Тормозные колодки расположены в задней и передней частях автомобиля и обеспечивают торможение. Передние колодки соприкасаются с тормозным диском, а задние колодки — с тормозным барабаном, создавая трение, которое заставляет автомобиль остановиться. Качество и состояние колодок определяет, быстро или медленно остановится автомобиль в аварийной ситуации.
Внимание!
Вам понадобятся следующие инструменты: отвертки, резиновая воздуходувка, винтовой зажим (для разжатия тормозного цилиндра), проволочная щетка (для удаления грязи с тормоза) и протирочный спирт.
Месторасположение
На всех автомобилях, включая классику и семейства девяток, десяток и т.д., передние колодки находятся на внутренней стороне суппорта. Вы сможете увидеть их, когда снимете колесо. Если у вас литые или кованые диски большого диаметра, можно увидеть детали без снятия колеса. Красные стрелки на фотографии ниже четко показывают детали:
Когда менять передние колодки?
- При наличии крупных трещин (хотя даже небольшие глубокие трещины указывают на необходимость замены колодок).
- На накладках колодок не должно быть следов масла.
- Толщина накладок для обуви должна быть не менее 2 мм.
Внимание!
Красная стрелка на рисунке ниже показывает тормозную колодку, а синяя стрелка на рисунке ниже — корпус колодки, изготовленный из металла. Комбинация этих деталей называется тормозной колодкой! Эта накладка, кстати, должна плотно прилегать к телу и не должна шататься или ослабевать. Если вы это обнаружили, немедленно замените колодку на вашем автомобиле на новую.
Следить за колодками, снимая их, довольно трудоемко. Существует альтернативный метод проверки износа: если при торможении автомобиль издает скрежещущий и скрежещущий звук, колодки изношены и их пора заменить.
Предупреждение.
Family 10 был оснащен датчиком износа тормозов: когда колодки изнашивались, на приборной панели загорался индикатор. Электроника не является надежной — не доверяйте приборной панели на 100%. Кроме того, этот датчик расположен в тормозной системе автомобиля и при движении больше всего подвержен воздействию влаги, датчик быстро корродирует и становится бесполезным. В общем, используйте свое зрение, слух и наблюдательность.
Процедура замены колодок на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112
Внимание!
Помните, что колодки следует заменять в комплекте: если вы решили заменить передние колодки с правой стороны, вам придется заменить колодки и с левой стороны. В противном случае ваш автомобиль будет тормозить неравномерно, и опасность аварии возрастет: при резком торможении автомобиль будет уводить в сторону от направления вашего движения.
Перед началом работы снимите правое колесо с автомобиля; подробнее об этом можно узнать здесь: «Правильная замена колеса на автомобиле».
Снятие
1) Если у вас автомобиль с датчиком износа (это легко проверить, сняв колесо и посмотрев, есть ли разъем и жгут проводов возле тормозной магистрали, как на фото ниже), то отсоедините минусовую клемму от кабеля аккумулятора (подробнее в статье: «Замена аккумулятора на ВАЗ», пункт первый). Отсоедините колодку кабеля (указана красной стрелкой) и разъем (указан синей стрелкой), идущий к датчику. Отсоедините тормозной трос, указанный зеленой стрелкой, от кронштейна на телескопической стойке, указанного черной стрелкой.
Внимание!
Обратите внимание, что датчик установлен в тормозной колодке, поэтому лучше всего выбросить старую колодку со старым датчиком и приобрести у дилера автомобиля новую колодку с уже установленным датчиком.
2) Чтобы снять датчик, подденьте отверткой отсоединенный разъем и нажмите на штифт, удерживающий кабель. Нажав на выступ, вы сможете вынуть кабель из разъема и просунуть его через отверстие в держателе тормозного кабеля. Оставьте его болтаться и приступайте к снятию самого тормозного троса.
Внимание!
Разобравшись с проводкой, проверьте, сколько тормозной жидкости находится в тормозном бачке (на маленькой фотографии есть стрелка). Если жидкость находится до отметки MAX, то с помощью резиновой колбы откачайте немного жидкости, затем перейдите к тормозным колодкам и с помощью отвертки отогните их. Используйте отвертку как рычаг и упритесь ею в тормозной диск, надавливая на колодку в обратном направлении.
3) С помощью отвертки отогните стопорную шайбу и открутите нижний болт, крепящий нижнюю часть суппорта.
Внимание!
Рекомендуется сначала очистить шестерни от грязи металлической щеткой. Легче удалить грязь с помощью спирта (но ни в коем случае не бензина/дизеля).
4) Используя торцевую головку и отвертку или обычный гаечный ключ, выкрутите болт крепления нижнего зажима, указанный красной стрелкой. Если направляющий штифт вращается и не может быть выкручен, используйте второй гаечный ключ, чтобы зажать направляющий штифт, и выкрутите винт основным ключом.
5) Соберите скобу суппорта, снимите две тормозные колодки и замените их новыми.
Осторожно.
Очистите щеткой от грязи и ржавчины места, где они стояли. Осмотрите тормозной узел и убедитесь, что тормозная жидкость не капает.
Установка
Установите новые тормозные колодки в порядке, обратном их снятию. Вам нужно будет протолкнуть поршень в тормозной цилиндр, иначе новые тормозные колодки не смогут правильно сесть. Возьмите суппорт и установите его, как показано на рисунке. Поместите какую-нибудь проставку (небольшой кусок дерева) между зажимом болта и поршнем и, когда это будет сделано, закрутите болт, пока поршень полностью не погрузится в цилиндр.
Внимание!
Не забудьте загнуть стопорную шайбу, которая предотвращает ослабление винта для направляющего штифта. После установки несколько раз (2-4 раза) нажмите на педаль тормоза, чтобы поршни вернулись в рабочее положение, чтобы автомобиль тормозил нормально и без проблем. Доведите количество тормозной жидкости в бачке до нормы. Помните, что новые тормозные колодки нуждаются в приработке, поэтому не проезжайте 100 км и не нажимайте резко на педаль тормоза, а ездите плавно и аккуратно.
Если вы решили оставить старые колодки, пометьте их маркером, они должны находиться строго на одном месте, не рекомендуется совмещать их или перемещать в разные стороны (например, с левой стороны автомобиля на правую) — это может привести к ухудшению состояния тормозов.