Генератор в автомобиле КАМАЗ служит источником выработки электрического тока (далее ИТ) при работе силового агрегата. ИТ состоит из двух основных элементов: статора и ротора.
Стандартное расположение: перед двигателем. Крепление на трех металлических ножках к корпусу. Генераторная установка (далее ГУ) приводится в движение клиновидными ремнями (всего два). Оба должны быть из одного и того же расчета, иначе устройство не будет работать должным образом.
В силу различных обстоятельств, в том числе систематической эксплуатации, ГУ и его элементы выходят из строя. Восстановить работоспособность агрегата своими руками крайне сложно, особенно без опыта. По этой причине на первых порах используются методические рекомендации, помощь специалистов СТО.
Какой генератор установлен на КАМАЗ
Внутри ГУ установлены катушки в количестве 18 штук. Материал медь, способ соединения звезда. Ротор представляет собой стальной вал, на заднюю поверхность которого запрессованы магнитопроводы, между которыми установлена медная обмотка.
К кольцам вала приварены выводы обмотки возбуждения, медные и графитовые щетки. После включения зажигания ток от аккумулятора проходит через щетки, обмотку, образуя магнитное поле.
Таким образом, ротор приводится в движение и переменный ток через катушки преобразуется в постоянный.
На корпусе щеткодержателя есть два положения: «L» и «Z», что означает переход на лето и зиму. Зимой выходное напряжение на 3,0 В выше, чем летом. Это связано с температурным режимом, что необходимо для улучшения зарядки аккумулятора.
На задней части ГУ два вывода с обозначением «+» и «-«. Соответственно к аккумулятору подключаются клеммы с указанной полярностью.
Для раскрутки ГУ нужна батарейка. Когда фактическое напряжение во время работы агрегата выше, чем напряжение аккумуляторной батареи, генератор начнет распределять мощность между потребителями аккумуляторной батареи. За счет этого текущая мощность бортовой сети держится в определенном диапазоне.
Технические параметры
Ниже представлена таблица с техническими параметрами:
Имя | Характерная черта |
---|---|
Генератор ГУ | G273-А |
Номинальное напряжение | 24В |
Энергия | 800 Вт |
Напряжение ГУ | 28В |
Мощность ГУ | 1000 Вт |
*цены указаны на июль 2019 года |
Оригиналы и аналоги, цена, артикулы
Имя / серийный номер | Цена в рублях |
---|---|
Камаз-4310 (1322-3771 Прамо) | От 4500 |
Камаз, Маз (Ржев) 1312-3771 Евро 2 (65116, 65111, 65117) | От 4200 |
ГУ 6562 (90А) на 4310, Камминз (6520, 6500) | От 5500 |
Г273 В1 (45А) ЗИТ Г273В1-3701 | От 4300 |
Г273 В1 (45А) КАМАЗ 5320 | От 4000 |
Г273 В1 (50 А) (Самара) КЗАТЭ Г273В1 | От 3700 |
Г273 В2 (50 А) (Самара) КЗАТЭ Г273В2 | От 4200 |
Г288-О (47 А) в 4310 (Самара) | От 5200 |
ГУ 6582 (80 А) Евро 3 (65115) | От 6900 |
ГУ Евро-1 (80А) 4001-3771-40 | От 9500 |
ГУ Евро-2 (80А) 4001-3771-53 | От 7500 |
Ремень 5490 (653974-02) Евро 4 (4308) | От 670 до 700 |
*цены указаны на июль 2019 года |
Характерные причины выхода из строя ГУ на КАМАЗ
Причинами сбоев являются:
- недостаточное натяжение приводного ремня;
- загрязнение контактов в кольцах;
- механическое повреждение выпрямительного блока;
- чрезмерный износ щеток;
- засорение (замерзание) щеток;
- короткое замыкание в обмотке;
- обрыв цепи питания;
- неисправный регулятор напряжения;
- износ подшипников качения;
- ослабленное крепление шкива;
- лопасти вентилятора повреждены.
Способы устранения поломок генератора
Для устранения повреждений необходимо:
- проводить профилактические мероприятия;
- замена комплекта ГУ (комплекс);
- натяжение приводного ремня;
- центрирование лопастей вентилятора;
- установка новых щеток;
- замена мостового выпрямителя;
- профилактика регулятора напряжения;
- тормозной роликовый подшипник.
Типичные признаки неисправности ГУ на КАМАЗе
Ниже приведены следующие неисправности:
- периодически (систематически) мигает лампочка заряда аккумулятора на приборной панели;
- индикация перезарядки аккумулятора;
- тусклые фары;
- ослабленный роговой звук;
- появление сторонних шумов при работе генератора.
Замена и ремонт генератора на КАМАЗ
Подготовительный этап:
- набор инструментов, ключей, головок, ручек;
- «краб» для проверки степени натяжения приводных ремней;
- монтажный лист;
- отвертка с плоским наконечником и Phillips.
Пошаговая инструкция по замене источника напряжения:
- Фиксируем транспортное средство на ровной площадке.
- Включите стояночный тормоз.
- Выключаем зажигание.
- Отсоедините клеммы аккумулятора.
- Переворачиваем кабину, выдерживаем ее струбцинами.
- Отсоедините «+» и «-» от генераторной установки.
- Откручиваем стяжной болт кронштейна опоры на 2-3 оборота.
- Опускаем ГУ, вынимаем из пазов ремни передаточных механизмов.
- Отворачиваем шпильки, откручиваем стяжной болт.
- Извлекаем ГУ из привычного места.
Далее проводим комплексную профилактику оборудования, очищаем составляющие его элементы от грязи, пыли, продуваем струей сжатого воздуха и просушиваем.
При необходимости заменяем изношенные элементы на новые и выявляем неисправные. Генератор подлежит замене комплектом, если в его корпусе обнаружены трещины, сколы или разрывы.
Запрещается дальнейшее использование оборудования, если оно неисправно.
Схема подключения
Установка ИТ своими руками:
- Закрепляем ГУ на опорных кронштейнах, надеваем шпильку, пружинную шайбу.
- Вставляем ремни в прорези.
- Вкручиваем болты крепления, до упора не затягиваем.
- Поднимаем корпус ГУ, затягиваем болты, удерживающие планку.
- Натягиваем разъемную опору.
- Затягиваем крепеж генератора динамометрическим ключом с усилием 39,0 Нм.
- Проверьте прогиб ремня. Диапазон не должен превышать 15-20 мм.
- Подводим силовые кабели, проверяем подключение.
- Оставляем такси.
- Ставим клеммы аккумулятора.