Датчик давления масла ВАЗ 2106

Работоспособность любого автомобильного двигателя зависит от наличия смазки двигателя и давления, создаваемого масляным насосом. Для того чтобы водитель мог контролировать эти важные параметры, на панели приборов «классического» ВАЗ 2106 установлен соответствующий указатель и мигающая красная сигнальная лампа. Оба индикатора получают информацию от встроенного в двигатель элемента: датчика давления масла. Деталь несложная, а при необходимости ее легко можно поменять своими руками.

Назначение датчика контроля давления масла

Все подвижные и трущиеся детали силового агрегата постоянно промываются жидкой смазкой, подаваемой шестеренчатым насосом из поддона картера двигателя. Если по разным причинам подача смазки прекращается или ее уровень падает до критической отметки, вас ждет серьезная поломка двигателя, а то и не одна. Результат — капитальный ремонт с заменой подшипников коленвала, цилиндро-поршневой группы и т.д.

Горит лампа давления масла ВАЗ 2101-06

Индикатор показывает отсутствие давления масла после включения зажигания или при неисправности

Чтобы обезопасить автовладельца от этих последствий, в классических моделях «Жигулей» предусмотрен двухуровневый контроль над системой смазки двигателя, которая работает по следующему алгоритму:

  1. После поворота ключа в замке и включения зажигания загорается красная контрольная лампа, сигнализирующая об отсутствии давления масла. Указатель стоит на нуле.
  2. В первые 1-2 секунды после запуска двигателя индикатор продолжает гореть. Если подача масла в нормальном режиме, лампа гаснет. Стрелка сразу показывает фактическое давление, создаваемое насосом.
  3. При выключении двигателя, потере большого количества смазки, или возникновении неисправности мгновенно загорается красный индикатор.
  4. Если давление смазки в каналах двигателя падает до критического уровня, лампочка начинает периодически мигать.
    Нормальное давление масла ВАЗ 2106
    После включения силового агрегата стрелка показывает давление в смазочных каналах

Неисправности, приводящие к падению давления: поломка или износ масляного насоса, полное истощение вкладышей коленчатого вала или поломка картера.

Основную роль в работе системы играет датчик – элемент, фиксирующий давление масла в одном из основных каналов двигателя. Индикатор и стрелка являются лишь средством отображения информации, передаваемой манометром.

Расположение и внешний вид прибора

Датчик, устанавливаемый на классические модели ВАЗ 2106, состоит из следующих частей:

  • элемент в виде круглого металлического бочонка с клеммой для подключения провода (заводское название — ММ393А);
  • вторая часть — мембранный переключатель в виде гайки с контактом на конце (обозначение — ММ120);
  • стальной тройник, куда прикручиваются предыдущие детали;
  • уплотнительные бронзовые шайбы.

Как выглядит датчик давления масла Жигули»

Датчик включает в себя 2 метра, привинченные к Т

Большая «бочка» MM393A предназначена для измерения величины давления, «гайка» с выводом MM120 исправляет его отсутствие, а Т — соединительный элемент, вкручиваемый в двигатель. Расположение датчика на левой стенке блока цилиндров (если смотреть по ходу движения машины) ниже свечи зажигания № 4. Не путайте прибор с датчиком температуры, установленным выше в головке блока цилиндров. Кабели, которые идут внутрь салона, к плате, подключаются к обоим контактам.

В более поздних моделях «классического» ВАЗ 2107 на приборной панели отсутствует указательная стрелка, остается только контрольная лампа. Поэтому используется упрощенный вариант датчика без Т и большого цилиндра.

Расположение датчиков давления масла ВАЗ 2101-2106

Манометры находятся на левой стенке блока цилиндров, рядом с ней пробка для слива охлаждающей жидкости

Устройство и схема подключения

Задача мембранного выключателя, выполненного в виде гайки с выводом, своевременно замыкать электрическую цепь с контрольной лампой при падении давления смазки. Устройство состоит из следующих частей:

  • металлический корпус шестигранной формы;
  • контактная группа;
  • выскочка;
  • измерительная мембрана

Устройство датчика: сигнализатор давления смазки «Жигули»

Яркость индикатора зависит от положения мембраны, которая растягивается под давлением смазки

Элемент включен в схему по простейшей схеме — последовательно с индикатором. Нормальное положение контактов «замкнуто», поэтому после включения зажигания лампочка загорается. При работающем двигателе через Т к мембране поступает давление масла. Под давлением смазки последняя давит на толкатель, который размыкает контактную группу, в результате индикатор гаснет.

При возникновении одного из отказов двигателя, вызывающего падение давления жидкой смазки, эластичная мембрана возвращается в исходное положение и электрическая цепь замыкается. Водитель сразу видит проблему по мигающему «управлению».

Устройство второго элемента, «бочки» под названием ММ393А, несколько сложнее. Главную роль здесь также играет эластичная мембрана, соединенная с исполнительным механизмом – реостатом и ползунком. Реостат представляет собой катушку из высокоомной никель-хромовой проволоки, а ползунок — подвижный контакт, перемещающийся по виткам.

Прибор учета Жигули ММ393А

При увеличении давления смазки реостат уменьшает сопротивление цепи, вал больше отклоняется

Электрическая схема подключения датчика и указателя аналогична первой: реостат и прибор включены в цепь последовательно. Алгоритм работы следующий:

  1. Когда водитель включает зажигание, на цепь подается напряжение бортовой сети. Ползунок находится в крайнем положении, а сопротивление обмотки максимальное. Стрелка прибора остается на нуле.
  2. После запуска двигателя в канале появляется масло, которое попадает в «бочку» через Т и давит на мембрану. Он натягивается и толкатель перемещает ползунок по обмотке.
  3. Общее сопротивление реостата начинает уменьшаться, ток в цепи увеличивается и вызывает отклонение стрелки. Чем выше давление смазки, тем больше растягивается мембрана и меньше сопротивление катушки, и прибор ощущает увеличение давления.

Датчик реагирует на снижение давления масла в обратном порядке. Усилие на мембрану уменьшается, она выпадает назад и тянет за собой ползун. Включаем в цепь новые витки обмотки реостата, сопротивление увеличивается, стрелка прибора падает до нуля.

Схема подключения счетчика MM393A

По схеме датчик соединен последовательно с указателем, расположенным на панели приборов

Видео: какое давление должен показывать исправный прибор

Как проверить и заменить элемент

При длительной эксплуатации внутренние детали датчика периодически изнашиваются и выходят из строя. Неисправность проявляется в виде ложных показаний шкалы индикации или постоянно горящей аварийной лампы. Прежде чем делать выводы о выходе из строя силового агрегата, очень желательно проверить работоспособность датчика.

Если контрольная лампа загорается при работающем двигателе, а указатель падает до нуля, первое, что вы должны сделать, — немедленно выключить двигатель и не запускать его до тех пор, пока проблема не будет обнаружена.

Индикатор давления масла горит при работающем двигателе ВАЗ 2106

Если индикатор загорается при работающем двигателе, а стрелка показывает ноль, его необходимо немедленно выключить

Когда лампочка своевременно включается и гаснет, а стрелка не отклоняется, нужно проверить исправность датчика масла — манометра ММ393А. Вам понадобится рожковый ключ на 19 мм и манометр со шкалой до 10 бар (1 МПа). Для манометра нужно накрутить гибкую трубку с резьбовым наконечником М14 х 1,5.

Манометр для проверки давления масла в двигателе ВАЗ 2101-06

Испытательные манометры оснащены адаптерами для проверки различных двигателей

Процедура проверки следующая:

  1. Выключите двигатель и дайте ему остыть до 50-60°С, чтобы не обжечь руки во время работы.
  2. Отсоедините провода от датчиков и открутите их ключом на 19 вместе с Т. Учтите, что при разборке из блока может вытечь небольшое количество масла. Как снять датчик давления масла с автомобиля Жигули
    Узел легко откручивается обычным рожковым ключом
  3. Вверните резьбовую часть трубки в отверстие и тщательно затяните. Запустите двигатель и следите за манометром.
    Схема подключения манометра к двигателю «классика»
    Чтобы убедиться, что манометр ввинчен в место расположения датчика
  4. Давление масла на холостом ходу 1-2 бара, на изношенных двигателях может опускаться до 0,5 бар. Максимальные показания на высоких скоростях составляют 7 бар. Если датчик дает другие значения или находится на нуле, необходимо приобрести и установить новую сменную деталь. Проверка давления масла в двигателе ВАЗ 2106
    При измерении желательно сравнивать показания манометра и стрелки на приборной доске

В дороге датчик масла ВАЗ 2106 проверить сложнее, так как под рукой нет манометра. Чтобы убедиться в наличии смазки в каналах двигателя, отверните элемент, отсоедините главный трос зажигания и проверните коленчатый вал стартером. При исправном насосе масло будет выплескиваться из отверстия.

Если стрелка на шкале прибора показывает нормальное давление (в диапазоне от 1 до 6 бар), но горит красная лампочка, явно неисправен малый мембранный датчик ММ120.

Когда сигнальная лампочка вообще не включается, рассмотрите 3 варианта:

  • перегорела лампочка;
  • обрыв провода;
  • маленький шестигранный датчик пришел в негодность.

Первые 2 версии легко проверить проверкой тестером или мультиметром. Исправность мембранного элемента проверяется следующим образом: включают зажигание, снимают провод с клеммы и замыкают его на массу автомобиля. Если лампа загорелась, смело меняйте датчик.

Как поменять датчик масла ВАЗ 2106

Для снятия манометра нужно открутить накидную гайку, которая прижимает тройник к блоку

Замена производится путем откручивания большого или малого датчика ключом. Важно не потерять уплотнительные латунные шайбы, так как они могут не входить в комплект новой детали. Удалите подтекающую моторную смазку из отверстия тряпкой.

Оба датчика ремонту не подлежат, только замена. Их металлические корпуса, способные выдержать давление масла работающего двигателя, герметичны и не подлежат разборке. Вторая причина – низкая цена запчастей ВАЗ 2106, что делает такой ремонт бессмысленным.

Видео: замена датчика ВАЗ 2106

Функции и работа указателя

Устройство, встроенное в приборную панель слева от тахометра, предназначено для отображения уровня давления моторного масла, ориентируясь на датчик. Принцип действия указателя напоминает работу обычного амперметра, реагирующего на изменение силы тока в цепи. Когда механический реостат внутри измерительного элемента изменяет сопротивление, ток увеличивается или уменьшается, отклоняя стрелку. Шкала отградуирована в единицах давления, соответствующих 1 бар (1 кгс/см2).

Схема подключения датчика давления масла ВАЗ 2106

Стрелка реагирует на изменение сопротивления электрической цепи, создаваемой датчиком

Устройство состоит из следующих основных элементов:

  • круглое тело;
  • стрелочный механизм с постоянным магнитом и обмотками;
  • контрольная лампа, соединенная с соответствующим датчиком отдельной линией;
  • шкала с подсветкой;
  • компенсационный резистор;
  • соединители проводов

Как подключить классический датчик давления масла

Указатель подключается к датчикам, выключателю питания и габаритам для подсветки шкалы

Нулевые показания прибора соответствуют сопротивлению контура 320 Ом. При снижении до 100-130 Ом стрелка держится на уровне 4 бар, 60-80 Ом — 6 бар.

Неисправность датчика давления масла ВАЗ 2106

Если в состоянии покоя стрелка не показывает давление, стоит проверить работоспособность прибора

Датчик давления моторной смазки двигателя Жигули – достаточно надежный элемент, который очень редко ломается. Если стрелка не хочет отрываться от нулевой отметки, то обычно виноват датчик. При наличии сомнений в работе показывающего устройства проверьте его простым методом: измерьте напряжение на соединительных контактах датчика масла ММ393А при работающем двигателе. Если напряжение присутствует, а стрелка стоит на нуле, прибор подлежит замене.

Система контроля давления масла ВАЗ 2106 с двумя датчиками и механическим индикатором проста и надежна в эксплуатации. Несмотря на устаревшую конструкцию, эти датчики часто приобретаются и устанавливаются автомобилистами на другие, более современные автомобили, оснащенные с завода только контрольным датчиком. Примеры — обновленная ВАЗовская «семерка», Шевроле Авео и Нива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector