Ремень ГРМ или привод распредвала, а точнее ремень ГРМ, на автомобиле Getz следует менять каждые 60 000 пробега. И если вы собираетесь проверить двигатель, то замена ремня ГРМ на Хендай Гетц является обязательной процедурой, ведь при его обрыве вся проделанная работа по ремонту двигателя будет напрасной.
На автомобили Hyundai Getz устанавливались 12-клапанные бензиновые двигатели SOHC объемом 1,1 л. 16-клапанные бензиновые двигатели объемом 1,3 л и 1,4 л DOHC. 1,6 л Был и дизель 1.5, но для России это редкий случай. Принцип и порядок разборки и снятия ремня ГРМ со всей линейки двигателей Getz практически одинаковы.
Основное отличие заключается в основном в расположении меток и в том, что для двигателей 1.1 при замене ремня без снятия двигателя необходимо дополнительно открутить скобу от подушки двигателя, чтобы она не мешала. Но обо всем по порядку.
Порядок снятия
1. Чтобы освободить подвеску, поднимите двигатель домкратом.
Рис. Положение домкрата под двигателем
2. Открутив три гайки и один болт крепления подвески к блоку двигателя, снимаем хомут.
Рис. Снятие кронштейна крепления двигателя
3. Для двигателей 1.4 вместо описанной выше процедуры просто снимите правое переднее колесо и защиту двигателя.
4. Затем ослабьте четыре болта крепления 10 насоса охлаждающей жидкости (также называемого насосом).
5. Натяжение ремня насоса ГУР (он же ГУР) происходит за счет самого ГУР, поэтому ослабляем его и отводим в сторону.
6. Снимите поликлиновой ремень гидроусилителя рулевого управления, который ослаб.
7. Отверните болт натяжения ремня генератора и ослабьте основной болт крепления генератора.
Рис. Ремни для вспомогательных агрегатов двигателя
8. Откладываем генератор и снимаем ремень.
9. Далее для снятия ремня кондиционера откручиваем фиксирующую гайку и откручиваем регулировочный болт на ролике натяжителя.
10. Снимите ремень.
11. Теперь, когда все клиновые ремни сняты, полностью откручиваем четыре болта и снимаем шкив помпы. Если вы забыли ослабить болты, остановите шкив длинной отверткой или вторым ключом и выкрутите болты.
12. Снимите верхнюю защитную крышку распределительного механизма.
Рис крышка ГРМ двигателя
13. Поверните коленчатый вал (также известный как коленчатый вал) так, чтобы метка на шкиве распределительного вала (также называемом распределительным валом) совпала с меткой на блоке цилиндров.
Рис. Совместительные метки на шкиве распредвала и головке блока цилиндров двигателя рабочим объемом 1,1 литра
Рис. Совместительные метки на зубчатом шкиве А распределительного вала и головке блока цилиндров В двигателя рабочим объемом 1,4 литра
14. Откручиваем и снимаем шкив коленвала, предварительно заблокировав его включением пятой передачи и удерживая педаль тормоза. Если у вас автоматическая коробка передач, вы можете заблокировать руль, предварительно открутив защитный кожух.
15. Далее снимаем нижнюю защитную крышку привода ГРМ.16. После снятия крышки метка на звездочке коленчатого вала должна совпасть с меткой на двигателе. Это означает, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ, то есть в конце такта сжатия.
Рис. Совместительные метки на шкиве коленчатого вала и блоке цилиндров (шпильке) двигателя рабочим объемом 1,1 литра
Рис. Звездочка коленчатого вала (ссылка показывает установочные метки)
17. На ролике натяжителя ремня ГРМ ослабляем болт и перемещаем ролик в ту сторону, где мы его зафиксировали, временно затянув болт.
Рис. Болт промежуточного шкива ослаблен, и шкив перемещается к насосу охлаждающей жидкости (двигатель 1,1 л)
Рис. Смещение ролика натяжителя ремня ГРМ относительно насоса охлаждающей жидкости
18. Снимите ремень ГРМ. При необходимости меняем (советую сразу заменить) обводной ролик (на двигателях DOHC) и натяжной ролик.
Порядок проверки ремня
Если ремень ГРМ был снят из-за неисправности других узлов, то настоятельно рекомендую перед повторной установкой проверить ремень и ролики на наличие дефектов. Ремень подлежит замене, если он имеет хотя бы один из следующих дефектов.
1. Внешняя часть ремня стала твердой, блестящей, не оставляет следов при нажатии ногтем.
2. Наружная поверхность ремня имеет трещины.
3. Внутренняя поверхность ремня имеет трещины или сломанные зубья.
4. Зубья ремня настолько изношены, что уже: видны нити корда, стерся слой резины, появился белесый цвет, зубья ремня уменьшились в размерах, в основании появились трещины зубы.
5. Отсутствует хотя бы один из зубов.
6. По краю ремня появились трещины.
Порядок проверки ролика натяжки
1. Попробуйте покрутить натяжной ролик, вращение должно быть легким и плавным, убедитесь в отсутствии люфта и посторонних шумов.
2. Осмотрите натяжной шкив. Проверьте на наличие трещин, повреждений или деформации.
Порядок установки ремня
Рис. Установка зубчатого ремня: 1 – зубчатый шкив коленчатого вала; 2 — обводной ролик; 3 – зубчатый шкив распределительного вала; 4 — натяжной ролик1. Перед установкой ремня перепроверьте метки на коленвале и звездочке распредвала. Надеваем ремень сначала на зубчатый шкив коленвала, а затем на распредвал и натяжной ролик.
2. Обратите внимание на стрелки направления на ремне ГРМ, именно в этом направлении должен вращаться ремень.
Рис. Стрелки показывают направление вращения зубчатого ремня
3. Ремень ГРМ должен быть установлен так, чтобы его нисходящая ветвь была натянута.
4. Далее ослабьте ранее отложенный регулировочный болт на натяжном ролике.
5. Проверните распределительный вал по направлению вращения (по часовой стрелке) на два зуба зубчатого шкива (15°).
6. Приложите усилие к натяжному шкиву и после того, как ремень плотно войдет в канавки, затяните болты.
7. Проверьте натяжение ремня ГРМ. Удерживая ролик натяжителя ремня с умеренным усилием, прижмите к нему переднюю ветвь. Зубья ремня должны доходить примерно до середины болта натяжного ролика. На двигателе объемом 1,1 л расстояние между стороной ремня и центром отверстия под болт крышки ГРМ в блоке цилиндров составляет около 20 мм.
Рис. Схема проверки натяжения ремня ГРМ двигателя рабочим объемом 1,1 литра
Рис. Проверка натяжения ремня ГРМ
8. Для проверки дважды провернуть коленчатый вал и проверить положение меток, если метки не совпадают, повторить действия по снятию и установке ремня.
9. Сборка остальных деталей производится в обратном порядке.
Момент затяжки
- Двигатель 1.1л. Н м
- Болт крепления шкива коленчатого вала….140–150
- Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала….80–100
- Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня….22–30
- Болты крепления крышки привода ГРМ….10–12
- Гайки и болты подвески к двигателю…..35–55
- Крепежный болт генератора….12–15
- Болт крепления шкива водяного насоса…..8–10
- Двигатель 1.3 1.4 1.5 1.6л. Н м
- Болт крепления шкива коленчатого вала….140–150
- Болт крепления зубчатого шкива распределительного вала….80–100
- Болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня….20–27
- Болты крепления крышки привода ГРМ….10–12
- Гайки и болты подвески к двигателю…..35–55
- Крепежный болт генератора….15–22
- Болт крепления шкива водяного насоса…..8–10
- Болт крепления обводного ролика зубчатого ремня…. 43–45