Шаровой шарнир автомобиля — это соединительная конструкция, которая является частью подвески и позволяет колесу, установленному на нем, вращаться в разных направлениях. Если он выйдет из строя во время движения, это может привести к серьезной аварии. Поэтому каждый владелец ВАЗ 2107 должен знать алгоритм проверки работоспособности и замены шаровых опор.
- Назначение шаровых опор ВАЗ 2107
- Конструкция шаровых опор ВАЗ 2107
- Причины выхода из строя шаровых опор ВАЗ 2107
- Признаки неисправности шаровых опор ВАЗ 2107
- Диагностика шаровых опор ВАЗ 2107
- Выбор шаровых опор для ВАЗ 2107
- Замена шаровых опор ВАЗ 2107
- Порядок действий при замене шаровых опор
- Видео: замена шаровой опоры ВАЗ 2107
Назначение шаровых опор ВАЗ 2107
Шаровой шарнир (ШШ) — это обычный шарнир, встроенный в подвеску автомобиля ВАЗ 2107 и позволяющий колесу двигаться только в горизонтальной плоскости. В то же время это ограничивает способность колеса двигаться в вертикальном направлении.
Шаровые шарниры ВАЗ 2107 имеют очень короткий срок службы и поэтому подлежат частой замене.
Конструкция шаровых опор ВАЗ 2107
Раньше шаровые шарниры на легковых автомобилях не существовали. Их заменили громоздкие шарниры, которые требовали частой смазки. Скользящие свойства этих муфт оставляют желать лучшего. Это, в свою очередь, негативно сказалось на управляемости автомобиля. Конструкторы ВАЗ 2107 отказались от шарниров и установили шаровые шарниры. Первые шаровые шарниры состояли из:
- тело;
- шаровой палец;
- весна;
- пылезащитный чехол.
Штифт вдавливался в неподвижный выступ, фиксировался сильной пружиной и закрывался пылезащитной крышкой. Он также требовал периодической смазки, но это делалось нечасто (примерно два раза в год). Смазку в шарнирах необходимо было менять еженедельно.
Шаровые шарниры ВАЗ 2107 в дальнейшем постоянно совершенствовались:
- пружина была удалена;
- стальной пылезащитный колпачок был заменен на пластиковый;
- стационарная проушина, в которую вставлялся штифт, стала более компактной и получила пластиковую отделку;
- SHO стали неразрушимыми, т.е. практически одноразовыми.
Друг-водитель заверил меня, что нашел отличный способ продлить срок службы пластиковых пылезащитных колпачков. Перед установкой новых шаровых шарниров он всегда наносил толстый слой силиконовой смазки, которую автовладельцы используют для того, чтобы резинки дверей не замерзали зимой. По его словам, после такой обработки пыльники становились практически «неразрушимыми». Когда я спросил, как мазь, предназначенная для резины, может улучшить пластик, мне посоветовали просто попробовать и убедиться в этом самому. К сожалению, я так и не дождался этого. Поэтому я оставляю проверку выводов этого водителя на усмотрение читателя.
Причины выхода из строя шаровых опор ВАЗ 2107
Основные причины выхода из строя шаровых шарниров следующие:
- Значительная ударная нагрузка. В результате шаровой палец, запрессованный в проушину подвески, разрушается. Подшипник сконструирован таким образом, что ударные нагрузки на шариковый палец очень высоки. В плохих дорожных условиях эти нагрузки многократно возрастают. В таких условиях даже высококачественный шарикоподшипник не сможет достичь своего полного срока службы.
- Смазочное голодание. Ударная нагрузка вызывает медленное выдавливание смазки из оси. Кроме того, со временем смазка теряет свои первоначальные свойства.
- Повреждение пылезащитной крышки. Пылезащитная крышка защищает соединение от попадания грязи. Если в нем образуется трещина, то грязь, попадающая в зазор, превращается в абразивный материал и истирает поверхность шарового пальца.
Признаки неисправности шаровых опор ВАЗ 2107
Основными симптомами выхода из строя шаровых шарниров ВАЗ 2107 являются:
- Посторонние звуки. Во время движения со стороны колеса начинает раздаваться стук или скрежет. Он особенно ярко проявляется на неровных дорогах при скорости около 30 км/ч и обычно вызван частичным разрушением шарика на опорном штифте.
- Шатание колес. При движении на скорости колесо начинает слегка покачиваться в разные стороны. Это происходит из-за люфта, вызванного износом шин. Это довольно опасная ситуация, и ее следует исправить как можно скорее. В противном случае колесо могло бы вращаться со скоростью, перпендикулярной телу.
- Писк и скрип при повороте рулевого колеса влево или вправо. Вызвано отсутствием смазки в одном из шарикоподшипников (обычно выходит из строя только один из подшипников).
- Неравномерный износ передних и задних шин. Это может произойти не только из-за неисправных шин. Неравномерный износ может быть вызван неправильным развалом и схождением, недостаточным или избыточным давлением воздуха в отдельных колесах и т.д.
Диагностика шаровых опор ВАЗ 2107
Проверить, является ли шарикоподшипник причиной скрежета или скрипа, можно различными способами.
- На слух. Для этого вам понадобится помощник. Два человека раскачиваются в автомобиле с выключенным двигателем, одновременно надавливая на капот автомобиля с двух сторон. Если из одного из колес доносится необычный звук, значит, осевой вал изношен или нуждается в смазке.
- Определение люфта полуоси. Поднимите колесо, в котором наиболее вероятна неисправность, примерно на 30 см с помощью домкрата. Помощник в салоне автомобиля нажимает на педаль тормоза до упора. Затем колесо поворачивается вертикально вверх и вниз, затем влево и вправо. Если тормоза заблокированы, люфт проявится немедленно. Даже если она незначительна, шаровой шарнир все равно следует заменить.
- Проверка шариковых штифтов. Этот метод применим только к последним моделям ВАЗ 2107, которые имеют специальные смотровые отверстия для проверки износа шаровых пальцев без снятия суппорта. Если штифт изношен более чем на 6 мм, необходимо заменить шарикоподшипник.
Выбор шаровых опор для ВАЗ 2107
Основным компонентом любого шарикоподшипника является шариковый палец, от надежности которого зависит срок службы всего узла. Высококачественный шаровой шарнир должен отвечать следующим требованиям
- Штифт должен быть изготовлен исключительно из высоколегированной стали;
- Шарик всегда должен быть закален (корпусная закалка), а корпус штифта закален и затем охлажден в масле.
Другие компоненты подшипников изготавливаются методом холодного раздувания с последующей термообработкой.
Этот производственный процесс является достаточно дорогостоящим. Поэтому существует всего несколько компаний, которые производят высококачественные опоры для ВАЗ 2107. К ним относятся:
- Белебеевский завод «Автокомплект»;
- ПА Начал;
- Пиленга (Италия).
Выбирая шаровые опоры для ВАЗ 2107, остерегайтесь подделок. На рынке их довольно много. Некоторые из них настолько хорошо сделаны, что могут ввести в заблуждение даже специалиста. Единственным критерием, по которому можно отличить подделку от оригинала, является цена. Некачественные ХО стоят в два раза дешевле оригинала. Однако недопустимо скупиться на детали, от которых буквально зависит жизнь водителя.
Замена шаровых опор ВАЗ 2107
Шаровые шарниры на автомобиле ВАЗ 2107 ремонту не подлежат. Первые семь машин были оснащены разборными шаровыми шарнирами, из которых можно было извлечь и заменить изношенный шаровой палец. Сегодня опоры не снимаются. Более того, даже если вам удастся его разобрать, вы не сможете произвести замену шаровых шарниров, поскольку шаровые пальцы для ВАЗ 2107 давно сняты с производства.
Для замены шаровых шарниров вам потребуется:
- комплект новых шаровых шарниров;
- домкрат;
- приспособление, чтобы выдавить их из фиксаторов;
- набор гаечных и торцевых ключей;
- молоток;
- плоская отвертка.
Порядок действий при замене шаровых опор
Для замены шаровых шарниров на автомобиле ВАЗ 2107 выполните следующие действия.
- Поднимите и снимите колесо, на котором вы планируете заменить шаровую опору.
- Открутите гайку крепления верхнего шарового пальца гаечным ключом на 22 мм.
- С помощью специального инструмента выдавите штифт из наконечника.
- Вместо устройства для сжатия штифта можно использовать молоток, нанеся несколько ударов по подвеске. Затем штифт необходимо поддеть монтажным шпателем и потянуть вверх. Поскольку монтажный шпатель служит в качестве рычага, он должен быть довольно длинным.
- С помощью гаечного ключа на 13 мм выверните три винта, крепящие верхний кронштейн к подвесу.
- Снимите верхнюю шаровую опору с подвески.
- С помощью ключа на 22 ослабьте (6-7 оборотов) гайку, крепящую нижнюю шаровую опору. Его нельзя ослаблять полностью, так как он будет упираться в маятник.
- С помощью специального инструмента выдавите нижний шаровой палец из глазка.
- Гайка крепления шарового пальца полностью откручивается.
- Три крепежных болта на рым-болте откручиваются с помощью гаечного ключа на 13 мм. Нижний шаровой шарнир снимается с подвески.
- Установите новые шаровые шарниры.
- Сборка подвески производится в обратном порядке.
Видео: замена шаровой опоры ВАЗ 2107
Итак, с технической точки зрения замена шаровых опор ВАЗ 2107 достаточно проста. На практике, однако, потребуется значительное физическое усилие, чтобы выжать шаровые пальцы из сцепных устройств. Поэтому каждый владелец автомобиля должен реально оценить свои возможности перед началом работ по замене шаровых шарниров.