МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

МАЗ-5516 — семейство трехосных самосвалов с колесной формулой 6х4, которое выпускается на Минском автомобильном заводе с 1994 года. В рамках этого семейства имеются модификации, оснащенные кузовами как с задней, так и с тройной разгрузкой. «МАЗ-5516» также широко используются в качестве автопоезда, для одновременной перевозки больших объемов различных сыпучих грузов. Наряду с этим автомобилем успешно используется и трехосный прицеп с кузовом такого же объема. Все подробности ниже.

Грузовики «МАЗ-5516» девяностых все же были «рождены в СССР»: прежде всего, в смысле простоты конструкции и строгости рабочего места водителя. Во всем ничего лишнего, только необходимый для работы функционал. Но, благодаря мощной 20-тонной грузоподъемности и доступной цене, эти самосвалы быстро, стабильно и надолго завоевали популярность и нашли широкое применение в различных отраслях народного хозяйства. Сначала в строительстве, конечно.

Правда, последние модификации МАЗ-5516 получили некоторые конструктивные улучшения и дополнительные опции.

На момент создания технические характеристики грузовика были одними из лучших. МАЗ-5516 получил широкое распространение в странах СНГ и в регионах России. Машина нашла применение в следующих областях:

  • уличная мебель. Машина использовалась при перевозке асфальта и других материалов, вывозе отходов и мусора;
  • сельское хозяйство. Здесь транспорт использовался для перевозки компоста, почвы, жидкости, урожая и удобрений;
  • строительство. Модель использовалась для перевозки жидких растворов, сухих смесей, камней и кирпичей в штабелях и навалом.

1355990620_5

Выдающиеся способности МАЗ-5516 обеспечили его масштабное использование на многих отечественных предприятиях. Даже сейчас автомобиль очень популярен и не уступает лидерство современным моделям, серьезно проигрывающим в цене и стоимости обслуживания. Главный секрет успеха автомобиля заключается в его низкой стоимости. Ремонт транспортных средств довольно прост, но вы можете отремонтировать его самостоятельно.

МАЗ-5516 по техническим характеристикам ведет себя как крепкий, надежный и очень современный самосвал. Автомобиль обеспечивает хорошую тягу даже для тяжелых и крупногабаритных грузов и может использоваться для ежедневных перевозок на дальние расстояния.

Основные преимущества МАЗа-5516:

  • низкая стоимость ремонта;
  • простота обслуживания;
  • различные способы разгрузки и возможность установки дополнительного прицепа, что позволяет максимально использовать ресурсы грузовика;
  • доступная цена покупки;
  • качественная подвеска, мощный двигатель и узнаваемый внешний вид.

Несмотря на свой минимализм, МАЗ-5516 и сейчас остается популярным. При этом доступны различные модификации модели с индексами А8-336, А5-371, А5-380, А8-338 и А5-375.

Сферы использования и особенности конструкции самосвалов «МАЗ-5516»

Итак, на первом месте по популярности использования самосвалов этой марки стоит строительная отрасль. При строительстве зданий, дорог, мостов и других объектов самосвалы МАЗ-5516 перевозят различные нерудные сыпучие строительные материалы: щебень и гравий, песок и камень, горячий асфальт и асфальтовую крошку, гравийную смесь и песок и др., как по дорогам общего пользования, так и по дорогам не общего пользования.

В сельском хозяйстве самосвал подходит для перевозки урожая, почвы, компоста, различных удобрений. Выпускалась даже специальная модификация, предназначенная для перевозки зерна — «МАЗ-551608-236». Отличием данного зерновоза от базовой модели является увеличенная по объему загрузочная платформа с двусторонней боковой выгрузкой.

Сферы использования и конструктивные особенности самосвалов «МАЗ-5516»-01

В сфере лесного хозяйства предусмотрена машина для перевозки древесины в сортиментах длиной от двух до шести метров, уложенной на специальную платформу, устанавливаемую на шасси автомобиля. А «МАЗ-5516» с грузовой платформой увеличенного объема идеально подходит для перевозки щепы и др легких сыпучих материалов и материалов.

В конструкции самосвала используется рессорно-уравновешенная подвеска и усиленная двойная рама (стрингер на стрингере). Металлический кузов самосвала МАЗ-5516 опрокидывается с помощью гидравлического механизма. При этом кузов выпускается с открывающимся задним бортом, а без него — ковшового типа.

Эксплуатация самосвала

МАЗ 5516 — большегрузный автомобиль с колесной формулой 6х4. Оснащен опрокидывателем, который может различаться по типу и назначению.

Самосвал работает в суровых условиях и используется во многих работах. Это перевозка песка, щебня, кирпича, различных растворов, перевозка удобрений, собранного урожая, вывоз мусора, доставка асфальта к месту укладки, перевозка древесины.

Список видов деятельности грузовиков действительно впечатляет, но все же основной из них – строительство.

Особенности

Самосвал обладает внушительной грузоподъемностью 20 000 кг. Благодаря большому объему кузова, универсальности и невысокой цене грузовик вытеснил многих конкурентов. Пользуется большой популярностью.

Для молодых развивающихся компаний самосвал МАЗ стал настоящим спасением. На это также повлияла его унификация с основными моделями линейки, такими как: 6422, 6303, 5551. Запчасти и обслуживание самосвала стоят копейки. Ремонт под силу выполнить в любой автотранспортной компании.

Также МАЗ 5516 работает с прицепами в составе самосвала, что вдвое увеличивает объем грузоперевозок за одну поездку.

Параметры двигателя

Современные версии двигателей ЯМЗ-6582 и ЯМЗ-6581 мощностью 330/400 лошадиных сил (при 2100/1900 об/мин) имеют восемь цилиндров. Разработан с учетом третьего европейского стандарта. Отличие заключается в типе управления топливной аппаратурой, наличии электронного регулятора и изменении конструкции деталей.

Оба двигателя имеют закрытую систему вентиляции картера, а также одинаковую настройку головки блока цилиндров.

Новые модели автомобилей оснащены китайским двигателем Cummins и имеют отличные технические характеристики.

Двигатель Deutz (Дойц) BF6M1013FC

Двигатель Deutz (Дойц) BF6M1013FC

Силовая установка такого самосвала МАЗ-5516 устанавливается в передней или боковой секции. Предусмотрено дополнительное усиленное крепление для двигателя. Гидравлическое крепление позволяет откидывать кабину для диагностики и ремонта агрегата. Кабина фиксируется тросом и запорным механизмом.

Некоторые автомобили МАЗ-5516 оснащены немецким двигателем Deutz BF6M1013FC код 210 мощностью 286 лошадиных сил, с девятиступенчатой ​​коробкой передач.

Модификации «МАЗ-5516»: – в производстве, остальные – в архиве

В настоящее время Минский автомобильный завод продолжает выпускать три усовершенствованные версии этого достаточно востребованного на рынке XXI века самосвала с двигателями ЯМЗ и Cummins».

Модификация МАЗ-5516А5 оснащается дизельными двигателями ЯМЗ-6582.10 (на базе ЯМЗ-238ДЕ2), ​​соответствующими экологическому стандарту Евро-3. Его мощность составляет 330 лошадиных сил (или 243 кВт). На МАЗ-5516А8 устанавливаются самые мощные 400-сильные (294 кВт) двигатели ЯМЗ-6581.10 (на базе ЯМЗ-7511.10Е2), также Евро-3. Коробки передач тоже ярославские — «ЯМЗ-2381». Платформа загрузки в каждой из этих модификаций имеет возможность загрузки с трех сторон. Производители устанавливают номинальную грузоподъемность этих модификаций на уровне 20 тонн.

Двигатель Cummins 6ИСБе4, которым оснащаются модификации МАЗ-5516W4-420, уже относится к стандарту Евро-4. Его мощность составляет 300 лошадиных сил, или 220 кВт. Двигатель работает в паре с 9-ступенчатой ​​коробкой передач JS-135/TA. Разгрузочная платформа, установленная на шасси этих автомобилей, имеет U-образную (т.е. «корытообразную») форму и предназначена только для задней разгрузки. Номинальная грузоподъемность 15,1 тонны.

Модификации

«МАЗ-5516W4-420» с двигателем Cummins и «швеллерным» кузовом.

Из тех модификаций семейства, которые уже сняты с производства, наиболее распространены следующие:

«МАЗ 551603-221» и «МАЗ 551603-223» (с шестицилиндровым турбодизельным двигателем Евро-1 «ЯМЗ-236БЕ2»). При этом самосвал с индексом -221 отличается откидной погрузочной платформой с закрывающимся задним бортом, а 223 — самосвалом ковшовой формы без заднего борта.

«МАЗ 551605-271» и «МАЗ 551605-280» (с восьмицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом Евро-2 «ЯМЗ-238ДЕ2»). Откидная грузовая платформа — задний борт, осевой выхлоп без коллектора обогрева палубы или левый выхлоп с коллектором обогрева палубы. Самосвал модификации МАЗ 551605-280 также отличался несколько измененной геометрией кузова, а также увеличенным (без бокового удлинения) до 12,5 кубометров объема платформы для перевозки грузов.

Модификации

На все эти модификации устанавливались еще не подвесные кабины «советского» образца.

Чего нельзя сказать о дальнейшем развитии — модификации «МАЗ 551608-238» (но сейчас тоже уже снятой с производства). Здесь кабина подвесная, а в стандартную комплектацию входят: АБС, подвесные сиденья в салоне, ремни безопасности, подогрев двигателя, система ограничения скорости, шумоизоляция салона, современная оптика головного освещения, светодиодное освещение салона.

Двигатель МАЗ 551608-238 — 400-сильный восьмицилиндровый ЯМЗ-6581.10».

Преимущества

К достоинствам рассматриваемого грузовика можно отнести следующие моменты:

  • Высокий уровень ремонтопригодности, экономичности.
  • Простота обслуживания и эксплуатации.
  • Возможность увеличения рабочего ресурса за счет использования дополнительного прицепа с боковой выгрузкой.
  • Относительно невысокая цена для машин такого класса вкупе с доступностью запчастей.
  • Мощный силовой агрегат в нескольких вариациях.
  • Достойный экстерьер.
  • Надежная и качественная подвеска.

Назначение

Самосвал МАЗ-5516 по своим техническим характеристикам является многофункциональным и универсальным грузовым автомобилем. За 20 лет эксплуатации машина зарекомендовала себя как надежная техника для использования практически во всех отраслях народного хозяйства. Чаще всего МАЗ-5516 используют для перевозки урожая и другой сельскохозяйственной продукции в составе автопоездов. Его часто можно встретить развозящим на строительные площадки сухую смесь, камни, кирпичи и щебень. В дорожном строительстве автомобиль используется для перевозки асфальта и других сыпучих и строительных материалов. Часто можно встретить МАЗ-5516 в парке городских коммунальных служб – для вывоза мусора и благоустройства территории. В основном самосвал используется для перевозки грузов на небольшие расстояния.

МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

Однако модификации, оснащенные кабинами с местами для отдыха, делают машину востребованной и на межрегиональных маршрутах. Автомобиль имеет повышенную проходимость, что позволяет с комфортом перевозить грузы, как по шоссе, так и по проселочным дорогам. МАЗ-5516 отлично справляется со своими задачами в северных широтах, в регионах с умеренным климатом, а также в условиях высоких температур и влажности.

История автомобиля

В начале 90-х годов 20 века Минский автомобилестроительный завод уже приобрел достаточную известность. К тому же продолжали появляться новинки, и следующей стала МАЗ-5516. Эта модель стала гордостью производителя как один из самых популярных самосвалов.

После осмотров, испытаний и прочих испытаний в 1994 году был выпущен первый МАЗ-5516, готовый к эксплуатации. Благодаря огромной грузоподъемности – 20 тонн, грузовик можно было использовать во многих сферах:

  • Городская мебель. Машина использовалась при перевозке асфальта и других материалов, вывозе отходов и мусора;
  • Сельское хозяйство. Здесь транспорт использовался для перевозки компоста, почвы, жидкости, урожая и удобрений;
  • Строительство. Модель использовалась для перевозки жидких растворов, сухих смесей, камней и кирпичей в штабелях и навалом.

Основной упор был сделан на третий пункт: строительство. Поскольку машина была приспособлена для перевозки сыпучих грузов, в этой сфере, как никакой другой, был задействован МАЗ-5516. А учитывая количество построек после развала СССР, работы для самосвала было много.

МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

Кузов

Грузовое отделение автомобиля имеет несколько разновидностей: заднюю и боковую модификации. Это позволяет производить погрузочно-разгрузочные работы с максимальным комфортом и минимальными трудозатратами.

Благодаря своей форме идеально подходит для перевозки негабаритных, сыпучих или наливных грузов.

Важно! В 2000-х в качестве дополнительной опции стали ставить отопление, что позволяло зимой перевозить бетонные растворы и специальные жидкие смеси на внушительные расстояния.

Качество современной сварки соответствует высоким стандартам Беларуси и Европы, что гарантирует надежное удержание жидкостей и сыпучих материалов в корпусе.

К самосвалу можно присоединить дополнительный прицеп, создав эффективный и оперативный грузовой поезд. Специальная система крепления обеспечивает уверенность и спокойствие, а подключенные электрические элементы гарантируют общее освещение и сигнализацию приборной панели.

Основа

Рама МАЗ 5516 усилена, с повышенным запасом прочности. В его конструкции используются балки из низколегированной стали.

Все несущие элементы опираются на продольные опорные швеллеры и на их полках отсутствуют заклепочные соединения. Это способствует повышению долговечности и позволяет эффективно распределять массу при движении по разным типам дорог даже при действии разнонаправленных сил при скручивании рамы.

Но на первых модификациях самосвала водители сами усиливали стрингеры, так как прочности не хватило.

Руководство по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации содержит следующие разделы:

  • Требования безопасности при работе с данным транспортным средством. Здесь перечислены все меры предосторожности и действия в чрезвычайных ситуациях.
  • Мотор. Этот раздел содержит характеристики двигателя, его конструкцию и рекомендации по обслуживанию.
  • Передача инфекции. Описывается работа трансмиссии и дается краткое описание ее основных элементов.
  • Транспортное шасси. В этом разделе описывается конструкция передней оси и поперечной рулевой тяги.
  • Рулевое управление, тормозные системы.
  • Электрооборудование.
  • Транспортная маркировка. Где найти идентификационный номер автомобиля описано здесь, расшифровка номера приведена.
  • Правила самосвала.
  • Особенности эксплуатации и обслуживания. Объясняет, когда и как выполнять техническое обслуживание, какие виды технического обслуживания они бывают.
  • Условия хранения транспортных средств, правила их перевозки.
  • Гарантийный срок и транспортный билет.

Мусоровоз

Схема переключения передач

Схема переключения передач находится в руководстве по эксплуатации самосвала. Изменение происходит следующим образом:

  • С помощью механизма сцепления силовой агрегат отсоединяется от трансмиссии автомобиля. Это позволяет переключать передачи без снижения оборотов двигателя.
  • Крутящий момент проходит через блок сцепления.
  • Зубчатые передачи расположены параллельно оси вала устройства.
  • Первая ось связана с механизмом сцепления, на поверхности которого имеются шлицы. По ним движется приводной диск.
  • От вала вращающее действие передается на промежуточный вал, совмещенный с шестерней механизма первичного вала.
  • При активации нейтрального режима шестерни начинают свободно вращаться, а муфты синхронизатора приходят в разомкнутое положение.
  • Когда сцепление нажато, вилка перемещает сцепление во включенное положение с крутящим моментом, расположенным на конце шестерни.
  • Шестерня закреплена вместе с валом и перестает вращаться на нем, что обеспечивает передачу действия и вращательного усилия.

Схема шестерни

Электросхема

Схема электрическая принципиальная включает в себя такие элементы, как:

  • Аккумуляторы Их напряжение 12 В. Перед началом работы необходимо откорректировать плотность аккумуляторов.
  • Генератор. Такая установка оснащена встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком. В конструкцию генератора входят подшипники, состояние которых рекомендуется проверять каждые 50 000 км.
  • Начинать. Это устройство необходимо для запуска силового агрегата. Состоит из крышки реле, контактов, заглушек каналов смазки, анкерного стержня, стакана, пружин щеткодержателя, крепежа, ручки, защитной ленты.
  • Электрическое устройство. Его задача – облегчить запуск двигателя при отрицательных температурах.
  • Заземляющий переключатель аккумуляторной батареи. Аккумуляторы необходимо подключать и отключать от массы автомобиля.
  • Система освещения и световая сигнализация. Управление фарами, прожекторами, противотуманными фарами, освещением салона.

Схема подключения

Рулевое управление и тормозные системы грузовика «МАЗ-5516»

Рулевое управление включает в себя рулевой механизм со встроенным распределителем, колонку, рулевое колесо, силовой цилиндр, насос, масляный бак и шланги.

Самосвал оборудован четырьмя тормозными системами: рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной. Существуют также устройства для подключения тормозов полуприцепа с 2-проводным пневмоприводом.

Системы рулевого управления и торможения грузовика МАЗ-5516

Пневматическая рабочая тормозная система воздействует на все колеса через тормозные барабаны. ABS — антиблокировочная система — присутствует на всех модификациях. Стояночная и запасная системы воздействуют на тормозные элементы центральной и задней осей, которые приводятся в действие посредством тормозных камер.

Парковочная система выполняет ряд резервных функций и используется для торможения в случае возможного выхода из строя рабочей тормозной системы. Вспомогательная система запускается за счет создания противодавления в выхлопной системе. Используется для легкого торможения при длительных спусках по горным дорогам. Некоторые автомобили МАЗ-5516 оснащены 4-канальной антиблокировочной системой тормозов (АБС) производства производственного объединения «Экран», Беларусь.

Тюнинг

Тюнинг автомобиля МАЗ-5516 предполагает замену неисправных и поврежденных механизмов и узлов или улучшение технических характеристик.

Например, если вам необходимо заменить пружины сиденья в кабине водителя, рекомендуется с помощью набора ключей и отверток разобрать сиденье и установить новый механизм.

Для повышения уровня комфорта в кабине водителя следует усовершенствовать систему демпфирования. Для этих целей рекомендуется использовать полурессоры амортизаторов аналогичной модели КамАЗ.

Для установки этого механизма на МАЗ-5516Х5 необходимо:

  • Снимите задний хомут.
  • Снимите ручку управления с зажима и зафиксируйте ее.
  • Снимите скобки.
  • Установите нижнюю часть новых амортизаторов в раму.
  • Опустите защелки вместе с пружинными зажимами.
  • Вырежьте крыло из внутреннего кожуха крыла.
  • Опустите кабину на специальную подставку.
  • Просверлите отверстия для крепления и прикрепите новый механизм. Отверстие должно проходить через монтажную скобу заднего кронштейна.
  • Установить кабину.

Тюнингованный автомобиль

Технические характеристики

Как над эргономикой, так и над технической стороной производители работали на протяжении всего периода выпуска МАЗ-5516. И, конечно же, изменения были исключительно положительными.

Мотор

ТипЯМЗ-238; ЯМЗ-238Д; ЯМЗ-6581.10; Дойц
Лошадиных сил
ЯМЗ-238240
ЯМЗ-238Д330
ЯМЗ-6581.10400
Дойц400
Макс орех ньютон-метры1225
Максимальная скорость88 км/ч
Расход топлива ЯМЗ-238 на 100 км32 литра
Состояние окружающей среды во всех подразделенияхЕвро — 3
Объем топливного бака350

Двигатели немецкого производства намного сложнее в обслуживании, но их долговечность значительно выше отечественных.

МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

Трансмиссия для ярославских двигателей

ТипЯМЗ-238А — механическая
Количество передач9 (8 — вперед; 1 — назад)
Общее передаточное число7,24

Большое количество ступеней достигается за счет сдвоенной главной передачи ведущих мостов. Помимо базовой коробки передач, МАЗ-5516 в разное время поставлялся с такими системами, как ЯМЗ-2381-02; ЯМЗ-2391-02; ZF9S109. Говоря о подвеске, стоит отметить, что сначала она была достаточно жесткой, но затем подвеска была переработана, в том числе заменены пружины и усилены по методике «лонжерон в лонжерон».

Размеры и грузоподъемность

Длинный7770мм
Высота3100мм
Широкий2500мм
Формула колеса6*4
угол подъема кузова (задний сброс)49-й
Вес в полном снаряжении13 500 кг
Грузоподъемность20 тонн
Объем тела10,5 м3

Самосвал МАЗ-5516 способен перевозить грузы до 30 тонн, но в карьерных условиях это быстро убьет подвеску. На данный момент погрузка и разгрузка сыпучих материалов не составляет большого труда. Весь процесс можно контролировать из кабины водителя. В начале 2000-х кузов нагрелся. Это нововведение помогло решить проблему замерзания грузов в холодном климате. Это также позволяет транспортировать жидкие материалы на большие расстояния зимой.

Двигатель

В разные годы на автомобиль МАЗ-5516 устанавливались силовые установки Ярославского моторного завода ЯМЗ-238, ЯМЗ-238Д, ЯМЗ-6581 мощностью 240, 330 и 400 лошадиных сил соответственно. Некоторые модели оснащены немецким силовым агрегатом Deutz мощностью 400 л.с и известны своей высокой надежностью. Однако иностранный двигатель имеет и значительно более высокую цену, что сказывается на конкурентоспособности автомобиля в целом. Большинство грузовиков МАЗ-5516 оснащены двигателем ЯМЗ-6582, соответствующим экологическим нормам ЕВРО-3.

Основные параметры ЯМЗ-6582

  • Тип: четырехтактный, с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском топлива;
  • Система наддува: с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике «воздух-воздух»;
  • Количество и расположение цилиндров – 8, V-образное;
  • Мощность – 330 л.с. (242,6 кВт);
  • Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1100-1300 об/мин -1274 Нм;
  • Степень сжатия -17,5;
  • Рабочий объем – 14,86 л;
  • Максимальный удельный расход топлива составляет 200 г/кВтч.
  • Емкость системы смазки двигателя 32 л;
  • Объем системы охлаждения двигателя без радиатора 22 литра.
    Характеристики двигателя улучшены за счет установки электроуправляемой топливной аппаратуры с топливным насосом высокого давления типа «Компакт-40».

МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

Расход топлива

Средний расход топлива на 100 км составляет 30 литров. По рекомендациям автозавода выбирать маслянистую жидкость нужно в зависимости от сезона.

Ходовая часть и рулевое управление

Передняя подвеска — балка на двух продольных полуэллиптических рессорах с телескопическими амортизаторами двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска рессорно-балансирного типа. Рулевой механизм двухступенчатый, с червячной передачей и парой шестерен, снабжен встроенным гидроусилителем руля. Тормоза барабанного типа на всех колесах. Система включения рабочих тормозов пневматическая, с независимым включением передних и задних колес и двухконтурным включением прицепа. Стояночный тормоз на задних колесах активируется энергоаккумуляторами. Привод стояночного тормоза пневматический. Вспомогательный тормоз компрессионный, с демпферами в выхлопной трубе.

Трансмиссия

Все модификации МАЗ-5516 оснащены механическими коробками передач с числом ступеней от 5 до 9. Крутящий момент от двигателя к коробке передач и элементам трансмиссии передается сухим двухдисковым фрикционным сцеплением с пневмогидравлическим усилителем привода. Карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках. Задний и средний мосты: двухступенчатые, состоящие из центрального редуктора и колесных редукторов. Центральный мост оснащен блокируемым межосевым дифференциалом. Передаточное число ведущих мостов 6,59.

Схема переключения передач

Схема переключения передач находится в руководстве по эксплуатации самосвала. Изменение происходит следующим образом:

  • С помощью механизма сцепления силовой агрегат отсоединяется от трансмиссии автомобиля. Это позволяет переключать передачи без снижения оборотов двигателя.
  • Крутящий момент проходит через блок сцепления.
  • Зубчатые передачи расположены параллельно оси вала устройства.
  • Первая ось связана с механизмом сцепления, на поверхности которого имеются шлицы. По ним движется приводной диск.
  • От вала вращающее действие передается на промежуточный вал, совмещенный с шестерней механизма первичного вала.
  • При активации нейтрального режима шестерни начинают свободно вращаться, а муфты синхронизатора приходят в разомкнутое положение.
  • Когда сцепление нажато, вилка перемещает сцепление во включенное положение с крутящим моментом, расположенным на конце шестерни.
  • Шестерня закреплена вместе с валом и перестает вращаться на нем, что обеспечивает передачу действия и вращательного усилия.

Электрооборудование

Схема электропроводки МАЗ-5516 выполнена по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети 24 В. Источниками электрического тока являются две пусковые свинцовые аккумуляторные батареи типа 6-СТ-182 ЭМ или 6-СТ-190А и генератор переменного тока типа Г со встроенным регулятором напряжения -273В1 тип. Для запуска двигателя используется стартер мощностью 7 кВт с электромагнитным механизмом включения.

Электросхема

Схема электрическая принципиальная включает в себя такие элементы, как:

  • Аккумуляторы Их напряжение 12 В. Перед началом работы необходимо откорректировать плотность аккумуляторов.
  • Генератор. Такая установка оснащена встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком. В конструкцию генератора входят подшипники, состояние которых рекомендуется проверять каждые 50 000 км.
  • Начинать. Это устройство необходимо для запуска силового агрегата. Состоит из крышки реле, контактов, заглушек каналов смазки, анкерного стержня, стакана, пружин щеткодержателя, крепежа, ручки, защитной ленты.
  • Электрическое устройство. Его задача – облегчить запуск двигателя при отрицательных температурах.
  • Заземляющий переключатель аккумуляторной батареи. Аккумуляторы необходимо подключать и отключать от массы автомобиля.
  • Система освещения и световая сигнализация. Управление фарами, прожекторами, противотуманными фарами, освещением салона.

Устройство

Для первых версий МАЗ-5516 использовались относительно дешевые элементы и краски, потому машины часто ржавели. Впоследствии вопрос был решен за счет использования передового отделочного оборудования и качественной покраски.

МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

Кузов МАЗ-5516 имеет узнаваемые черты: прямоугольная форма, со слегка закругленным силуэтом. У модели нет капота, важные узлы и двигатель расположены под кабиной. Металлический бампер выполняет роль пассивной системы безопасности. Большие колесные арки имеют удобную ступеньку, позволяющую свободно садиться в машину. Благодаря зеркалам с разным углом обзора достигается уменьшенная мертвая зона и хороший обзор.

МАЗ-5516 управляется через устойчивую 5-ступенчатую механическую коробку передач. Для ведущих мостов предусмотрена двойная главная передача, фактически обеспечивающая полные 10 скоростей. Коробка передач имеет внушительное передаточное число – 7,24. Большой маневренности это не гарантирует, но для грузовика вполне достаточно. Рычаг коробки передач ходит очень сильно и ведет себя капризно. Он слабо реагирует на команды водителя.

Грузовой отдел автомобиля представлен несколькими разновидностями: боковым и задним. Различные модификации позволяют выполнять погрузочно-разгрузочные работы с минимумом трудозатрат и максимумом комфорта. Форма кузова МАЗ-5516 идеально подходит для перевозки наливных, сыпучих и крупногабаритных грузов. С 2000 года кузов этой модели опционально оснащался подогревом, за счет которого можно было зимой перевозить специальные жидкие смеси и бетонные растворы на внушительные расстояния. Качество сварки аппарата соответствует европейским и российским стандартам, что позволяет удерживать сыпучие и жидкие материалы в корпусе.

Кроме того, самосвал может комплектоваться прицепом, превращающим модель в автопоезд. Усовершенствованная система блокировки обеспечивает надежную работу, а подключаемые электрические элементы позволяют освещать приборную панель.

МАЗ-5516 — машина, предназначенная для повседневной работы. На комфорт в салоне этой модели рассчитывать не стоит. В автомобиле установлено два типа кабины:

  • большой – с двумя или одной спальной полкой;
  • маленький — нет спальных мест.

Первые модификации МАЗ-5516 были не самыми удачными с точки зрения комфорта водителя. Однако впоследствии Минский автозавод внес существенные изменения, сделавшие пребывание в салоне более приятным. В грузовике есть:

  • высокая посадка для отличного обзора;
  • ремни безопасности с тремя точками крепления. Они надежно поддерживают пассажиров и водителя в экстренной ситуации;
  • пневматические амортизаторы, расположенные под сиденьем водителя, повышают комфорт при езде на дальние расстояния;
  • прогрев двигателя облегчает запуск в холодную погоду;
  • полки, установленные в салоне за спинками сидений, отделены от рабочего пространства шторками или перегородками;
  • рулевая колонка и сиденья регулируются по положению и высоте;
  • значительно улучшена шумо- и виброизоляция салона.

МАЗ-5516 еще достаточно сырой автомобиль, но модернизация и характеристики модели делают ее очень популярной и сейчас.

Кабина

Модель «5516» пришла на смену «6303» и повторила многие ее черты. А это значит, что во внешности еще прослеживается советский прагматизм и практичность. Это была прямоугольная изба, углы которой были сглажены. Традиционно отсутствовал капот, что давало водителю достаточный обзор. Все механизмы располагались под кабиной. Не забыли и о безопасности — пассивной защитой служил огромный передний бампер.

Удобство, хотя больше необходимость — подножки в колесных арках помогали легко забраться в салон. Зеркала регулируются, поэтому вы можете свести мертвую зону к минимуму. В конструкции не было ничего лишнего. Однако был простор и большие габариты, борт тоже ничем не отличался. Можно сказать, что производитель, разрабатывая кабину, в последнюю очередь думал о водителе – пострадало качество окраски, расположение приборов управления и теплоизоляция.

Из-за плохой покраски кузов часто ржавел. Устранить проблему удалось только в последующие годы с применением качественных и более дорогих технологий.

При покупке грузовика можно было выбрать вариант кабины из двух существующих, отличавшихся размерами и оснащением. В самом длинном есть двухъярусная кровать и три сидения. Спустя много лет автомобиль не раз модернизировался, это касается и кузова. Эргономика и даже внешний вид преобразились в лучшую сторону. Конечно, изменения не превратили кабину в роскошное рабочее место, но последние версии гораздо удобнее первых. С учетом всех изменений теперь комплектация и характеристики кабины самосвала МАЗ-5516 остались такими:

  • Сиденье расположено высоко, что дополняет компоновку салона и обеспечивает хороший обзор;
  • Регулировка сиденья в двух режимах: наклон спинки, выход;
  • Рулевая колонка также регулируется по вылету и высоте;
  • Наличие ремней безопасности;
  • Под сиденьем водителя появились пневматические амортизаторы. Преодолевать большие расстояния было уже не так сложно;
  • Подогреватель стартера облегчил жизнь водителю в сильный мороз;
  • Полки для личных вещей и инструментов. Предусмотрено наличие перегородок или шторок, разделяющих вещи и кабину.

Решена основная проблема грузовиков МАЗ — существенно изменилась звуко- и теплоизоляция.

МАЗ 5516: технические характеристики, грузоподъемность, расход топлива

Габаритные характеристики

  • Длина — 7190мм;
  • Ширина — 2500мм;
  • Высота — 3100мм;
  • Колесная база – 3850 + 1400 мм;
  • Дорожный просвет — 270мм;
  • Высота автомобиля с полностью поднятым кузовом: выброс сзади 6000 мм, выброс сбоку 4010 мм.
  • угол подъема кузова при заднем выбросе -50 град.

Весовые параметры и распределение нагрузок

  • Грузоподъемность: от 20 000 до 23 000 кг;
  • Снаряженная масса автомобиля 12 000 кг;
  • Полная масса – 32000 кг;
  • Полная нагрузка — передняя ось 7000 кг, задняя ось 25000 кг.

Динамические характеристики

  • Заявленная производителем максимальная скорость – 95 км/ч;
  • Максимальная скорость в составе автопоезда – 92 км/ч;
  • Наименьший радиус поворота по колеи переднего внешнего колеса – 7,9 м;

Плюсы и минусы

Как было отмечено выше, МАЗ-5516 имеет множество плюсов и минусов. Рассматривая первые версии, стоит обратить внимание на неудачный дизайн кабины и отсутствие в ней условий для комфортной работы. Механическая часть, двигатель, трансмиссия и другие механизмы изготовлены и собраны качественно. Современные самосвалы из Минска усовершенствованы в обоих аспектах и ​​радуют владельца. В качестве дополнительных качеств машины выделим следующие:

  • Экономичность, низкая стоимость ремонта. Практически все аналоги намного дороже в ремонте, и достать на них запчасти сложнее;
  • Простота обслуживания. Ремонт не требует специального обслуживания. Системы просты по конструкции и легко ремонтируются;
  • Для увеличения производительности грузовика возможно присоединение прицепа;
  • По сравнению с аналогами автомобиль намного дешевле, а значит и доступнее. Новый 20-тонник продается у официального дилера по цене около 2 миллионов рублей. Подержанный автомобиль в чуть худшем состоянии, но все еще готовый взорваться, стоит около 400 тысяч рублей. Оба варианта осуществят перевозку на совесть, но, очевидно, проблем с новой машиной будет меньше;
  • Проверенная система подвески. Несмотря на большие нагрузки, теперь даже с пробегом машина будет в хорошем состоянии;
  • Мощный силовой агрегат, позволяющий без труда передвигаться по разной местности и одновременно перевозить грузы.

Можно сказать, что все негативные отзывы поглощаются первыми версиями МАЗ-5516. А положительные качества в последних экземплярах свидетельствуют о желании развиваться вместе с производителем и совершенствовать свою технику. Высокая оценка присуждается не только за то, что дизайнеры исправили множество недостатков. В любое время самосвал выполнял поставленные задачи на высшем уровне, а при необходимости даже превышал свои силы, указанные в паспорте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector