Замена помпы на классических моделях автомобилей ВАЗ

Классические модели автомобилей ВАЗ отличаются простой конструкцией, позволяющей автовладельцам самостоятельно выполнять большинство ремонтных работ. Диагностика и замена механического насоса охлаждающей жидкости также довольно проста и может быть выполнена вручную.

Назначение и расположение водяного насоса

Водяной насос (помпа) предназначен для циркуляции антифриза через систему охлаждения двигателя в принудительном режиме. Это охлаждает самые горячие части двигателя — цилиндры, поршни и камеры сгорания. Горячий антифриз поступает в радиатор, где охлаждается встречным потоком воздуха.

Без водяного насоса охлаждающая жидкость не может циркулировать по каналам и магистралям. Поэтому, если автомобиль эксплуатируется с неисправным насосом, двигатель быстро перегреется и выйдет из строя, что приведет к необходимости дорогостоящего ремонта.

Насос для классических автомобилей ВАЗ

Водяной насос является ключевым компонентом системы охлаждения двигателя

Водяной насос имеет довольно простую конструкцию. Рабочее колесо с одной стороны и ступица шкива с другой установлены на валу, помещенном в корпус с фланцем для упорного подшипника. Вращение вала обеспечивается парой подшипников, а герметичность корпуса обеспечивается внутренним сальником.

Конструкция насоса

Конструкция водяного насоса классических моделей ВАЗ довольно проста

Некоторые производители дополнительно оснащают насос пресс-масленкой — соплом для закачки смазки в подшипник.

На классических моделях ВАЗ водяной насос установлен в передней части двигателя и крепится болтами не непосредственно к блоку цилиндров, а к отдельному корпусу.

Вал насоса и крыльчатка приводятся в движение зубчатым ремнем, идущим от шкива коленчатого вала к генератору. Конструкция и принцип работы этого блока одинаковы как для карбюраторных двигателей классических моделей ВАЗ, так и для двигателей с впрыском топлива.

Система охлаждения двигателя

Насос расположен в передней части привода и вращается вместе с ремнем привода генератора.

Диагностика неисправностей

Водяные насосы классических моделей ВАЗ характеризуются следующими неисправностями:

  • Износ подшипников и возникающий люфт вала;
  • Утечка грязи из сальника;
  • Перекос вала и заедание.

Разборный водяной насос классических моделей ВАЗ

Рабочее колесо насоса установлено в отдельном корпусе, прикрепленном к блоку цилиндров

Почти все отказы насосов являются результатом износа подшипников. Если износ и люфт вала незначительны, насос будет работать нормально. Когда люфт в сепараторах подшипников увеличивается, из сальника вытекает антифриз, а из места крепления насоса при работе двигателя раздаются неестественные звуки — гудение или дребезжание. В результате вал становится наклонным. Существует три возможных сценария.

  1. Подшипник заклинивает, и ремень сходит со шкивов. Двигатель продолжает работать, но на приборной панели загорается красная лампочка разряда аккумулятора, а температура охлаждающей жидкости быстро повышается до максимального значения.
  2. В результате заклинивания подшипника вал раскалывается на две части. Как и в первом случае, индикатор разрядки аккумулятора загорается при работающем двигателе и максимальной температуре охлаждающей жидкости.
  3. В результате наклона вала вращающаяся крыльчатка пробивает отверстие в стенке корпуса насоса, через которое за несколько секунд вытекает вся охлаждающая жидкость, и двигатель немедленно перегревается. В этом случае необходимо заменить не только насос, но и корпус, в котором рабочее колесо пробило стенку.

Неисправный насос ВАЗ 2101

В результате износа подшипников и несоосности вал насоса может сломаться.

В отличие от переднеприводных моделей ВАЗ, где насос спрятан под крышкой ГРМ, в «классике» он находится на виду. Поэтому гораздо легче избежать неприятных последствий. Все, что требуется, — это периодическая проверка насоса следующим образом.

  1. Запустите двигатель, откройте капот и прислушайтесь. Если из передней части двигателя доносится подозрительный шум, вручную нажмите на педаль газа и прибавьте обороты так, чтобы шум стал отчетливо слышен.
  2. Внимательно проверьте переднюю часть двигателя на наличие утечки охлаждающей жидкости.
  3. Если есть признаки утечки антифриза, возьмитесь рукой за шкив насоса и перемещайте его вдоль оси вала, чтобы обнаружить провисание.
  4. Если вы чувствуете небольшой люфт при натянутом ремне или сомневаетесь в диагнозе, открутите гайку генератора на регулировочном кронштейне и ослабьте ремень. Затем еще раз покачайте шкив насоса.

Гайка натяжения ремня

Гайка удерживает ремень в натянутом состоянии

Из-за возраста этих автомобилей «родной» завод больше не выпускает оригинальные запчасти. Коммерчески доступные детали редко используются после 50 000 км пробега. Эта цифра должна служить ориентиром при обслуживании автомобиля и поможет вовремя обнаружить неисправность.

Если обнаружен небольшой люфт, не следует сразу приступать к замене водяного насоса. Он еще «проживет» 3 000-5 000 км пробега. Однако за его состоянием нужно будет постоянно следить и заранее приобрести новый насос.

Если вы видите капающую утечку воды, заметный люфт вала и слышите скрип во время работы, насос следует немедленно заменить на новый.

Замена водяного насоса

Работа по установке нового насоса на классическую модель ВАЗ состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор и покупка новой детали.
  2. Подготовка инструментов и рабочего пространства.
  3. Демонтаж старого насоса и определение возможности его ремонта.
  4. Установка нового насоса и проверка его работы.

Новый водяной насос для ВАЗ 2107

При выборе нового насоса обращайте внимание на авторитетные бренды

Покупать новый насос заранее имеет смысл только в том случае, если есть уверенность, что старый насос поврежден или выработал свой срок службы. Если поблизости есть автомобильный магазин, насос также можно приобрести во время демонтажа.

Выбор новой помпы

Насосы с маркировкой 2101, устанавливаемые на первые серии классических моделей ВАЗ, больше не производятся. Подходят насосы (каталожные номера 2107-1307011-75 и 2123-1307011-75) с увеличенным рабочим колесом и усиленной конструкцией. Первоначально они были изготовлены для «Niwa». Эти насосы немного дороже обычных. Поэтому проблем с правильным выбором нового насоса не возникает.

Ротор старого и нового водяных насосов

Насосы с рабочим колесом старого типа больше не производятся

В приводах ВАЗ 2101-07, оснащенных инжектором или карбюратором, используются насосы той же конструкции и размера.

Оригинальный водяной насос ВАЗ 2101-07

Оригинальные насосы имеют логотип производителя на рабочем колесе

Наибольшим спросом у водителей пользуются насосы следующих производителей:

  • Лузар;
  • Хепу;
  • ТЗА;
  • «Фенокс».

Рабочее колесо из различных материалов

Пластиковое рабочее колесо (слева) так же надежно, как и чугунное (справа)

В продаже имеются насосы с рабочими колесами из пластика, чугуна и стали. Хорошо работают насосы с пластиковыми рабочими колесами с удлиненными и зубчатыми лопастями. Чугунные детали менее эффективны при перекачивании жидкостей, а стальные детали подвержены коррозии и чаще всего являются подделкой.

Водяные насосы продаются в сборе с корпусом или по отдельности. Ваш выбор зависит от целостности корпуса — если он поврежден или корродирован внутри старой крыльчаткой, покупайте изделие в сборе. Если корпус цел, вам нужно купить только насосную часть.

Видео: выбор водяного насоса

Подготовка инструмента и рабочего места

Для замены водяного насоса на классической модели ВАЗ необходима ровная, освещенная площадка или теплый гараж (в холодную погоду). Поскольку все работы выполняются со стороны шасси, вам не нужна смотровая яма для проведения работ.

Необходимы следующие инструменты:

  • набор торцевых ключей и отверток;
  • плоская отвертка;
  • ломик;
  • перчатки и тканевые тряпки.

Необходимые инструменты

Для снятия старого и установки нового насоса требуется стандартный набор инструментов.

Кроме того, вам понадобится высокотемпературный герметик и 1 литр охлаждающей жидкости для дозаправки. Чтобы слить охлаждающую жидкость, подготовьте 10-литровую емкость с широким горлышком (пластиковую миску или обрезанную сторону канистры) и метровый обычный шланг.

Все работы следует выполнять на холодном двигателе во избежание ожогов

Демонтаж помпы

Чтобы снять насос на классических моделях ВАЗ, не нужно проворачивать коленчатый вал, регулировать метки или снимать привод цепи ГРМ, как это делается на переднеприводных автомобилях. Просто припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и поставьте его на ручной тормоз.

Слейте антифриз в следующем порядке:

  1. Откройте капот и поставьте емкость с антифризом под автомобиль со стороны сливной пробки. Свеча зажигания расположена на блоке цилиндров с левой стороны (по направлению движения) под третьей свечой зажигания.
    Пробка для слива антифриза
  2. Ослабьте винт и гайку гаечным ключом на 13 мм и вставьте шланг одним концом в контейнер. Ослабьте болт от руки до упора и отведите его в сторону, сразу же поднеся шланг к отверстию.
  3. Другой рукой медленно откройте верхнюю крышку радиатора. Это заставит жидкость сильнее вытекать из отверстия.
    Пробка на заливной горловине радиатора
  4. Когда антифриз начнет стекать тонкой струйкой по бокам блока, установите на место винт крышки и затяните его гаечным ключом.

При снятии насоса нет необходимости сливать всю охлаждающую жидкость. Необходимо лишь опустить его уровень ниже места установки насоса. Но и не перекрывайте интенсивный поток, так как в этом случае будет потеряно большое количество охлаждающей жидкости.

Для того чтобы продуть каналы при заливке свежего антифриза, необходимо отсоединить тонкую трубку подогревателя коллектора (на карбюраторной версии двигателя). На двигателе с инжекторами эта трубка соединена с блоком дроссельной заслонки.

Для дальнейшей работы необходимо снять ремень привода генератора. Для этого гаечным ключом на 17 мм открутите натяжную гайку (расположенную в верхней части кронштейна крепления блока) и с помощью ломика подтолкните корпус генератора к коленчатому валу. Для облегчения доступа к гайке можно отсоединить и снять аккумулятор.

Гайка натяжения ремня генератора

Для дальнейшей работы необходимо снять ремень привода генератора. Для этого гаечным ключом на 17 мм открутите гайку крепления натяжного устройства (расположенную на верхней части кронштейна крепления генератора) и сдвиньте корпус генератора в сторону коленчатого вала с помощью ломика. Вы можете отсоединить и снять аккумулятор для облегчения доступа к гайке.

Когда ремень ослабнет, снимите его со шкивов и продолжите разборку.

  1. Сильной отверткой на валу насоса ослабьте и выверните три болта, удерживающие шкив головкой 10. Снимите шкив и отложите его в сторону.
    Снятие шкива насоса
  2. Открутите гайку крепления кронштейна регулировки генератора с помощью гаечного ключа на 17 мм.
  3. С помощью гаечного ключа на 13 мм открутите четыре гайки, крепящие фланец насоса к корпусу.
    Крепление насоса к корпусу
  4. Осторожно подденьте насос за фланец с помощью отвертки и вытащите его.
  5. Очистите все оставшиеся старые уплотнения и прокладки с посадочного места и удалите остатки жидкости. Используйте небольшое зеркало для проверки внутреннего состояния корпуса.
  6. Проверьте состояние снятого насоса. Если происходит утечка опреснителя и вал немного ослаб, его можно отремонтировать.

Установка помпы

Перед установкой нового насоса проверьте, подходит ли он к старому корпусу. Для этого вставьте насос с уплотнением в гнездо до упора и проверните конец вала. Если крыльчатка трется о стенки корпуса, скорее всего, у вас подделка.

Установите новый насос в обратном порядке.

  1. Нанесите герметик на фланец корпуса и прокладку.
  2. Установите насос в правильном положении — штифт крепления кронштейна генератора должен находиться с левой стороны.
    Правильное положение насоса
  3. Затяните все крепежные болты в обратном порядке. Закрепите шкив.
  4. Установите ремень привода генератора и натяните его, прижав ломиком к корпусу электрического блока. Затяните фиксирующую гайку.
    Ремень генератора

Перед заправкой процедите старую жидкость через мелкую латунную сетку. Заливайте антифриз осторожно, чтобы не потревожить осадок на дне резервуара.

Сначала заполните систему свежим антифризом через заливную горловину радиатора. Медленно залейте антифриз, следя за трубопроводом, выведенным из блока подогрева коллектора (в инжекторном двигателе — дроссельная заслонка). Как только жидкость вытечет из трубки, немедленно наденьте трубку на фитинг и закрепите ее зажимом. Осторожно долейте оставшуюся охлаждающую жидкость до уровня в расширительном бачке (между отметками min и max).

Расположение кабелей обогрева коллектора и дроссельной заслонки

Заполняйте систему охлаждающей жидкостью до тех пор, пока она не потечет из трубы отопителя коллектора (слева) или дроссельной трубы (справа).

По окончании закройте крышки радиатора и бачка и запустите двигатель. Когда двигатель прогреется до 80-90°C, проверьте переднюю часть двигателя на наличие утечек и обязательно дождитесь включения вентилятора охлаждения. Это говорит о том, что в магистралях нет воздушных карманов, что означает, что система охлаждения работает нормально.

Видео: установка водяного насоса

Ремонт водяного насоса

Если старый насос имеет неповрежденный корпус, его можно отремонтировать, заменив вал имеющимся в продаже подшипником и сальником. Для этого потребуется выжать крыльчатку специальным съемником, а затем снять вал. Это может сэкономить до 60% от стоимости нового насоса и может быть выполнено собственными силами.

Демонтирован насос ВАЗ 2107

Ремонт насоса потребует замены вала с подшипниками

Заменить насос в системе охлаждения классических моделей ВАЗ самостоятельно не очень сложно. Стандартный набор инструментов и тщательное следование инструкциям позволит вам обойтись без посторонней помощи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector