Черный дым из выхлопной трубы

В норме при исправной работе всех систем автомобиля выхлопные газы горячего двигателя бесцветны. Поэтому появление черного дыма из выхлопной трубы может насторожить бдительного автомобилиста. Однако проблема не приходит одна и многократно вместе с появлением дыма становится трудно запустить двигатель, увеличивается расход топлива, двигатель начинает работать с перебоями и пропадает тяга. Такие симптомы не оставят равнодушным даже самого рассеянного и ленивого водителя.

Черный дым из выхлопной трубы

Появление чёрного дыма сигнализирует о двух признаках:

1. Дообогащение топливовоздушной смеси. Как известно, идеальным сочетанием для двигателя является соотношение бензина и воздуха 1:14,7. При меньшем подсосе воздуха или переливе бензина смесь становится «богатой».
2. Недостаточное сгорание топлива. Если смесь не сгорает в камере сгорания или сгорает, но не полностью, она попадает в выхлопную систему и уже там из-за высокой температуры частично сгорает. От этого неполного сгорания смеси появляется черная сажа, уходящая в атмосферу.

Причины появления чёрного дыма из глушителя на бензиновом двигателе

В автомобилях с бензиновым двигателем причиной чрезмерно богатой смеси могут быть перебои в работе топливной системы, системы зажигания и отказы электроники. Необходимо проверить следующие пункты:

Топливо. Появление черного дыма после заправки автомобиля может свидетельствовать о некачественном топливе. Здесь поможет только слив топлива, либо его полный расход и заправка на другой заправке.

Кислородный датчик (лямбда-зонд). Этот датчик установлен в выпускном коллекторе и необходим для оценки количества кислорода, которое остается после сгорания, и на основании этих данных ЭБУ корректирует подачу топлива в цилиндры. При его выходе из строя сигнала нет и соотношение кислорода и бензина никак не регулируется, поэтому смесь обогащается.

Мундштуки Ремонтопригодные форсунки на инжекторных двигателях подают топливо, впрыскивая его под высоким давлением. Со временем форсунки засоряются, и вместо впрыска начинают лить топливо, из-за чего смесь становится неоднородной и плохо сгорает.
Кроме того, форсунки могут «зависать» в открытом положении и постоянно подавать бензин в камеру сгорания вне зависимости от цикла, который происходит в цилиндре.

Датчики Неисправный датчик может посылать неверные сигналы на компьютер, что приводит к неправильному времени впрыска и объему топлива. При проверке датчиков на автомобилях АВТОВАЗ может пригодиться распиновка ЭБУ BOSCH M7.9.7 и Январь 7.2

Зазоры тепловых клапанов. Если зазоры клапанов большие, впускной клапан открыт недостаточно долго, в результате чего в цилиндр поступает слишком мало воздуха.

Воздушный фильтр. Со временем засоряется воздушный фильтр, ограничивается подача воздуха во впускную систему, в цилиндры поступает недостаточное количество воздуха, смесь становится «богатой».

Неполное сгорание топливовоздушной смеси происходит, когда в камере сгорания не созданы необходимые условия для него. Это может произойти по следующим причинам:

Свеча зажигания. Использованные свечи просто не воспламеняют смесь и она, не сгорая, уходит в розетку. И уже горит в выхлопной системе.

Сжатие. При отсутствии сжатия в цилиндре такт сжатия не работает должным образом, смесь сгорает неравномерно, и из выпускного клапана выходит осадок.

Чёрный дым на карбюраторном двигателе

Отдельно хотелось бы отметить карбюраторные двигатели. В таких двигателях причиной черного дыма, вероятно, является сам карбюратор.

Качество топливовоздушной смеси может быть установлено неправильно. Для его регулировки на карбюраторе есть «винт качества смеси». Изменяет количество воздуха, которое будет поступать в камеру сгорания.

Из-за некачественного топлива и попадания мелкой грязи может «заклинить» игольчатый клапан, являющийся важнейшей деталью карбюратора. Начинает подтекать топливо, из-за чего увеличивается расход топлива и появляется черный дым.

Карбюратор также имеет жиклер, предназначенный для подачи топлива. В случае засорения или закоксовывания точность дозировки пропадает и смесь снова становится богатой.

В этом случае может помочь полная разборка и тщательная очистка всех элементов карбюратора. Или замена игольчатого клапана и жиклера. Но не стоит разбирать карбюратор самостоятельно, если у вас нет опыта ремонта автомобилей.

Чёрный дым на дизельных двигателях

Для холодных дизельных двигателей черный дым из выхлопной трубы является нормальным явлением. Дело в том, что в них сгорание смеси осуществляется за счет сжатия воздуха и принудительного впрыска топлива. При холодной камере сгорания топливовоздушная смесь сгорает не полностью, но по мере прогрева двигателя все нормализуется и дым пропадает.

Появление черного дыма при езде с грузом также считается нормальным явлением, поэтому не стоит паниковать.

Здесь, как и в бензиновом двигателе, дым появляется из-за некачественного топлива, его перелива или неполного сгорания, и проблемы в принципе схожи, но есть свои нюансы.

Воздушный фильтр. Здесь без нюансов все то же, что и в бензиновом двигателе: забивается фильтр, не поступает воздух, смесь становится богатой.

Зазоры клапанов. Здесь все то же самое: клапана открываются ненадолго, воздуха поступает мало, а топлива много.
Следы зажигания. Неправильно настроенное зажигание влияет на момент подачи топлива в цилиндры. Как известно, для дизельных двигателей это очень важно. Поэтому к настройке зажигания по меткам следует подходить ответственно.

Сжатие. Как было сказано выше, топливовоздушная смесь в дизелях сгорает за счет сжатия. Недостаточная компрессия в цилиндре не даст нормально сжать воздух и не произойдет детонации при впрыске топлива, а дальше все по знакомой схеме: несгоревшее топливо попадает в выпускной коллектор, где скапливается и сгорает из-за высокой температуры.

ТНВД (топливный насос высокого давления). ТНВД предназначен для подачи топлива в нужный момент и в необходимом количестве. Возможно, его нужно отрегулировать или отремонтировать. В этом случае лучше обратиться к специалистам.

Частный фильтр. Введенные в Европе экологические нормы вынуждают производителей дизельных автомобилей устанавливать сажевый фильтр. Он устанавливается в выхлопной трубе и не живет вечно. Рано или поздно он застрянет и выйдет из строя. Правда, дыма при такой поломке будет мало.

Последствия чёрного дыма

На первый взгляд может показаться, что ничего страшного из этого не выйдет. Однако это только в начале. Если проблема начинается, может произойти следующее:

Прогорела выхлопная труба. Это самое малое, что может случиться. Топливо будет вгораться в стенки трубы и таким образом разрушать ее медленно, особенно быстро это будет происходить на старых автомобилях. Здесь спасет сварка или замена трубы.

Неисправность катализатора. Каталитический нейтрализатор нужен для того, чтобы задерживать вредные вещества и производить на выходе менее вредные газы. Если он забивается, мотор сначала теряет мощность, а потом и вовсе не может набрать обороты выше двух-трех тысяч.

Лямбда-зонд. Лямбда-зонд перед каталитическим нейтрализатором также подвергается еще более высоким температурам из-за сгорания топлива, и это не сильно повлияет на его срок службы. Стоимость такого датчика не маленькая.

Гидроудар Несмотря на то, что топливо поступает в выпускной коллектор, в камере сгорания все еще остается некоторое его количество, что может вызвать гидравлический удар. Это особенно страшно для дизельных двигателей, потому что там намного больше давления, чем в бензиновых двигателях.

Заключение

Как стало понятно из статьи, сам по себе черный дым вреден только для окружающей среды, но и причины его появления ужасны для автомобиля. Поэтому, если вовремя не заметить проблему и не выяснить причину, устранение последствий обойдется дороже, чем ремонт первоначальной причины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector