4Matic — это название бренда полноприводных автомобилей Mercedes-Benz. Является зарегистрированной торговой маркой. Технология была разработана инженерами Daimler AG при участии специалистов австрийского сборочного завода в Штайр-Даймлер-Пух, на мощностях которого собирались легендарные автомобили Mercedes G-Class. . Система отличается технологичностью производства и сферой применения возможностей управляющей электроники.
Как возникла система 4Matic
Впервые концепция системы полного привода для автомобилей Mercedes была представлена в 1985 году на Франкфуртском автосалоне. Но всего через два года она пошла в серийное производство.
I поколение
1987 — 4matic устанавливается на модель Mercedes-Benz W124 Е-класса. Межосевой и задний дифференциалы могли быть заблокированы жестко. Блокировка переднего дифференциала отсутствовала из-за серьезного ухудшения управляемости во время использования.
Система полного привода 4matic включалась автоматически при пробуксовке колес. Механические блокировки дифференциалов приводились в действие двумя гидравлическими муфтами с электронным управлением. Кроме того, система отключилась в автоматическом режиме при срабатывании антиблокировочной тормозной системы.
Было три режима работы:
- Задний привод — 100% передача крутящего момента на заднюю ось и отключенная передняя ось.
- Полный привод с распределением крутящего момента 35:65 на переднюю и заднюю оси.
- Полный привод с соотношением осей 50/50 с возможностью отключения блокировки заднего дифференциала.
II поколение
1997 г. — использование модернизированной системы полного привода E-Class W210. Устанавливается под заказ и только на версии с левым рулем. Базовой конфигурацией W163 был M-класс. Полный привод — постоянный. Преобразования коснулись алгоритма активации блокировки. Электронная имитация блокировки дифференциала была задействована под управлением антиблокировочной тормозной системы, которая замедляла пробуксовку колес и перераспределяла весь крутящий момент на противоположное. Отказ от обычных жестких блокировок дифференциала — особенность всех последующих поколений 4matic.
III поколение
2002 г. — доработан алгоритм имитации блокировок свободных дифференциалов. Более эффективный контроль и управление обеспечивает система стабилизации с участием антипробуксовочной системы. Модели: W203 (класс C), W211 (класс E), W220 (класс S).
IV поколение
2006 — система 4matic была разработана как часть модели S550. В качестве несимметричного межосевого дифференциала использовался планетарный редуктор. Распределение силы по осям — 45:55.
Управление тягой и системой осуществляется электроникой, использующей датчики активной системы безопасности. Полный привод — постоянный. Механизм взаимодействия элементов оптимально настроен для сохранения максимальной тяги и управляемости в сложных дорожных условиях.
V поколение
2013 — эволюция повлияла на устройство и механизм распределения энергии. 4matic последнего поколения устанавливается на автомобили с передним приводом и поперечной компоновкой двигателя. Постоянный полный привод стал подключаемым. При необходимости часть мощности перераспределяется на задний мост. Модели: CLA45 AMG, Mercedes-Benz GL500.
Устройство системы
- АКПП.
- Раздаточная коробка с планетарной передачей в качестве межосевого дифференциала.
- Карданная передача.
- Передний дифференциал свободного хода.
- Свободный задний дифференциал.
Система 4matic работает только в сочетании с автоматической коробкой передач. Он делится на два типа:
- для легковых автомобилей;
- для внедорожников и микроавтобусов.
Как работает 4Matic
Принцип работы основан на электронном управлении соотношением крутящего момента по осям и колесам автомобиля. Цель — дать водителю возможность управлять автомобилем в сложных дорожных условиях. В современной системе 4matc привод переднего моста используется в качестве основного двигателя, если электроника считает это возможным без ухудшения устойчивости и ходовых качеств. Подключение задней оси активируется при необходимости, например, для стабилизации автомобиля в начале движения и во время резкого торможения, для компенсации недостаточной поворачиваемости и т. д. Быстрое перераспределение крутящего момента позволяет более эффективно управлять курсовой устойчивостью автомобиля.
В работе 4matic задействованы следующие системы:
- система курсовой устойчивости;
- антиблокировочная тормозная система;
- антипробуксовочная система;
- система помощи при спуске.
Благодаря точному алгоритму взаимодействия электронных и механических компонентов полный привод включается в работу сразу и без необходимости быстро отключается. Решение принимает электроника на основании сигналов, получаемых от нескольких датчиков. Автомобиль будет двигаться в режиме FWD (передний привод) при нормальных дорожных условиях. Это уменьшает расход топлива и снижает нагрузку на компоненты трансмиссии и увеличивает их срок службы. Сегодня 4matic — одна из самых передовых систем полного привода с точки зрения комфорта вождения и активной безопасности автомобиля.