Так, для вариатора Honda первого поколения* используются только масла Honda с названиями HMMF (Honda Multi Matic Fluid) или CVTF (тот же HMMF, но для европейского и американского рынка). Никакое другое масло, каким бы замечательным ни было его название, нельзя использовать в вариаторах Honda!
Слева: HMMF (внутренний рынок Японии). Справа: CVTF (американский рынок).
Не существует «полной замены» или «полной замены» для HMMF, кроме Honda CVTF. Honda не передавала права на производство какой-либо компании, ни Castrol, ни Mobil, ни Yokki. Эти жидкости могут иметь этикетку «Соответствует требованиям Honda» на банке, но не имеют РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию в агрегатах Honda.
Обратите на это особое внимание, так как HMMF (CVTF) был специально разработан для уникальной системы Honda Multi Matic (HMM) с вышеупомянутыми фрикционными дисками. История происхождения HMMF не является секретом: это продолжение развития ATF Z1, который, как мы уже знаем, является преемником «классического» Dexron II.
На ранних вариаторах Honda (автомобили Civic в кузове EK3, HR-V, Integra SJ) даже на щупах КПП написано ATF Z1, но у этой этикетки та же история, что и с надписью Dexron II в «автоматах» до 1996. Использование ATF Z1 разрешено в вариаторах до 2000 года, но ненадолго. В более поздних моделях использование ATF Z1 в принципе запрещено.
Причина такого ограничения кроется в химических свойствах HMMF (CVTF) и принципиальном отличии вариатора Honda от всех других подобных конструкций. Мы уже говорили о функции HMM, но что же такого особенного в HMMF (CVTF)?
Дело в том, что уникальный состав HMMF (CVTF) содержит помимо пакета присадок к охлаждающей жидкости специальный материал, позволяющий жидкости балансировать в рабочем вариаторе между параметрами смазки и повышенным трением. Иными словами, одна и та же жидкость должна быть одновременно и теплоотводом, и смазкой, и усилителем трения между ремнем и шкивом, предотвращающим их проскальзывание. Другие жидкости просто не могут этого сделать!
Теперь о сроке замены. Следует помнить, что старение жидкости HMMF приводит к снижению ее пропускной способности, что в конечном итоге приводит к проскальзыванию ремня и так далее. Только свежая жидкость может поддерживать все необходимые параметры в пределах нормы, поэтому ни в коем случае нельзя затягивать с ее заменой.
Определить старение HMMF (CVTF) «на глаз» также нереально, как и в случае с ATF Z1. Если «мастер» говорит, что жидкость еще чистая и прозрачная, и в замене не нуждается, то он не профессионал. О качестве жидкости может сказать только дорогостоящий анализ на специальном оборудовании, стоимость которого может превышать все разумные пределы. Если вы сомневаетесь в качестве жидкости, заливающей вариатор вашей Хонды, то лучше, проще и дешевле ее поменять.
Под поддоном установлен большой фильтр с регулируемой скоростью.
Для замены HMMF нужно всего около пяти литров жидкости, а не двенадцать, как это называют на некоторых СТО. В принципе, промывка не противопоказана даже ранним вариаторам Honda, так как при замене жидкости необходимо менять два фильтра, установленных в коробке, один в поддоне (HR-V) или возле радиатора (Civic EU), во-вторых на самом корпусе вариатора. А вот смывку лучше не использовать — частичная замена даже в этом случае будет правильнее. Также может понадобиться прокладка поддона вариатора, даже если она сделана из картона.
Процесс замены спецжидкости в вариаторе Хонда с платформой подробно описан здесь.
На более поздних (Fit) вариаторах нет картера и процесс замены сводится к частичной замене масла, как и в случае с обычной АКПП. На некоторых моделях может быть дополнительный выносной фильтр, аналогичный тому, что у Цивика, или, наоборот, стоящий на кузове.
Во всех случаях количество слитого и залитого масла будет примерно одинаковым, от 3,8 (FIT) до 4,6 литров (HR-V). Всегда лучше возить с собой немного больше масла, так как всегда удобнее иметь его, чем не иметь. Если для Honda Fit достаточно стандартной японской банки HMMF, то для всех остальных вариаторов придется поискать еще лишний литр.
Хотя это не будет лишним. Многие забывают, например, что при снятии агрегатов для замены пыльников сливается небольшое количество масла, которое необходимо восстановить после окончания операции. Вот тогда и пригодится оставшееся масло.
Для замены 85-90% жидкости в сильно изношенном вариаторе, как и в случае с АКПП, операцию по замене масла придется повторить через 200-300 км, однако чаще всего в этом нет необходимости. Уже после первой замены становится ясно, жив ли привод или все процедуры уже давно назрели.
Однако если вариатору не помочь заменой жидкости, остается только ремонтировать, и тут владельцу вариатора можно только посочувствовать. Проблема в том, что запчастей на вариатор в сборе нет в продаже ни в каком виде, кроме как в сборе. По стоимости агрегат иногда дороже стоимости всего автомобиля в целом, если покупать с рук. Были прецеденты, когда удавалось найти настоящий ремень, с заменой которого все проблемы исчезали, но это исключение, можно сказать, просто повезло.
Так что абсолютно правы российские мастера, когда говорят, что вариатор, в случае выхода из строя, абсолютно неремонтопригоден. Запчастей на него просто нет. Многие, в случае столкновения с такой досадой, стремятся заменить всю коробку на контрактную, то есть б/у.
К сожалению, в отличие от обычной АКПП, где допускается замена, так как ее ресурс гораздо выше, в случае с вариатором получается настоящая лотерея. Есть шанс выиграть, но в этом случае вы получите только ремонтопригодную машину, за которую вы действительно заплатили деньги. Утечка будет означать явную потерю средств: установка КПП стоит больших денег, а через месяц опять начнется скатка.
Стоит упомянуть, в каких марках Honda встречается вариатор. Часто, но не всегда, на Цивиках в кузове ЕК3, ЕС1, ЕС1, на всех ХР-В кроме МКПП, почти на всех Фит (Джаз).
Есть особо интересные решения, настоящий эксклюзив. Рубя «тюнинг-ателье» Honda, компания Mugen иногда «балуется» модификациями Honda Fit. Так среди их продукции есть уникальный Fit Mugen, с турбированным мотором L15A (!!) и все в том же вариаторе. Будем надеяться, что срок службы вариатора в этой «группе» будет до тех пор, пока он эффектно выглядит и «стреляет» еще эффективнее»!
В общем, любой автомобиль после 1998 года с объемом двигателя до 1600сс вполне может иметь вариатор «на борту». На автомобили с большим объемом вариаторы не устанавливаются по той же причине — сложность комбинации и ненадежность сборки. Однако технологии не стоят на месте.
Исключением из этого правила является Honda Odyssey, минивэн с объемом двигателя 2400сс, в кузове RB1, кроме комплектации Absolute (а также М). В этих больших автомобилях с мощным двигателем помимо вышеперечисленного оборудования имеется вариаторная коробка передач.
Подводя итог разговору о вариаторе, необходимо подчеркнуть следующее: коробка передач вариатора – надежный и перспективный агрегат, требующий все же определенного ухода и заботы. Смену жидкости, обязательно с фильтрами (если есть), нужно делать периодически, каждые 35 000 – 40 000 км.
При отсутствии фильтров проводится частичная замена, как и в случае с обычной АКПП. При наличии вариатора категорически не рекомендуются резкие ускорения, торможения, а также длительные движения со скоростью более 120 км/ч.
*Бесступенчатые вариаторы Honda второго поколения включают трансмиссии Honda Accord (2013 CVT) и Honda Fit (2015 CVT). В этом случае используется другая техническая жидкость – HCF-2.
Чтобы определить правильный тип жидкости, используемой в АКПП вашего автомобиля, рекомендуем перед ремонтными работами внимательно изучить инструкцию по эксплуатации автомобиля.