Ремонт ходовой части любого автомобиля, а особенно внедорожника – это всегда актуальная тема. Поговорим о замене рессор на УАЗ «Буханка». Эта процедура, с технической точки зрения, особых сложностей не представляет, разве что долго, но, как всегда, в любом деле есть нюансы.
Немного теории
Ульяновский завод с самого начала комплектует свои автомобили полностью зависимой подвеской. Все модели УАЗ, выпущенные до 1994 года, сходили с конвейера только с рессорной подвеской. Теперь новые модификации УАЗ-469 («Охотник», «Патриот») могут иметь и рессорную подвеску.
Итак, пружина – это упругий элемент подвески, отвечающий за жесткость подвески и выполняющий роль направляющего узла. Чрезвычайно простая конструкция и универсальность приводят к относительно низкой стоимости пружины. Именно поэтому его используют на УАЗике — дешево и сердито. Несмотря на все удобство и функциональность, этот тип упругого элемента подвески не лишен эксплуатационных проблем:
- пружины достаточно сложно сделать с «правильной» мягкостью;
- иметь непредсказуемое трение между листами, что вызывает «тряску» в салоне;
- «усталостный» износ (применимо к пружинам трапециевидного сечения).
По конструкции пружины бывают:
- Мало листов, в которых меньше трение, но и цена выше.
- Несколько листов — стандарт конструкции универсалов УАЗ.
Есть даже 1-листовые, которые вообще не имеют трения, но более склонны к S-образному изгибу.Помните, многолистовые рессоры для «Кастрюли» не следует заменять аналогами с меньшим числом лепестков, которые устанавливаются на модификация УАЗ-469. У этого элемента нет минимального размера по высоте, как, например, у рессоры, что дает возможность владельцу УАЗа собственноручно собрать рессору, соответствующую его потребностям.
Собрать и поменять рессору на УАЗ «Буханка» вроде бы можно самостоятельно, сэкономив и на готовой запчасте, и на услугах автомастерской, но нюансов в этом вопросе много.
По максимальному натяжению пружина рассчитана на полное сжатие, поэтому не стоит самозабвенно экспериментировать с количеством лепестков. Любое нарушение, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, может привести к неравномерному распределению напряжения по элементу. Результатом будет преждевременный износ этой детали подвески.
УАЗ “Буханка”: замена рессор и их подушек своими руками
Пружины передней и задней подвески на вагонных УАЗах симметричны, идентичны и взаимозаменяемы и имеют следующие характеристики:
- длина 1200 мм, ширина 45 мм, 13 лопастей шириной 6,5 мм, зажатых по центру болтом и четырьмя хомутиками по краям;
- профиль – трапециевидный;
- заводские листы проходят дробеструйную и термоструйную обработку;
- передний и задний торцы элемента не отличаются (что удобно при монтаже);
- резиновые подушки имеют два утолщения: верхнее и нижнее, соединенные перемычкой.
Для замены пружины на УАЗ «Буханка» вам потребуются:
- Собственно, сама новинка.
- Подушки можно взять резиновые, но лучше полиуретановые. Последние более прочные, эластичные, износостойкие, долго сохраняют геометрию и отлично выдерживают большие нагрузки.
- Болты с квадратным подголовком с гравером (М10) 25 и 30 мм, М16 170 мм.
- Еще пригодится WD-40, графитовая смазка.
Из инструментов особо стоит отметить необходимость наличия газовой горелки, «болгарки», дрели. А теперь коротко о процессе на примере передней пружины:
- Ставим УАЗ на ровную поверхность, передние колеса фиксируем клиньями. Снимите колесо.
- Подденьте пружинные лестницы головкой с длинным рычагом на 22. Если вы хотите сделать это быстро, а этот процесс требует большей части вашего времени и сил, просто срежьте узлы болгаркой”.
- Нагрейте крышки крепления пружин горелкой. После нагрева можно ударить по ним (не сильно) молотком, затем открутить крышки и удалить грязь, которая обязательно будет внутри.
- Поднять УАЗ на раму так, чтобы колесо возвышалось над землей на 1-1,5 см, поставить на подставки. Угон идеально подходит для этой манипуляции.
- Снимите колесо, лестницу. Поднимите мост, уберите опоры, уберите домкрат.
- Снимите пружину с любой опоры, со второй она выйдет сама. На этом этапе пригодится металлолом.
- Смажьте новую деталь графитной смазкой. Затем прикрутите пружину к перемычке, сверху положите толстый брусок размером с кусок, домкрат и сверху проволоку, чтобы обмотать листовую деталь вместе с перемычкой. Аккуратно с помощью домкрата выпрямите новый элемент подвески, затем закрепите его в кронштейнах на раме, на которых установлены подушки. Да, на данном этапе ремонта УАЗ «Буханка» производится замена подушек рессор своими руками.
- Используйте новые болты, смазанные графитной смазкой, для затягивания крышек и кронштейнов. В конце процесса нужно подтянуть лестницу.
- Установите колесо, уберите домкрат. И это так.
Надеемся, что тема продолжится в комментариях, где вы расскажете о своих лайфхаках, которыми пользуетесь при замене, апгрейде пружин.