Работа печки в классической «Ниве» традиционно вызывает нарекания со стороны большинства владельцев этого автомобиля. Откровенно слабый, но шумный вентилятор и неудачно спроектированные воздуховоды не обеспечивают должного обогрева салона. Также на работу отопителя влияет эксплуатация ВАЗ 2121, 2131 в сложных дорожных условиях. Происходит засорение радиатора печки, воздуховодов, разрушение патрубков. Поэтому понимание принципов работы отопителя и умение его ремонтировать своими руками становится важной задачей для водителя «Нивы».
Радиатор печки «Нивы»
Радиатор отопителя ВАЗ 2121, 2131 не относится к ответственным узлам автомобиля. Но когда холодно, водить машину с неисправной печкой не доставляет удовольствия. Помимо абсолютного холода в салоне автомобиля может возникнуть запотевание стекол, что вызывает ухудшение видимости, а это уже проблема безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.
Конструктивно радиатор представляет собой теплообменник или, проще говоря, аккумулятор, функция которого заключается в нагреве воздуха, проходящего через его решетку. Внешне он выглядит так же, как аналогичный агрегат на других автомобилях.
Для ВАЗ «Нива» и «классика» используется один и тот же тип радиатора отопления
Радиатор от Шевроле-Нива не подходит для автомобилей семейства ВАЗ-2121, 2131. Это необходимо учитывать при выборе запчасти в магазине.
Местоположение радиатора
Радиатор отопителя Нивы расположен под торпедой, за центральной консолью, между сиденьем водителя и правым пассажирским сиденьем. Это стандартное расположение печки на большинстве автомобилей. По сравнению со многими другими моделями автомобилей доступ к радиатору на «Ниве» довольно прост. У специалиста средней квалификации это займет около 10-15 минут.
Радиатор печки Нивы расположен в пластиковом кожухе под центральной консолью
Устройство и функции радиатора
Радиатор печки представляет собой узел, в котором происходит передача тепла от нагретой жидкости окружающему воздуху. Он состоит из двух горизонтальных рядов трубок, пересекающихся вертикальными металлическими пластинами (ребрами). С боков конструкция ограничена панелями, обеспечивающими функции баков. Входной и выходной патрубки контура охлаждения соединены с одним из баков.
Внутри бака имеются две не сообщающиеся между собой полости. Антифриз поступает через входную трубку в полость, связанную с верхним рядом трубок. С другой стороны радиатора находится обратный бачок, по которому антифриз стекает во второй ряд трубок и движется в обратном направлении во вторую полость бачка и выходной патрубок. Выйдя из радиатора, антифриз попадает в основную систему охлаждения автомобиля. Циркулирующий по трубам антифриз обеспечивает прогрев всей решетки, благодаря чему отдача тепла от радиатора достигает максимального эффекта.
Радиатор установлен в консоли панели приборов в пластиковом кожухе и заклеен по периметру вспененным скотчем. Нагрев воздуха зависит от степени открытия клапана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Клапан установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.
Холодный воздух поступает из внешней среды, проходя через горячий радиатор, нагревается и поступает в салон автомобиля
Основной и единственной функцией радиаторного отопителя является нагрев воздушного потока, поступающего в салон по воздуховодам.
Радиаторы изготавливаются из алюминия или меди. Алюминиевое изделие плохо выдерживает температурный режим. Медный радиатор работает эффективнее, но стоит дороже. К достоинствам медного радиатора можно отнести его ремонтопригодность – возможность заделки трещин в трубах.
Типичные неисправности радиатора
В радиаторе есть две основные неисправности:
- Забита сетка радиатора и трубки.
- Течь радиатора.
Поскольку «Нива» часто эксплуатируется в сложных дорожных условиях, вероятность загрязнения решетки радиатора пылью из атмосферного воздуха очень велика. Засорение ячеек уменьшает площадь теплоотдачи радиатора и, как следствие, приводит к уменьшению тепловыделения из воздуховодов в салон. В таких случаях радиатор печки разбирается и подвергается мойке под высоким давлением.
Забитые трубы радиатора также распространены. Если выпускной патрубок еле горячий или холодный, то забиты патрубки радиатора. Происходит это по ряду причин, в том числе попадание посторонних предметов в охлаждающую магистраль во время ремонтных работ. В таких случаях промываются и сами трубки. Для этого не обязательно снимать радиатор отопителя. Просто отсоедините патрубки радиатора от системы охлаждения и подайте воду под давлением к одному из патрубков радиатора.
Течь в трубках радиатора можно определить по течи охлаждающей жидкости, которая обычно образуется с правой стороны центральной консоли в области ног пассажира. Как правило, течь сопровождается запахом тосола (тосола) в салоне. Не зацикливайтесь только на запахе антифриза. Пары хладагента очень летучи и могут ввести в заблуждение относительно источника утечки. Запах антифриза также указывает на течь в подкапотном пространстве.
Нарушение герметичности радиатора отопителя происходит из-за естественного износа металла, из которого он изготовлен. Постоянные циклы нагрева и охлаждения, воздействие различных химикатов и расходных жидкостей со временем приводят к разрушению металла и образованию трещин. Трещины в медном радиаторе можно заварить. Алюминиевый радиатор придется заменить на новый.
Типичные неисправности радиатора печки ВАЗ-2121 можно отремонтировать в гараже
Снятие радиатора печки ВАЗ-2121
Процедура снятия радиатора с печки на ВАЗ Нива не требует особых навыков и умений. Важно заранее подготовить необходимые материалы и инструменты. В большинстве руководств по ремонту автомобильных отопителей перед началом работ рекомендуется слить охлаждающую жидкость. На практике многие автомобилисты ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и в ближайших патрубках системы охлаждения.
Подготовка инструментов
Для работы по замене радиатора потребуются следующие инструменты:
- плоскогубцы;
- отвертка;
- крестовая отвертка;
- набор маркеров для идентификации кабелей;
- накидной ключ на «7»;
- ключ на «10»;
- торцевой ключ на «7»;
- торцевой ключ на «10».
Порядок работ по демонтажу радиатора
Все операции необходимо выполнять в следующей последовательности:
- Откручиваем левый саморез, который держит полку для хранения.
Саморез выкручивается крестовой отверткой - Ослабьте два винта на правой стороне полки.
Правая часть полки крепится к обивке - Отвинтите зажим центральной полки от перегородки.
Центральная часть полки откручивается от переборки - Осторожно опустите правую часть полки.
Правый край полки свободно падает - Снимите левую часть полки панели центральной консоли.
С левой стороны полки есть специальный наконечник - Открутите саморез, которым облицовка тоннеля пола крепится к монтажной панели радиоприемника.
Нижняя часть панели также фиксируется саморезом - Открутите левый и правый крепежные винты центральной панели.
Процесс показан с правой стороны, с левой стороны делается аналогично - Снимите панель радио.
Панель сдвинется в сторону - Отсоедините колодки проводки от панели магнитолы.
Блоки проводов являются съемными, чтобы полностью снять панель радиоприемника - Полностью снимите панель.
После отсоединения кабелей панель можно свободно снять - В моторном отсеке ослабьте хомуты, которые крепят шланги к патрубкам радиатора.
Ослабление хомута показано на примере нижнего патрубка, аналогичная операция проделывается с верхней частью - Ослабьте болты, удерживающие уплотнение перегородки.
Винты откручиваются торцевым ключом с головкой на «7» - Снимите уплотнение.
Снятый уплотнитель позволяет вывести патрубки радиатора из моторного отсека - В кабине ослабьте гайку на шатуне крана.
Крепежная гайка откручивается ключом на «7» - Снимите шток привода крана отопителя.
Шток снят с рычага крана - С правой стороны корпуса вентилятора извлеките из-под кронштейна шток крана отопителя.
Шток отсоединен от кожуха вентилятора - Отсоедините пружинные зажимы, удерживающие кожух.
Скобы удаляются плоской отверткой - Снимите крышку и вентилятор.
Корпус с вентилятором убирается в сторону - Выньте радиатор.
После снятия вентилятора радиатор аккуратно вынимается из своего отсека - Открутить кран радиатора.
Кран и трубы закрываются ключом на «10» - Снимите клапан с нагревателя.
Снятый кран проверяется на герметичность - Снимите нижнюю гайку, которая крепит клапан к радиатору.
Нижняя гайка часто отваливается и теряется - Отсоедините выпускную трубу.
Две гайки крепления откручиваются ключом на 10
После снятия радиатор следует тщательно осмотреть на предмет засорения экрана и негерметичности трубок. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установки нового радиатора.
Процесс замены радиатора печки на классической Ниве изучен многими автовладельцами от и до. По сути, процедура аналогична всему семейству автовазовской классики. Однако при работе необходимо соблюдать меры предосторожности и технику безопасности. После завершения ремонта перед выездом на дороги общего пользования необходимо убедиться, что все узлы и механизмы автомобиля работают в штатном режиме. Только после этого следует начинать повседневную эксплуатацию машины.