В этой статье мы познакомим вас с блоком предохранителей Нивы 21213 и 21214, назначением предохранителей и нюансами дополнительного блока предохранителей ВАЗ-21214, который отвечает за систему впрыска и расположен в отдельном блоке с левой стороны под приборной панелью. Внешне блок выглядит следующим образом:
Нумерация предохранителей в нем следующая:
А вот как выглядит отдельный блок предохранителей для системы впрыска, кстати, он также содержит предохранитель для электровентилятора:
Ниже приведено назначение блока предохранителей автомобиля Niva, как основной, так и системы впрыска:
Блок предохранителей расположен под панелью управления.
1 | 16 | Вентилятор отопителя — электродвигатель Электродвигатель омывателя и очистителя фар во всех положениях щеток, кроме положения пуска Обогреватель заднего стекла — пусковое реле (катушка) Стеклоочиститель и омыватель заднего стекла Омыватель ветрового стекла |
2 | 8 | Реле мигающего света, индикатора и предупреждающего света об опасности — режим работы индикатора Фонарь заднего хода Стеклоочиститель ветрового стекла (мотор-редуктор и реле) Альтернатор — обмотка возбуждения Контрольные лампы: уровень тормозной жидкости, давление масла, дроссель карбюратора, стояночный тормоз Индикатор температуры охлаждающей жидкости Указатель уровня топлива, контрольная лампа резерва Вольтметр |
3 | 8 | Дальний свет — левая фара, индикаторная лампочка на панели управления |
4 | 8 | Правая фара дальнего света |
5 | 8 | Фара дальнего света — левая фара |
6 | 8 | Дальний свет — правая фара |
7 | 8 |
88Фары: передняя правая и задняя левая
Освещение: приборная панель, прикуриватель, выключатели и переключатели включения/выключения в кабине916Реле для указателей поворота и сигнальных ламп аварийной сигнализации
Предупреждающая лампа: обогрев заднего стекла
Обогрев заднего стекла: нагревательный элемент и реле (контакты)1016Рог
Электрическая розетка
Освещение кабины
Стоп-сигнал — задние фонари12 (13)8Противотуманные фары — задние16 (15)16ПрикуривательНа ВАЗ-21214 предохранители системы впрыска расположены в отдельном блоке слева под приборной панелью.130Охлаждающие вентиляторы215Электрический насос315Блок управления415Главное реле системы впрыска
Обратите внимание, что схема подключения второго, нижнего блока предохранителей на поздних моделях Niva немного отличается. Вместо традиционных двух предохранителей используется до четырех. Ниже приведены фото и схема различий:
На всех автомобилях имеется блок, в котором расположены вставки защиты цепи. Предохранители инжектора ВАЗ 21214 Нива устанавливаются в нескольких местах. Кроме того, блок-схема имеет свои нюансы в связи с большим возрастом конструкции автомобиля.
Где находятся блоки предохранителей и реле
Система электрооборудования, электропроводка и расположение блоков предохранителей автомобиля Нива 21214 и современного автомобиля Шевроле Нива ВАЗ 2131 идентичны. На электрической схеме этих автомобилей показан главный блок электропроводки, установленный под нижним краем корпуса приборной панели в районе левой ноги водителя. Вспомогательный блок расположен под основным блоком.
Чуть левее и ниже расположен еще один вспомогательный блок, в котором находятся колодки, отвечающие за работу компонентов впрыска топлива. В дополнение к предохранителям имеется отдельное реле для управления настройками стеклоочистителей и набор реле для системы управления двигателем.
При установке двигателя с впрыском топлива на автомобиль со старым жгутом проводов конструкторам приходилось устанавливать дополнительные распределительные коробки.
Один из этих блоков расположен на левой стороне кузова рядом с главным блоком предохранителей. Поскольку он установлен рядом с левой ногой водителя, он закрыт защитной пластиковой крышкой. Крышка крепится двумя винтами Phillips. Сама коробка содержит диагностический разъем и четыре предохранителя для двигателя и системы охлаждения.
Реле, отвечающее за активацию стартера двигателя, может быть установлено отдельно в моторном отсеке или рядом с блоком реле. При установке под капотом он крепится к панели отсека рядом с бачком тормозной жидкости.
Обозначение и электросхема основного и дополнительного БП
Обозначение и схема предохранителей для основного и вспомогательного блоков выбиты на крышках.
Описание предохранителей в верхнем основном блоке на автомобиле ВАЗ 212214 Нива инжектор.
Номер на диаграмме | Номинальный ток, А | Назначение |
PR01 | 16 | Двигатель вентилятора системы отопления, система подачи жидкости на ветровое стекло, двигатель заднего стеклоочистителя |
PR02 | 8 | Передний стеклоочиститель, указатели поворота (с реле), блок переключателей на рулевом колесе, лампы комбинации приборов, фонари заднего хода |
3 PR03 | 8 | Дальний свет и сигнальная лампа дальнего света в комбинации приборов |
PR04 | 8 | Фара дальнего света для правой фары |
PR05 | 8 | Дальний свет слева |
PR06 | 8 | Аналогично справа |
PR07 | 8 | Левое боковое освещение, подсветка номерного знака, дисплей подсветки приборной панели |
PR08 | 8 | Правый боковой зазор и индикатор освещенности приборной панели |
PR09 | 8 | Цепь реле сигнализации и кнопка включения, система обогрева заднего стекла |
PR10 | 8 | Клаксон, внутреннее освещение и сигнальные лампы торможения (все три) |
Обзор предохранителей в малом вспомогательном блоке под основным блоком.
Номер детали на чертеже | Номинальный ток, A | Назначение |
PR11 и 12 | Зарезервированные позиции | Для хранения двух 8-амперных картриджей |
PR13 | 8 | Лампы задних противотуманных фонарей включены |
PR14 | 16 | Прикуриватель |
PR15 и 16 | Зарезервированные позиции | Для хранения двух картриджей — на 16 и 8 ампер. |
Номиналы предохранителей на автомобиле Niva Urban 4×4 несколько изменились. Измененные позиции показаны ниже, остальные схемы и номиналы остаются прежними.
Номер цепи | Номинальный ток, А | Назначение |
PR01 | 16 | Вентилятор отопителя, обогрев заднего стекла, все моторы стеклоочистителя и омывателя. Кроме того, через этот разъем дополнительно подается питание на цепи ветрового стекла и электрозеркал. |
VP02 | 8 или 16 | Более высокий номинал — вентилятор отопителя и компрессор (опция — только для автомобилей с кондиционером) |
PR09 | 16 | Обогрев стекол (может быть опцией — обогрев зеркал) |
PR10 | 16 | Клаксон, стоп-сигналы и внутреннее освещение |
PR11 | 8 | Устройство аварийного оповещения |
PR12 | 8 | Система дневных ходовых огней |
PR15 | 16 | Вентилятор отопления (не на всех автомобилях — только с кондиционером) |
На видео Владимир Жупиков показывает пример Нивы 21214урбан с предохранителем отопителя в положении ПР15.
Предохранители системы управления двигателем
Назначение и параметры предохранителей в блоке (слева направо):
- 1 — резерв для запуска электродвигателя правого вентилятора (номинальный ток 30А);
- 2 — аналогичный предохранитель для левого вентилятора;
- 3 — реле вентилятора, а также контроллер системы впрыска, управление форсунками впрыска и управление катушкой зажигания (номинал 15А);
- 4 — система выпуска отработавших газов — нагреватель лямбда-зонда, клапан поглощения паров топлива и датчик объема всасываемого воздуха двигателя (номинальный ток 15 А);
- 5 — диагностический разъем для контроля параметров системы впрыска.
На некоторых автомобилях ВАЗ 21214 с ABS имеется блок предохранителей с 7 вставками.
Назначение предохранителей (нумерация начинается от двери).
Номер | Номинальный ток, A | Назначение |
PR01 | 15 | Датчики двигателя, поглотитель паров бензина, двигатель стартера |
PR02 | 15 | Вентиляторы, системы управления двигателем (блок управления, зажигание, инжекторы) |
PR03 | 30 | Система активации вентилятора |
PR04 | 15 | Бензиновый насос |
PR05 | 5 | Блок ABS |
PR06 | 40 | То же, что |
PR07 | 25 | То же, что |
Блок реле системы управления двигателем
Принципиальная схема реле управления двигателем показана на фото.
Имеются следующие реле (слева направо):
- 1 — выключатель зажигания включен;
- 2 — главное реле, которое используется для запуска всех систем двигателя;
- 3 — правый пуск вентилятора на радиаторе;
- 4 — запуск левого вентилятора;
- 5 — обеспечение работы топливного насоса;
- 6 — защитный элемент в цепи питания бензонасоса, рассчитанный на 15 А.
Схема блока реле над педалью газа
Схема блока реле, расположенного немного сзади приборной панели и отвечающего за освещение автомобиля, показана на фото.
Назначение реле в блоке (слева направо) приведено в таблице.
Позиция | Функция |
01 | Задние противотуманные фонари |
02 | Обогрев стекла задней двери |
03 | Центральный бар |
04 | Дальний свет |
Замена блока
В случае перегорания или механического повреждения устройство подлежит ремонту путем замены его компонентов или всего устройства.
Для замены головного устройства выполните следующие действия:
- Отсоедините аккумулятор от бортовой сети.
- Снимите крышку коробки и открутите две гайки 8 мм, крепящие коробку. Затем потяните коробку на себя и снимите ее со шпилек.
- Обратите внимание на маркировку и расположение проводов на старом устройстве.
- Отсоедините провода от штекеров на старом устройстве и подсоедините их в том же порядке на новом устройстве.
- Проверьте номиналы предохранителей и правильность подключения.
- Закрепите замененный блок гайками.
- Подключите бортовое питание и проверьте цепи на работоспособность.
На фото показаны некоторые этапы снятия блока.
Другие блоки предохранителей или реле на ВАЗ 21214 заменяются аналогичным образом.
Замена предохранителей
Если какая-либо электрическая цепь в автомобиле вышла из строя, проверьте состояние предохранителя.
Если требуется замена деталей, обратите внимание, что предохранители инжектора ВАЗ 21214 Нива бывают двух разных типов:
- в основном блоке имеются вставки цилиндрического типа (унаследованные от «Жигулей»);
- а в блоках системы впрыска — современные, ножевого типа.
Поэтому, отправляясь в путешествие, необходимо брать с собой запасные вкладыши разных типов.
Если, например, в пути у вас отказал прикуриватель, вы должны:
- Выключите зажигание.
- Откройте крышку вспомогательного блока.
- Визуально проверьте состояние 16-амперного предохранителя PR14, который отвечает за цепь прикуривателя.
- Удалите пальцами сгоревшую вставку предохранителя и замените ее запасной, взятой из запасного гнезда PR15. Не используйте самодельные предохранители, так как они не могут защитить цепь от перегрузки. Это может привести к перегреву компонентов и возгоранию.
- Проверьте правильность работы схемы. Если вставка сразу же перегорает снова, причина кроется в неисправной проводке, которую следует тщательно проверить.
Остальные предохранители и реле в автомобиле ВАЗ 21214 заменяются по аналогичной схеме.
Видео «Замена предохранителей на Нива 4х4»
На этом видео я узнал, где находится блок реле.
затем каким-то образом добрался до блока и, открутив его, нашел нужное реле (у него также есть серый провод).
снял реле, проверил провод. есть сплошной плюс. он также проверил серый провод от реле к бензонасосу ….. без перерыва.
Реле заклинило.
Цена четырехконтактного реле составляла 80 рублей.
Я вставил его обратно, включил зажигание, и машина завелась.
Возможно, кто-то найдет эту историю полезной…. Не знаю, элементарно ли это, но у меня всегда были проблемы с электрикой «Нивы».
Также использовано это видео, их десять, но диагностика проблем с электрикой насоса применима ко всем ВАЗ …