Автомобили семейства «Нива» отличаются от автомобилей ВАЗ постоянным полным приводом — у них две ведущие оси. Всего у ВАЗовского внедорожника в трансмиссии три дифференциала – по одному на каждую ось и еще один межосевой дифференциал.
1. Сальник; 2. Кольцо упорное переднего подшипника карданного вала; 3. Крышка переднего подшипника; 4. Передний подшипник приводного вала; 5. Передняя крышка раздаточной коробки; 6. Верхняя передача; 7. Ступица муфты переключения передач; 8. Муфта переключения передач; 9. Пониженная передача; 10. Картер раздаточной коробки; 11. Задний подшипник карданного вала; 12. Ведущий вал; 13. Задняя крышка раздаточной коробки; 14. Промежуточный вал; 15. Задний подшипник промежуточного вала; 16. Подшипник картера заднего дифференциала; 17. Регулировочное кольцо подшипника ведущего вала заднего моста; 18. Подшипник карданного вала заднего моста; 19. Сальниковое уплотнение; 20. Фланец приводного вала заднего моста; 21. Вал привода заднего моста; 22 упорное кольцо подшипника; 23. Коробка дифференциала; 24. Шестерня привода заднего моста; 25. Спутник; 26 Сателлитная ось; 27. Стопорное кольцо сателлитного вала; 28. Шайба пружинная; 29. Шестеренчатый привод; 30. Стопорное кольцо корпуса подшипника дифференциала; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Карданный вал переднего моста; 33. Редуктор переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала переднего моста; 35. Шайба пружины подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Корпус подшипника стопорного кольца Дифференциал; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Карданный вал переднего моста; 33. Редуктор переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала переднего моста; 35. Шайба пружины подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Корпус подшипника стопорного кольца Дифференциал; 31. Муфта блокировки дифференциала; 32. Карданный вал переднего моста; 33. Редуктор переднего моста; 34. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала переднего моста; 35. Шайба пружины подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Спидометр с шестеренчатым приводом; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя. Пружинная шайба подшипника дифференциала; 36. Корпус переднего подшипника дифференциала; 37. Ведомая шестерня спидометра; 38. Редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя редуктор спидометра; 39. Передний подшипник промежуточного вала; 40. Коробка передач; 41. Эластичная муфта; 42. Шарнир равных угловых скоростей; 43. Раздаточная коробка; 44. Клинья; 45. Подвеска раздаточной коробки; 46. Задний опорный кронштейн двигателя.
I. Включена высшая передача; II включена пониженная передача; Включена 3-я низшая передача, дифференциал заблокирован.
Раздаточная коробка «Нивы» предназначена для распределения привода между осями и работает по принципу двухступенчатой коробки передач.
Устройство раздаточной коробки ВАЗ Нива
Раздатка есть не на всех автомобилях ВАЗ, а только на автомобилях с двумя ведущими мостами. В трансмиссии раздаточная коробка (РК) установлена за коробкой передач, к ее штоку прикреплен задний карданный вал, соединяющий раздаточную коробку с задним мостом. Передний мост также приводится от РЦ, он связан с раздаточной коробкой передним карданным валом.
Понижающая передача в РК рассчитана на высокий крутящий момент, используется для преодоления сложных участков дороги, помогает справиться с бездорожьем. Раздаточная коробка ВАЗ Нива содержит следующие основные детали:
- само тело;
- приводной вал переднего моста;
- промежуточный вал;
- приводной вал;
- шестерни;
- аспекты;
- коробка дифференциала;
- спутники;
- муфта блокировки дифференциала;
- муфта переключения передач;
- фланцы (для соединения с карданными валами);
- сальники;
- рычаги управления
Раздаточная коробка Нива 21213
Модель ВАЗ-21213 — легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и блокируемым дифференциалом. Марка 21213 представляет собой рестайлинговую версию первого вазовского внедорожника ВАЗ-2121. РК Нива 21213 имеет три передачи:
- первый, с передаточным числом 1,2;
- второй, уменьшенный — с номером 2135;
- нейтральный
21213 комплектуется 4- и 5-ступенчатыми коробками передач, а при включении первой передачи машина работает в стандартном режиме передаточных чисел в 5-ступенчатой трансмиссии. Контрольные точки следующие:
- 1 — 4,4;
- 2 — 2,52;
- 3 — 1,63;
- 4 — 1,2;
- 5 — 0,98.
При включении второго положения рычага раздаточной коробки (заднее положение) передаточные числа изменяются (уменьшаются):
- 1 — 7,83;
- 2 -4,48;
- 3 — 2,90;
- 4 — 2,14;
- 5 — 1,75.
На обычных дорогах раздаточная коробка постоянно находится на первой передаче, рычаг управления раздаточной коробкой (понижающая передача) передвинут вперед. Нейтральная передача РК отключает коробку передач, и в этом положении машина не едет, в коробке тоже есть нейтралка.
Автолюбители часто задают вопрос: зачем нужна нейтральная передача в раздаточной коробке? Нейтраль используется, когда к трансмиссии подключаются дополнительные агрегаты, например механическая лебедка, в этом случае также необходимо установить коробку отбора мощности.
Раздаточная коробка Нива 21214
На автомобилях Нива (за исключением Нивы Шевроле) применяются два основных типа раздаточных коробок:
- 21213 (модификации 21213-1800020-01 и 21213-1800020-02):
- 21214 (модификации 21214-1800020-01, 21214-1800020-02, 21214-1800020-10).
Между собой листочки имеют практически одинаковую конструкцию — на РК 21214 установлен дополнительный блок датчика скорости.
Раздаточная коробка Нива Шевроле
Раздатка автомобиля ВАЗ 2123 в основном имеет то же устройство, что и узел 21213/21214, но для «Шеви Нива»:
- другой механизм управления (с рычагом);
- установлен дополнительный кронштейн (на простой Ниве РК крепится на двух кронштейнах, на автомобиле ВАЗ 2123 — на трех кронштейнах).
Неисправности раздаточных коробок ВАЗ
Раздатка на Ниве достаточно надежный узел, проблемы с ремонтом самого механизма возникают в основном из-за недостаточного уровня масла в РК; если по какой-то причине масло вытекло, это вызывает интенсивный износ всех деталей. Общие неисправности включают в себя:
- вибрация в кузове на различных скоростях при движении автомобиля;
- вибрация в момент запуска автомобиля;
- шум на раздатке при скольжении или вхождении автомобиля в поворот;
- тугое включение повышения или понижения передачи, затрудненное включение блокировки.
Вибрация
Вибрация в кузове – основная «болезнь» Нивы, она часто возникает из-за неправильной центровки раздаточной коробки. Чаще всего вибрация возникает на автомобилях ВАЗ 21213/21214, так как ГРМ крепится только на двух креплениях к бортам кузова, на Шевроле Нива раздаточная коробка установлена уже на трех опорах.
Но прежде чем приступить к регулировке положения раздаточной коробки, необходимо проверить состояние других деталей ходовой части; вибрация может возникать и по другим причинам:
- карданные валы плохо закреплены;
- несбалансированные колеса
- есть люфт в шарнирах карданного вала (особенно влияет на вибрацию люфт в шарнирах заднего карданного вала);
- вибрация исходит от самого двигателя.
Вибрация при запуске в «Ниве» может возникать и по следующим причинам:
- разблокировано крепление кронштейнов крепления дозатора;
- резина на самих креплениях RC была сломана.
Центровка раздаточной коробки
Правильную установку раздаточной коробки можно выполнить несколькими способами. Чаще всего в автомастерских используют следующий метод:
- подвесить автомобиль на подъемнике;
- ослабить фиксацию буклета;
- запуск двигателя;
- включить передачу и разогнать автомобиль по спидометру до скорости, при которой возникает вибрация (часто возникает на скорости от 40 до 80 км/ч);
- не нажимая тормоза, они гасят скорость двигателем, а затем выключают зажигание.
Сама раздатка в некоторых местах отцентрована, осталось только подтянуть крепления опор.
Также можно отрегулировать положение РК с помощью троса, делаем это следующим образом:
- ослабьте четыре крепления крепления раздаточной коробки;
- закрепляем один конец троса в резиновой муфте карданного вала;
- крепим еще один кусок троса на ШРУС, остальные концы троса собираем воедино;
- вращаем вал, если раздаточная коробка не отцентрована, концы троса при вращении будут расходиться;
- задача — установить раздаточную коробку подбором так, чтобы концы троса практически не отделялись друг от друга в любом положении при повороте вала.
Устранение вибрации с помощью дополнительных крепежей
Установка третьей опоры РК на автомобили ВАЗ 21213/21214 позволяет снизить уровень вибрации раздаточной коробки, с такой опорой легче центрировать раздаточную коробку. Деталь можно приобрести в автомагазинах или изготовить самостоятельно.
Готовое изделие идет с тремя длинными шпильками (для модели 2121), для установки третьего крепления на эту машину необходимо будет открутить короткие шпильки с раздаточной коробки и установить новые шпильки из комплекта. Мы ремонтируем следующим образом:
- снять сиденье переднего пассажира в салоне;
- снять облицовку тоннеля с пола;
- в салоне отодвигаем ковер, закрывающий корпус усилителя (перед рычагом ручника);
- снять раздаточную коробку (как вариант можно просто повесить, но со снятием установка третьего крепления удобнее);
- закрепляем скобу нового кронштейна на корпусе RC;
- устанавливаем раздаточную коробку на место, центрируем ее в оптимальном положении, прикручиваем боковые опоры;
- совмещаем третью опору с корпусом, в днище сверлим два отверстия;
- с помощью шайб, винтов и гаек (из комплекта) крепим кронштейн к нижней части корпуса.
Вибрация наиболее эффективно устраняется установкой подрамника под раздаточной коробкой. Вы также можете сделать такое устройство своими руками или купить готовое изделие в автомагазине.
Для установки подрамника необходимо снять раздаточную коробку. Такие работы удобнее проводить в колодце, ремонт проводим следующим образом:
- оставить автомобиль в нейтральном положении;
- отсоединяем карданный вал от раздаточной коробки, рекомендуется пометить фланец карданного вала и РЦ установить карданный вал согласно маркировке при установке; таким образом исключается появление ненужных вибраций;
- снимите кронштейн крепления глушителя;
- снимите поперечину с коробки передач;
- поднять раздатку, снять боковые опоры с РК;
- обрабатываем посадочные места от подрамника до кузова мовилем;
- насаживаем подрамник на шпильки коробки передач;
- размечаем точки крепления подрамника на стрингерах, сверлим отверстия, грунтуем болты на кузове;
- затяните все крепления, кроме кронштейнов дозатора;
- делаем центровку РК;
- окончательно затяните крепления раздаточной коробки.
Следует отметить, что установка дополнительной опоры или подрамника на РЦ не всегда приносит желаемый эффект, в некоторых случаях вибрация только усиливается.
Снятие раздатки Нива
Для ремонта раздаточной коробки на автомобиле ВАЗ 21213 (21214) предварительно необходимо снять узел. Удаление осуществляется в следующем порядке:
- в салоне разбираем пластиковые накладки рычага переключения передач и рычаги переключения передач;
- откручиваем ручки рычагов переключения раздаточной коробки, снимаем кожух под ними;
- отсоединить трос спидометра, для РК 21214 нужно будет дополнительно отсоединить датчик скорости;
- открутить болты с гайками крепления упругой муфты переднего и заднего карданных валов, для снятия болтов необходимо провернуть карданы; они снимаются по одному в определенном месте на валу;
- под раздатку устанавливаем домкрат (или другой упор), размечаем места крепления боковых опор РК. Это сделано, чтобы свести к минимуму выравнивание раздаточной коробки во время установки;
- открутить 4 гайки, которые крепят редуктор к коробке передач;
- откручиваем 4 крепления от креплений РК к кузову автомобиля;
- теперь осталось только разобрать раздаточную коробку.