Датчики ВАЗ 2109 карбюратор

Современные автомобили оснащены микроконтроллером, который управляет работой всех систем автомобиля. На микроконтроллере установлено большое количество различных датчиков, которые получают информацию от различных узлов автомобиля. Один датчик показывает температуру в салоне, другой отвечает за токсичность выхлопа, третий контролирует положение фар, четвертый определяет, сидит ли водитель в кресле, и так далее. Доходит до безумия: в автомобиле перегорает лампочка ближнего света, и машину невозможно завести.

Контроллер выдает ошибку, которую не так просто расшифровать. Это понятно — это хлеб и масло для сервисных центров автопроизводителей.
В этом отношении старые ВАЗ 2109 выглядят очень привлекательно — в них нет такого количества электроники. И даже этот вариант очень примитивен. Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости — нет проблем, не работает генератор — нет проблем, ездите, пока не сядет аккумулятор. В современных иномарках это невозможно: контроллер увидит неисправность, запретит запуск двигателя и потребует от водителя устранить неисправность.
По сравнению с инжекторной моделью, карбюраторная ВАЗ 2109 имеет меньшее количество датчиков. Из них единственный, который реально влияет на работу двигателя, — это датчик Холла. Другие датчики необходимы для информирования водителя о состоянии систем автомобиля или для включения/выключения исполнительных механизмов.

Перечислим датчики карбюратора ВАЗ 2109:
1. датчик Холла
2. датчик температуры охлаждающей жидкости.
3. датчик давления масла.
4. датчик включения вентилятора.
5. датчик задней передачи.
6 Датчик выключателя стояночного тормоза. 7.
7. концевой выключатель дроссельной заслонки.
8. датчик скорости.
* Многие ошибочно утверждают, что карбюратор ВАЗ 2109 имеет датчик холостого хода. Это неправда. Карбюратор Ваз 2109 имеет электромагнитный клапан холостого хода. Клапан — это не датчик, а исполнительный механизм. Он не подает свой сигнал, а получает управляющее напряжение от экономайзера холостого хода.
1 Я бы описал самый важный датчик ВАЗ 2109 как.

Читайте также: Датчики двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

Содержание
  1. Датчик Холла Ваз 2109
  2. Датчик температуры охлаждающей жидкости Ваз 2109
  3. Датчик давления масла Ваз 2109
  4. Датчик включения вентилятора Ваз 2109
  5. Концевой выключатель дроссельной заслонки Ваз 2109
  6. Датчик скорости Ваз 2109
  7. Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099
  8. Датчики Ваз 2109 карбюратор
  9. Важные датчики в ВАЗ 2109 (карбюратор)
  10. Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 (карбюратор)
  11. Датчик холостого хода ВАЗ 2109 (карбюратор)
  12. Датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)
  13. Простой способ проверки работоспособности датчика Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)
  14. Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)
  15. Датчики автомобили ВАЗ 21083, ВАЗ 21093
  16. Схема ВАЗ-2109
  17. Модификации ВАЗ-2109
  18. Схема ВАЗ-2109 старые версии
  19. Схема ВАЗ-2109 новые версии
  20. Схема ВАЗ-2109, 21099 «люкс»
  21. Схема ВАЗ-21099 с европанелью
  22. Схема комбинации приборов для низкой панели
  23. Схемы комбинаций приборов для высокой панели
  24. Схема подключения фароочистителей
  25. Электрооборудование с роторным двигателем
  26. Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор
  27. Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор
  28. Схема блока реле и предохранителей 2109
  29. Блок предохранителей 2114-3722010-18
  30. Блок предохранителей 2114-3722010-60

Датчик Холла Ваз 2109

Без него двигатель автомобиля не запустится. Удалите любой другой датчик — автомобиль будет работать. Без датчика Холла он не будет работать. Функция датчика Холла заключается в передаче импульсов о вращении распределительного вала двигателя на коммутатор. Задача датчика — определить, когда коммутатор генерирует искру. Без него не будет искры и, следовательно, двигатель не запустится. Датчик установлен в корпусе распределителя на автомобиле ВАЗ 2109 и подключен непосредственно к коммутатору. В случае неисправности его можно легко заменить.
2. для отображения температуры двигателя на приборной панели.

Датчик температуры охлаждающей жидкости Ваз 2109

Датчик температуры охлаждающей жидкости (далее по тексту — датчик температуры охлаждающей жидкости) представляет собой терморезистор, т.е. резистор, изменяющийся в зависимости от температуры. Когда двигатель холодный, сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости высокое, и стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости не движется. По мере прогрева двигателя сопротивление CTG уменьшается, а стрелка индикатора перемещается вертикально вверх. Если указатель температуры больше не показывает температуру двигателя, проверьте указатель температуры охлаждающей жидкости.
3. предназначен для информирования водителя о наличии давления масла в системе смазки двигателя ВАЗ 2109.

Датчик давления масла Ваз 2109

Классические модели Ваз 2109 показывают давление масла в диапазоне от 0 до 5 атмосфер. Автомобиль ВАЗ 2109 будет показывать только ЛЮБОЕ давление масла, без указания значения давления масла.
4. установлен в радиаторе системы охлаждения двигателя и предназначен для включения вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости превышает 90 градусов Цельсия.

Датчик включения вентилятора Ваз 2109

Выключатель на вентиляторе — это стандартный термовыключатель, который закрыт при температуре выше 90 градусов и открыт при более низкой температуре.
5) Предназначен для включения фонарей заднего хода при включении задней передачи. Это также обычный концевой выключатель, который замыкается на общую землю, когда водитель включает заднюю передачу на автомобиле ВАЗ 2109.
6.Выключатель стояночного тормоза просто включает стояночный свет на приборной панели ВАЗ 2109. Также обычный концевой выключатель, приводимый в действие рычагом стояночного тормоза.

Концевой выключатель дроссельной заслонки Ваз 2109

7 Концевой выключатель дроссельной заслонки предназначен для определения того, нажата педаль акселератора или нет. Он подключен к ограничителю оборотов принудительного холостого хода.

Датчик скорости Ваз 2109

8 Датчик скорости представляет собой зубчатый вал, вставленный в коробку передач и соединенный проводом со спидометром, который показывает скорость движения автомобиля ВАЗ 2109.

Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2108, 2109, 21099

Указатель температуры охлаждающей жидкости на приборной панели автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций получает информацию о температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения от датчика в блоке двигателя.

Расположение датчика указателя температуры охлаждающей жидкости

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными или инжекторными двигателями он ввернут в торцевую стенку блока цилиндров, над корпусом коробки передач. К нему идет только один провод («минусовой»).

Конструкция указателя температуры охлаждающей жидкости

Указатель температуры охлаждающей жидкости TM 106 имеет латунный корпус с ключевой гайкой «21». Резьбовая часть корпуса выполнена в виде конуса для уплотнения и герметизации датчика в монтажном отверстии. Полупроводниковый термистор «таблетка» устанавливается на дно корпуса датчика (омывается охлаждающей жидкостью). Он удерживается на месте токопроводящей пружиной. Пружина упирается одним концом в полупроводник, а другим — в контактную часть датчика. Пружина изолирована от стенок датчика.

Принцип работы датчика температуры

Работа датчика индикатора температуры основана на работе полупроводникового термистора внутри датчика. Когда температура охлаждающей жидкости низкая — сопротивление термистора высокое — ток, протекающий через датчик, низкий — стрелка указателя температуры на панели приборов отклоняется влево. По мере нагревания жидкости сопротивление термистора уменьшается — ток увеличивается — стрелка на индикаторе температуры поднимается. Читать далее: «Указатель температуры охлаждающей жидкости для автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, принцип работы».

Применение индикатора температуры охлаждающей жидкости

ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными и инжекторными двигателями, автомобили семейства 10-тек, Самара-2 (2113, 2114, 2115) и др.

Неисправности датчика указателя температуры

Если возникла проблема с датчиком температуры, индикатор на приборной панели начнет показывать неверную информацию. Необходимо определить точную причину: неисправный датчик или неисправный манометр. Для этого включите зажигание, отсоедините провод от датчика и коснитесь им земли. Если датчик неисправен, указатель будет перемещаться влево в начале шкалы. Если указатель остается неподвижным, сначала проверьте проводку указателя температуры охлаждающей жидкости или замените его неисправным.

Технические характеристики передатчика TM 106

Температурные пределы: 45-140º

Номинальное напряжение: 12V

Ток: 0,25A

Чувствительный элемент: термистор

схема подключения для TM 106

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 установлен другой датчик температуры охлаждающей жидкости (Coolant Gauge). Он устанавливается в трубе, идущей от термостата к двигателю. На основании полученных показаний ЭБУ определяет температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Это один из параметров, на основании которого ЭБУ рассчитывает степень впрыска, угол опережения зажигания и напряжение зажигания.

— Система охлаждения карбюраторных двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099 оснащена еще одним датчиком температуры — выключателем вентилятора охлаждения двигателя. Он расположен на правом бачке радиатора, и по его сигналу включается вентилятор на радиаторе. В системе охлаждения инжекторного двигателя такого датчика нет. Блок управления, основываясь на сигнале от датчика, отвечает за включение вентилятора.

Другие статьи по системе охлаждения двигателей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчики Ваз 2109 карбюратор

Современные автомобили оснащены микроконтроллером, который управляет работой всех систем автомобиля. На микроконтроллере установлено большое количество различных датчиков, которые получают информацию от различных узлов автомобиля. Один датчик показывает температуру в салоне, другой отвечает за токсичность выхлопа, третий контролирует положение фар, четвертый определяет, сидит ли водитель, и так далее. Доходит до безумия: в автомобиле перегорает лампочка ближнего света, и машину невозможно завести. Контроллер выдает ошибку, которую не так просто расшифровать. Оно и понятно — это хлеб и масло для сервисных центров автопроизводителей.
В этом отношении старые 9-ки выглядят очень привлекательно — в них нет такого количества электроники. И даже этот вариант очень примитивен. Отказ датчика температуры охлаждающей жидкости — нет проблем, не работает генератор — нет проблем, ездите, пока не сядет аккумулятор. В современных иномарках это невозможно: контроллер увидит неисправность, запретит работу двигателя и потребует от водителя устранить неисправность.
По сравнению с инжекторной моделью, карбюраторный «Жигуль» имеет меньшее количество датчиков. Из них единственный, который реально влияет на работу двигателя, — это датчик Холла. Другие датчики необходимы для информирования водителя о состоянии систем автомобиля или для включения/выключения исполнительных механизмов.
Перечислим датчики:
1. датчик Холла
2. датчик температуры охлаждающей жидкости.
3. датчик давления масла.
4. датчик включения вентилятора.
5. датчик задней передачи.
6 Датчик выключателя стояночного тормоза. 7.
7. концевой выключатель дроссельной заслонки.
8. датчик скорости.
* Многие ошибочно утверждают, что в автомобиле есть датчик холостого хода. Это неправда. Модели с карбюратором оснащены электромагнитным клапаном холостого хода. Клапан — это не датчик, а исполнительный механизм. Он не подает свой сигнал, а получает управляющее напряжение от экономайзера холостого хода.
1 Я бы назвал датчик Холла самым важным датчиком на этом автомобиле.

 

Без него двигатель автомобиля не сможет запуститься. Удалите любой другой датчик — автомобиль будет работать. Без датчика Холла он не запустится. Функция датчика Холла заключается в передаче импульсов о вращении распределительного вала двигателя на коммутатор. Задача датчика — определить, когда коммутатор генерирует искру. Без него не будет искры и, следовательно, двигатель не запустится. Датчик установлен в корпусе распределителя и подключен непосредственно к коммутатору. В случае неисправности его можно легко заменить.
2 Датчик температуры охлаждающей жидкости используется для отображения температуры двигателя на приборной панели.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой терморезистор, т.е. сопротивление, изменяющееся в зависимости от температуры. Когда двигатель холодный, сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости высокое, и указатель температуры охлаждающей жидкости не перемещается. По мере прогрева двигателя его сопротивление уменьшается, и стрелка индикатора перемещается вертикально вверх. Если указатель температуры перестал показывать температуру двигателя, проверьте датчик.
3 Манометр давления масла предназначен для того, чтобы сообщить водителю о наличии давления масла в системе смазки двигателя.

Манометр давления масла

Классические модели отображают давление масла в диапазоне от 0 до 5 атмосфер. Он показывает только ЛЮБОЕ давление масла, а не значение давления масла.
4 Датчик включения вентилятора установлен в радиаторе системы охлаждения двигателя и предназначен для включения вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости превышает 90 градусов.

Датчик выключателя вентилятора

Переключатель вентилятора представляет собой простой термовыключатель, который нормально замкнут при температуре выше 90 градусов и разомкнут при температуре ниже этой отметки.
5 Датчик заднего хода предназначен для включения фонарей заднего хода при включении задней передачи. Это также обычный концевой выключатель, который замыкается на землю, когда водитель включает заднюю передачу.
6.Датчик стояночного тормоза просто включает контрольную лампу стоянки на комбинации приборов. Также обычный концевой выключатель, приводимый в действие рычагом стояночного тормоза.
7 Концевой выключатель дроссельной заслонки предназначен для определения того, нажата педаль акселератора или нет. Он подключен к экономайзеру принудительного холостого хода.

Концевой выключатель дроссельной заслонки

8 Датчик скорости представляет собой вал с шестерней, вставленный в коробку передач и соединенный проводом со спидометром для индикации скорости автомобиля.

Важные датчики в ВАЗ 2109 (карбюратор)

При устранении неисправностей, ремонте и обслуживании многие забывают о ряде важных датчиков, которыми оснащен автомобиль. Однако их неисправность может привести к серьезным поломкам карбюратора ВАЗ 2109.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 (карбюратор)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (карбюратор) ВАЗ 2109 является чрезвычайно важным компонентом системы охлаждения автомобиля. Поэтому его работа должна контролироваться.

Указатель температуры охлаждающей жидкости одинаков на моделях 2108, 2109 и 21099.

Конструкция этого устройства очень проста. Он имеет встроенный термистор, который реагирует на изменение температуры и изменяет сопротивление в зависимости от показателей.

Ниже приведена таблица для проверки значений датчиков.

Датчик холостого хода ВАЗ 2109 (карбюратор)

Его неисправность может привести к тому, что ВАЗ 2109 (карбюратор) заглохнет на низких оборотах. Датчик холостого хода и электромагнитный клапан в карбюраторе ВАЗ 2109 — это одно и то же, вот фото для подтверждения:

И это очень неприятная ситуация. Это может произойти далеко за городом или прямо на перекрестке, при остановке на светофоре. Это может быть вызвано перегревом или переохлаждением, или застойными явлениями.

Датчик Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)

Его неисправность может привести к проблемам в карбюраторе. И очень трудно определить, что виновата именно эта маленькая деталь. Если только методом исключения. Иногда предлагается проверить его работу с помощью специального прибора.

Простой способ проверки работоспособности датчика Холла ВАЗ 2109 (карбюратор)

Возьмите тестер с лампочкой. Его плюс и минус (это крайние контакты) на штекере подключены к трамваю. Между средним проводом и заземлением должен быть зазор. Затем минусовую линию следует замкнуть на клемму заземления. На проводе или свече зажигания появится искра. Если да, замените датчик Холла. Если нет, продолжайте проверку.

Однако бывает и так, что датчик работает, но неправильно. Это можно выяснить только путем его замены.

Если вы не знаете, где находится датчик Холла на автомобиле ВАЗ 2109 (карбюратор), вам поможет следующее фото.

«Датчик холла» №8 на этой фотографии

Датчик Холла (карбюратор) ВАЗ 2109 цена обычно низкая — около 120 рублей.

На фотографии изображена пластина прерывателя ВАЗ 2108 с датчиком Холла:

Датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)

Если вас интересует замена датчика в карбюраторе вентилятора ВАЗ 2109,
Многие задаются вопросом, можно ли заменить его, не сливая всю охлаждающую жидкость?

Ответ — да. Но при этом вы потеряете некоторое количество охлаждающей жидкости.
Этот датчик, по сути, является простым термостатом. В продаже имеются специальные тумблеры, с помощью которых можно включить его принудительно.

Выключатель вентилятора ВАЗ 2109 (карбюратор)

Иногда нужно просто все разобрать и почистить. Грязь и «накипь» могут попасть на датчик. В любом случае, даже если вам придется заменить датчик, в нем нет ничего страшного. Сама деталь стоит очень недорого, а ее замена может быть выполнена, как самим водителем, так и работниками гаража.

 

Датчики автомобили ВАЗ 21083, ВАЗ 21093

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры). Датчик температуры завернут в выпускное отверстие охлаждающей жидкости на головке цилиндра. При низких температурах датчик температуры охлаждающей жидкости имеет высокое сопротивление (-40°C — 100kΩ), а при высоких температурах — низкое сопротивление (100°C — 177 Ом). Контроллер рассчитывает температуру охлаждающей жидкости на основе падения напряжения на датчике. Падение напряжения высокое, когда двигатель холодный, и низкое, когда двигатель прогрет. Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет контроллер.
Для замены датчика температуры охлаждающей жидкости на автомобилях ВАЗ 21083, ВАЗ 21093:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.
2. слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
3. для удобства снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).

Отсоедините разъем и жгут проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости, освободив пластиковый зажим. Отсоедините датчик от разъема системы охлаждения.
5 Установите датчик температуры охлаждающей жидкости на ваз 21083, ваз 21093 в обратном порядке.

Датчик детонации крепится к верхней части блока цилиндров и обнаруживает аномальные колебания (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластина. При возникновении детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с ростом интенсивности детонационного удара. Контроллер использует сигнал датчика для регулировки опережения зажигания с целью устранения детонационных взрывов топлива.
Для замены датчика детонации в автомобиле ваз 21083, ваз 21093:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

Отсоедините разъем 1 с проводами от датчика детонации 2. Открутите крепежную гайку и снимите датчик со шпильки.
3. установите датчик детонации на автомобиль ваз 21083, ваз 21093 в обратном порядке.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) расположен между воздушным фильтром и впускной трубой. ДМРВ содержит датчики температуры и нагревательный резистор. Проточный воздух охлаждает один из датчиков, а электроника датчика преобразует эту разницу температур в выходной сигнал для электронного блока управления. Два типа датчиков массового расхода воздуха могут использоваться в различных вариантах систем впрыска топлива. Датчики DMRV различаются по своей конструкции и характеру выходного сигнала, который может быть частотным или аналоговым. В первом случае частота сигнала изменяется в зависимости от расхода воздуха, а во втором случае изменяется напряжение. ЭБУ использует информацию от датчика массового расхода воздуха для определения ширины импульса открытия форсунок.
Чтобы заменить датчик массового расхода воздуха:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

2. отверткой или пальцем освободите пластиковый зажим снизу и отсоедините разъем 1 с проводами от датчика массового расхода воздуха 3. ослабьте хомут и отсоедините шланг 2 от датчика. Выкрутите два крепежных винта и снимите датчик массового расхода воздуха с воздушного фильтра.
3 Установите датчик давления воздуха на ваз 21083, ваз 21093 в обратном порядке. Читайте также: Мотоцикл с автоматической коробкой передач

Потенциометр СО (рис. 11.3) устанавливается на автомобилях ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 с системой впрыска без обратной связи (без нейтрализатора и датчика кислорода) в моторном отсеке на стенке короба воздухозаборника и представляет собой переменный резистор. Потенциометр CO посылает сигнал в ЭБУ, который используется для регулировки состава топливовоздушной смеси для достижения нормализованного уровня концентрации угарного газа (CO) в выхлопных газах на холостом ходу. Потенциометр CO аналогичен винту качества смеси на карбюраторах. Регулировка CO с помощью потенциометра CO осуществляется только на станции технического обслуживания с помощью газоанализатора.

Рисунок 11.3 Потенциометр CO

Датчик скорости автомобиля установлен в коробке передач между блоком привода спидометра и гибким концом вала блока привода спидометра. Датчик скорости основан на эффекте Холла. Датчик скорости подает прямоугольные импульсы напряжения на контроллер с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущего колеса.
Чтобы заменить датчик скорости:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

Отсоедините разъем с проводами от датчика скорости, сжав подпружиненные фиксаторы. Открутите датчик скорости от привода спидометра. Установите датчик скорости на автомобиль в обратном порядке.

Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) установлен на боковой стороне дроссельной заслонки и соединен с осью дроссельной заслонки.
Датчик положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр с плюсом напряжения питания (5 В) на одном конце и заземлением на другом. Третий конец потенциометра (от ползунка) выдает сигнал на контроллер. При повороте дроссельной заслонки (под действием педали) напряжение на выходе датчика положения дроссельной заслонки изменяется. При закрытой дроссельной заслонке напряжение составляет менее 0,7 вольт. Когда дроссельная заслонка открыта, напряжение на выходе датчика увеличивается и должно быть более 4 В при полном дросселе. Контроллер, отслеживая выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки, регулирует подачу топлива в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки (т.е. в соответствии с пожеланиями водителя). Датчик положения дроссельной заслонки не нужно регулировать, поскольку контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полностью закрытую дроссельную заслонку) как ноль.
Чтобы заменить датчик положения дроссельной заслонки (TPS):
1 Отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

2 Отсоедините разъем и жгут проводов от датчика положения дроссельной заслонки, разблокировав пластиковый выступ. 3.

3) Открутите два крепежных винта и снимите датчик положения дроссельной заслонки с дроссельной тяги (тяга снята для наглядности).

4) Установите датчик положения дроссельной заслонки на автомобиль в обратном порядке, обязательно закрепив пенопластовое кольцо.

Регулятор холостого хода управляет частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу, контролируя количество воздуха, подаваемого в закрытый перепускной канал дроссельной заслонки. Регулятор холостого хода состоит из двухполюсного шагового двигателя и подключенного к нему конусного клапана. Клапан выдвигается или втягивается по сигналам контроллера. При полном выдвижении игла регулятора (соответствующая 0 градусов) закрывает поток воздуха. Когда игла втянута, расход воздуха пропорционален количеству градусов, на которые игла отходит от седла.
Чтобы заменить регулятор холостого хода, выполните следующие действия:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

2. сожмите пластиковый выступ и отсоедините разъем и жгут проводов от регулятора холостого хода, установленного на дроссельной заслонке. 3.

3) Открутите два крепежных винта и снимите регулятор холостого хода с дроссельной трубки (трубка снята для наглядности).

4. замените порванное или гибкое уплотнительное кольцо 1 регулятора холостого хода.
ВНИМАНИЕ
Не пытайтесь втягивать или нажимать клапан 2, так как это может привести к неисправности регулятора холостого хода. Для этого используйте диагностический прибор или специальный монитор.
5 Установите датчик холостого хода на автомобиль в обратном порядке, смазав его уплотнительное кольцо моторным маслом.

Датчик положения коленчатого вала (CTG) индуктивного типа предназначен для синхронизации контроллера с верхней мертвой точкой поршней цилиндров 1 и 4 и угловым положением коленчатого вала. ДПКВ установлен на крышке масляного насоса напротив шестерни, приводящей в действие генератор переменного тока. Управляющий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равномерно расположенными (6°) шагами. При таком шаге диск имеет 60 зубьев, но два зуба срезаются для создания импульса синхронизации («опорного»), который необходим для согласования привода с TDC поршней в цилиндрах 1 и 4.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, вызывая импульсы переменного тока.

Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен быть в пределах (1±0,2) мм. Контроллер использует сигналы датчиков для определения частоты вращения коленчатого вала и подачи импульсов на форсунки.
Чтобы заменить датчик положения коленчатого вала (CRS). 1:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

2. отсоедините разъем и жгут проводов от датчика положения коленчатого вала. 3.

3. открутите крепежный болт 1 и снимите датчик 2 с крышки масляного насоса (крышка насоса снята для наглядности). 4.
4. установите датчик положения коленчатого вала на автомобиль в обратном порядке.

Зонд концентрации кислорода (лямбда-зонд) используется в системе обратного впрыска и устанавливается во впускной трубе глушителя. Кислород в отработавших газах вступает в реакцию с кислородным датчиком, создавая на его выходе разность потенциалов. Этот показатель варьируется примерно от 0,1 В (высокое содержание кислорода — обедненная смесь) до 0,9 В (низкое содержание кислорода — богатая смесь).
Для правильной работы кислородного датчика его температура должна быть не менее 360°C. По этой причине кислородный датчик имеет встроенный нагревательный элемент, что позволяет ему быстро нагреваться при запуске двигателя. Контроллер, отслеживая выходное напряжение датчика кислорода, определяет, какую команду управления смесью необходимо подать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), подается команда обогащения смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов), выдается команда уменьшения смеси.
Чтобы заменить датчик кислорода. 1:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

2. отсоедините разъем датчика кислорода и жгут проводов, нажав на пластиковый зажим.

3. открутите кислородный датчик от впускной трубы глушителя (для наглядности впускная труба была снята).
4. установите датчик кислорода в автомобиль в обратном порядке.

Датчик фаз используется в системе последовательного впрыска (двигатель мод. 2112) и устанавливается на левой стороне передней части головки блока цилиндров. Фазовый энкодер работает на основе эффекта Холла. Фазовый энкодер имеет стальное дисковое кольцо в канавке паза. Этот диск прикреплен к шкиву впускного распредвала. Диск подает на контроллер отрицательный импульс, соответствующий открытию поршня 1-го цилиндра в TDC в конце такта сжатия, когда паз диска проходит через канавку фазового датчика.

Чтобы заменить датчик фазы:
1. отсоедините кабель от клеммы «-» аккумулятора.

Нажмите на пластиковый зажим и отсоедините разъем 2 с проводами от датчика фазы 1. Выкрутите два крепежных винта и снимите датчик фазы.
3 Установите датчик фазы в автомобиль в обратном порядке.

Сигнал запроса выключателя A/C. Если автомобиль оборудован кондиционером, сигнал поступает от выключателя кондиционера на приборной панели. В этом случае ЭБУ получает информацию о том, что водитель хочет включить кондиционер. При получении этого сигнала ЭБУ сначала регулирует регулятор холостого хода для компенсации дополнительной нагрузки на двигатель, создаваемой компрессором кондиционера, а затем включает реле, управляющее компрессором кондиционера.

Схема ВАЗ-2109

Автомобиль ВАЗ-2109 выпускался на предприятии «АвтоВАЗ» с 1987 по 1997 год. Годы производства 21099: 1990-2004 — в России, 2004-2011 — в Украине. Ниже приведены цветные электрические схемы (на впрыск и карбюратор) с описанием всех компонентов для различных модификаций. Информация предназначена для самостоятельного ремонта. Электрические схемы разделены на несколько блоков для удобства просмотра с помощью компьютера или смартфона, также есть схемы в виде одной фотографии с описанием элементов — для печати на принтере.

Как и автомобиль в целом, его электрооборудование было среднего уровня, поэтому владельцы «девятки» должны быть хорошо знакомы с электрической схемой, чтобы иметь возможность производить текущий ремонт своими руками.

Модификации ВАЗ-2109

ВАЗ-2109. Базовая модель, выпускавшаяся с 1987 по 1997 год, оснащалась карбюраторным 1,3-литровым 64-сильным двигателем ВАЗ-2108.

ВАЗ-21091. Это была модификация с 1,1-литровым, 54-сильным двигателем ВАЗ-21081. Серийное производство с 1987 по 1997 год.

ВАЗ-21093.Это была модификация с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083 объемом 1,5 литра и мощностью 73,4 лошадиных сил. Серийное производство осуществлялось с 1988 по 2006 год.

ВАЗ-21093i. Модификация с 1,5-литровым инжекторным двигателем ВАЗ-2111-80. Первый прототип появился в 1994 году, серийное производство началось в ноябре 1998 года.

ВАЗ 21093-22 Эта модель была изготовлена специально для финского рынка. Он отличался обновленным интерьером, литыми дисками заводского изготовления и новой торпедой. Автомобиль был оснащен 1,5-литровым инжекторным двигателем. Он выпускался с 1995 по 1998 год.

Читайте также: Технология восстановления изношенных шин с помощью холодного метода

ВАЗ-210934. полноприводный внедорожник с кузовом ВАЗ-21093, установленным на раме «Нивы», на который уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздаточная коробка от той же модели ВАЗ-2121 «Нива».

ВАЗ 2109-90. вариант автомобиля, который оснащался компактным двухсекционным роторно-поршневым двигателем Ванкеля объемом 654 куб. см.

ВАЗ-21096. экспортная версия ВАЗ-2109 для стран с левосторонним движением, рулевая колонка располагалась с правой стороны.

ВАЗ 21097. экспортная модификация ВАЗ 21091 с правосторонней рулевой колонкой.

ВАЗ 21098. еще одна экспортная модификация, но это была ВАЗ 21093 с правосторонней рулевой колонкой.

ВАЗ-2109 «Карлота». Этот автомобиль производился с 1991 по 1996 год в Бельгии компанией Scaldia-Volga.

ВАЗ-21099 Еще одна самостоятельная модель автомобиля, которая является модификацией «девятки». Этот автомобиль имел 4-дверный, 5-местный кузов типа седан и удлиненный на 200 мм задний свес.

Схема ВАЗ-2109 старые версии

Схема ВАЗ-2109 новые версии

Отсутствует датчик износа тормозных колодок (ранее лампочка ручного тормоза мигала при поднятии рычага и горела постоянно, когда работали датчики тормозных колодок).

Схема ВАЗ-2109, 21099 «люкс»

Схема ВАЗ-21099 с европанелью

Схема комбинации приборов для низкой панели

Схемы комбинаций приборов для высокой панели

Схема подключения фароочистителей

Схема проводки стеклоочистителя на низкой и высокой панели на автомобилях после 1989 года выпуска.

Электрооборудование с роторным двигателем

Схема проводки ВАЗ-2109 карбюратор

  1. Фара.
  2. Электродвигатель системы очистки фар. Дополнительный компонент, в основном используется в экспортных автомобилях.
  3. Выключатель освещения для питания лампы освещения моторного отсека.
  4. Клаксон.
  5. Электродвигатель для привода вентилятора, установленного на радиаторе системы охлаждения.
  6. Датчик температуры, который обеспечивает управляющий сигнал для электропривода вентилятора.
  7. Альтернатор.
  8. Клапан подачи жидкости для стекол фар. Используется в сочетании с пунктом 2.
  9. Клапан подачи жидкости стеклоподъемника пятой двери.
  10. Клапан жидкости для ветрового стекла.
  11. Свечи зажигания.
  12. Датчик Холла для распределения импульсов зажигания.
  13. Соленоид.
  14. Выключатель заднего хода для освещения задней передачи.
  15. Индикатор температуры охлаждающей жидкости.
  16. Стартер.
  17. Аккумулятор.
  18. Датчик, измеряющий уровень жидкости в системе усилителя тормозов.
  19. Коммутатор, управляющий системой зажигания.
  20. Датчик верхней мертвой точки для поршня первого цилиндра. Устанавливался на некоторые экспортные ВАЗ 2109 с системой диагностики. Она встречалась только на автомобилях до 1995 года.
  21. Диагностическая колодка. Дополнительный элемент, устанавливаемый вместе с элементом 20.
  22. Контроллер, управляющий электромагнитным клапаном, установленным на карбюраторе.
  23. Блок контактов пускового выключателя.
  24. Концевой выключатель на карбюраторе.
  25. Клапан экономайзера.
  26. Датчик, указывающий на аварийное падение давления масла.
  27. Привод насоса омывателя.
  28. Двигатель вентилятора вентиляции и отопления.
  29. Сопротивление для дополнительной скорости вентилятора.
  30. Переключатель селектора скорости.
  31. Привод стеклоочистителя ветрового стекла.
  32. Прикуриватель.
  33. Подсветка рычага управления отопителем.
  34. Электрическая розетка для аксессуаров.
  35. Лампа для вспомогательного освещения в моторном отсеке.
  36. Система освещения вещевого отделения приборной панели.
  37. Блок реле и предохранителей в сборе.
  38. Выключатель освещения приборной панели.
  39. Выключатель лампы стояночного тормоза.
  40. Разблокировка тормозной лампы.
  41. Рычажный переключатель в сборе.
  42. Выключатель ламп наружного освещения.
  43. Выключатель аварийной световой сигнализации.
  44. Выключатель задних противотуманных фонарей.
  45. Биметаллический предохранитель для противотуманного света.
  46. Выключатель стеклоподъемника с подогревом на пятой двери.
  47. Индикаторная мигалка на переднем крыле.
  48. Центральное освещение.
  49. Индивидуальное освещение по настроению.
  50. Выключатели управления светом на центральных стойках.
  51. Блок выключателей зажигания.
  52. Выключатель зажигания.
  53. Панель приборов низкого класса.
  54. Переключатель всасывания на карбюраторе.
  55. Задние фонари.
  56. Индикатор уровня топлива в топливном баке.
  57. Ветровое стекло с подогревом.
  58. Привод заднего стеклоочистителя.
  59. Две лампы для подсветки номерного знака.

Электрическая схема карбюратора ВАЗ-2109 — полный вид:

Во всех карбюраторных «девятках» используется одна и та же бесконтактная система зажигания, основанная на электронном коммутаторе и датчике Холла.

Типичный отказ электронного модуля управления на девятке происходит из-за просачивания воды, пыли и влаги из корпуса в виде конденсата. На заводе предусмотрена крошечная канавка для отвода воды из корпуса, но она постоянно забивается, корпус заполняется водой, и блок управления постепенно выходит из строя.

Схема оборудования ВАЗ-2109 инжектор

Электрическая схема форсунок ВАЗ 2109 имеет множество разъемов для подключения датчиков к ЭБУ.

  1. ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки);
  2. TDCS (датчик положения коленчатого вала);
  3. DT (датчик температуры);
  4. DCA (датчик скорости автомобиля);
  5. Клапан продувки адсорбера;
  6. ДМРВ (датчик массового расхода воздуха);
  7. DD (датчик детонации) и другие.

Слабым местом в жгуте является силовая проводка на нижней полке радиатора, которая постоянно подвергается воздействию высоких температур и не защищена в этой области от воды и грязи. Еще одна проблема — ремни безопасности под ковриком рядом с водительским сиденьем. Там постоянно скапливается влага, и чтобы ее удалить, пол приходится сушить, неизбежно увлекая за собой этот жгут.

С середины 1990-х годов начали использоваться двигатели ВАЗ 2109 с системами впрыска, что существенно изменило электрическую компоновку моторного отсека и приборной панели. Ниже приведена электрическая схема автомобиля 1999 года выпуска с двигателем GM ISFI-2S и ЭБУ Январь 4/4.1.

  • 1 — система инжектора;
  • 2 — свечи зажигания;
  • 3 — модуль управления зажиганием;
  • 4 — диагностический разъем;
  • 5 — General Motors или январский контроллер;
  • 6 — разъем комбинации приборов;
  • 7 — главное реле системы;
  • 8 — предохранитель для проводов, питающих контроллер и модуль зажигания;
  • 9 — предохранитель для датчиков скорости и цепей расходомера воздуха;
  • 10 — предохранитель питания топливного насоса;
  • 11 — контроллер топливного насоса;
  • 12 — индикатор температуры двигателя;
  • 13 — цепь управления холостым ходом;
  • 14 — измеритель детонации;
  • 15 — система вентиляции резервуара для паров топлива;
  • 16 — индикатор положения коленчатого вала;
  • 17 — спидометр;
  • 18 — расходомер воздуха;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — измеритель угла поворота дроссельной заслонки;
  • 21 — электрический топливный насос в комплекте с датчиком уровня топлива;
  • 22 — подключение системы зажигания;
  • 23 — индикаторная лампочка;
  • 24 — выключатель зажигания;
  • 25 — распределительная коробка;
  • 26 — вентилятор охлаждения радиатора.

С 2002 года все двигатели ВАЗ 2109 имеют только систему впрыска. На рисунке показана схема подключения ЭБУ Bosch MP7.0 (стандарт Евро-2) в автомобиле 2003 года выпуска с двигателем ВАЗ 2111.

  • 1 — четыре форсунки;
  • 2 — свечи зажигания 2109;
  • 3 — модуль распределения зажигания;
  • 4 — диагностический разъем, выведенный в салон автомобиля;
  • 5 — гнездо контроллера Bosch;
  • 6 — подсветка панели приборов и разъем;
  • 7 — главный распределительный щит системы;
  • 8 — плавкая вставка основного блока;
  • 9 — Контроллер, управляющий рабочими параметрами вентилятора на радиаторе;
  • 10 — предохранитель контроллера вентилятора;
  • 11 — реле управления бензонасосом;
  • 12 — предохранитель жгута проводов бензонасоса;
  • 13 — датчик измерения расхода воздуха на входе;
  • 14 — датчик угла поворота дроссельной заслонки;
  • 15 — индикатор температуры двигателя;
  • 16 — регулятор холостого хода;
  • 17 — датчик детонации цилиндра;
  • 18 — датчик положения коленчатого вала;
  • 19 — лямбда-зонд;
  • 20 — блок управления иммобилайзером;
  • 21 — индикатор состояния иммобилайзера;
  • 22 — датчик измерения скорости;
  • 23 — электродвигатель для привода бензонасоса, в этом же модуле находится устройство для измерения остатка топлива в баке;
  • 24 — очистительный клапан системы улавливания паров бензина;
  • 25 — разъем системы зажигания;
  • 26 — комбинация приборов с индикатором Check Engine и предупреждающей лампой;
  • 27 — реле запуска зажигания;
  • 28 — замок;
  • 29 — монтажно-распределительная сборка;
  • 30 — вентилятор системы охлаждения.

Схема блока реле и предохранителей 2109

Блоки предохранителей не зависят от используемой системы впрыска топлива — карбюраторной или инжекторной. ГПУ будут отличаться только годом выпуска автомобиля. То есть, монтажные блоки одинаковы для карбюратора и инжектора. Блок предохранителей ВАЗ 2109-099 (карбюратор, инжектор) расположен под капотом, в отсеке перед ветровым стеклом с левой стороны.

Блок предохранителей 2114-3722010-18

K1 — реле включения омывателей фар; K2 — реле включения индикаторов и аварийных огней; K3 — реле стеклоочистителей; K4 — реле управления лампами; K5 — реле электростеклоподъемников; K6 — реле звуковых сигналов; K7 — реле электрообогрева заднего стекла; K8 — реле дальнего света; K9 — реле ближнего света; F1-F16 — предохранители.

Блок предохранителей 2114-3722010-60

K1 — реле омывателя фар; K2 — реле индикатора и аварийного света; K3 — реле стеклоочистителя ветрового стекла; K4 — реле стоп-сигнала и маркерного света; K5 — реле стеклоподъемника; K6 — реле звукового сигнала; K7 — реле обогрева заднего стекла; K8 — реле дальнего света; K9 — реле ближнего света; F1 — F16 — предохранители; F1 — F20 — запасные предохранители.

Предупреждение. Силовые клеммы генератора часто ослабевают, нагреваются, искрят и расплавляют проводку. Обратите внимание на этот момент при самостоятельном устранении любых неисправностей.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector