Замена радиатора печки своими руками ВАЗ 2121 (Нива 4х4)

Работа печки в классической «Ниве» традиционно вызывает нарекания со стороны большинства владельцев этого автомобиля. Откровенно слабый, но шумный вентилятор и неудачно спроектированные воздуховоды не обеспечивают должного обогрева салона. Также на работу отопителя влияет эксплуатация ВАЗ 2121, 2131 в сложных дорожных условиях. Происходит засорение радиатора печки, воздуховодов, разрушение патрубков. Поэтому понимание принципов работы отопителя и умение его ремонтировать своими руками становится важной задачей для водителя «Нивы».

Замена радиатора печки своими руками ВАЗ 2121 (Нива 4х4)

Радиатор печки «Нивы»

Радиатор отопителя ВАЗ 2121, 2131 не относится к ответственным узлам автомобиля. Но когда холодно, водить машину с неисправной печкой не доставляет удовольствия. Помимо абсолютного холода в салоне автомобиля может возникнуть запотевание стекол, что вызывает ухудшение видимости, а это уже проблема безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

Конструктивно радиатор представляет собой теплообменник или, проще говоря, аккумулятор, функция которого заключается в нагреве воздуха, проходящего через его решетку. Внешне он выглядит так же, как аналогичный агрегат на других автомобилях.

Радиатор Нивы

Для ВАЗ «Нива» и «классика» используется один и тот же тип радиатора отопления

Радиатор от Шевроле-Нива не подходит для автомобилей семейства ВАЗ-2121, 2131. Это необходимо учитывать при выборе запчасти в магазине.

Местоположение радиатора

Радиатор отопителя Нивы расположен под торпедой, за центральной консолью, между сиденьем водителя и правым пассажирским сиденьем. Это стандартное расположение печки на большинстве автомобилей. По сравнению со многими другими моделями автомобилей доступ к радиатору на «Ниве» довольно прост. У специалиста средней квалификации это займет около 10-15 минут.

Радиатор — вид снизу

Радиатор печки Нивы расположен в пластиковом кожухе под центральной консолью

Устройство и функции радиатора

Радиатор печки представляет собой узел, в котором происходит передача тепла от нагретой жидкости окружающему воздуху. Он состоит из двух горизонтальных рядов трубок, пересекающихся вертикальными металлическими пластинами (ребрами). С боков конструкция ограничена панелями, обеспечивающими функции баков. Входной и выходной патрубки контура охлаждения соединены с одним из баков.

Внутри бака имеются две не сообщающиеся между собой полости. Антифриз поступает через входную трубку в полость, связанную с верхним рядом трубок. С другой стороны радиатора находится обратный бачок, по которому антифриз стекает во второй ряд трубок и движется в обратном направлении во вторую полость бачка и выходной патрубок. Выйдя из радиатора, антифриз попадает в основную систему охлаждения автомобиля. Циркулирующий по трубам антифриз обеспечивает прогрев всей решетки, благодаря чему отдача тепла от радиатора достигает максимального эффекта.

Радиатор установлен в консоли панели приборов в пластиковом кожухе и заклеен по периметру вспененным скотчем. Нагрев воздуха зависит от степени открытия клапана, регулирующего поток жидкости через радиатор. Клапан установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.

Схема автомобильного отопителя

Холодный воздух поступает из внешней среды, проходя через горячий радиатор, нагревается и поступает в салон автомобиля

Основной и единственной функцией радиаторного отопителя является нагрев воздушного потока, поступающего в салон по воздуховодам.

Радиаторы изготавливаются из алюминия или меди. Алюминиевое изделие плохо выдерживает температурный режим. Медный радиатор работает эффективнее, но стоит дороже. К достоинствам медного радиатора можно отнести его ремонтопригодность – возможность заделки трещин в трубах.

Типичные неисправности радиатора

В радиаторе есть две основные неисправности:

  1. Забита сетка радиатора и трубки.
  2. Течь радиатора.

Поскольку «Нива» часто эксплуатируется в сложных дорожных условиях, вероятность загрязнения решетки радиатора пылью из атмосферного воздуха очень велика. Засорение ячеек уменьшает площадь теплоотдачи радиатора и, как следствие, приводит к уменьшению тепловыделения из воздуховодов в салон. В таких случаях радиатор печки разбирается и подвергается мойке под высоким давлением.

Забитые трубы радиатора также распространены. Если выпускной патрубок еле горячий или холодный, то забиты патрубки радиатора. Происходит это по ряду причин, в том числе попадание посторонних предметов в охлаждающую магистраль во время ремонтных работ. В таких случаях промываются и сами трубки. Для этого не обязательно снимать радиатор отопителя. Просто отсоедините патрубки радиатора от системы охлаждения и подайте воду под давлением к одному из патрубков радиатора.

Течь в трубках радиатора можно определить по течи охлаждающей жидкости, которая обычно образуется с правой стороны центральной консоли в области ног пассажира. Как правило, течь сопровождается запахом тосола (тосола) в салоне. Не зацикливайтесь только на запахе антифриза. Пары хладагента очень летучи и могут ввести в заблуждение относительно источника утечки. Запах антифриза также указывает на течь в подкапотном пространстве.

Нарушение герметичности радиатора отопителя происходит из-за естественного износа металла, из которого он изготовлен. Постоянные циклы нагрева и охлаждения, воздействие различных химикатов и расходных жидкостей со временем приводят к разрушению металла и образованию трещин. Трещины в медном радиаторе можно заварить. Алюминиевый радиатор придется заменить на новый.

Неисправность радиатора печки ВАЗ 2121

Типичные неисправности радиатора печки ВАЗ-2121 можно отремонтировать в гараже

Снятие радиатора печки ВАЗ-2121

Процедура снятия радиатора с печки на ВАЗ Нива не требует особых навыков и умений. Важно заранее подготовить необходимые материалы и инструменты. В большинстве руководств по ремонту автомобильных отопителей перед началом работ рекомендуется слить охлаждающую жидкость. На практике многие автомобилисты ограничиваются сливом только той части антифриза, которая находится в самом радиаторе и в ближайших патрубках системы охлаждения.

Подготовка инструментов

Для работы по замене радиатора потребуются следующие инструменты:

  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • крестовая отвертка;
  • набор маркеров для идентификации кабелей;
  • накидной ключ на «7»;
  • ключ на «10»;
  • торцевой ключ на «7»;
  • торцевой ключ на «10».

Порядок работ по демонтажу радиатора

Все операции необходимо выполнять в следующей последовательности:

  1. Откручиваем левый саморез, который держит полку для хранения.
    Левая полка для хранения
    Саморез выкручивается крестовой отверткой
  2. Ослабьте два винта на правой стороне полки.
    Крепление для правой полки
    Правая часть полки крепится к обивке
  3. Отвинтите зажим центральной полки от перегородки.
    Крепление центральной полки
    Центральная часть полки откручивается от переборки
  4. Осторожно опустите правую часть полки.
    Падение полки
    Правый край полки свободно падает
  5. Снимите левую часть полки панели центральной консоли.
    Левая сторона полки
    С левой стороны полки есть специальный наконечник
  6. Открутите саморез, которым облицовка тоннеля пола крепится к монтажной панели радиоприемника.
    Нижнее крепление центральной панели
    Нижняя часть панели также фиксируется саморезом
  7. Открутите левый и правый крепежные винты центральной панели.
    Правая центральная панель
    Процесс показан с правой стороны, с левой стороны делается аналогично
  8. Снимите панель радио.
    Снятие панели приемника
    Панель сдвинется в сторону
  9. Отсоедините колодки проводки от панели магнитолы.
    Точка подключения кабеля
    Блоки проводов являются съемными, чтобы полностью снять панель радиоприемника
  10. Полностью снимите панель.
    Снять панель
    После отсоединения кабелей панель можно свободно снять
  11. В моторном отсеке ослабьте хомуты, которые крепят шланги к патрубкам радиатора.
    Место присоединения шлангов системы охлаждения и патрубков радиатора
    Ослабление хомута показано на примере нижнего патрубка, аналогичная операция проделывается с верхней частью
  12. Ослабьте болты, удерживающие уплотнение перегородки.
    Уплотнитель патрубка радиатора
    Винты откручиваются торцевым ключом с головкой на «7»
  13. Снимите уплотнение.
    Распечатывать
    Снятый уплотнитель позволяет вывести патрубки радиатора из моторного отсека
  14. В кабине ослабьте гайку на шатуне крана.
    Крепление крана радиатора
    Крепежная гайка откручивается ключом на «7»
  15. Снимите шток привода крана отопителя.
    Тяга привода крана
    Шток снят с рычага крана
  16. С правой стороны корпуса вентилятора извлеките из-под кронштейна шток крана отопителя.
    Отсоедините щуп от корпуса
    Шток отсоединен от кожуха вентилятора
  17. Отсоедините пружинные зажимы, удерживающие кожух.
    Обсадные опоры
    Скобы удаляются плоской отверткой
  18. Снимите крышку и вентилятор.
    Вентилятор в саване
    Корпус с вентилятором убирается в сторону
  19. Выньте радиатор.
    Радиатор отопителя
    После снятия вентилятора радиатор аккуратно вынимается из своего отсека
  20. Открутить кран радиатора.
    Кран и нагревательные трубы
    Кран и трубы закрываются ключом на «10»
  21. Снимите клапан с нагревателя.
    Устранение прикосновений
    Снятый кран проверяется на герметичность
  22. Снимите нижнюю гайку, которая крепит клапан к радиатору.
    Нижняя гайка
    Нижняя гайка часто отваливается и теряется
  23. Отсоедините выпускную трубу.
    Шланг радиатора
    Две гайки крепления откручиваются ключом на 10

После снятия радиатор следует тщательно осмотреть на предмет засорения экрана и негерметичности трубок. По результатам проверки принимается решение о возможности ремонта или установки нового радиатора.

Процесс замены радиатора печки на классической Ниве изучен многими автовладельцами от и до. По сути, процедура аналогична всему семейству автовазовской классики. Однако при работе необходимо соблюдать меры предосторожности и технику безопасности. После завершения ремонта перед выездом на дороги общего пользования необходимо убедиться, что все узлы и механизмы автомобиля работают в штатном режиме. Только после этого следует начинать повседневную эксплуатацию машины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector