Датчики ВАЗ 2109 инжектор

Каждая система впрыска (и ВАЗ 2109 не является исключением) имеет набор датчиков (контроллеров), которые получают информацию о режиме работы двигателя и регулируют его работу.

 

 

Существует несколько систем с различными датчиками, во избежание путаницы мы рассмотрим все существующие контроллеры.
Когда происходят сбои в работе инжектора, это означает, что неисправен какой-либо датчик двигателя на ВАЗ 2109, а их может быть несколько. Наша статья поможет вам понять их расположение, симптомы поломки и советы по замене любого из них своими руками.

Датчики на двигателе

Датчик (контролер) массового расхода (потребления) воздуха (сокращенно ДРМВ)

Расположенный между воздушным фильтром и патрубком впускной трубы, он работает следующим образом:

  • DMRV имеет регуляторы температуры и специальный нагревательный резистор.
  • Воздух, проходящий через расширительный клапан, охлаждает один из контроллеров, а система датчиков преобразует эту разницу температур в выходной сигнал температуры для компьютерного блока управления.
  • Эти два типа систем впрыска топлива доступны в нескольких вариантах.
  • Они различаются по конструкции и характеру выходного сигнала, который является аналоговым или частотным.
  • Напряжение первого типа изменяется в зависимости от потребления воздуха, в то время как второй тип использует частотный сигнал от
  • ЭБУ использует информацию, полученную при широтно-импульсной модуляции, для определения длительности импульса, открывающего форсунки.
  • Основные неисправности контроллера вызваны влагой в воздухе
  • Неисправность датчика TMR вызывает перелив топлива на низких оборотах двигателя, что приводит к неустойчивому холостому ходу, пробуксовке двигателя после снижения оборотов, проблемам с запуском двигателя.
  • При снижении показаний на высоких оборотах (форсированных) режимах на ВАЗ 2109 двигатель становится «вялым», увеличивается расход топлива

Чтобы заменить расширительный клапан, выполните следующие действия:

  • Отсоедините кабели от аккумулятора

Отсоедините штекер (номер 1), отпустите кабельную стяжку и снимите кабель коллектора (номер 2), датчик давления топлива обозначен номером 3

  • Отверткой или пальцем отсоедините пластиковый зажим снизу и отсоедините штекер (рисунок 1 на фото) и провода от регулятора расхода воздуха (рисунок 3)
  • Ослабьте зажим, удерживающий трубку, и отсоедините ее (маркировка 2) от контроллера
  • Выкрутите два винта, которыми он закреплен, и снимите расширительный клапан с воздушного фильтра.
  • Установите новый расширительный бачок и подсоедините к нему штекер.

Датчик, контролирующий положение дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ)

Он расположен сбоку от рычага дроссельной заслонки и непосредственно связан с шарниром дроссельной заслонки. Фактически, ДПДЗ представляет собой потенциометр, один конец которого подключен к земле, а другой — к плюсу источника питания (5 В).
Это работает следующим образом:

  • С ползунка (который является третьим контактом) сигнал
  • Открытие дроссельной заслонки запускается дросселем, при этом изменяется напряжение на выходе DPDZ.
  • Когда дроссельная заслонка закрыта, выходное напряжение составляет менее 0,7 В.
  • Когда дроссельная заслонка открыта, напряжение увеличивается
  • Когда дроссельная заслонка полностью открыта, напряжение должно быть более 4 В.
  • Компьютер отслеживает напряжение на ДПДЗ и регулирует подачу топлива в зависимости от угла открытия.
  • ДПДЗ не требует корректировки. Холостой ход (дроссельная заслонка полностью закрыта) равен нулю.
  • Причины неисправности — перекосы двигателя и заводские дефекты
  • Продолжительность работы ДПДЗ непредсказуема
  • Если ДПДЗ неисправен, обороты двигателя повышаются на холостом ходу, падают при малых нагрузках и рывках.

Чтобы заменить DPDZ, выполните следующие действия:

  • Отсоедините источник питания от аккумулятора (снимите клеммы)
  • Отсоедините разъем DPDZ с проводами, потянув назад пластиковый зажим
  • Открутите крепежные винты (две штуки) и снимите датчик контроля положения дроссельной заслонки с трубки (для наглядности трубка отсоединена от двигателя)

 

Выкрутите винты и снимите ДПДЗ

  • Замените ДПДЗ и установите его обратно, не забудьте вернуть на место пенопластовое кольцо и подключите разъем

Датчик контроля над температурой охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

В датчике температуры двигателя ваз 2109, это фактически термистор (термистор — это резистор, который изменяет свое сопротивление при воздействии температуры), рассмотрим принцип его работы:

  • Датчик температуры охлаждающей жидкости вкручивается в магистраль охлаждающей жидкости, выходящую из головки блока цилиндров.
  • При низких температурах ГТК имеет очень высокое сопротивление (например, при температуре -40 градусов Цельсия его сопротивление составляет 100 килоОм).
  • При высоких температурах сопротивление низкое (например, при 100 градусах всего 177 Ом).
  • Компьютер определяет температуру в системе охлаждения по падению напряжения на датчике температуры охлаждающей жидкости (падение напряжения высокое для холодной жидкости и низкое для горячей).
  • Значение температуры охлаждающей жидкости влияет на большинство параметров, регулируемых компьютером.
  • Основными неисправностями являются нарушение контакта внутри корпуса индикатора зажигания, пробой изоляции или ослабление троса педали акселератора, разрывающий питающие провода.
  • Если датчик вышел из строя, вентилятор включается при холодном двигателе, затрудняется запуск прогретого двигателя и увеличивается расход топлива.
  • Наши советы по замене помогут вам избежать травм и неприятностей

Для замены датчика расхода охлаждающей жидкости выполните следующую процедуру:

  • Выполняйте работы на холодном двигателе (во избежание возгорания и воспламенения жидкости)
  • Необходимо подготовить емкость для слива конденсата (при сливе конденсата на землю цена вопроса возрастет, конденсат «антифриз» жидкость дорогая)
    Отключите электропитание автомобиля (снимите клеммы аккумулятора)
    Слейте охлаждающую жидкость в представленную емкость через кран радиатора
  • Удалите воздушный фильтр для комфортной работы
    Отсоедините штекер от регулятора температуры охлаждающей жидкости, открутите пластиковый хомут
  • Открутите датчик температуры охлаждающей жидкости от патрубка охлаждения

Отсоедините разъем питания, нажав на специальный зажим

  • Прикрутите новый контроллер и подключите питание
  • Не забудьте закрыть вентиль на радиаторе и долить охлаждающую жидкость.

Датчик детонации

Контроллер детонации расположен в верхней части блока двигателя и работает следующим образом:

  • Он улавливает особые вибрации (называемые детонационными ударами) в цилиндрах двигателя
    Его сенсорным элементом является простая пьезокристаллическая пластина (подобная той, что находится в прикуривателе).
  • При обнаружении детонации контроллер выдает импульс напряжения, который увеличивается по мере интенсивности (нарастания) ускорения детонации.
  • На основании сигнала, полученного от контроллера, компьютер устанавливает опережение зажигания для устранения детонационных вспышек
  • Отказ или разрыв клапана управления детонацией приводит к повышенному расходу топлива и «торможению» автомобиля в движении.

Чтобы заменить датчик детонации, выполните следующие действия

  • Отключите электропитание автомобиля, как и в предыдущих случаях.
  • Отсоедините разъем (обозначен цифрой 1) и провода от контроллера детонации (обозначен цифрой 2).
  • Затем открутите гайку и снимите контроллер со шпильки.

Отсоедините разъем 1 и снимите контроллер 2, открутив закрепляющую его гайку.

Датчик кислорода (лямбда зонд)

Лямбда-зонд используется в системе впрыска поршневой смеси, расположен на впускной трубе глушителя, принцип работы:

  • Кислород в отработавших газах вступает в реакцию с кислородным регулятором и создает разность потенциалов на выходе лямбда-зонда.
  • Эта разница составляет от 0,1 В (обедненная смесь с высоким содержанием кислорода) до 0,9 В (богатая смесь с низким содержанием кислорода).
    Для оптимальной работы лямбда-зонд должен прогреться до температуры не менее 360°.
  • В зонд встроен специальный нагревательный элемент, обеспечивающий быстрый нагрев после запуска двигателя.
  • Компьютер отслеживает выходное напряжение с датчика и выдает определенную команду на коррекцию смеси на форсунки.
  • Если смесь бедная (на выходе зонда создается низкая разность потенциалов), то подаются команды на увеличение подачи топлива и обогащение смеси.
  • Если смесь обогащена (разность потенциалов на выходе зонда высокая), подается соответствующая команда на уменьшение дозы топлива и обеднение смеси
  • Использование этилированного бензина в автомобилях с этим датчиком строго запрещено.
  • Неисправный лямбда-датчик приводит к повышенному расходу топлива и концентрированным выбросам вредных веществ в окружающую среду.

Для замены лямбда-зонда вам потребуется:

  • Отключите источник питания, сняв клеммы с аккумулятора
  • Отсоедините лямбда-зонд и разъем жгута проводов, открутив пластиковый зажим
  • Извлеките зонд из трубы глушителя

Снимите датчик с глушителя, предварительно отсоединив кабели.

Датчик положения коленвала (сокращенно ДПКВ)

ДПКВ — регулятор индукционного типа, он необходим для синхронной работы компьютера с TDC поршней 1-го и 4-го цилиндров, а также для контроля углового положения коленчатого вала.
Он действует по этому принципу:

  • ДПКВ установлен на крышке масляного насоса, напротив главного диска на шкиве привода генератора переменного тока
  • Главный привод представляет собой зубчатое колесо с 58 равномерно расположенными плоскими поверхностями с шагом 6°.
  • При таком шаге он имеет 60 зубьев, но два из них были удалены, чтобы синхронизирующий импульс (известный как опорный импульс) мог быть выровнен с TDC поршней в цилиндрах 1 и 4.
  • При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле DIC, индуцируя импульс напряжения для переменного тока.
  • Между сердечником УЗО и зубом диска необходим установочный зазор (1±0,2) миллиметра.
  • Компьютер использует вращение коленчатого вала и посылает импульсы на форсунки.
  • DPVC построен в виде куска магнита и катушки тонкой проволоки и является очень прочным
  • ДПКВ работает совместно со шкивом коленчатого вала.
  • Если датчик выходит из строя, двигатель немедленно останавливается.
  • Или, в лучшем случае, скорость вращения двигателя может быть ограничена до 3500-5000 об/мин.

Чтобы заменить датчик, сделайте следующее:

  • Очевидно, отсоедините аккумулятор
  • Отсоедините штекер и кабель от регулятора положения коленчатого вала
  • Выкрутите винт холостого хода (обозначен цифрой 1) и снимите его (цифра 2) с крышки масляного насоса (крышка снята для наглядности).

Открутите винт 1 и снимите регулятор положения коленчатого вала 2.

Датчик скорости

Датчик скорости расположен на корпусе коробки передач между концом шинного троса и самой тягой спидометра и работает следующим образом:

  • Датчик скорости основан на эффекте Холла.
  • Он посылает квадратный импульс напряжения на компьютер, частота импульса пропорциональна скорости вращения ведущего колеса.
  • Надежность регулятора скорости средняя
  • Наиболее распространенной неисправностью является окисление проводов и разъема возле регулятора скорости
  • Если датчик скорости вышел из строя, автомобиль будет работать не так хорошо, как должен.
  • Отсоедините аккумулятор
  • Отсоедините разъем жгута проводов, сжав пружинные зажимы
  • Открутите конец троса на тросе спидометра
  • Затем открутите регулятор спидометра от привода спидометра
  • Установите новый датчик на автомобиль и подключите разъем питания

Датчик скорости ВАЗ отмечен красной стрелкой.

Датчик фаз

Датчик определения фаз используется в системах последовательного впрыска (двигатель, начиная с модели 2112 и далее) и расположен на передней левой стороне блока головок:

  • Датчик определения фазы основан на эффекте Холла, как и в предыдущем случае, описанном выше.
  • В его паз помещается обод стального диска с прорезью.
  • Этот диск прикреплен к шкиву распределительного вала.
  • Когда паз диска проходит через специальный паз в фазовращателе, на компьютер передается отрицательный импульс, свидетельствующий о том, что поршень первого цилиндра достиг TDC и ход сжатия завершен.
  • В случае отказа контроллера подача топлива переключается в так называемый параллельный режим, что увеличивает расход топлива до 10%.

Чтобы удалить его, выполните следующие действия:

  • Отсоедините провода от аккумулятора
  • Отпустите пластиковый зажим, чтобы отсоединить штекер 2 от датчика 1.
  • Открутите два винта и снимите датчик фазы
  • Прикрутите новый регулятор
  • Подключение разъема питания

Расположение датчика фазы ВАЗ

СО – потенциометр

СО — потенциометр устанавливается на автомобили ВАЗ 21093, датчики на двигатель с системой впрыска без обратной связи (т.е. без нейтрализатора и датчика кислорода). Он расположен в моторном отсеке на стенке коробки воздухозаборника и представляет собой переменный резистор.
Это работает следующим образом:

  • Потенциометр CO — посылает сигнал в ЭБУ, используемый для регулировки концентрации топливно-воздушной смеси для достижения нормализованного уровня концентрации угарного газа (CO) в выхлопе на холостом ходу.
  • Он похож на винт регулировки смеси, который используется на карбюраторах.
  • Регулировка угарного газа с помощью потенциометра возможна только с помощью цехового газоанализатора.

Регулятор холостых оборотов

Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, регулируя количество воздуха, проходящего через дроссельную заслонку (дроссельная заслонка закрыта).
Принцип действия:

  • Состоит из шагового биполярного электродвигателя и соединенного с ним конического клапана
  • Дроссельная заслонка выдвигается или задвигается с помощью сигналов компьютера.
  • Когда игла полностью выдвигается (что соответствует 0 градусов), она отключает подачу воздуха.
  • Когда игла втянута, она обеспечивает доступ воздуха пропорционально количеству градусов, на которые игла втянута из седла.
  • Эта неисправность вызывает неустойчивые обороты холостого хода, и двигатель может заглохнуть.

Чтобы заменить регулятор, выполните следующие действия:

  • Отключите напряжение на автомобиле, сняв клеммы с аккумулятора
  • Сожмите пластиковый язычок, чтобы отсоединить разъем от регулятора, расположенного на дроссельной заслонке и обозначенного цифрой 2.

Цифра 2 указывает на регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода ВАЗ

  • Проверьте состояние и, при необходимости, замените порванное или ослабленное уплотнительное кольцо регулятора.

Предупреждение: Не пытайтесь вручную втягивать или нажимать на клапан, это может привести к повреждению регулятора холостого хода. Используйте диагностический прибор или специальный монитор.

  • Установите новый датчик на автомобиль, смазав его уплотнительное кольцо моторным маслом, не забудьте подсоединить к нему штекер.

Здесь мы рассмотрели инжектор ваз 2109, на двигателе датчики могут быть разные, в зависимости от модели, но есть и датчик кондиционера, расположенный на приборной панели.

Сигнал на включение салонного кондиционера

Если в вашем автомобиле установлен кондиционер воздуха в салоне, сигнал на его запуск поступает от датчика выключателя на приборной панели:

  • В этом случае ЭБУ получает сигнал о том, что вы хотите включить кондиционер воздуха
  • Компьютер сначала регулирует работу двигателя с помощью регулятора холостого хода, чтобы компенсировать увеличение нагрузки на двигатель, создаваемой компрессором кондиционера, а затем включает реле управления компрессором.

Там перечислены все возможные датчики, неисправности и замены, а также можно найти видео по каждому из них в отдельности.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector