Проблемы с обогревом салона могут быть застигнуты врасплох в самый ответственный момент, а могут начать проявляться постепенно, давая автовладельцу время на их устранение. К сожалению, не все водители обращают внимание на симптомы, свидетельствующие о том, что в краткосрочной перспективе в их автомобиле может выйти из строя печка.
Шипение вентилятора отопителя в связи с этим является одним из наиболее характерных признаков того, что вероятность его заклинивания возрастает с каждой поездкой, и лечить это следует как можно раньше. К сожалению, на Мазде 5 эта процедура довольно сложная и, честно говоря, литературы по ней мало. По крайней мере, в руководстве по эксплуатации ничего об этом не сказано. Мы постараемся рассказать вам, как решить эту проблему с наименьшими затратами ресурсов.
Процедура замены моторчика печки на Мазда 5.
Почему печной вентилятор выходит из строя
Отопитель салона Мазда 5 представляет собой узел, состоящий из множества деталей и узлов, и одним из них является вентилятор, нагнетающий воздух в теплообменник и далее по системе воздуховодов салона автомобиля. Проблемы могут возникнуть в любом из узлов системы отопления.
Также, поскольку он является составной частью системы охлаждения, выход из строя любого узла этой системы (например, термостата или водяного насоса) также приведет к износу или полному выходу из строя штатного отопителя.
По этой причине диагностика неисправностей печки всегда является проблемой. Ну или почти всегда, так как во многих случаях есть характерные признаки, по которым можно относительно легко и точно определить местонахождение проблемного участка. Можно сказать, что выход из строя вентилятора относится к ним, так как отсутствие потока воздуха от дефлекторов будет свидетельствовать о неисправности двигателя.
В большинстве случаев это связано с износом медных втулок (в вентиляторе пятой Мазды нет подшипников). Обычно этот процесс сопровождается стуком вала, что только усугубляет проблему, а со временем крыльчатка начинает прикипать к корпусу и со временем заедает. Износ щеток коллектора электродвигателя также является одной из частых причин выхода из строя вентилятора.
Диагностика неисправностей вентилятора отопителя
Если мы убедились, что причина отсутствия притока воздуха не в забитом салонном фильтре, а в неработающем вентиляторе, нам еще предстоит выяснить причину его выхода из строя, ведь и здесь есть несколько альтернатив. В первую очередь нужно проверить целостность 40-амперного предохранителя отопителя, расположенного в подкапотном блоке.
Иногда имеет свойство перегорать из-за кратковременного и значительного увеличения нагрузки на электрическую цепь. Если проблема в предохранителе, просто замените его, но когда это поможет ненадолго, следует приступить к поиску причин. Возможно, где-то замыкает цепь, и не всегда удается быстро найти это место.
Иногда причиной неработоспособности мотора вентилятора является сгоревшее реле. Его можно найти, разобрав левую часть торпеды. Поменяйте проблемное реле заведомо исправным, чтобы выяснить, не является ли оно причиной холода в салоне.
В противном случае это не значит, что с электрической частью все в порядке – обрыв может возникнуть где угодно, в том числе и в контактах двигателя. Но узнать это можно только обратившись к нему, поэтому придется начинать разбирать часть платы. Напоследок отметим, что звук схем вентилятора духовки требует определенных знаний, поэтому лучше доверить эту работу автоэлектрикам.
Напоследок отметим, что как сломанные втулки, так и продольная ось вала в большинстве случаев проявляются в шипении вентилятора, так что если он перестает работать после продолжительного шума, то, скорее всего, вам нужна замена узла Mazda.
Правда, стоимость этого узла относительно высока, но если вы в принципе против использования контрактных деталей, у вас есть два варианта: купить новый или попытаться восстановить сломанный. Рассмотрение последнего варианта в наши задачи не входит, так как это довольно обширная и самостоятельная тема, поэтому ограничимся описанием того, как разбирается моторчик отопителя.
Замена вентилятора Mazda 5
Большинство автовладельцев, которым приходилось выполнять эту операцию, считают, что конструкторы концерна здесь явно не потрудились – доступ к печке действительно затруднен, а для этого необходимо разобрать практически всю переднюю панель. Однако есть способ получить доступ к вентилятору отопителя без полной разборки торпеды, о чем мы сегодня и поговорим.
Приводим алгоритм, как заменить крыльчатку и моторчик печки Мазда 5:
- отсоедините минусовую клемму аккумулятора;
- приступаем к обезвреживанию торпеды с пассажирской стороны, для чего сначала обезвреживаем центральную консоль;
- снять перчаточный ящик;
- для отключения разъема питания также потребуется открутить и снять нижнюю часть торпеды со стороны водителя вместе с кожухом рулевой колонки;
- снимите кожух воздухозаборника с амортизатором;
- теперь можно отсоединить проводку от вентилятора и снять пластиковую трубку;
- на самом вентиляторе есть выступающий язычок — берем его и поворачиваем против часовой стрелки, пока все три ушка не совпадут с соответствующими пазами;
- снимите вентилятор.
Теперь можно переходить к изучению крыльчатки и мотора для выяснения причины поломки вентилятора и возможности его ремонта. Сборка производится в обратном порядке. Если делать эту процедуру впервые, то на это уйдет более 4 часов, иначе время на монтаж/демонтаж можно сократить вдвое.
Для сравнения: полная разборка передней панели, к которой прибегают даже работники автосервиса, может занять до двух дней при ремонте автомобиля, при этом риск ошибиться при сборке возрастает в разы.