Насос используется для циркуляции жидкости в системе охлаждения. Несмотря на высокую надежность сборки, деталь может выйти из строя. Водяной насос не подлежит обслуживанию и заменяется в сборе. Для этого не нужно быть автослесарем и иметь огромный набор инструментов.
Для чего нужна помпа в автомобиле
Система охлаждения любой машины состоит из ряда элементов и хладагента. Одной из основных частей является водяной насос, называемый помпой. Элемент предназначен для циркуляции жидкости по системе, в результате чего происходит отвод тепла от ГБЦ и самого блока цилиндров. Никаких дополнительных функций на насос не возложено, но от него напрямую зависит производительность мотора. При выходе из строя водяного насоса будет наблюдаться быстрый перегрев силового агрегата.
Наиболее распространены насосы центробежного типа, что обусловлено их конструктивными особенностями. Деталь приводится в движение от коленчатого вала двигателя с помощью ремня. Жидкость циркулирует по системе охлаждения благодаря крыльчатке, которая расположена на крышке насоса.
Основная часть насоса расположена снаружи двигателя, а крыльчатка находится внутри системы. Работа насоса достаточно проста: с помощью ремня коленчатая часть получает вращение, приводя в движение жестко закрепленную на валу шестерню или шкив. На противоположной стороне вала установлена крыльчатка, которая также начинает вращаться. Он находится в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. При работе двигателя создается центробежная сила, которая заставляет жидкость двигаться по системе.
Насос нужен автомобилю для циркуляции охлаждающей жидкости по системе охлаждения двигателя и предотвращения его быстрого перегрева
Когда необходима замена помпы
Несмотря на простоту конструкции водяного насоса и высокую надежность, агрегат постоянно находится в эксплуатации, и могут возникать неисправности, о которых лучше знать заранее. Слабые места рассматриваемого элемента – сальник и подшипник. При износе подшипника появляется люфт и шум, что делает уплотнение бесполезным.
Существует ряд признаков, указывающих на износ насоса и необходимость его замены:
- течь охлаждающей жидкости в районе водяного насоса;
- при работе силового агрегата появляется посторонний шум;
- при работающем двигателе визуально наблюдается игра.
Эти признаки указывают на износ подшипника и уплотнения. Есть и другие менее распространенные причины поломки водяного насоса. К ним относятся: повреждение крыльчатки, появление трещин в корпусе детали, износ шкива или шестерни.
Стоит отметить, что помпу нельзя ремонтировать, а менять целиком, так как конструкция не может быть разделена – все ее элементы запрессованы в корпус. В обязательном порядке при замене водяного насоса меняется и прокладка.
Основными причинами замены насоса являются утечки, шум подшипников и люфт
Замена помпы на «Ниве»
В автомобиле ВАЗ 2121 насос охлаждающей жидкости расположен перед блоком цилиндров с правой стороны, и его разборка не вызывает затруднений даже у новичков.
Помпа на «Ниве» расположена перед двигателем с правой стороны
Инструменты для замены
Для замены помпы потребуется следующий перечень инструментов:
- головка и трещотка или звездочка на 13;
- голова в 17;
- трубка для слива жидкости подходящего диаметра.
В процессе разборки в зависимости от ситуации могут потребоваться другие инструменты, такие как молоток, отвертка.
Для разборки насоса вам понадобится список инструментов, в зависимости от того, снимаете ли вы насос отдельно или насос с корпусом
Слив охлаждающей жидкости и замена насоса
Перед началом работы необходимо будет слить жидкость (воду, антифриз) из системы охлаждения двигателя. Для этого подставьте подходящую емкость с левой стороны двигателя и, открутив ключом винт на 13, подсоедините трубку к сливному отверстию и снимите пробку с горловины радиатора. Затем можно переходить непосредственно к разборке насоса.
- Ключом или головкой на 13 открутите три болта крепления вентилятора. Они также являются фиксатором шкива насоса.Для снятия вентилятора потребуется открутить три болта крепления крыльчатки помпы охлаждающей жидкости и шкив головкой на 13
- Снимите шайбу, вентилятор и шкив с ремнем.
- Головкой на 17 откручиваем гайку крепления генератора к натяжной планке и снимаем ее.Для доступа к насосу необходимо снять натяжную планку генератора с помощью головки на 17
- Головкой на 13 откручиваем четыре болта крепления водяного насоса.Головкой на 13 необходимо открутить четыре гайки, которые держат помпу
- Вынимаем насос из корпуса.Открутив гайки, снимаем насос с корпуса, не забыв снять прокладку
- Новую деталь устанавливаем в обратном порядке, не забывая герметизировать стык между корпусом и насосом прокладкой.
Бывают ситуации, когда необходимо менять помпу вместе с корпусом. В этом случае вам нужно будет открутить две гайки крепления трубки подачи жидкости 10 к насосу с помощью накидного ключа или храповика.
В некоторых случаях требуется замена насоса вместе с корпусом, что связано с невозможностью его ремонта
После этого трубку аккуратно отводят. Далее откручиваются три болта на 13: один вверху и два внизу. С помощью отвертки Phillips ослабьте хомут трубы, идущий от термостата к насосу, после чего снимите его. Также насос вместе с кожухом демонтируется с двигателя.
После замены детали не забудьте заполнить систему охлаждения жидкостью до необходимого уровня. В систему охлаждения автомобиля Нива заливается 10,7 литров вместе с ОЖ системы отопления салона
Замена помпы на «Ниве» 21213 своими руками
Принципиальных отличий при замене насоса охлаждающей жидкости на ВАЗ 21213 по сравнению с ВАЗ 2121 нет. Отличие заключается в том, что на большинстве современных автомобилей вентилятор закрыт специальным защитным кожухом. Для его разборки потребуется гаечный ключ и головка на 10. Ключом откручиваются две гайки, соединяющие детали корпуса, после чего снимается нижний корпус. Верхняя часть корпуса удерживается на месте винтом с головкой под ключ на 10.
Установка производится в обратном порядке. Единственное, на что нужно обратить внимание, так это на верхнюю часть корпуса, в которой есть прорезь — ее нужно расположить на краю подставки. В современной Ниве, то есть в ВАЗ 21214, нет вентилятора принудительного охлаждения — его заменили электровентиляторы, расположенные перед радиатором охлаждения и управляемые реле. Помпа заменяется таким же образом.
На ВАЗ 21213 для снятия вентилятора потребуется разобрать корпус вентилятора
Какие помпы устанавливаются на карбюраторные и инжекторные «Нивы»
Хотя старая Нива во многом похожа на новые инжекторные автомобили, отличия есть даже в водяных помпах. Деталь выпускается для различных модификаций рассматриваемого автомобиля. Например, помпа 21230–1307011–82 может быть установлена на все Нивы, но в некоторых случаях может использоваться запчасть для 2107, отличающаяся более крупной крыльчаткой.
При покупке насоса нужно быть внимательным и следить за тем, чтобы корпус подходил к рабочему колесу. В противном случае при установке возникнут трудности. Чтобы избежать ошибок, вы можете приобрести насос в сборе, т.е крышку и корпус.
Хотя классический насос подходит для ТНВД Нивы, деталь может просто не справиться с высокой температурой и ее нужно будет заменить раньше. Различают следующие виды деталей:
- стандартный насос с пластиковой крыльчаткой, у которой лопасти расположены ниже и имеют вытянутую форму;
- насос нового типа, также оснащенный пластиковой крыльчаткой с более длинными лопастями;
- водяной насос HEPU с чугунным рабочим колесом.
Последний вариант считается самым надежным, так как пластиковая крыльчатка просто плавится и деформируется при высоких температурах, из-за чего элемент может оторваться от вала, и насос заклинит. Преимуществом запчастей с пластиковой крыльчаткой является приемлемая цена и доступность в продаже.
Насос HEPU считается самым надежным вариантом для автомобилей Нива, так как крыльчатка изготовлена из чугуна
Как поставить вентилятор на помпу ВАЗ 21214
Некоторые владельцы ВАЗ 21214 сталкиваются с ситуацией, когда штатные электровентиляторы системы охлаждения радиатора не справляются со своей задачей. Обычно проблема проявляется летом в городских пробках. В этом случае нужно подумать об установке вентилятора на помпу, как на ВАЗ 2121, но просто так взять и поставить не получится. Дело в том, что пропеллер задевает шкив гидроусилителя руля. Проблема решается установкой проставки в виде шайб между вентилятором и шкивом помпы.
Чтобы лопасти вентилятора не прилипали к гидроусилителю, можно их немного отшлифовать или установить проставки в виде шайб
Некоторые автолюбители прибегают к более радикальным мерам, стачивая напильником край лопасти винта на 2-3 мм.
Для установки вентилятора на насос ВАЗ 21214 необходимо немного подточить лопасти, чтобы они не прилипали к гидроусилителю
В результате описанных доработок мотор греется почти так же, как и с электровентиляторами, но при достижении температуры +80°С поднимается очень медленно.
После некоторых доработок вентилятор принудительного охлаждения радиатора занимает свое место и его работа не вызывает нареканий
Заменить водяной насос сможет даже начинающий автомобилист. Главное не торопиться и завершить процесс в описанной последовательности, не забыв заменить прокладку и залить охлаждающую жидкость по окончании работ до необходимого уровня.