ВАЗ 2121 «Нива» внедорожники уже с завода имеют надежное и долговечное оборудование. В качестве силового агрегата Нива использует карбюраторный двигатель, позволяющий бесперебойную зарядку в любых условиях эксплуатации. Ремонт и регулировка карбюратора на ВАЗ 2121 – дело гораздо более простое, чем кажется на первый взгляд.
- Модели карбюраторов на автомобилях ВАЗ 2121 «Нива»
- Ремонт карбюратора ВАЗ 2121 своими руками
- Признаки и причины неисправностей карбюраторов «Озон»
- Видео: ремонт пускового устройства карбюратора
- Двигатель получает слишком много бензина — заливает карбюратор/залегает игла
- Автомобиль не может удерживать холостые обороты — сразу глохнет
- Как снять карбюратор с «Нивы»
- Процедура очистки от нагара и грязи
- Фотогалерея: жиклёры, поплавковая камера и дроссельная заслонка
- Процедура замены прокладки
- Установка в обратном порядке
- Как выполнить регулировку «Озона»
- Видео: проведение регулировки карбюратора на «Ниве» своими руками
Модели карбюраторов на автомобилях ВАЗ 2121 «Нива»
С завода автомобили Нива 2121 комплектуются карбюраторами типа Озон. Эти механизмы делятся на два типа:
- 2107–110–7010–10 (со старым выключателем, без вакуумкорректора);
- 2107–110–7010–20 (более современная модель, однако из-за отсутствия микровыключателя экономайзера увеличился расход топлива).
«Озоны» имеют традиционное для карбюраторных агрегатов устройство и принцип работы.
Блок оборудования ВАЗ 2121 имеет традиционную для карбюраторов компоновку
Ремонт карбюратора ВАЗ 2121 своими руками
Ремонт карбюраторного узла на Ниве может понадобиться в разных случаях. Если у автолюбителя есть практические навыки обслуживания своего «четырехколесного друга», ему не составит труда самостоятельно провести ремонтные работы. Однако следует учитывать, что устройство карбюраторных механизмов отличается повышенной сложностью, поэтому качественно выполнить работу без подготовки вряд ли получится.
Признаки и причины неисправностей карбюраторов «Озон»
Внешние проявления работы моторного агрегата и собственные ощущения водителя, как правило, могут свидетельствовать о появлении неисправностей в карбюраторе. Наиболее распространенными признаками неисправности в Озоне являются:
- нестабильная работа силового агрегата на холостом ходу;
- машина теряет динамику;
- после достижения скорости 90 км/ч КПД двигателя резко падает;
- затрудненный запуск;
- увеличение расхода топлива.
Поэтому, если Ozone показывает один или несколько из этих признаков неисправности, это означает, что требуются ремонтные работы.
Видео: ремонт пускового устройства карбюратора
Двигатель получает слишком много бензина — заливает карбюратор/залегает игла
Если автовладелец замечает, что карбюратор постоянно заполняется лишним бензином, можно сделать вывод о неправильной работе игольчатого клапана. Он может со временем терять свою мощность, поэтому сначала возникают трудности с запуском двигателя, в карбюраторе появляются капли топлива, а затем запустить двигатель будет невозможно.
Выход из ситуации – замена игольчатого клапана своими руками. Для этого потребуется:
- Снимите крышку карбюратора.
- Выровняйте поплавок по его первоначальной оси.
- Отсоедините игольчатый клапан.
- В освободившееся место вкрутите новый вентиль.
- Закрутите крышку на место.
Автомобиль не может удерживать холостые обороты — сразу глохнет
В этом случае потребуется замена экономайзера. Скорее всего, причина кроется именно в этом компоненте, так как он подает топливо в двигатель на холостом ходу. В редких случаях на карбюраторах Нивы может выйти из строя блок управления холостым ходом.
Для определения причины неисправности рекомендуется разобрать карбюратор и осмотреть экономайзер и устройства холостого хода. Его состояние будет заметно визуально (налипание большого количества копоти и грязи, деформация). Если устройства вышли из строя, процедура их замены максимально проста – вместо старого компонента устанавливается новый.
Как снять карбюратор с «Нивы»
Для работы вам понадобится простой набор инструментов. Обычно все эти аксессуары есть у каждого автолюбителя:
- голова на 8;
- голова на 10;
- расширение;
- комбинированный ключ на 13;
- отвертка.
Механизм расположен максимально удобно для выполнения любых работ
Приступая к снятию карбюратора с Нивы, нужно убедиться, что двигатель уже остыл, иначе можно обжечься о перегретые металлические детали. Процедура вывода выглядит следующим образом:
- Снимите корпус воздушного фильтра. Он будет мешать доступу к двигателю, поэтому рекомендуется сразу открутить отверткой три гайки, которые держат коробку.
- Далее необходимо головкой на 8 отсоединить четыре болта крепления коробки воздухоочистителя к поверхности карбюратора.
- После этого коробка убирается в сторону и от карбюратора отсоединяются все шланги и магистрали идущие к ней
- Всасывающий трос отсоединяется (хомут откручивается отверткой).
- С помощью тонкой отвертки вытащите тягу управления дроссельной заслонкой из защелки.
- Следующим шагом будет снятие карбюратора. Открутите четыре гайки, которые крепят его к коллектору. После этого сам узел стягивается со стоек.
Карбюратор рекомендуется ставить на ровную и чистую поверхность.
Процедура очистки от нагара и грязи
Снятие карбюратора предполагает очистку его компонентов или их замену в случае сильного износа фрикционных элементов. Однако чаще всего его снимают, чтобы промыть и очистить изнутри и снаружи от копоти и налипшей грязи:
- жиклеры требуют особого подхода к обслуживанию, так как имеют хрупкую конструкцию. Для их очистки рекомендуется использовать зубочистки или тонкую медную проволоку. Не используйте химические очистители, так как жидкость может остаться в жиклерах и затем попасть в карбюратор. После ручной очистки жиклер допустимо продуть баллончиком со сжатым воздухом;
- поплавковая камера очищается от нагара специальным очистителем. Также можно использовать разбавители серии 645-652. Моющую жидкость необходимо залить в камеру, несколько раз перемешать за два часа и слить. После этого внутреннюю полость поплавковой камеры следует тщательно высушить мягкой безворсовой тканью;
- все дроссельные элементы очищаются от нагара штатным очистителем или керосином. Демпфер вместе с другими металлическими частями карбюратора можно поместить в емкость с керосином и выдержать там два часа. После растворения нагара и грязи рекомендуется просушить демпфер.
Фотогалерея: жиклёры, поплавковая камера и дроссельная заслонка
Топливная форсунка — один из самых мелких элементов, который необходимо очень тщательно очищать от нагара
Флотационная емкость должна быть тщательно промыта специальными средствами
Поворотный затвор — небольшой элемент, требующий промывки и продувки
Процедура замены прокладки
Механизм карбюратора соприкасается с впускным коллектором. Отсутствие вибраций, лишнего шума, а также быстрого износа элементов обеспечивает прокладка, которая находится между этим механизмом и коллектором.
Прокладка имеет специфическую форму, благодаря которой карбюратор и коллектор удачно «уживаются». Замена сустава необходима, если во время движения ощущаются дополнительные вибрации и необычные шумы. Кроме того, обычно, когда вы снимаете карбюратор для промывки, прокладка также меняется, поэтому вам не нужно потом снимать все это, чтобы заменить ее.
Процедура замены достаточно проста — включает в себя все действия, описанные выше (см. Как снять карбюратор Нивы на странице). Однако сразу после снятия и снятия старой прокладки на шпильки надевается новое изделие. Далее необходимо установить карбюратор в обратном порядке.
Первая прокладка новая, вторая после года эксплуатации, третья с максимально допустимой степенью износа
Установка в обратном порядке
Установка карбюраторного механизма на Ниву занимает гораздо больше времени, чем его снятие. Это связано с тем, что обратный процесс более сложен в плане соединения шлангов и топливопроводов.
Порядок установки Озона на ВАЗ 2121 следующий:
- Устройство приковано на четырех шпильках к впускному коллектору.
- На эти шпильки навинчены соответствующие гайки, чтобы придать карбюратору устойчивость и положение.
- Шток управления дроссельной заслонкой встает на место.
- Всасывающий кабель прикручивается на место.
- Далее нужно подсоединить все шланги в строгом порядке: сначала топливную магистраль, затем обратку, после чего можно подключать остальные шланги в любом порядке.
- Корпус топливного фильтра крепится болтами к корпусу карбюратора.
- После этого коробка крепится к каркасу моторного отсека.
Как выполнить регулировку «Озона»
Самостоятельная настройка карбюратора Озон на автомобиле ВАЗ 2121 позволяет добиться стабильной работы силового агрегата и снизить расход бензина.
Как правило, тюнинговые работы включают настройку привода стартера, блока холостого хода и уровня топлива в баке поплавковой камеры. Для быстрой работы рекомендуется сразу подготовить следующий набор инструментов:
- мультиметр (или тахометр);
- узкая плоская отвертка
Порядок выполнения регулировочных работ:
- Необходимо прогреть двигатель до рабочей температуры.
- При работающем двигателе потребуется полностью открыть воздушную заслонку на карбюраторном механизме: полностью выжать ручку срабатывания заслонки (т.е подсоса).
- Выключите двигатель.
- Подсоедините тахометр (мультиметр) к двигателю: «минусовый» провод — к массе автомобиля, «плюсовой» провод — к катушке зажигания к клемме К.
- После подключения необходимо запустить двигатель, сразу же включить осветительные приборы и вентилятор для подачи тепла.
- С помощью отвертки начните регулировку винта подачи топливовоздушной смеси; крутить винт нужно до тех пор, пока силовой агрегат не начнет ровно работать на холостом ходу. Оптимальный показатель тахометра 750-800 об/мин.
- В случае, если обычная регулировка не дает желаемой производительности, карбюратор необходимо снять и тщательно промыть, чтобы удалить любые отложения грязи. Судя по всему, механизм сильно забит осадочными веществами из топлива, поэтому его регулировка невозможна.
Видео: проведение регулировки карбюратора на «Ниве» своими руками
Отрегулировав или отремонтировав карбюратор своими руками, автовладелец может быть уверен в высоком качестве работ. Кроме того, визуальный осмотр внутренних компонентов узла позволит сделать вывод о его ресурсе и таким образом рассчитать периодичность нормального обслуживания или чистки. Карбюраторы «Озон» уже много лет являются неизменным атрибутом автомобилей «Нива», обеспечивая надежную работу двигателя и отличные эксплуатационные характеристики.