Гидроусилитель МАЗ

Регулировка зазора шаровой опоры гидроусилителя МАЗ.

Появление зазоров в шаровых пальцах существенно влияет на общий люфт гарнитуры. Очень часто увеличивается зазор в шаровом пальце 9 (см рис. 94), с которым соединяется продольная тяга, так как через этот шаровой палец передается значительно большее усилие, чем через шаровой палец рулевого рычага.

Для регулировки зазоров шаровых пальцев гидроусилитель частично разбирается. Поэтому регулировку лучше проводить на снятом с автомобиля гидроусилителе.

Процедура настройки следующая.

Регулировка зазора соединения перетаскиванием:

  • снять трубы;
  • зажать гидроусилитель в тиски и ослабить контргайку на цилиндре;
  • открутить корпус шарнира от цилиндра;
  • зафиксируйте корпуса петель в тисках, ослабьте стопорный винт на гайке 7 (см рис. 94);
  • затяните гайку 7 до упора, затем плотно затяните стопорный винт;
  • соберите корпус шариков с цилиндром. Затяните до упора и открутите до положения, позволяющего соединить трубы.

Регулировка люфта шарнира рулевой сошки:

  • закрепить гидроусилитель в тисках;
  • снять крышку 12 с распределителя, открутить и отвернуть гайку;
  • открутите винты, удерживающие корпус катушки, и снимите корпус вместе с катушкой;
  • отвернуть стопорный винт 29;
  • завинтить до упора колпачок 29 и повернуть его назад до совмещения отверстия под стопорный винт с ближайшей прорезью в стакане 36;
  • затяните стопорный винт до упора;
  • установить и закрепить корпус катушки;
  • вставить золотник во втулку корпуса, надеть колпачок 32, затянуть гайку до упора, отвернуть на 1/12 оборота и нарезать резьбу;
  • установить и закрепить крышку 12 и трубы;
  • установить гидроусилитель на автомобиль.

Возможные неисправности управления и способы их устранения приведены на вкладке одиннадцатой.

Причина неисправностиРесурс
Недостаточное или неравномерное усиление
Недостаточное натяжение ремня привода насосаОтрегулировать натяжение ремня
Низкий уровень масла в бачке насоса ГУРДобавьте масло
Масляная пена в баке, наличие воздуха в гидросистемеУдалите воздух из системы. Если воздух не стравливается, проверьте герметичность всех соединений
Полное отсутствие усиления на различных оборотах двигателя
Закупорка нагнетательного и сливного трубопровода гидравлической системыРазобрать магистрали и проверить проходимость входящих в них труб и шлангов
Нет импульса при повороте в одну сторону
Заедание золотника распределителя ГУРРазобрать трамблер, найти и устранить причину заклинивания
Заклинивание сферической чашки пальца гидросерводвигателяРазобрать гидроусилитель и устранить причину заклинивания стакана
Люфт в соединении золотника со стаканом шарового пальца рулевого рычагаСнимите переднюю крышку распределителя, устраните люфт, затянув гайку до выбора зазора между гайкой и золотником, затем шплинт

Ремонт гидроусилителя МАЗ

Снятие гидроусилителя с автомобиля. Для его удаления нужно:

  • отсоедините напорный и сливной шланги от гидроусилителя;
  • отверните гайку стяжного болта, удерживающего штифт на головке штока гидросерводвигателя, и выбейте болт из кронштейна;
  • ударить по шпильке крепления головки штока гидроусилителя;
  • откручивать и откручивать гайки крепления гидроусилителя к рулевому рычагу и к продольному рычагу;
  • пробойником выдавите пальцы из отверстий в рулевом рычаге и наконечнике продольной тяги. Снимите гидроусилитель. Порядок разборки гидроусилителя следующий: снимите патрубки и штуцеры;
  • ослабить резьбовое соединение головки штока со штоком и отвернуть головку. Снимите внешнюю фиксирующую шайбу; крышка;
  • при износе резиновой втулки разобрать головку, для чего отвернуть гайку и выпрессовать стальную втулку, а затем резиновую втулку;
  • снимите с крепления хомут, удерживающий крышку, крышку и внутреннюю шайбу;
  • отвернуть винты, удерживающие крышку цилиндра ГУР, снять шайбу, снять стопорное кольцо, сдвинув крышку цилиндра назад, снять крышку;
  • снимите поршень со штоком и разберите его;
  • отверните контргайку цилиндра и выверните цилиндр;
  • снять хомуты крепления сальников шаровых опор и самих сальников;
  • отвернуть стопорный винт, отвернуть регулировочную гайку 7 (см рис. 94), снять толкатель 8, пружину, сухари и шаровой палец 9;
  • отверните винты крепления крышки 12 и снимите крышку; отверните гайку крепления катушки и отверните ее, снимите колпачок 32;
  • откручиваем винты, которые держат корпус катушки, вынимаем корпус, вынимаем катушку;
  • отвернуть стопорный винт, отвернуть заглушку 29, снять болт, толкатель 8, пружину, сухари и штифт 10;
  • снимите стекло 36;
  • отвинтить колпачок обратного клапана 35 и снять шариковую пружину i.

После разборки внимательно осмотрите детали гидроусилителя.

На поверхностях золотника, стакана шарового пальца рулевого рычага и их корпусах не допускаются царапины и забоины. Рабочие поверхности шаровых пальцев и коромысла не должны иметь вмятин и чрезмерного износа, а на резиновых кольцах должны быть заметные повреждения и износ.

При обнаружении указанных повреждений замените эти детали новыми.

Установите гидроусилитель в порядке, обратном снятию. Перед сборкой трущиеся поверхности катушки, стекла и пальцев; смажьте тонким слоем смазки и убедитесь, что катушка и стакан свободно перемещаются в своих корпусах, без помех.

Отрегулируйте зазор шарового шарнира, как описано выше.

После сборки смажьте шаровые опоры солидолом через масленку 18.

Установите гидроусилитель на автомобиль в порядке, обратном снятию.

При установке гидроусилителя плотно затяните гайки крепления штифтов и тщательно их навинтите.

Техническое обслуживание гидроусилителя МАЗ

Во время эксплуатации автомобиля систематически проверяйте крепление гидроусилителя к кронштейну рамы автомобиля, крепление шкива насоса гидроусилителя, периодически подтягивайте гайки шаровых шпилек распределителя.

Проверяйте натяжение ремня привода насоса при каждом техническом обслуживании. Натяжение ремня регулируется винтом 15 (рис. 96, б). При правильном натяжении прогиб в середине ремня под усилием 4 кг должен быть в пределах 10-15 мм. После регулировки законтрите винт гайкой 16.

Читайте также Техническое обслуживание прицепов 8350 и 9370

Периодически в указанное в карте смазки время проверяйте уровень масла в бачке насоса гидроусилителя, меняйте масло в системе гидроусилителя, промывайте фильтр бачка.

Ежедневно проверяйте герметичность соединений и уплотнений гидроусилителя, насоса, патрубков и шлангов системы.

Для системы гидроусилителя руля используйте только чистое отфильтрованное масло, указанное в карте смазки. Залить масло в бачок насоса на 10-15 мм ниже верхней кромки бачка через воронку с двойной мелкой сеткой. При заливке масла не трясите и не перемешивайте его в емкости.

Использование загрязненного масла приводит к быстрому износу цилиндра гидроусилителя руля, распределителя и деталей насоса.

При проверке уровня масла в бачке насоса при каждом техническом обслуживании (ТО-1) передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.

На каждом ТО-2 вынуть фильтр из бака и промыть. Если фильтр сильно забит затвердевшими отложениями, промойте его растворителем, используемым для покраски автомобилей. Перед снятием фильтра тщательно очистите крышку бака для мусора.

При замене масла, которая производится 2 раза в год (при сезонном обслуживании), приподнять переднюю ось автомобиля так, чтобы колеса не касались земли.

Для слива масла из системы необходимо:

  • отсоединить бачок и, сняв крышку, слить масло;
  • отсоедините патрубки от нагнетательного и сливного трубопроводов распределителя и слейте по ним масло из насоса;
  • медленно поворачивая маховик влево-вправо до упора, слейте масло из силового цилиндра.

После слива масла промойте бачок гидроусилителя:

  • выньте фильтр из бака, промойте его, как указано выше;
  • тщательно очистить бак изнутри, удалив следы загрязненного масла;
  • установить промытый фильтр в бак;
  • залейте свежее масло в бак через воронку с двойной мелкой сеткой и подождите, пока оно стечет по патрубкам.

При заливке нового масла не забудьте полностью удалить воздух из системы. Для этого вам нужно:

  • долить масло в бачок до нужного уровня и не трогать систему около двух минут;
  • запустите двигатель и дайте ему поработать на малых оборотах две минуты;
  • медленно поверните руль 2 раза до упора вправо и влево, пока не прекратятся пузырьки воздуха в бачке. При необходимости долейте масло до указанного выше уровня; установите на место крышку бака и ее крепежные детали;
  • поворачивайте колеса вправо и влево, проверяя легкость управления и отсутствие утечек масла.

Проверяйте зазоры шаровых пальцев при работающем двигателе на каждом ТО-1, резко поворачивая руль по часовой и против часовой стрелки.

В шарнире рулевой тяги не должно быть люфта. В шарнире рулевого рычага при остановленном двигателе люфт не должен превышать 4 мм, а при работающем двигателе — до 2 мм.

Устройство и работа гидроусилителя

Гидроусилитель (рис. 94) представляет собой узел, состоящий из распределителя и силового цилиндра в сборе. Гидравлическая система усилителя включает шестеренчатый насос НШ-10Э, установленный на двигателе автомобиля, маслобак и трубопроводы.

МАЗ гидроусилитель руля

Рис. 94. ГУР МАЗ:

1 — силовой цилиндр; 2 — штоки; 3 — нагнетательный патрубок; 4 — поршень; 5 — пробка; 6 — корпус шаровых опор; 7 — регулировка люфта гайки продольно-упорного шарового шарнира; 8 — толкатель; 9 — шаровой палец продольной тяги; 10 — шаровой палец рулевой тяги; 11 — сливной патрубок; 12 — крышка; 13 — корпус распределителя; 14 — фланец; 15 — патрубок в полость над поршнем силового цилиндра; 16 — хомут крепления уплотнителя; 17 — патрубок в полость поршня силового цилиндра; 18 — масленка; 19 — штифты для фиксации сухарей; 20 — стопорный винт; 21 — крышка силового цилиндра; 22 — винт; 23 — внутренняя шайба крепления крышки; 24 — головка тяги; 25 — шплинт; 26 — крепление сливной магистрали; 27 — сборка нагнетательной линии; 28 — держатель шланга; 29 — отрегулировать комплект головок шаровой опоры рулевого рычага; 30 — катушка; 31 — пробка; 32 — золотниковая заглушка; 33 — стяжной болт; 34 — соединительный канал; 35 — обратный клапан; 36 — стекло

Распределитель состоит из корпуса 13 и золотника 30. Втулки золотника уплотнены резиновыми уплотнительными кольцами, одно непосредственно в корпусе, другое в заглушке 32, вставленной в корпус и закрытой колпачком 12.

На внутренней поверхности корпуса катушки имеются три кольцевые канавки. Крайние соединяются каналом между собой и с нагнетательной магистралью насоса, средние — через сливную магистраль с баком насоса. На поверхности барабана имеются две кольцевые канавки, соединенные соединительными каналами 34 с замкнутыми объемами, называемыми реактивными камерами.

Корпус катушки крепится к фланцу корпуса с помощью 6 шарниров. В корпусе 6 два шаровых пальца: 10, к которому крепится рулевая тяга, и 9, соединенный с продольной рулевой тягой. Оба пальца удерживаются между сферическими галетами заглушкой 29 и регулировочной гайкой 7 с помощью пружин. Затяжка галет ограничена толкателями 8. Петли защищены от попадания грязи резиновыми уплотнителями, закрепленными на корпусе хомутами.

Пальцы в определенных пределах могут вращаться в бисквитах, которые удерживаются сломанными штифтами 19, входящими в пазы бисквитов.

Читайте также Технические характеристики тормозной системы прицепов ГКБ-8350, ОдАЗ-9370, ОдАЗ-9770

В чашке 36 закреплена сошка 10, которая может перемещаться в корпусе 6 в осевом направлении в пределах 4 мм. Это движение ограничивается пробковым воротником 29, обернутым в стакан. Плечо в крайних положениях упирается в торец корпуса 13 распределителя и в торец корпуса 6 шаровых опор. Золотник 30 также перемещается вместе с стаканом 36, так как жестко соединен с ним посредством болта и гайки.

Силовой цилиндр 1 соединен с другим концом корпуса шарнира 6 посредством резьбового соединения и стопорится гайкой. В цилиндре движется поршень 4, соединенный гайкой со штоком 2. Поршень уплотнен двумя чугунными кольцами. Полость цилиндра закрыта с одной стороны заглушкой 5, уплотненной резиновым кольцом, с другой — крышкой 21, уплотненной этим же кольцом и стопоренной стопорным кольцом и шайбой, к которой крышка стягивается болтами. Шток уплотнен в крышке резиновым кольцом, защищенным скребком. Снаружи шток защищен от загрязнения гофрированным резиновым чехлом. На конце стержня с помощью резьбового соединения закреплена головка 24, в которой размещены резиновые и стальные втулки.

Резиновая втулка фиксируется на концах стальным буртиком втулки и гайкой. Полость силового цилиндра разделена поршнем на две части: подпоршневую и надпоршневую. Эти полости соединены патрубками 15 и 17 с каналами в корпусе распределителя, заканчивающимися каналами, открывающимися в полость корпуса между кольцевыми канавками.

Полости под и над поршнем силового цилиндра могут быть соединены между собой через обратный клапан 35, который состоит из шарика и пружины, поджатой пробкой.

Гидроусилитель работает следующим образом (рис. 95). При работающем двигателе автомобиля насос 11 непрерывно подает масло к гидроусилителю 14, которое в зависимости от направления движения автомобиля возвращается в бак 10 или подается в одну из рабочих полостей (А или Б) силового цилиндра 8 через патрубки 5 и 6. Другая полость при соединении через сливную магистраль 12 с баком 10.

Давление масла по каналам 3 в золотнике 2 всегда передается на реактивные камеры 1 и стремится перевести золотник в нейтральное положение по отношению к корпусу.

При прямолинейном движении автомобиля (рис. 95, а) насос подает масло по нагнетательному шлангу 13 в крайние кольцевые полости 20 распределителя, а оттуда через зазоры между кромками канавок золотника и корпуса — в центральную кольцевую полость 21 и далее по сливной линии 12 в бак 10.

При повороте руля влево (рис. 95, б) и вправо (рис. 95, в) рулевой рычаг 19 через шаровой палец 18 отводит золотник от нейтрального положения и сливной 21 полости в корпусе золотника расходятся, и жидкость начинает поступать в соответствующую полость силового цилиндра, перемещая цилиндр 8 относительно поршня 7, закрепленного на штоке 15. Движение цилиндра передается на управляемые колеса через шаровой палец 17 и связанную с ним продольную рулевую тягу шестнадцать.

Если перестать вращать маховик 9, катушка останавливается и корпус движется к ней, переходя в нейтральное положение. Масло начинает стекать в бак, и вращение колес прекращается.

Гидравлический усилитель имеет высокую чувствительность. Для поворота колес автомобиля необходимо переместить золотник на 0,4-0,6 мм.

С увеличением сопротивления повороту колес увеличивается и давление масла в рабочей полости силового цилиндра. Это давление передается в реакционные камеры и стремится перевести золотник в нейтральное положение.

Схема работы гидроусилителя руля МАЗ

Рис. 95. Схема работы ГУР МАЗ:

1 — реактивная камера; 2 — катушка; 3 — каналы; 4 — корпус распределителя; 5 и 6 — трубы; 7 — поршень; 8 — силовой цилиндр; 9 — руль; 10 — бак; 11 — бомба; 12 — сливной трубопровод; 13 — напорный шланг; 14 — гидроусилитель; 15 — шток поршня; 16 — продольная тяга; 17 и 18 — пальцы шаровые; 19 — рулевой рычаг; 20 — напорная полость; 21 — дренажная полость; 22 — обратный клапан

Насос гидроусилителя МАЗ

Рис. 96. Насос ГУР МАЗ:

бомбить; б — натяжное устройство; 1 — правый рукав; 2 — ведомая шестерня; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — стопорное кольцо; 5 — опорное кольцо; 6 — втулка; 7 — крышка; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведущая шестерня; 10 — левый рукав; 11 — корпус насоса; 12 — неподвижная опора; 13 — ось; 14 — шкив; 15 — регулировочный винт; 16 — контргайка; 17 — вилка; 18 — палец

За счет усиливающего действия гидроусилителя усилие на руле в начале поворота колес не превышает 5 кг, а максимальное усилие составляет около 20 кг.

Система гидроусилителя имеет предохранительный клапан, установленный на силовом цилиндре. Клапан настроен на заводе на давление в системе 80-90 кг/см2. Регулировка клапанов запрещена в автопарках.

Следует иметь в виду, что допускается только кратковременная работа рулевого управления при неработающем усилителе, так как это значительно увеличивает усилие на рулевом колесе и увеличивает его свободный ход. Скорость автомобиля на холостом ходу не должна превышать 20 км/ч.

Шестеренчатый насос гидроусилителя руля НШ-10Э (рис. 96) установлен с левой стороны двигателя и приводится от коленчатого вала двигателя с помощью клинового ремня. Бачок с рабочей жидкостью установлен на раме радиатора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector