихой работы.

Однако при забраковке одной из сопрягаемых деталей необходимо подобрать наиболее плотную посадку на совпадениях типа шлицевых посадок на полозьях синхронизаторов, 1-й и задней передач, подшипников на валах и в картерах картера и других прокладках, а условия плавности хода на шлицевых валах наблюдается плавное вращение валов и шестерен без рывков и заеданий и т п.; При замене синхронизатора или первичного вала, а также одной из шестерен ведомого вала (кроме 1-й передачи и передачи заднего хода) притрите конические поверхности синхронизаторов к коническим поверхностям шестерни или первичного вала.

Площадь контактной метки каждой конической поверхности должна составлять не менее 65 % от общей площади и быть равномерно распределенной по всей конической поверхности.

После сборки все валы коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 должны вращаться легко и плавно.

Коробка передач устанавливается на автомобиль в обратной последовательности.

После установки коробки проверьте четкость переключения всех передач.

Ремонт КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание коробки передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке уровня масла и его замене в картере согласно указаниям карты смазки.

Масло заливается в картер коробки передач до уровня контрольной пробки.

Масло должно стекать горячим через оба сливных отверстия.

В масляном поддоне есть перегородка, поэтому все масло через одно отверстие вылить невозможно.

После слива масла снимите крышку на дне картера КПП Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, в которой магнитом помещается маслоприемник маслонасоса, хорошо промойте и установите на место.

При этом необходимо следить за тем, чтобы маслопровод не блокировался пробкой или ее прокладкой.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5-3 литра мостового масла.

При нейтральном положении рычага управления коробкой передач провернуть двигатель на 7-8 минут, затем остановить, слить масло из шпинделя и залить в коробку передач масло, указанное в карте смазки.

Так как в коробке передач Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 стоит масляный насос, промывать коробку передач керосином или соляркой категорически запрещается, так как недостаточный вакуум всасывания может привести к неработоспособности.

 

Необходимо помнить, что масляный насос приводится от промежуточного вала коробки передач.

Поэтому при неработающем двигателе масляный насос не подает смазку к подшипникам шестерен ведомого вала или к коническим поверхностям синхронизаторов.

Особенно это важно знать при буксировке автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 с неработающим двигателем.

В случае буксировки двигателя необходимо выключать сцепление и включать IV передачу (прямую) в коробке или отсоединять последнюю от трансмиссии, в противном случае возможно появление царапин на поверхностях скольжения и износе колец синхронизатора.

Также необходимо проверить надежность крепления верхней крышки к корпусу редуктора и механизма управления к верхней крышке.

Кулиса КПП: устройство, неисправности и регулировка

Большинство водителей слышали о таком известном термине, как кулиса коробки, но не все знают, что это такое, как выглядит и зачем она в машине. Сегодня в нашей статье мы постараемся разобрать все, что связано со словом кулисы, каково его функциональное значение и для чего оно в коробке передач.

Контрольно-пропускной пункт за кулисами

На фото: Короткоходная коробка передач Hyundai Accent

Назначение

Для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам автомобиля, а также для изменения при необходимости режима и направления движения любой автомобиль оборудован устройством выбора и переключения передач, так называемым коромыслом коробки передач.

Устройство

Кулиса представляет собой составной механизм, служащий для соединения рычага переключения передач с коробкой. По конструкции он может состоять из различных тяг, рычагов, тросов, коромысел, пружин, системы карданных шарниров и других вариантов.

Закулисное устройство

Закулисное устройство

В различных марках автомобилей схема кулисы имеет свои особенности, которые связаны с расположением коробки передач и способом соединения ручки переключения передач с валом коробки передач.

Так, например, в заднеприводных автомобилях ВАЗ классической серии, таких как ВАЗ 201-07, рычаг переключения передач установлен непосредственно в корпусе коробки передач и, соответственно, не имеет трансмиссионных деталей.

Сам рычаг переключения передач принято называть кулисой, которая была перенесена и на другие модели автомобилей, где ручка уже конструктивно отделена от корпуса и связана с ним кинематической связью.

Это, в частности, переднеприводные модели ВАЗ, как и большинство других марок автомобилей, уже имеют механизм привода от ручки рычага переключения передач к штоку коробки передач, который называется коромыслом коробки передач.

Кулиса в сборе с тягами и ручкой КПП ВАЗ 2110

Кулиса в сборе с тягами и ручкой КПП ВАЗ 2110

Признаки неисправности кулисы:

• Скорректированные изменения;

• Рычаг переключения передач с большим зазором;

• Включена не та передача, то есть вместо одной включена другая;

• Можно включать только некоторые передачи, остальные не включаются;

• Звук при включении, напоминающий скрип.

Регулировка

В большинстве случаев некорректная работа кулисы связана с ее несоосностью, либо состоянием работы соединений, а также выработкой соединений. Это связано с тем, что большая часть механизма кулисы расположена под днищем автомобиля и подвергается воздействию дорожной грязи и воды, разного рода механическим ударам, что негативно сказывается на его состоянии.

Перед регулировкой рекомендуется проверить состояние всех элементов механизма кулисы, очистить их от грязи и убедиться в надежности всех соединений.

Так, при наезде на препятствие может погнуться один из штоков кулисы, сбить стопор, перекоситься коромысло, что сразу скажется на корректности работы выбора и четкости переключения передач.

Схема работы по регулировке кулисы

Монтаж не требует сложных приспособлений, специальных инструментов или большого опыта. Операция не сложная, и практически каждый автовладелец может сделать ее своими руками, не обращаясь в сервисный центр.

Регулировка требуется после каждого снятия коробки передач или когда вилка в сборе расшатывается и ручка переключения передач не работает должным образом.

Есть два общих варианта настройки:

• Задним ходом. Для этого автомобиль устанавливается на смотровую площадку (лифт, эстакада), ставится ручник, дополнительно под колеса подкладываются колодки.

Рекомендуется работать с помощником. Один в салоне, второй в смотровом люке под днищем. Один, расположенный в нижней части кузова, выдает фиксатор штока коробки передач, а второй в салоне переводит рычаг переключения передач в наиболее удобное положение для включения задней передачи. После этого зажим на штоке затягивается и регулировка считается завершенной.

Закулисный тюнинг

Закулисный тюнинг

• Для первой передачи. Включается первая передача, и зажим, удерживающий кулису на штоке коробки передач, освобождается. Затем шток редуктора поворачивают против часовой стрелки до упора и затягивают хомут.

Мы регулируем

Мы регулируем

В обоих вариантах проверяется четкость зубчатого зацепления и при необходимости регулировка повторяется, добиваясь желаемого результата.

В зависимости от конструкции могут быть и другие варианты регулировки кулисы. Поэтому перед работой на своей модели автомобиля рекомендуем ознакомиться с сервисным приложением, в котором указан конкретный способ регулировки трансмиссии негласно.

Читайте также: Как отрегулировать карбюратор на 135 пекар

В заключение

При обнаружении признаков неисправности рычага переключения передач рекомендуется без промедления провести диагностику коробки передач, после чего отрегулировать или заменить коромысло.

Это связано с тем, что в момент движения рычаг переключения передач может «внезапно» перестать выполнять свои функции (сломаться, застрять, выскочить из соединения и т д.), что может иметь непредсказуемые последствия.

Как снять и поставить коробку

Разборка коробки передач МАЗ:

  1. Установите грузовик на специальную платформу.
  2. Разобрать аккумуляторы.
  3. Снимите элементы воздушного фильтра.
  4. Отсоедините крылья, которые находятся в моторном отсеке.
  5. Снимите поперечину передней подвески.
  6. Слейте масло из коробки передач.
  7. Отключите датчики скорости, переключатель заднего хода.
  8. Снимите кронштейн жгута проводов трансмиссии.
  9. Ослабьте фиксирующие винты.
  10. Снимите электростартер с корпуса сцепки, не отсоединяя его от троса.
  11. Отсоедините передний и задний опорный механизм от опоры коробки передач.
  12. Отсоедините левый кронштейн и отсоедините входной вал.
  13. Снять коробку передач.

Чтобы поставить коробку КАМАЗ на место, нужно повторить все действия в обратном порядке.

Вопрос-ответ

В полете начала прыгать первая передача на КПП ЯМЗ-236. Мне обещали вторичный вал и близилась суббота. Дело за малым — снять, разобрать и привести в порядок корпус.

Приехав на выходных на стоянку, начал снимать коробку. Из-за того, что работа требовала от меня делать это не реже двух раз в год, я не слишком расстраивался. Коробка передач была разобрана, вытащена из-под машины и разобрана.

Устранив неисправность коробки передач, я сразу обратил внимание, что в основном крошились зубья промежуточного вала, а местами и вовсе отсутствовали в месте контакта с большой шестерней в коробке передач первой передачи. Сама первая шестерня на первичном валу замены не требовала. Словом, демонтаж блокпоста только подтвердил мои догадки — надо было идти за колодцем.

Приехав за промежуточным валом к ​​своему старому знакомому, я ничуть не удивился, что он отдал его ему вместе с набором шестерен. Сказал, что у запчастей есть недостаток — нужно перепрессовывать шестерню с постоянным зацеплением с первичным валом, так как обломано 2/3 зуба и сразу соответственно не поставить.

Сначала я был обескуражен. Выкинуть мост в сборе — это пара пустяков, а вот на прессовку шестерни приходится тратить время, а на выходных доступа к прессу нет. Пару раз мне на авто дворе прессовали выходной вал, и я сам видел и слышал, как под усилием старого пресса с жутким скрежетом слетали шестерни с вала.

Я прекрасно понимал, что под домкрат такую ​​работу не проделаешь. Я не хотел терять понедельник, поэтому начал думать, пытаясь найти хоть какое-то решение, чтобы выйти из ситуации.

Неисправную шестерню, резцом или сваркой, можно было срезать или сбить, но как снять всю шестерню с вала, мне было непонятно. Ведь нагревать его нельзя, потому что можно потерять.Одним словом, что поделаешь, если из одного инструмента: резца, припоя и киянки.

Решил почистить фильтр коробки передач магнитом. Пока я чистил магнит и ставил его на место, меня не покидало ощущение, что раствор где-то совсем рядом.

Через некоторое время я понял. Вам нужно сначала снять подшипники и стопорное кольцо с моего промежуточного вала, а затем попытаться снять нужный мне зубчатый вал.

Потихоньку начал выполнять свой план. Снял подшипники и ключевое кольцо, поставил вал на верстак таким образом, чтобы расплавленный выдувной металл легко стекал с вала и принимался за работу.

Следует отметить, что сдувание металла с вала не такая уж сложная работа, но, безусловно, более сложная, чем просто резка металла. Не быстро, конечно, но работа продвигалась и через некоторое время мне удалось сломать вал на ¾ длины шестерни.

После нескольких попаданий команда оторвалась. Для меня это была профессиональная победа. Пришло время обрезать непригодную шестерню с новой оси. Эта работа была намного проще, чем предыдущая, и я просто начал резать шестерню, чтобы расплавленный металл не попал в блок шестерен.

Поэтому негодную шестерню я срезал почти до вала, а потому сложностей со снятием ее с вала не возникло. Однако мне пришлось ждать, пока мой комплект полностью остынет, особенно промежуточный вал.

Для запрессовки подшипников, шестерен, втулок и т.п можно использовать нагрев, но не более 200 градусов, иначе изменяется структура металла. Предварительно при запрессовке подшипников я клал их в электроплиту, накрытую железной пластиной, и клал подшипники сверху.

Я проверял температуру, периодически опрыскивая их водой. Если вода закипит, пора ставить подшипник на вал. Взял подшипник в войлочных перчатках, надел на вал и легкими ударами молотка забил на место.

Читайте также: Регулировка клапанов Зил 131 в один оборот

На этот раз у меня не было этой мозаики под рукой. Поэтому, поставив аппаратуру на треногу, стал нагревать ее горелкой снизу по середине диаметра. Пока грел шестерню, между делом смотрел, куда вставить вал в шестерню. Такое место нашлось, и я тут же приготовил металлическую полосу и молоток.

После того как вода в шестерне закипела, он перенес ее на место сборки и, слегка постукивая по валу, направил шпонку в шестерню. Потом несколько раз ударил по валу киянкой через пластину, и, судя по звуку, вал встал на место. Затем, не теряя времени, наконец-то проверил посадку шестерни на валу стопорным кольцом и поставил кольцо на место. Так мне удалось подавить шестерню на промежуточном валу.

Поставить остальные подшипники на ось и установить коробку передач для меня не составило большого труда. Итак, пришло время установить вместо него КПП. Все это заняло у меня целый день, но в понедельник машина уже была на очереди.

Также хотелось бы рассказать о ремонте промежуточного вала КПП ЯМЗ-238. У моего коллеги в полете пропали все передачи, кроме 7. Он позвонил мне и спросил, что это может быть. Скорее всего развалился передний подшипник первичного вала.

Коллега с 30 тоннами на 3 и 7 передачах проехал около 40 км и разгрузился, а потом вернулся домой пустым, проехав еще 70 км. Снимал коробку передач на стоянке, а там на промежуточном валу сломался передний подшипник. Втулка редуктора осталась цела, но внутренняя обойма подшипника была полностью сломана, а вал заточен.

Что можно сделать в такой ситуации? Мы подумали и пришли к выводу, что покупать ось и зубрить шестерни — это долгая история. Поэтому идите другим путем. Они сняли стопорное кольцо, удерживающее шестерню, и купили новый подшипник, а также сальник на первичном валу. Промежуточный вал приварили и отнесли токарю.

Промежуточный вал в месте привода шестеренчатого насоса имеет ступицу, при этом за ней в конусе и удерживает вращающийся вал в патроне вместе с зубчатым рядом. Я выточил передний конец вала под подшипник и вырезал прорезь для стопорного кольца. КПП после такого ремонта сопровождала его несколько лет.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector