Датчик положения распредвала

Современные двигатели имеют достаточно сложное устройство и управляются электронным блоком управления на основе сигналов датчиков. Каждый датчик отслеживает определенные параметры, характеризующие работу двигателя в текущий момент времени, и передает информацию на компьютер. В этой статье мы рассмотрим один из важнейших элементов системы управления двигателем: датчик положения распределительного вала (ДПРС).

Датчик положения распредвала

Что такое ДПРВ

Аббревиатура ДПРВ расшифровывается как датчик положения распределительного вала. Другие названия: датчик Холла, фазы или CMP (аббревиатура на английском языке). Из названия понятно, что он участвует в работе газораспределительного механизма. Точнее, на основе его данных система рассчитывает идеальные моменты впрыска топлива и зажигания.

В этом датчике используется опорное (питающее) напряжение 5 вольт, а его основным компонентом является чувствительный элемент Холла. Сам он не определяет момент впрыска или зажигания, а лишь передает информацию о моменте достижения поршнем первой ВМТ цилиндра. На основании этих данных рассчитывается время и продолжительность инъекции.

В своей работе ДПРВ функционально связан с датчиком положения коленчатого вала (ДПКВ), который также отвечает за корректную работу системы зажигания. Если по какой-то причине датчик распредвала выйдет из строя, будут учитываться основные данные с датчика коленвала. Сигнал от ДПКВ наиболее важен в работе системы зажигания и впрыска, без него двигатель просто не заработает.

ДПРВ используется во всех современных двигателях, включая двигатели внутреннего сгорания с системой изменения фаз газораспределения. Устанавливается в головку блока цилиндров в зависимости от конструкции двигателя.

Устройство датчика положения распредвала

Как уже было сказано, датчик работает на основе эффекта Холла. Этот эффект был открыт в 19 веке одноименным ученым. Он заметил, что если через тонкую пластину, помещенную в поле действия постоянного магнита, пропустить постоянный ток, то на других ее концах образуется разность потенциалов. То есть под действием магнитной индукции часть электронов отклоняется и образует на других гранях пластины небольшое напряжение (напряжение Холла). Он используется как сигнал.

ДПРВ устроена точно так же, только более продвинуто. Он содержит постоянный магнит и полупроводник, к которому подключены четыре контакта. Напряжение сигнала поступает на небольшую интегральную схему, где оно обрабатывается, а из корпуса датчика уже выходят обычные контакты (два-три). Корпус выполнен из пластика.

фото 4

Принцип работы

На распределительном валу напротив ДПРВ установлен ведущий диск (ведущее колесо). В свою очередь, на диске привода распредвала выполнены специальные зубья или выступы. В тот момент, когда эти удары проходят мимо датчика, ДПРВ формирует цифровой сигнал специальной формы, показывающий текущий ход поршня в цилиндрах.

Работу датчика распредвала правильнее рассматривать вместе с работой ДПКВ. На каждые два оборота коленчатого вала приходится один оборот распределителя. В этом секрет синхронизации систем впрыска и зажигания. Другими словами, ДПРВ и ДПКВ показывают момент такта сжатия на первом цилиндре.

Диск привода коленчатого вала имеет 58 зубьев (60-2), то есть при прохождении участка с зазором в два зуба через датчик коленвала система сравнивает сигнал с ДПРВ и ДПКВ и определяет момент впрыска на первом цилиндре. Через 30 зубьев его впрыскивают, например, в третий цилиндр, а затем в четвертый и второй. Так работает синхронизация. Все эти сигналы являются импульсами, которые считываются блоком управления. Их можно увидеть только в форме волны.

Признаки неисправности

Сразу нужно сказать, что при неисправном датчике распредвала двигатель будет продолжать работать и запускаться, но с некоторой задержкой.

На неисправность ДПРВ могут указывать следующие симптомы:

  • повышенный расход топлива, так как система впрыска не синхронизирована;
  • машина дергается, теряет обороты;
  • наблюдается ощутимая потеря мощности, машина не может разогнаться;
  • двигатель запускается не сразу, а с задержкой в ​​2-3 секунды или останавливается;
  • система зажигания работает с пропусками зажигания, пропусками зажигания;
  • бортовой компьютер показывает ошибку, загорается Check Engine.

Эти симптомы могут свидетельствовать о неисправности ДПРВ, но могут свидетельствовать и о других проблемах. Необходимо пройти диагностику в сервисе или воспользоваться специальным диагностическим сканером. Например, универсальный прибор Rokodil ScanX.

фото 20

Ошибки Р0340 — Р0344, Р0365 свидетельствуют о неисправности или обрыве проводки ДПРВ.

Среди причин выхода из строя ДПРВ можно выделить следующие:

  • проблемы с контактами и проводкой;
  • может быть скол или изгиб выступа приводного диска, поэтому датчик считывает неверные данные;
  • повреждение самого датчика.

Само по себе это маленькое устройство редко выходит из строя.

Способы проверки

Как и любой другой датчик на эффекте Холла, ДПРВ нельзя проверить, замерив напряжение на контактах мультиметром («прозвонка»). Полную картину своей работы можно дать только проверив осциллографом. На осциллограмме будут видны импульсы и фронты провалов. Для считывания данных с осциллограммы также потребуются некоторые знания и опыт. Это может сделать грамотный специалист на СТО или в сервисном центре.

Сигналы датчиков хорошо видны на осциллограмме

При обнаружении неисправности датчик заменяется новым, ремонт не предусмотрен.

ДПРВ играет важную роль в системе зажигания и впрыска. Его выход из строя приводит к проблемам в работе двигателя. При обнаружении симптомов лучше пройти диагностику у грамотных специалистов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector