Раздаточная коробка УАЗ Патриот: устройство и ремонт

Раздаточная коробка (раздаточная коробка) — важный узел трансмиссии полноприводных автомобилей, предназначенный для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим мостам. С 2013 года началось производство УАЗ Патриот, оснащенных ТРК Hynday Dymos корейского производства.

В отличие от предыдущих версий, где режимы движения регулировались с помощью механического рычага, здесь используется более удобное электромеханическое управление. Подвергаясь значительным нагрузкам, устройство требует регулярного обслуживания, а при поломках – своевременного ремонта, который можно выполнить как в автосервисе, так и своими руками.

Коробка в машине

Устройство, назначение и типы раздаток УАЗ Патриот

Полнофункциональная раздаточная коробка обычно устанавливается на легковые автомобили повышенной проходимости, такие как УАЗ Патриот. К его основным задачам относятся:

  • передача крутящего момента между обеими ведущими осями таким образом, чтобы гарантировать хорошие ходовые качества;
  • достичь крутящего момента, необходимого для преодоления сопротивления качению при движении по бездорожью или по склонам;
  • обеспечение устойчивого движения автомобиля на малой скорости при работе двигателя в режиме максимального крутящего момента.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот состоит из чугунного картера, в котором расположены четыре вала: ведущий, промежуточный и ведущий валы заднего и переднего мостов, а также шестерни и подшипники. Крутящий момент поступает от ведущего вала коробки передач, к задней части которого соединительными элементами крепится раздаточная коробка.

Шлицевой карданный вал, входящий в раздаточную коробку от коробки передач, расположен в одной плоскости с элементами привода заднего моста. Шестерня спидометра находится между двумя подшипниками этой трансмиссии.

 

Раздаточная коробка

Устройство раздаточной коробки

ТРК УАЗ Патриот старого типа и ТРК Даймос отличаются в основном типом управления. В классической раздаточной коробке УАЗ Патриот режимы меняются с помощью механического рычага. Механизм управления состоит из 2-х тяг, 2-х вилок и муфты. Манипулируя рычагом, можно активировать полный привод, полный привод с понижением передачи, а также деактивировать передний привод.

В ТРК УАЗ Путриот Dymos используется электромеханическое переключение. Вам достаточно включить удобный выключатель, не требующий физических усилий, все остальное делает устройство с электродвигателем. Дозатор Daymos также отличается от предыдущего более низким уровнем шума и вибрации, большими габаритами и более высоким крутящим моментом. Внутри вместо части шестерен используется цепь.

Типы коробок

Благодаря измененной конструкции уменьшенные передаточные числа ряда увеличились на 31%. Благодаря повышенному крутящему моменту автомобиль может более уверенно двигаться по бездорожью. В механических брошюрах УАЗ Патриот этого приходилось добиваться тюнингом. Однако в результате значительно возросла и стоимость автомобиля.

Часто владельцы Патриотов, имеющие брошюру старого образца, изъявляют желание заменить ее на новую корейскую.

Эта операция разрешена. Однако для этого потребуется большой объем работ, включая замену различных деталей. Включая карданные валы, привод стояночного тормоза, поперечины рамы под коробкой передач, топливопроводы, проводку и прочее.

Основные поломки и диагностика

Самые распространенные проблемы с раздаточной коробкой УАЗ Патриот.

  • сломались зубья шестерни;
  • течь масла через изношенные уплотнения;
  • повышенный шум дозатора;
  • произошел значительный износ или разрушение подшипников;
  • неисправность цепи или ослабление ее натяжения (в Daimos);
  • понижающая передача отключится сама.

Сломанные зубья шестерни

Возможные причины проблем.

  1. Передний мост был подключен слишком долго.
  2. Дальние поездки с плохо накачанными шинами.
  3. Чрезмерная перегрузка при необходимости эксплуатации (например, ралли) или неумелом вождении.
  4. Выход из строя сальников или подшипников из-за низкого качества.
  5. Недостаточный уровень масла или несвоевременная замена.
  6. Использование масла низкого качества или неподходящей марки.
  7. Стук одного из карданных валов из-за выхода из строя подшипника, нарушения крестовин или несвоевременного впрыска.
  8. Недостаточное количество смазки в шлицевом соединении одного из карданных валов.
  9. Неправильная настройка раздаточной коробки.

Установить причинно-следственную связь тех или иных проблем с ТРК УАЗ Патриот не так уж и сложно. Причиной повышенного шума раздаточной коробки могут быть как изношенные подшипники, вызванные недостаточной смазкой или загрязнением, так и изношенные шестерни, вызванные ослаблением креплений или некачественной смазкой.

Течь масла свидетельствует о ослаблении креплений, износе сальников или прокладок, а также микротрещинах в корпусе. Причиной самопроизвольного выключения низшей передачи (в старой раздаточной коробке УАЗ Патриот) обычно является износ зубьев шестерни, отсутствие зацепления шестерен из-за деформации деталей или разрушения подшипников, что вызывает перекос вала.

Причины затрудненного переключения передач нужно искать в загрязнении механизмов, коррозии деталей, сломанных зубьях или разном радиусе поворота шин.

Ремонт раздаточной коробки

Подшипники проверяют на наличие дефектов, сколов, трещин, сколов обойм, люфтов и при необходимости заменяют. Сальники имеют довольно незначительный номинальный срок службы – чуть более 30 тысяч километров. Но показатель замены — это не пробег, а течь масла, выступающего в тех местах, где расположены оси.

Следовательно, при обнаружении течи необходимо заменить уплотнение. Даже если течь не очевидна, но износ рабочей кромки сальниковой коробки составляет более 1 мм или имеются сколы и микротрещины, сальниковую коробку следует заменить.

Шестерни следует менять, когда они обнаруживают заметный износ или разваливаются. Если своевременно не заменить шестерни раздаточной коробки УАЗ Патриот, увеличится нагрузка на двигатель или даже произойдет его заклинивание.

Тот или иной вал, на котором обнаружен износ рабочей поверхности, резьбового соединения или шлицев, также требует замены. Ширина шлицевой полости во фланце вала должна быть не менее 4,645 мм; в противном случае фланец необходимо заменить. Также предпочтительнее заменить фланец с заметными повреждениями.

Вилки переключения следует проверить на износ, сколы, трещины, изгибы и при необходимости заменить. Вмятины, трещины и сколы на крышках и картере являются существенным поводом для замены. Однако при незначительных повреждениях можно сделать это простой зачисткой проблемного места напильником.

Для устранения лишнего шума от раздаточной коробки УАЗ Патриот необходимо в первую очередь осмотреть подшипники и сальники. Проверьте наружный подшипник и крестовину (нагнетанием), так как болтающийся карданный вал может со временем сломать детали раздаточной коробки. Осмотрите раздаточную коробку и опору двигателя.

Если шум, исчезнувший после ремонта, через какое-то время снова появляется, следует проверить карданные валы. Также источником шума в раздатке при выключенном переднем мосту может быть промежуточная шестерня, передающая вращение на передний мост. Ослабившиеся гайки необходимо затянуть до упора, установив при необходимости недостающие рыхлители.

После завершения ремонта масло рекомендуется заменить новым маслом, даже если пробег не превысил 30 тысяч километров.

Демонтаж раздаточной коробки

Для ремонта ТРК УАЗ Патриот необходимо разобрать и разобрать устройство. Для разборки вам потребуются гаечные ключи на 10, 12 и 17, а также плоская отвертка и шприц-ручка. Снятие раздаточной коробки УАЗ Патриот осуществляется в следующем порядке.

Сначала нужно установить автомобиль на смотровую яму или на подъемник, что обеспечивает свободный доступ ко всем необходимым деталям. Перед снятием устройства обязательно опустите рычаг стояночного тормоза и установите рычаги переключения передач и раздаточной коробки в нейтральное положение. Далее сливаем масло из раздаточной коробки. Отсоедините карданные валы. Перед этим имеет смысл надрезать фланцы стамеской, чтобы не перепутать положение при сборке.

В салоне автомобиля необходимо снять правую панель напольного покрытия, открутив винты и сдвинув ее вдоль автомобиля (1). Снимите декоративную крышку рычага управления раздаточной коробкой с помощью шприца-отвертки (2 — стрелки на фото указывают на хомуты крышки). Открутите винты, которыми резиновая крышка крепится к рычагу, затем поднимите деталь вдоль рычага (на фото 3 крышка снята).

Действия по снятию коробки

Ослабьте клеммный болт на рычаге переключения передач раздаточной коробки (4) и снимите рычаг переключения передач RC, открыв клеммное соединение (5) с помощью отвертки. Внизу автомобиля отсоединяем провода от двух датчиков (6, 7).

Снятие коробки

Если разборка дозатора производится с целью его дальнейшего ремонта, рекомендуется открутить гайки, удерживающие валы, облегчив тем самым разборку. Отсоедините трос стояночного тормоза (8). Снимаем 2 болта, которые крепят раздаточную коробку к коробке передач с левой стороны.Откручиваем крепежный болт сверху с правой стороны (10) и аналогичный снизу. Затем снимаем раздаточную коробку вместе с механизмом стояночного тормоза (11).

Снять крепеж

Установка раздаточной коробки УАЗ Патриот на свое место производится в обратном порядке. Перед этим следует нанести герметик на участок раздаточной коробки, примыкающий к коробке передач.

Разборка устройства

Сняв раздаточную коробку УАЗ Патриот, начинаем ее разбирать. Сначала отвинтите верхнюю крышку (1 на схеме а). 2. При нейтральном положении рычага отвинтите 4 винта и снимите селектор передач (2 на схеме а). Отверните 2 винта и снимите устройство стояночного тормоза.

Зафиксировав заднюю полуось (3 на а) так, чтобы она не вращалась, отворачиваем гайку (5 на а), после чего можно снять фланец и шайбу. Разбираем тормозной механизм (9 на схеме а), прикрепленный к раздаточной коробке винтами (8 на а).

На следующем этапе откручивается датчик муфты переднего моста (3 на схеме б). Зафиксировав фланец в фиксированном положении (7 в б) специальным инструментом фланец передней полуоси, отверните гайку (9 в б).

Далее снимите крышку (6 в б) с прокладкой (10 в б), отвернув три соответствующих винта. Винты (1 ab) необходимо выкрутить по всему периметру агрегата и отцепить кожух так, чтобы детали внутри остались на крышке. Важно помнить при этом, что не рекомендуется снимать заглушки (2 и 4 в б) без острой необходимости.

Монтажные детали

Откручиваем болт (9 на схеме в) и вынимаем тяги из крышки. При этом снимаем шпильки под номерами 5 и 7 (в в), удерживая при этом пружинки (8 в в) и шарики (6 в в), чтобы они не выпали. Снимите заглушку со штуцера (1 ac) и снимите шестерню вместе с валом. Снимите крышки (19 и 23 в c) и подшипники (14 и 25 в c) с промежуточного вала и передней полуоси.

Используя две отвертки, снимите подшипники и стопорные кольца с этих валов. Валы можно запрессовывать специальным ключом или молотком и патроном. Снимаем гайку (24 в в) и с помощью съемника разбираем внутреннее кольцо и промежуточную шестерню (2 и 3 на рисунке ниже). Вы не можете снимать это оборудование, если оно не нуждается в ремонте или замене.

Откручиваем гайку (15 ац) и при помощи съемника снимаем шестерню (1 на рисунке ниже) с передней передачи. Если шестерню не нужно заменять, оставьте ее на месте. Выверните винт (26 ac), затем снимите крышку (1 ad) с подшипника задней полуоси. Молотком прессуем задний карданный вал.

Раздаточная коробка

После завершения разборки тщательно промойте все детали дозатора и продуйте сжатым воздухом. Затем внимательно осмотрите на наличие дефектов. После последующей сборки в устройство необходимо залить новое масло до нужного уровня.

Техобслуживание раздаточной коробки

Как и любое другое автомобильное устройство, для стабильной работы ТРК УАЗ Патриот требуется систематическое техническое обслуживание, так как внедорожник часто эксплуатируется в тяжелых условиях, а его узлы подвергаются повышенным нагрузкам. Необходимо регулярно проверять уровень трансмиссионного масла и вовремя его менять.

Указания производителя о периодичности замены трансмиссии УАЗ Патриот можно найти в руководстве пользователя, прилагаемом к машине. Для новых автомобилей, недавно сошедших с конвейера, процедура первичной замены трансмиссионной жидкости прописывается не позднее, чем через 5 тыс км пробега.

Такой небольшой интервал связан с тем, что при полировке новых деталей друг о друга, происходящей в процессе эксплуатации автомобиля, велика вероятность появления металлических частиц, что может негативно сказаться на долговечности механизмов.

Рекомендуется дополнительная ротация трансмиссионного масла через каждые 30 000 км пробега (примерно 2 года вождения) + проверка каждые 15 000. Однако следует понимать, что продолжительность интервалов между заменами может зависеть от условий эксплуатации автомобиля качество продукта, заливаемого в трансмиссию.

Какое масло лучше использовать

Использование рекомендованного производителем высококачественного продукта или аналога является залогом правильной работы автомобиля и долговечности его деталей. Инструкция по эксплуатации УАЗ Патриот рекомендует использовать масла с разными показателями для определенных агрегатов трансмиссии. Однако на практике не очень целесообразно покупать сразу три вида жидкости, тем более, что она продается в таре от 1 литра и у вас будут солидные остатки.

Что специалисты рекомендуют заливать во все агрегаты трансмиссии

Сливочное маслоТак что
75W90 APIGL 4Хорошо зарекомендовал себя в дозаторе Daimos
и 75W90 API GL 3В случае с УАЗ Патриот ТРК старого типа.

Объем масла, необходимый для раздачи УАЗ Патриот, как указано в мануале, составляет 0,7 л, по мостам – 2,7 л (1,4 на перед и 1,3 на зад) и 2,5 л на коробку передач. Соответственно, если вы решите использовать одну и ту же трансмиссию для всех узлов, то масла вам потребуется 6 литров.

Масло в раздаточной коробке должно быть залито до нижней кромки заливного отверстия.

Уровень проверяется щупом, которым обязательно должен быть оборудован автомобиль. При этом следует учитывать, что активная эксплуатация автомобиля может привести к снижению уровня масла до 8 мм относительно заданного уровня. При этом выравнивать уровень масла не нужно, так как его полный объем обеспечит правильную работу всех узлов.

Процедура замены масла

Перед этим нужно проехать около 10 км, чтобы жидкость в системе разжижалась при нагреве и быстро стекала. Загнав машину в яму, находим сливное и заливное отверстия, устанавливаем под слив емкость, в которую будет стекать отработка. Очищаем поверхность, прилегающую к указанным отверстиям, от грязи. Затем открутите крышку заливной горловины ключом, чтобы сбросить давление.

Откручиваем сливную пробку, стараясь не обжечься горячим маслом. Дожидаемся полного слива отработки, после чего плотно закручиваем сливную пробку и техническим шприцем заливаем новое масло, пока оно не начнет течь обратно. Не забудьте в последнюю очередь закрутить крышку заливной горловины.

Запчасти для замены масла

Помимо замены масла в раздаточной коробке УАЗ Патриот, также рекомендуется менять его в коробке передач. После замены масла нужно проехать на машине несколько километров, затем снова загнать на яму или эстакаду и осмотреть трансмиссию на наличие утечек.

После того, как вы обнаружили течь масла, необходимо определить причину и устранить ее, подтянув крепежные детали или заменив неисправные сальники, шланги и пробки. Все ключевые крепления трансмиссии следует регулярно проверять и при необходимости регулировать.

Детали раздаточной коробки УАЗ Патриот рассчитаны на эксплуатацию в агрессивных условиях. Поэтому они отличаются повышенной прочностью. Тем не менее, его надлежащий срок службы в конечном итоге зависит от того, насколько тщательно владелец следует инструкциям по обслуживанию.

Несвоевременная замена масла, игнорирование признаков неисправности раздаточной коробки могут привести к снижению проходимости, управляемости и безопасности автомобиля, а также к серьезным поломкам, которые повлекут за собой дорогостоящий ремонт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector