Принцип работы любого двигателя внутреннего сгорания заключается в том, чтобы заставить поршень войти в цилиндр за счет взрывного сгорания топливно-воздушной смеси. Для этого, когда поршень находится в верхней мертвой точке, необходимо воспламенить горючую смесь. Перед этим, опять же в определенный момент, необходимо заставить эту смесь попасть в камеру сгорания. Современные двигатели имеют электронное управление; топливная смесь подается по заранее заданному алгоритму, как и время зажигания. Независимо от количества цилиндров, точная синхронизация очень важна. За это отвечает датчик положения распределительного вала. Почему датчик положения распредвала, а не, например, поршней или коленчатого вала?
Поршни соединены с коленчатым валом шатунами, их взаимное положение неизменно. Поэтому для определения положения группы поршней в определенный момент времени достаточно установить однофазный датчик на коленчатый вал. Коленчатый вал соединен ремнем или цепью синхронизации с распределительными валами, которые отвечают за время открытия впускных и выпускных клапанов.
Одного датчика коленчатого вала недостаточно, так как он показывает только положение поршней. DPW сообщает блоку управления двигателем, когда и какой клапан открыт (закрыт). Поэтому ответ на вопрос «где находится датчик распредвала?». Он расположен в месте крепления одного из распределительных валов.
Корпус расположен на внешней стороне картера двигателя вместе с соединительной муфтой. Он предназначен для простой диагностики и замены. Корпус датчика (сам датчик) расположен внутри картера, рядом с осевой линией распределительного вала.
Для информации: в рядном двигателе только один распределительный вал — поэтому и датчик один. В конфигурации «V» или оппозитных двигателях имеется два распределительных вала. Другими словами, требуется не один, а два датчика.
Как работает датчик
За контроль времени отвечает сам IDAC. Этого недостаточно для полного представления о двигателе внутреннего сгорания. Поэтому ЭБУ (электронный блок управления) постоянно сравнивает положение коленчатого и распределительного валов относительно друг друга. Он исключает возникновение ошибок при смещении синхронизации относительно поршневой группы (ремень или цепь на одном или нескольких зубцах звездочки).
Если вы спросите автомобилиста, что такое датчик фазы, он ответит: «Датчик Холла». Это общее название происходит от того, что большинство VTC работают по принципу Холла. На рисунке показано, как построена система.
Когда два элемента Холла соединены, в индукционной катушке генерируется электрический импульс. Таким образом, положение распределительного вала можно определить бесконтактно. Алгоритм ЭБУ отслеживает контрольную точку при каждом вращении распределительного вала и формирует правильное изображение того, когда и какой клапан открыт (закрыт). Параллельно анализируется положение коленчатого вала, формируется топливная смесь, которая впрыскивается в камеру сгорания в нужное время. Кроме того, контролируется правильность и чистота выхлопа в сочетании с информацией от лямбда-зонда. Другими словами, VDC не только влияет на общее качество работы двигателя, но и поддерживает экологические характеристики автомобиля.
Где купить
Запчасти и другие автомобильные товары можно легко купить в автомобильных магазинах вашего города. Но есть и другой вариант, который в последнее время стал очень популярным. Вам больше не придется долго ждать посылку из Китая: интернет-магазин Aliexpress сделал возможным отправку с перевалочных складов, расположенных в разных странах. Например, при оформлении заказа вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Перейдите по ссылкам и сделайте свой выбор:
Что произойдет при неисправности датчика положения распредвала
В этом случае блок управления двигателем будет продолжать анализировать информацию от датчика положения коленчатого вала в усеченном виде. Другими словами, центровка валов будет нарушена, и двигатель перейдет в неправильный двухтопливный режим. Этот алгоритм предусматривает двойное срабатывание форсунок. В результате для частичной экономии энергии потребуется больше топлива. Кроме того, несгоревший бензин попадает в каталитические нейтрализаторы и выхлопную трубу. Такая неисправность приводит к ускоренному износу выхлопной системы с последующим повреждением дорогостоящих компонентов.
Предупреждающие признаки неисправного датчика
Излишне говорить, что список проблем усугубляется другими неисправностями, связанными с впускной и выпускной системой. По этой причине точный диагноз можно поставить только при подключении автомобильного сканера. Однако эти симптомы обязательно появятся, если VDC все еще неисправен:
- неоправданно высокий расход топлива;
- Выхлоп грязный, с отчетливым запахом несгоревшего бензина;
- рывковая работа двигателя, похожая на «икоту»;
- Двигатель периодически глохнет на холостом ходу;
- в автомобилях с автоматической коробкой передач контроллер коробки передач может перевести коробку передач в аварийный режим (при выключении двигателя ошибка устраняется, а затем появляется вновь);
- Индикация «Check-engine» на приборной панели.
Кроме того, датчик распредвала можно проверить с помощью любого доступного диагностического программного обеспечения при подключении к порту OBD.
Совет: Если вы заметили признаки неисправности или неправильной работы датчика распредвала, немедленно проведите его диагностику. Вы можете отнести его в мастерскую или проверить в своем гараже.
Эксплуатация автомобиля с неисправным или отсоединенным датчиком положения распределительного вала может закончиться дорогостоящим ремонтом.
Проверка работоспособности датчика положения распредвала без диагностики
Прежде всего, необходимо проверить, где в вашей модели автомобиля расположен датчик определения фазы. Вы не найдете эту информацию в руководстве пользователя, необходима литература по ремонту и обслуживанию. В качестве примера рассмотрим фотографию автомобиля ВАЗ 2112 под капотом места расположения датчика фаз ГРМ:
Овальный разъем с тремя контактами в центре иллюстрации.
Проверка датчика фазы начинается с внешнего осмотра. Перед снятием датчика проверьте целостность корпуса, разъема на наличие следов ожогов или технических жидкостей. Поскольку устройство находится под капотом и не защищено от внешних воздействий, банальный обрыв одного из проводов может стать причиной неисправности.
Даже если проводка выглядит нормально, стоит проверить ее мультиметром от разъема датчика до блока ЭБУ двигателя. Подключив наконечники тестера к контактам разъема, попросите помощника подвигать кабель для поиска скрытых разрывов. Затем проверьте чистоту контактов: они могут быть окислены.
Другой причиной неисправности, которая не видна явно, является наличие постороннего импульсного сигнала, который влияет на передачу данных по кабелю. Это могут быть импульсы от проводов управления инжекторами или высоковольтных проводов свечей зажигания. Для устранения негативных воздействий все кабели в зоне под капотом должны быть проложены в соответствии со стандартными электрическими схемами. В последовательную цепь не должны подключаться посторонние провода, особенно от нестандартных устройств: контроллера ксенона, датчиков парковки, дополнительного звукового сигнала. Наводки от этих устройств трудно диагностировать, но они могут негативно повлиять на работу датчика фазы.
Тестирование датчика мультиметром
Рассмотрите порядок, в котором следует выполнять операции:
- Отсоедините разъем и включите зажигание. Не запускайте двигатель.
- После определения распиновки датчика фазы проверьте провода питания, заземления и сигнальные провода. Это статическая проверка.
- Выключите зажигание, снова вставьте разъем.
- Затем подключите плюсовой провод тестера к выходу сигнала (с помощью иглы, вставленной в разъем). Важно: Не прокалывайте изоляцию проводов, это может привести к последующей коррозии внутри жгута проводов.
- Поверните стартер ключом зажигания, регистрируя изменение напряжения на мультиметре. Если значение на мультиметре не меняется, датчик неисправен.
Аналогичный тест можно провести с помощью осциллографа. Вы увидите картину импульсов на экране и сможете оценить качество сигнала: нет ли «болтанки», мешающих пиков паразитных импульсов.
Замена датчика положения распредвала
Ремонт неисправного датчика положения распредвала нецелесообразен. Электроника находится в герметичном корпусе и не может быть разобрана без повреждения.
Важно: Для замены необходимо приобрести датчик для конкретной модели автомобиля. Заявления о том, что лучше купить датчик от BMW на Приору, являются бессмыслицей.
Даже если вам удастся приобрести устройство другой компании с правильными монтажными кронштейнами, оно все равно не будет работать должным образом. На рисунке показан щуп для 16-клапанного автомобиля ВАЗ 2112.
Идея заключается в том, что элемент Холла состоит из двух частей, откалиброванных друг относительно друга. Если вы установите неправильный датчик, он не будет совместим с ответной частью, прикрепленной к распределительному валу. Поэтому вы должны приобрести запасную часть в соответствии с «Parth Number» согласно VIN-номеру автомобиля. Производитель не имеет значения, если это не подделка.