Каждая система впрыска (и ВАЗ 2109 не является исключением) имеет набор датчиков (контроллеров), которые получают информацию о режиме работы двигателя и регулируют его работу.
Существует несколько систем с различными датчиками, во избежание путаницы мы рассмотрим все существующие контроллеры.
Когда происходят сбои в работе инжектора, это означает, что неисправен какой-либо датчик двигателя на ВАЗ 2109, а их может быть несколько. Наша статья поможет вам понять их расположение, симптомы поломки и советы по замене любого из них своими руками.
- Датчики на двигателе
- Датчик (контролер) массового расхода (потребления) воздуха (сокращенно ДРМВ)
- Датчик, контролирующий положение дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ)
- Датчик контроля над температурой охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
- Датчик детонации
- Датчик кислорода (лямбда зонд)
- Датчик положения коленвала (сокращенно ДПКВ)
- Датчик скорости
- Датчик фаз
- СО – потенциометр
- Регулятор холостых оборотов
- Сигнал на включение салонного кондиционера
Датчики на двигателе
Датчик (контролер) массового расхода (потребления) воздуха (сокращенно ДРМВ)
Расположенный между воздушным фильтром и патрубком впускной трубы, он работает следующим образом:
- DMRV имеет регуляторы температуры и специальный нагревательный резистор.
- Воздух, проходящий через расширительный клапан, охлаждает один из контроллеров, а система датчиков преобразует эту разницу температур в выходной сигнал температуры для компьютерного блока управления.
- Эти два типа систем впрыска топлива доступны в нескольких вариантах.
- Они различаются по конструкции и характеру выходного сигнала, который является аналоговым или частотным.
- Напряжение первого типа изменяется в зависимости от потребления воздуха, в то время как второй тип использует частотный сигнал от
- ЭБУ использует информацию, полученную при широтно-импульсной модуляции, для определения длительности импульса, открывающего форсунки.
- Основные неисправности контроллера вызваны влагой в воздухе
- Неисправность датчика TMR вызывает перелив топлива на низких оборотах двигателя, что приводит к неустойчивому холостому ходу, пробуксовке двигателя после снижения оборотов, проблемам с запуском двигателя.
- При снижении показаний на высоких оборотах (форсированных) режимах на ВАЗ 2109 двигатель становится «вялым», увеличивается расход топлива
Чтобы заменить расширительный клапан, выполните следующие действия:
- Отсоедините кабели от аккумулятора
Отсоедините штекер (номер 1), отпустите кабельную стяжку и снимите кабель коллектора (номер 2), датчик давления топлива обозначен номером 3
- Отверткой или пальцем отсоедините пластиковый зажим снизу и отсоедините штекер (рисунок 1 на фото) и провода от регулятора расхода воздуха (рисунок 3)
- Ослабьте зажим, удерживающий трубку, и отсоедините ее (маркировка 2) от контроллера
- Выкрутите два винта, которыми он закреплен, и снимите расширительный клапан с воздушного фильтра.
- Установите новый расширительный бачок и подсоедините к нему штекер.
Датчик, контролирующий положение дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ)
Он расположен сбоку от рычага дроссельной заслонки и непосредственно связан с шарниром дроссельной заслонки. Фактически, ДПДЗ представляет собой потенциометр, один конец которого подключен к земле, а другой — к плюсу источника питания (5 В).
Это работает следующим образом:
- С ползунка (который является третьим контактом) сигнал
- Открытие дроссельной заслонки запускается дросселем, при этом изменяется напряжение на выходе DPDZ.
- Когда дроссельная заслонка закрыта, выходное напряжение составляет менее 0,7 В.
- Когда дроссельная заслонка открыта, напряжение увеличивается
- Когда дроссельная заслонка полностью открыта, напряжение должно быть более 4 В.
- Компьютер отслеживает напряжение на ДПДЗ и регулирует подачу топлива в зависимости от угла открытия.
- ДПДЗ не требует корректировки. Холостой ход (дроссельная заслонка полностью закрыта) равен нулю.
- Причины неисправности — перекосы двигателя и заводские дефекты
- Продолжительность работы ДПДЗ непредсказуема
- Если ДПДЗ неисправен, обороты двигателя повышаются на холостом ходу, падают при малых нагрузках и рывках.
Чтобы заменить DPDZ, выполните следующие действия:
- Отсоедините источник питания от аккумулятора (снимите клеммы)
- Отсоедините разъем DPDZ с проводами, потянув назад пластиковый зажим
- Открутите крепежные винты (две штуки) и снимите датчик контроля положения дроссельной заслонки с трубки (для наглядности трубка отсоединена от двигателя)
Выкрутите винты и снимите ДПДЗ
- Замените ДПДЗ и установите его обратно, не забудьте вернуть на место пенопластовое кольцо и подключите разъем
Датчик контроля над температурой охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
В датчике температуры двигателя ваз 2109, это фактически термистор (термистор — это резистор, который изменяет свое сопротивление при воздействии температуры), рассмотрим принцип его работы:
- Датчик температуры охлаждающей жидкости вкручивается в магистраль охлаждающей жидкости, выходящую из головки блока цилиндров.
- При низких температурах ГТК имеет очень высокое сопротивление (например, при температуре -40 градусов Цельсия его сопротивление составляет 100 килоОм).
- При высоких температурах сопротивление низкое (например, при 100 градусах всего 177 Ом).
- Компьютер определяет температуру в системе охлаждения по падению напряжения на датчике температуры охлаждающей жидкости (падение напряжения высокое для холодной жидкости и низкое для горячей).
- Значение температуры охлаждающей жидкости влияет на большинство параметров, регулируемых компьютером.
- Основными неисправностями являются нарушение контакта внутри корпуса индикатора зажигания, пробой изоляции или ослабление троса педали акселератора, разрывающий питающие провода.
- Если датчик вышел из строя, вентилятор включается при холодном двигателе, затрудняется запуск прогретого двигателя и увеличивается расход топлива.
- Наши советы по замене помогут вам избежать травм и неприятностей
Для замены датчика расхода охлаждающей жидкости выполните следующую процедуру:
- Выполняйте работы на холодном двигателе (во избежание возгорания и воспламенения жидкости)
- Необходимо подготовить емкость для слива конденсата (при сливе конденсата на землю цена вопроса возрастет, конденсат «антифриз» жидкость дорогая)
Отключите электропитание автомобиля (снимите клеммы аккумулятора)
Слейте охлаждающую жидкость в представленную емкость через кран радиатора - Удалите воздушный фильтр для комфортной работы
Отсоедините штекер от регулятора температуры охлаждающей жидкости, открутите пластиковый хомут - Открутите датчик температуры охлаждающей жидкости от патрубка охлаждения
Отсоедините разъем питания, нажав на специальный зажим
- Прикрутите новый контроллер и подключите питание
- Не забудьте закрыть вентиль на радиаторе и долить охлаждающую жидкость.
Датчик детонации
Контроллер детонации расположен в верхней части блока двигателя и работает следующим образом:
- Он улавливает особые вибрации (называемые детонационными ударами) в цилиндрах двигателя
Его сенсорным элементом является простая пьезокристаллическая пластина (подобная той, что находится в прикуривателе). - При обнаружении детонации контроллер выдает импульс напряжения, который увеличивается по мере интенсивности (нарастания) ускорения детонации.
- На основании сигнала, полученного от контроллера, компьютер устанавливает опережение зажигания для устранения детонационных вспышек
- Отказ или разрыв клапана управления детонацией приводит к повышенному расходу топлива и «торможению» автомобиля в движении.
Чтобы заменить датчик детонации, выполните следующие действия
- Отключите электропитание автомобиля, как и в предыдущих случаях.
- Отсоедините разъем (обозначен цифрой 1) и провода от контроллера детонации (обозначен цифрой 2).
- Затем открутите гайку и снимите контроллер со шпильки.
Отсоедините разъем 1 и снимите контроллер 2, открутив закрепляющую его гайку.
Датчик кислорода (лямбда зонд)
Лямбда-зонд используется в системе впрыска поршневой смеси, расположен на впускной трубе глушителя, принцип работы:
- Кислород в отработавших газах вступает в реакцию с кислородным регулятором и создает разность потенциалов на выходе лямбда-зонда.
- Эта разница составляет от 0,1 В (обедненная смесь с высоким содержанием кислорода) до 0,9 В (богатая смесь с низким содержанием кислорода).
Для оптимальной работы лямбда-зонд должен прогреться до температуры не менее 360°. - В зонд встроен специальный нагревательный элемент, обеспечивающий быстрый нагрев после запуска двигателя.
- Компьютер отслеживает выходное напряжение с датчика и выдает определенную команду на коррекцию смеси на форсунки.
- Если смесь бедная (на выходе зонда создается низкая разность потенциалов), то подаются команды на увеличение подачи топлива и обогащение смеси.
- Если смесь обогащена (разность потенциалов на выходе зонда высокая), подается соответствующая команда на уменьшение дозы топлива и обеднение смеси
- Использование этилированного бензина в автомобилях с этим датчиком строго запрещено.
- Неисправный лямбда-датчик приводит к повышенному расходу топлива и концентрированным выбросам вредных веществ в окружающую среду.
Для замены лямбда-зонда вам потребуется:
- Отключите источник питания, сняв клеммы с аккумулятора
- Отсоедините лямбда-зонд и разъем жгута проводов, открутив пластиковый зажим
- Извлеките зонд из трубы глушителя
Снимите датчик с глушителя, предварительно отсоединив кабели.
Датчик положения коленвала (сокращенно ДПКВ)
ДПКВ — регулятор индукционного типа, он необходим для синхронной работы компьютера с TDC поршней 1-го и 4-го цилиндров, а также для контроля углового положения коленчатого вала.
Он действует по этому принципу:
- ДПКВ установлен на крышке масляного насоса, напротив главного диска на шкиве привода генератора переменного тока
- Главный привод представляет собой зубчатое колесо с 58 равномерно расположенными плоскими поверхностями с шагом 6°.
- При таком шаге он имеет 60 зубьев, но два из них были удалены, чтобы синхронизирующий импульс (известный как опорный импульс) мог быть выровнен с TDC поршней в цилиндрах 1 и 4.
- При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле DIC, индуцируя импульс напряжения для переменного тока.
- Между сердечником УЗО и зубом диска необходим установочный зазор (1±0,2) миллиметра.
- Компьютер использует вращение коленчатого вала и посылает импульсы на форсунки.
- DPVC построен в виде куска магнита и катушки тонкой проволоки и является очень прочным
- ДПКВ работает совместно со шкивом коленчатого вала.
- Если датчик выходит из строя, двигатель немедленно останавливается.
- Или, в лучшем случае, скорость вращения двигателя может быть ограничена до 3500-5000 об/мин.
Чтобы заменить датчик, сделайте следующее:
- Очевидно, отсоедините аккумулятор
- Отсоедините штекер и кабель от регулятора положения коленчатого вала
- Выкрутите винт холостого хода (обозначен цифрой 1) и снимите его (цифра 2) с крышки масляного насоса (крышка снята для наглядности).
Открутите винт 1 и снимите регулятор положения коленчатого вала 2.
Датчик скорости
Датчик скорости расположен на корпусе коробки передач между концом шинного троса и самой тягой спидометра и работает следующим образом:
- Датчик скорости основан на эффекте Холла.
- Он посылает квадратный импульс напряжения на компьютер, частота импульса пропорциональна скорости вращения ведущего колеса.
- Надежность регулятора скорости средняя
- Наиболее распространенной неисправностью является окисление проводов и разъема возле регулятора скорости
- Если датчик скорости вышел из строя, автомобиль будет работать не так хорошо, как должен.
- Отсоедините аккумулятор
- Отсоедините разъем жгута проводов, сжав пружинные зажимы
- Открутите конец троса на тросе спидометра
- Затем открутите регулятор спидометра от привода спидометра
- Установите новый датчик на автомобиль и подключите разъем питания
Датчик скорости ВАЗ отмечен красной стрелкой.
Датчик фаз
Датчик определения фаз используется в системах последовательного впрыска (двигатель, начиная с модели 2112 и далее) и расположен на передней левой стороне блока головок:
- Датчик определения фазы основан на эффекте Холла, как и в предыдущем случае, описанном выше.
- В его паз помещается обод стального диска с прорезью.
- Этот диск прикреплен к шкиву распределительного вала.
- Когда паз диска проходит через специальный паз в фазовращателе, на компьютер передается отрицательный импульс, свидетельствующий о том, что поршень первого цилиндра достиг TDC и ход сжатия завершен.
- В случае отказа контроллера подача топлива переключается в так называемый параллельный режим, что увеличивает расход топлива до 10%.
Чтобы удалить его, выполните следующие действия:
- Отсоедините провода от аккумулятора
- Отпустите пластиковый зажим, чтобы отсоединить штекер 2 от датчика 1.
- Открутите два винта и снимите датчик фазы
- Прикрутите новый регулятор
- Подключение разъема питания
Расположение датчика фазы ВАЗ
СО – потенциометр
СО — потенциометр устанавливается на автомобили ВАЗ 21093, датчики на двигатель с системой впрыска без обратной связи (т.е. без нейтрализатора и датчика кислорода). Он расположен в моторном отсеке на стенке коробки воздухозаборника и представляет собой переменный резистор.
Это работает следующим образом:
- Потенциометр CO — посылает сигнал в ЭБУ, используемый для регулировки концентрации топливно-воздушной смеси для достижения нормализованного уровня концентрации угарного газа (CO) в выхлопе на холостом ходу.
- Он похож на винт регулировки смеси, который используется на карбюраторах.
- Регулировка угарного газа с помощью потенциометра возможна только с помощью цехового газоанализатора.
Регулятор холостых оборотов
Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, регулируя количество воздуха, проходящего через дроссельную заслонку (дроссельная заслонка закрыта).
Принцип действия:
- Состоит из шагового биполярного электродвигателя и соединенного с ним конического клапана
- Дроссельная заслонка выдвигается или задвигается с помощью сигналов компьютера.
- Когда игла полностью выдвигается (что соответствует 0 градусов), она отключает подачу воздуха.
- Когда игла втянута, она обеспечивает доступ воздуха пропорционально количеству градусов, на которые игла втянута из седла.
- Эта неисправность вызывает неустойчивые обороты холостого хода, и двигатель может заглохнуть.
Чтобы заменить регулятор, выполните следующие действия:
- Отключите напряжение на автомобиле, сняв клеммы с аккумулятора
- Сожмите пластиковый язычок, чтобы отсоединить разъем от регулятора, расположенного на дроссельной заслонке и обозначенного цифрой 2.
Цифра 2 указывает на регулятор холостого хода
Регулятор холостого хода ВАЗ
- Проверьте состояние и, при необходимости, замените порванное или ослабленное уплотнительное кольцо регулятора.
Предупреждение: Не пытайтесь вручную втягивать или нажимать на клапан, это может привести к повреждению регулятора холостого хода. Используйте диагностический прибор или специальный монитор.
- Установите новый датчик на автомобиль, смазав его уплотнительное кольцо моторным маслом, не забудьте подсоединить к нему штекер.
Здесь мы рассмотрели инжектор ваз 2109, на двигателе датчики могут быть разные, в зависимости от модели, но есть и датчик кондиционера, расположенный на приборной панели.
Сигнал на включение салонного кондиционера
Если в вашем автомобиле установлен кондиционер воздуха в салоне, сигнал на его запуск поступает от датчика выключателя на приборной панели:
- В этом случае ЭБУ получает сигнал о том, что вы хотите включить кондиционер воздуха
- Компьютер сначала регулирует работу двигателя с помощью регулятора холостого хода, чтобы компенсировать увеличение нагрузки на двигатель, создаваемой компрессором кондиционера, а затем включает реле управления компрессором.
Там перечислены все возможные датчики, неисправности и замены, а также можно найти видео по каждому из них в отдельности.