О том, что автомобилю нужна именно замена поршневых колец, а не какие-то другие ремонтные работы, укажет сам двигатель. Признаки такой неисправности проявляются достаточно четко, поэтому не заметить их будет сложно. Но прежде чем говорить о симптомах, нужно понять, что такое кольца и какую роль они играют в работе двигателя.
Что такое поршневые кольца, их назначение
Поршневые кольца представляют собой упругие открытые элементы, которые устанавливаются в специальные канавки в корпусе поршня. Они изготавливаются из высокопрочной стали или чугуна и покрываются сверху легированным материалом. Покрытие из сплава дополнительно повышает прочность, а также снижает скорость износа.
Обычно в поршень вставляются 3 кольца: 2 компрессионных кольца (занимают 2 верхние канавки) и 1 маслосъемное кольцо (нижняя канавка). Задача компрессионных колец – предотвратить проникновение горячих газов по поршню в картер. Масляный скребок — удаляет избыток масла с зеркала цилиндра, предотвращая его попадание в камеру сгорания. Кроме того, кольца снижают температуру поршня, передавая почти половину тепла его поверхности стенкам цилиндра.
Когда поршневые кольца перестают справляться с возложенными на них задачами из-за их износа, двигатель автомобиля сигнализирует об этом, проявляя соответствующие симптомы.
Признаки износа поршневых колец
О том, что износ достиг критической стадии, свидетельствует сизый или черный дым, идущий из выхлопной трубы. Это свидетельствует о том, что лишнее масло попало в камеру сгорания через маслосъемное кольцо и сгорело там вместе с топливом. Черный дым, выходящий из трубки вентиляции картера, свидетельствует о том, что компрессионные кольца из-за износа пропускают газы из камеры сгорания в ее полость.
Критический износ сопровождается снижением компрессии (способности удерживать давление) в цилиндрах двигателя. Это означает, что часть образующихся при сгорании топливной смеси газов, которая должна была толкать поршень, прорвалась в картер, не совершив полезной работы. Это приведет к падению давления в цилиндре, поэтому двигатель потеряет часть мощности. Там повышенный расход масла.
Компрессию проверяют с помощью специального прибора – компрессометра. Когда номиналы давления неизвестны (нет инструкции по эксплуатации), его сначала измеряют в сухом цилиндре, затем через свечное отверстие заливают немного моторного масла и снова проводят измерение. Если компрессия увеличивается, необходимо заменить кольца. Аналогичные признаки можно наблюдать и в случае их «появления».
«Возникновение» происходит, когда образовавшийся в поршневых канавках нагар препятствует прыжкам поршневых колец, в результате чего снижается их плотность прилегания к поверхности цилиндра.
Такую проблему, если дело не очень запущенное, можно исправить с помощью специальных присадок к топливу. Двигатель с карбюраторной системой можно проверить с помощью спрея для удаления нагара, который впрыскивается непосредственно в карбюратор. Если удаление нагара из камеры сгорания не дало эффекта, то выход один — заменить поршневые кольца и прочистить канавки.
Как заменить поршневые кольца самостоятельно
Конечно, замена колец достаточно трудоемкая процедура. Требует аккуратности и определенных навыков, но в целом ничего сложного (если не снимать двигатель). Для этого вам нужно:
- снимите головку блока цилиндров, соблюдая все рекомендации производителя автомобиля;
- слить масло, снять кожух маховика и картер;
- снимите масляный поддон;
- поворачивая коленчатый вал, привести нужный поршень в НМТ;
- отверните крышку шатуна и снимите ее;
- вытяните поршень вместе с шатуном из цилиндра, подтолкнув его вверх деревянной рейкой;
- очистить поршень от нагара. По его маркировке установить класс поршня, купить новый комплект соответствующих поршневых колец;
- каждое новое кольцо перед установкой сначала вставляется в цилиндр, чтобы проверить зазор в замке. Пространство должно соответствовать значению, указанному в руководстве по эксплуатации автомобиля. Если он меньше необходимого, концы замка аккуратно подпиливаются напильником;
- поршни тщательно очищаются от нагара. Отверстия, предназначенные для слива масла, также прочищаются подходящей деревянной палочкой. Чистые пазы смазываются чистым моторным маслом;
- кольца устанавливаются начиная с маслосъемного. На одной стороне кольца имеется маркировка «ВЕРХ» (лицом вверх), указывающая, как оно должно быть установлено на поршне. Замки должны быть установлены под углом 120 градусов друг к другу. Это предотвратит проникновение через них газов. Использовать кольца на «катушке» нельзя, такая установка может сопровождаться появлением микротрещин, что приведет к их поломке;
- собрать в обратном порядке, при этом протереть все чистой тряпкой и смазать свежим моторным маслом. Поршни должны быть установлены точно в те цилиндры, из которых они были сняты. Также крышки шатунов с шатунными вкладышами следует ставить на те же шатуны, с которых они были сняты.
Если износ шатунных вкладышей позволяет использовать их повторно, то заменять их не стоит, так как для этого потребуется рассверливать шейки коленчатого вала. Провести такую работу самостоятельно без опыта не получится.
Инструменты, необходимые для проведения работ
Для замены колец вам понадобится:
- наборы рожковых и накидных ключей, а также ключ с удлинителем и головками номиналом 10 — 19;
- гаечный ключ;
- обжимной специалист (дорн).
Также вам понадобится маслостойкий герметик. Он пригодится при установке прокладок масляного поддона и клапанной крышки.
И кажется, что в вышеописанных действиях нет ничего сложного, если замена осуществляется без разборки двигателя с автомобиля. Однако есть нюансы, не учитывая, что мотор с новыми кольцами долго не проработает. Когда цилиндр достигает стадии предельного износа, на его зеркальной поверхности образуется «ступенька». При ударе по нему новое кольцо сразу сломается или сломается, что в итоге приведет к его поломке. Кроме того, старые поршневые канавки тоже изношены, поэтому притереть новые кольца в цилиндре будет сложно или даже невозможно. Это значит, что устранение неисправности поршневой группы лучше доверить профессионалам.
Расточку и хонингование цилиндров также должны выполнять квалифицированные специалисты. Кроме того, эту работу невозможно выполнить без снятия двигателя. Поэтому, прежде чем браться за дело, стоит хорошенько подумать, реально оценив свои силы и возможности. Чтобы результатом ремонта не была замена поршневой группы целиком или, что еще хуже, двигатель не надо сдавать на генеральную ревизию.