Система смазки на двигателях ЗМЗ 405, 406 и 409 контролируется специальными датчиками давления масла. Если они выйдут из строя, водитель не сможет вовремя отреагировать на возможные неисправности в системе, что поставит под угрозу дальнейшую эффективность всей трансмиссии.
- Датчики давления и аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 405, 406, 409
- Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла
- Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла
- Где производят датчики давления
- Расположение в силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406, 409
- Как проверить датчик давления масла
- Видео: проверка давления масла в системе
- Другие неисправности
- Проверка датчика аварийного давления масла
- Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
- Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
Датчики давления и аварийного давления масла двигателей ЗМЗ 405, 406, 409
В системе смазки двигателей ЗМЗ 405, 406 и 409 имеются два отдельных датчика для контроля давления. Один из них измеряет давление, а другой реагирует на критическое падение давления.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика давления масла
Датчик давления масла (LPS) измеряет давление смазочного материала в системе. В приводах ZMZ используются датчики типа MM358 со следующими характеристиками:
- рабочий элемент — реостат;
- номинальное напряжение, В — 12;
- номинальный ток, А — 0,15;
- рабочий диапазон, кгс/см2 — 0-6;
- сопротивление при отсутствии давления, Ом 159-173;
- Размер дюймовой резьбы — ¼.
Датчик давления MM358
Конструкция датчика давления MM358 состоит из:
- корпус с розеткой;
- диафрагма;
- толкатель
- реостат;
- Компоненты привода реостата.
Реостат составляет основу конструкции датчика
Датчик MM358 работает совместно с индикатором давления на приборной панели автомобиля. Он имеет электромеханическую конструкцию и реагирует на изменение сопротивления датчика.
Датчик давления масла работает совместно с указателем уровня масла на приборной панели.
Датчик MM358 работает следующим образом: когда двигатель выключен, давление в систему смазки не подается. Сопротивление датчика, согласно его характеристикам, составляет 159-173 Ом. При запуске двигателя давление возрастает, и масло начинает воздействовать на мембрану, вгибая ее в корпус. Изгибаясь, он перемещает рычаг коробки передач через толкатель, который, в свою очередь, перемещает ползунки реостата вправо, уменьшая сопротивление датчика. Манометр реагирует на это уменьшение, перемещая стрелку вправо.
Характеристики, конструкция и принцип действия датчика аварийного давления масла
Индикатор аварийного давления масла предназначен для информирования водителя, когда давление масла в системе упало до критических значений. Двигатели ЗМЗ 405, 406 и 409 оснащены аварийными датчиками давления масла типа ММ111Д или аналогичными, выпускаемыми под номерами деталей 2602.3829, 4021.3829, 6012.3829. Это устройства контактного типа, принцип действия которых основан на размыкании и замыкании контактов.
Характеристики датчика MM111D:
- рабочий элемент — мембрана;
- номинальное напряжение, В — 12;
- срабатывание при давлении, кгс/см2 — 0,4-0,8;
- Размер дюймовой резьбы — ¼.
Внутри корпуса находится подпружиненная диафрагма. К мембране прикреплена контактная пластина, которая, когда не используется, соединена с корпусом датчика (заземление). Когда двигатель работает, смазка под давлением поступает через специальное отверстие в корпус и перемещает мембрану. При этом контакты размыкаются.
Основным компонентом датчика является мембрана
Датчик аварийного давления работает в паре с реле давления, которое расположено на приборной панели. Он имеет форму бутылки с красным маслом. При включении зажигания без запуска двигателя должен загореться индикатор. Это указывает на то, что датчик находится под напряжением, а давление в системе отсутствует. Через 3-5 секунд после запуска двигателя давление в системе повышается и достигает рабочего давления. Масло воздействует на мембрану, контакты размыкаются, и раздается сигнал тревоги.
Где производят датчики давления
Датчики давления для двигателей ЗМЗ производятся как на Ульяновском автомобильном заводе, так и на других предприятиях, специализирующихся на производстве автомобильных деталей:
- «Автоприбор»;
- «Пекар;
- «EMI» и т.д.
Расположение в силовых агрегатах ЗМЗ 405, 406, 409
В двигателях ЗМЗ расположение обоих датчиков идентично. Они расположены в верхней левой части головки блока цилиндров (если смотреть из салона) над выпускным коллектором. В то время как аварийный датчик может быть не сразу заметен, датчик давления масла можно сразу узнать благодаря его бочкообразному корпусу.
Датчики давления масла и давления масла расположены в верхней левой части головки блока цилиндров.
Оба датчика вкручиваются в тройник, который вкручивается в головку цилиндра и соединяется с одним из масляных каналов в системе смазки. К датчикам подведены питающие линии.
Как проверить датчик давления масла
Если у вас есть подозрения в исправности датчика давления, не поленитесь проверить его. Это можно сделать в мастерской или дома. Но в последнем случае вам придется приобрести специальный манометр. Он стоит около 300 рублей, но такая вещь пригодится в будущем. Кроме него, вам также понадобятся шлицевая отвертка, гаечный ключ 22 мм и клейкая лента.
Вам понадобится специальный манометр для проверки работы датчика
Порядок проверки:
- Поднимите капот, найдите крепление манометра.
- С помощью шлицевой отвертки открутите винт, крепящий зажим питающего кабеля к датчику аварийного давления масла. Отсоедините кабель, изолируйте конец (чтобы не вызвать короткое замыкание при проверке).
- Открутите манометр давления масла с помощью гаечного ключа на 22 мм.
- Прикрутите разъем манометра на свое место.
- Включите зажигание, запустите двигатель, подождите, пока он прогреется до рабочей температуры.
- Сравните показания манометра и манометра. Если они значительно отличаются — смените манометр.
Чтобы проверить давление, вверните разъем манометра в гнездо датчика давления масла
Видео: проверка давления масла в системе
Другие неисправности
Однако колебания давления также могут быть вызваны неисправной проводкой или самим манометром. Не поленитесь и проведите дополнительную диагностику. Порядок диагностики следующий.
Это интересно: На Московской кольцевой автодороге начался дачный сезон
Включите зажигание. Стрелка указателя должна отклониться вправо, а затем вернуться в исходное положение. Если стрелка не отклоняется, то с помощью шлицевой отвертки открутите винт, удерживающий кабель питания датчика, отсоедините его и коснитесь земли. Стрелка гаснет — имеется короткое замыкание в кабеле питания датчика. Если нет, то проблема в манометре.
Проверка датчика аварийного давления масла
Для проверки устройства вам понадобятся
- шлицевая отвертка;
- гаечный ключ 22;
- омметр (мультиметр);
- шинный насос с манометром;
- кусок шланга с зажимами соответствующего диаметра.
Порядок проверки:
- Отсоедините кабель питания от аварийного датчика с помощью отвертки.
- Выкрутите его из гнезда (тройника) с помощью гаечного ключа 22 мм.
- Подсоедините штуцер манометра к одному концу шланга. Закрепите соединение с помощью зажима.
- Подсоедините другой конец шланга к порту манометра. Затяните соединение с помощью хомута.
- Приложите щупы омметра или мультиметра, включенного в режим омметра, к выводу датчика и корпусу датчика (заземлению). Сопротивление должно быть равно нулю (контакты замкнуты).
- Начните качать насос, контролируя давление и сопротивление датчика. Когда давление достигнет 0,4-0,8 атм, контакты датчика должны разомкнуться, а омметр покажет бесконечное сопротивление. Это указывает на то, что датчик работает. Если это не так, его следует заменить.
Принцип действия заключается в создании внутри датчика давления, необходимого для размыкания контактов.
Как самостоятельно произвести замену в моторах ЗМЗ 405, 406, 409
Инструменты:
- плоская отвертка;
- гаечные ключи x17 и x22;
- автомобильный герметик;
- сухая тряпка;
- маркер.
Процедура замены:
- Отсоедините провод заземления от аккумулятора.
- С помощью шлицевой отвертки ослабьте винт, фиксирующий наконечник на кабеле питания датчика давления. Отсоедините кабель.
- Ослабьте винт, фиксирующий конец кабеля, с помощью шлицевой отвертки.
- Если вы решили заменить оба датчика, используйте тот же инструмент, чтобы ослабить винт, крепящий кабель питания аварийного датчика.
- С помощью отвертки выкрутите крепежный винт.
- Пометьте провода маркером, чтобы не перепутать их.
- Открутите датчик давления масла с помощью гаечного ключа на 17 мм. Отложите его в сторону.
- Открутите манометр с помощью гаечного ключа на 17 мм.
- Открутите датчик аварийного давления масла с помощью гаечного ключа на 22 мм.
- Открутите манометр давления масла гаечным ключом на 22 мм.
- Тщательно протрите посадочное место датчика и удалите остатки старого герметика.
- Покройте заглушки датчиков тонким слоем автомобильного герметика. Дайте немного подсохнуть (30 секунд).
- Прикрутите новые датчики с помощью гаечных ключей 17 и 22.
- Подключите кабели питания.
- Подключите кабель заземления к аккумулятору.
- Проверьте работу датчика.
Видео: замена датчика давления масла на автомобиле «Газель»
Решите ли вы провести диагностику и замену датчиков самостоятельно или воспользуетесь помощью профессионалов — не имеет значения. Самое главное — быть уверенным в том, что система смазки работает правильно, и иметь доказательства этого в виде нормальных значений соответствующих приборов, а не полагаться на то, что все произойдет само собой.